Эх, Полтава...

Галина Куриленко
Мне не хотелось, чтобы упоминание о моей мужской профессии вызвало у читателей жалость ко мне. Да, я всю жизнь проработала дежурным электриком в действующем цехе  Хим. завода. Вернее  «элЕктричкой».  Но это была нормальная работа со своими трудностями и  со своими положительными моментами.

Однажды моя подруга ждала меня на первом этаже бытового помещения цеха после дневной смены, чтобы вместе  идти домой , не так страшно по темноте вдвоём. Проходящий мимо слесарь спросил.
- Светка, почему домой не идёшь?
- Электричку жду -  имея ввиду меня.
- Так, ждала б на остановке…. – И пошёл, возмущаясь, дальше.
 Так за мной закрепилась кличка ЭлЕктричка. Ударение некоторые ставили специально не правильно, что не вызывало возражений с моей стороны. Электричка, так  электричка! Хоть горшком назовите, только, в печь не ставьте.  Характер у меня  не сварливый, к работе относилась  добросовестно, отношения со всеми были ровные. А с мужчинами  тёплые, дружественные. Они старались оградить меня от выполнения физически тяжёлой работы, и я это очень ценила.
Много интересных историй произошло за трудовую жизнь со мной.  Сегодня расскажу одну из них.

Мы отпускали продукцию самовывозом. Ехали к нам машины со всего Союза. А позже - со всей Украины. Запомнился мужчина шофёр–экспедитор из Полтавы. Он приехал получать продукцию зимой в сильный мороз и ветер. В это время поломалась кран-балка, которой грузится продукция в резиновых контейнерах весом 900 кг. Поломалась по электрической части. Вызывают меня для ремонта.
   
Неисправность нахожу легко.  Но мороз и ветер на высоте 7 метров, где находится площадка по обслуживанию кран-балки, такой силы, что глаза слезятся и я ничего не вижу. Мои попытки провести ремонт быстро не дают результата – руки деревенеют от мороза, слёзы, сопли и прочие отвлекающие факторы сводят все мои попытки  на нет. Водитель из Полтавы не выдерживает, выходит из кабины и поднимается ко мне на площадку.
- Едрить твою кочерыжку ж! Ого, як тут дмэ!  Ни хрена ж соби…. Может тоби помогты шось, жиночка?
- Сопли можно вытирать, слёзы промокать, руки отогревать, – смеюсь я – а ещё можно в машине подождать, я постараюсь сделать быстрей, закончу ремонт, приду, скажу.
- Цэ ж яке здоровья надо иметь, шоб на такой роботи  робыть? – Горестно вздыхает он, спускается с площадки и прячется в кабине.
 
  Я прилагаю максимум усилий и через полчаса заканчиваю ремонт,  даю знак грузчикам , что можно грузить машину. А сама иду в гости в кабину водителя.  Он радуется моей победе над поломкой крана больше меня, угощает меня  чаем из термоса и всё время говорит, говорит, говорит на своём мягком полтавском говоре. (Сделаю перевод, но он смажет  колорит и певучесть.)

- Я же езжу к вам за продукцией не первый раз.  Смотрю, ходят все девчата закутанные, в респираторах, как зечки на химии. Я ж думал, что тут заключённые работают!  А когда прошла пересменка, смотрю , выходят из цеха после бани такие красивые девчата, загляденье просто!
- Да, нас если хорошо с мылом помыть, мы ещё ничего. – Смеюсь я, отогревшись в тепле кабины чаем.
- Нет. Я не понимаю, как добровольно можно пойти работать на такой завод?! Вот ты – красивая молодая, прыткая (это он о моей скорости передвижения в ватных бурках, в ватных штанах и ватной куртке говорит), и пошла гробить себя.
 Как ему объяснить? Промышленный регион. Заводы. Выбор между «тяжело» и «очень тяжело». А если у тебя ещё и мужская профессия, то работаешь там, куда приняли на работу. Где справляешься с ней. Это я и пытаюсь ему объяснить. В это время грузчики погрузили  машину, и один из них поднимается в кабину сказать об этом водителю.

- Таак… Не понял. Ты чего это, Полтава, наших девчат сманиваешь а?  Смотри, не балуй! А то и схлопотать можешь.
- Так, я,  только, чаем её отогревал, а так  ни-ни… -  Быстро включается в шутливую перебранку водитель.- Я ж чисто из человеческого любопытства хочу понять почему такие гарнюни в таких условиях работают? Мужики я понимаю. А женщины?
- Эх, Полтава, как бы тебе лучше объяснить? Нам в смену специально их дают  самых молодых и красивых, чтобы  повышать работоспособность мужиков. Нас вот, за хорошие показатели в работе, премировали ,  вместо дежурного электрика дали элЕктричку и мы стали работать ещё лучше! Правда, Галюсь?
Я киваю, стараясь не расхохотаться.
На  лице нашего полтавского гостя отражается весь мыслительный процесс. И когда до него, наконец-то, доходит смысл сказанного грузчиком, он начинает хохотать.

- Чего ты ржёшь?  Приедешь к себе на предприятие и расскажи о передовом опыте. Каждому мужику на работе красивую  напарницу! И вперёд к победе Коммунизма! Ладно, Галчонок, пойдём в цех, там гашение остановилось, тебя ждут. И мы, отогревшиеся, быстро уходим в цех , оставив полтавчанина в размышлениях и с улыбкой на лице.