Кони

Владимир Бабиков
                Многие из нас помнят старую пословицу : «старый конь борозды не испортит,» - некоторые тут же добавят – «но и глубоко не вспашет.»
Когда я в очередной раз гостил у бабушки в Васильевке со мной произошла следующая история …
                В один из летних июльских вечеров , когда солнышко ещё и не собиралось прятаться , так как на  этой широте летом царствуют белые ночи, ко мне подошёл мой дядя по имени Николай и позвал меня на курью проверить сети . Правда дядя был всего на 6 лет старше меня , мне же тогда было десять , поэтому воспринимал его я как своего старшего брата .
               Он был невысоким ладно-сложенным юношей . Светлые , коротко-стриженные волосы его лежали ровно и от того казались ещё более белыми . Глаза его были серые с голубым оттенком и веяли чистотой и искренностью . Но нет , меня не проведёшь , я хорошо знал своего дядю . Стоило пристальнее заглянуть в глубину его глаз и там можно было встретить таких лукавых чертей , что непонятно как они вообще не выпрыгивали из него . Николай был очень наблюдательным , всё что происходило рядом с ним , особенно если это вызывало толику улыбки , откладывалось в одной из многих ячеек его памяти и никто не знал , когда и по какому поводу он напомнит об этом «виновнику торжества» . Первым от него получил его же отец , мой дед . Он был человеком спокойным и даже в какой-то мере стеснительным . Как рассказывал мне папа, его невозможно было вытащить из-за стола на какой-либо танец , более того, когда народ ещё только собирался в круг, дед первым делом брался за балалайку , чем гарантировал себе определённую неприкосновенность . Но однажды он всё же потерял бдительность и вышел на танец . Хорошо ли он танцевал или так себе я не знаю , не видел , но на следующий день Николай, которому было тогда пять лет, показал танец деда во всей красе, со всеми его прыжками и ужимками, да так, что семья наша была в восторге за исключением деда , который никак не мог поверить, что он танцевал именно так . С той поры не только наша семья, но и все в округе , увидев рядом с собой белобрысого Колю, старались вести себя сдержанно, чтобы не попасть к нему в чёрный список , что впрочем не мешало ему расти честным и открытым парнем .
                Я внимательно , своими десятилетними глазами смотрел на него , пытаясь понять  в чём же подвох , но так и не смог разглядеть бесенят в его взгляде  и , улыбнувшись в ответ , согласился . Коля стремглав сорвался с места и побежал в сторону электростанции. Я удивлённо уставился ему вослед : « что он там забыл?» - и только когда он пробежал мимо неё , я догадался куда он так рванул, на конюшню . Почти что в каждой семье была своя лошадь,  как правило кобыла, ну какой из деревенских крестьян откажется от приплода, но только вот никто не держал лошадей возле своих домов . Всем миром построили недалеко от электростанции общую конюшню , в которой и жили деревенские лошади , это ж не корова , которую надо доить два раза в день . Те как раз имели при доме свои личные апартаменты . Надо признаться я начал немного переживать по всё той же причине , что я городской и опыта верховой езды у меня кот наплакал , но судя по всему выкрутиться на этот раз не получиться и у меня появился шанс попасть в список Николая в качестве «великого» наездника . Прошло немного времени и он появился верхом на коне , ловко управляя им ногами, он несся прямо на меня во весь опор, явно стараясь произвести впечатление , что ему и удалось сделать . Я смотрел на своего дядю с завистью и восторгом , такого мастерства я ещё не видел . Подскочив ко мне, он поднял коня на дыбы и ловко соскочил с него . « Поедешь на нём» - сказал он мне и отдал мне поводья . Рыжий конь с огненно-белой гривой опустил голову, слегка повернув её ко мне и пытаясь видимо разглядеть кому же его доверили . Когда его взгляд нашёл меня, мне показалось , что зрачки его увеличились от удивления и он сейчас заржёт от смеха . Я подошёл к нему и обнял его большую голову . Из левого кармана , достав небольшой кусок пшеничного бабушкиного хлеба, я угостил Огонька. Может его звали и иначе , даже