Ч. 7 Война на Тихом океане. Мидуэй II

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/04/08/2291

Американский авианосец затонул, но и японскому авианосцу не удалось уйти безнаказанным. С «Yorktown» успели  поднять двадцать четыре пикирующих бомбардировщика, к которым присоединились  в 17 часов 4-го июня авиагруппа с авианосца «Enterprise». «Hiry;» яростно защищали полтора десятка японских истребителей.  А куда им было деваться в случае потопления авианосца? Отсюда и самоотверженность.

Но и американцы сражались с неменьшим мужеством и ожесточением. Они сумели попасть в авианосец несколькими бомбами. Японский авианосец охватило пламя. Рвался боезапас и баки с авиацонным горючим. Все попытки обуздать пламя оказались тщетными.

 Контр-адмирал Тамон Ямагучи, который командовал соединением, приказал перевести большую часть экипажа на корабли сопровождения, оставив только тех, кто по штатному расписанию боролся с огнём.

Адмирал и командир авианосца капитан 1 ранга Томео Каку оставались на корабле, надеясь справиться с пожаром. Утром 5 июня  контр-адмирал Ямагуто пришёл к выводу, что авианосец не спасти, и его не удастся отвести на буксире в Японию для ремонта. Оставшаяся часть экипажа перешла на эсминцы.

Два эсминца по приказу адмирала торпедировали корабль. Авианосец пошёл ко дну. Контр-адмирал Ямагуто, потерявший в бою все авианосцы, и командир «Hiry;» капитан 1 ранга Томео Каку предпочли уйти на дно  вместе с авианосцем. Но, если вы помните, также поступили английский адмирал и командир корабля, когда японцы потопили тяжёлый крейсер «Ripals» и линкор «Prince of Wales».

Последими приказами японского адмирала были приказ об отмене высадки на остров Мидуэй и об общем отходе на запад. Сражение японского и американского флотов окончилось поражением японцев, у которых погибли четыре авианосца, тяжёлый крейсер, серьёзные повреждения получили линкор, тяжёлый крейсер, три эсминца и танкер.

Подводные лодки использовались неэффективно, занятые ими позиции, американские корабли обошли. Наши отечественные военно-морские историки, которые после войны переигрывали в своих трудах все сражения, писали, что Ямамото и его адмиралы совершили множество непростительных ошибок, но и американские адмиралы, по их мнению, действовали не лучше, не развили успех.

Поскольку это литературный сайт, и всё, что на нём пишут, рассчитано на широкий круг читателей, то деталей и пояснений, кто и что делал не так, не привожу, да и такой анализ может выполнить только человек, который сам командовал соединениями и флотами, а я, простой смертный старший офицер, лишь констатирую факты.

Японцы не смогли достигнуть своей цели – захватить остров Мидуэй. Адмирал Нельсон когда-то сказал, что лучше потерять корабль, чем опытного командира корабля, японский флот потерял адмирала, опытных офицеров и матросов, сотни морских лётчиков и обслуживающего персонала, всего -  3057 человек.

Потери американцев составили авианосец и эсминец, погибли 307 человек. Японский флот превосходил американский по своей боевой мощи и числу кораблей, но это ему не помогло. Американцы не подпустили ни один японский линкор на дистанцию артиллерийского огня. Сражались только лётчики с одной, и с другой стороны.
 
Отныне исход сражения решался не артиллерийским боем, а морской авиацией. В наше время судьба надводных кораблей решается тем, кто первый увидел и отправил по цели ракету, короче говоря,  большинство надводных кораблей стали одноразового использования в бою, учитывая ограниченное бронирование и корпуса кораблей, которые изготавливаются из лёгких сплавов.

Японское правительство приняло меры, чтобы население и в сухопутных вооружённых силах не узнали о жестоком поражении японского флота. Газеты трубили о победе над янки.  В армии верили, что японский флот продолжает одерживать победы. Военно-морская контрразведка  приняла меры по изоляции раненых моряков и лётчиков. Уцелевших офицеров и матросов отправили в южные части Тихого океана.
 
Потеря большого числа опытных пилотов привела к нехватке лётного состава. Новых лётчиков стали готовить по ускоренному курсу и упрощённой программе, что, естественно, не могло не сказаться в бою.
 
От поражения у острова Мидуэй японский флот так и не смог оправиться, надежда японского военно-морского командования на господство в Тихом океане приказала долго жить. Японцы до конца войны с огромным трудом построили три авианосца.

За это время американская судостроительная промышленность построила свыше тридцати авианосцев. Конгресс США принял закон Винсона, по которому американский военно-морской флот должен был превосходить все флоты стран Оси вместе взятые, а также французский и английский флоты, которые, как считали американцы, могли быть захвачены противником.

Исключительный вклад в победу у Мидуэя внесли военно-морские специалисты по криптографии под руководством капитана 3 ранга Джозефа Рошфора, работавшие на базе в Пёрл-Харборе. Они сумели взломать японский военно-морской код, известный как JN-25, и перехватывали все японские сообщения.

Это позволило главнокомандующему военно-морским флотом адмиралу Нимицу разместить свои силы к северо-востоку от Мидуэя в месте, которое обозначили на картах, как Point Luck, и лишило японцев фактора неожиданности, как это случилось в Пёрл-Харборе.

Аппетиты японских адмиралов превосходили их возможности. Армейское командование знало, что любой захваченный остров, тем более, Новая Каледония, Фиджи, Самоа, а Ямамото целился даже на Австралию, требовали гарнизона. Армия с трудом удерживала Индокитай, территорию в Китае. Поэтому в высших военно-политических кругах Японии на этот счёт не было согласия.

Планируя захват Алеутских островов, адмирал Ямамото и его сподвижники, рассматривали их с одной стороны, как защиту от нападения США на Курильские острова, а с другой – как трамплин для захвата Аляски и базу для нанесения ударов по западному побережью США.

Кроме того, гидросамолёты, дальность полёта которых доходила до 300 миль, при взаимодействии с кораблями, производящими патрулирование, могли контролировать судоходство в северной части Тихого океана, учитывая, что по этим маршрутам США поставляли в Советский Союз вооружение, продовольствие, военные материалы и технику.

В Соединённых Штатах хорошо понимали стратегическую ценность Аляски и островов. Не зря в 1935 году бригадный генерал Билли Митчелл заявил в Конгрессе, что в будущем, кто будет владеть Аляской, будет владеть миром. Он считал Аляску самой важной стратегической точкой мира.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/04/13/1316

На рисунке: плакат военной поры