скорее всего у него было другое имя,  но для меня он стал Огоньком . Прижавшись правым ухом к его голове , я слышал как под его крепкими зубами хрустит трава вперемешку с моим хлебом. Мой нос ловил непривычные и оттого ещё более приятные запахи конского тела . Взяв его за уздечку я немного отошёл от него и ещё раз оценивающе оглядел : «Нет, не по мне конь, не справлюсь» - с сожалением констатировал я и как то сразу поник , опустив плечи . Николай это сразу заметил : «Что? Великовата лошадка?» - в глазах его был вопрос, я пытался понять усмехается ли он . Но нет , Коля был серьёзен и действительно интересовался моим мнением . «Я не справлюсь с ним,» - ответил я – « а он это чувствует». «Жди меня здесь»- бросил дядя и каким то образом, с места запрыгнув на Огонька , сорвался в сторону конюшни . «Ну что ж поездка на курью отменяется» - подумал я и уже собирался заходить домой с расстроенными чувствами , как увидел , обратно скачущего Николая , в поводу с ним скакал  ещё один конь . «Ну это точно мне»- обрадовался я, оценив , что вторая коняшка не в пример меньше Огонька-« с этим то я слажу». Быстро забежав домой, нашёл пару пшеничных сухарей и пошёл знакомиться с товарищем . Это был немолодой конь пегой масти , серый окрас его был хорошо перемешан белыми пятнами , словно серое осеннее небо с облаками . «Облачок» - улыбнулся я ему и протянул сухари . Конь тут же губами схватил их, сразу начав жевать, и тут же попытавшись запихнуть в свой лошадиный рот мою ладонь вместе с оставшимися на ней крошками . Я отдёрнув руку тут же начал гладить его по лошадиной морде, чтобы тот привык к моему запаху . Облачок стоял ровно и даже не шевелился, изредка подрагивая своим пегим телом, сгоняя с себя комаров и мошкару . Седла на обоих лошадях не было, на кратковременные поездки их никто никогда не седлал . Сделав пару шагов для разбега , я запрыгнул на Облачка , тот не шелохнулся , как будто меня и не было . «ну что тронулись?» -улыбнулся Николай и рысью поскакал в сторону Печоры . Я натянув поводья, пару раз чмокнул губами , дав Облачку команду трогаться , но тот либо действительно меня игнорировал , то ли просто меня не замечал в силу своего возраста . Немного поёрзав по его спине, я пару раз  не сильно пристукнул по его бокам своими сапогами . И , о чудо , Облачок меня понял и таки пошёл вслед за своим товарищем . Но беда была именно в том, что он пошёл , пролетающие мимо комары , издевательски жужжали и сеялись над нашей огромной скоростью  . А куда ему было спешить? Через пару минут  я , использовав весь свой небогатый арсенал по управлению конём, начиная от грозных окриков и заканчивая мольбой и просьбами, смирился и просто любовался проплывающими мимо пейзажами, благо конь предоставил для этого просто шикарную возможность . Минут через десять Николай прискакал ко мне и пристроившись справа , спросил: «ты чего не догоняешь?». «Я бы рад, но вот он не хочет» - ответил я , указывая на своего товарища коня. «Понятно»- улыбнулся Коля и взяв за узду моего Облачка перешёл на рысь. Чудо повторилось снова, мой Облачок поскакал рысью. Убедившись, что тот не собирается останавливаться, Николай отпустил узду, предоставив возможность мне управлять дальше самому . Но дальше рыси дело не пошло и я понял, что вернувшись домой я заработаю синяк на одном месте. Облачок меня не слышал и жил своей, ведомой только одному ему жизнью, считая видимо меня очередной несущественной помехой . Честно говоря я не помню сколько продолжалась наша рысь, но доскакав до курьи я с большим удовольствием соскочил с него. «Ну друг , спасибо, прокатил»- посетовал я ему, на что тот мне фыркнул в ответ что то недовольное, так как берег был песчаным и ему нечего было жевать пока он нас будет ждать . Я оглянулся на Печору и увиденное мне не понравилось, на левом берегу небо очень быстро темнело, приближалась сильная гроза. Даже ветер заметно усилился, в миг сдув всех , мешавших нам всю дорогу,  насекомых. Николай в это время плыл в сторону сети , поплавки которой прибило к противоположному берегу, оставив  ближе к середине курьи метров двадцать сети. Я скептически оценил вероятность сегодняшнего улова , тем не менее подошёл в плотную к воде . ожидая  когда подплывёт Николай с концом сети. Через несколько минут он , в чём мать родила ,уже выходил на берег, таща снасть в руках. Я быстро взялся за второй конец снасти и мы ловко начали вытягивать её на берег, поочерёдно оглядываясь назад и прислушиваясь к приближающимся раскатам грома . Первые метров десять сети были совершенно пустыми, затем в воде что то заблестело и показался первый и достаточно крупный язь, сразу за ним трепыхалось пара крупных сорог и тут же чередуясь пошли крупные окуни и сиги, под конец даже попался налим, как он заплыл в курью одному Богу известно, раньше здесь он никогда не попадался . И тут прямо посередине курьи я заметил расходящиеся волны, под водой плыло ну что то очень крупное, я даже боялся предположить что это за рыба. Она плыла так близко к поверхности, что оставляла след ,как акула в море, но у той хоть плавник из воды видно, а здесь же можно только догадываться что там под водой. Мой дядя также внимательно следил как расходятся волны по сторонам. Рыба проплыла с Печоы в сторону устья курьи и видимо убедившись, что дальше ходу нет, развернулась в обратную сторону . В моей голове возникло дикое желание поймать этого подводного монстра и я повернулся к дяде: «Коль, давай мы её поймаем». Дядя посмотрел на меня, словно я предложил достать луну с неба и ответил : «нет, Вов, мне и на берегу хорошо». Мы вдвоём провожали эту царь-рыбу взглядами до самого выхода из курьи , но тут громыхнуло особенно громко и мы , обернувшись заметили как гроза уже почти нависла над Печорой и над нами. Коля сразу схватив сеть потащил её в воду и крикнул мне: «бери мешок с рыбой и скачи домой быстрее, я догоню». Гром, словно подтверждая его слова, громыхнул так, что оба коня прижали уши и начали беспокоиться. Я быстро схватил мешок и разбежавшись запрыгнул на коня , тот с места рванул галопом. Хлопая глазами и не понимая , что происходит , я не сразу сообразил, что впопыхах вместо Облачка вскочил на Огонька, а того уговаривать не надо было. Почти сразу приспособившись к его галопу и держа равновесие , я даже начал получать удовольствие от скачки и скорости. Левой рукой я держал поводья , в правой же у меня был мешок с рыбой . В ушах свистел ветер , Огонёк ловко стучал копытами по песчаному берегу и я чувствовал себя одним из неуловимых из моего любимого фильма детства . Приближалось весеннее пересохшее  русло ручья  Косшор. И тут я понял, что Огонёк и не собирается останавливаться, он будет его перепрыгивать . Моя душа снова убежала, куда то в сторону пяток и я начал торопливо присматривать место куда же я буду падать . Если скакать на лошади я более менее наловчился, то уроки конкура мне никто и никогда не давал, не до них было. Когда же Огонёк приблизился к руслу ручья я лёг , прижавшись к  его шее и обхватив её обеими руками, ногами же  прижался насколько мог к его спине. В следующую секунду я почувствовал как Огонёк , оттолкнувшись во всю мощь своего лошадиного тела , взвился в воздух. Шум топота копыт пропал и мир замер , в возникшей вокруг тишине . Я летел на спине Огонька , словно Иванушка на Коньке-Горбунке  и вся Земля был подо мной! Очередной раскат грома вернул меня на неё и топот копыт Огонька подсказал, что мы скачем дальше. «Ура!!!»-закричал я –«удержался!!!» - и начал размахивать над головой мешком с рыбой , распугивая пролетающих мимо меня и убегающих от грозы чаек . Я улыбался во весь свой рот , предвкушая как влечу в деревню верхом на Огоньке и все увидят какой лихой я наездник, эх жаль, что вместо сабли только мешок с рыбой в руках. Ну да ничего, я приосанился , стараясь держать спину ровно, интуитивно чувствуя, что так выглядеть буду со стороны гораздо лучше . и в этот миг я услышал сзади топот , меня кто то нагонял! «Не может быть»- подумал я и оглянулся ,верхом на старом Облачке скакал мой дядя! И он меня нагонял! Как?!!! Как он сумел раскочегарить этого старого пегого конягу?!! Это было крушение всех моих надежд на красивый въезд в деревню верхом на коне . Я внимательно посмотрел на Облачка , пытаясь ему внушить , чтобы он меня не предавал, но тот по-прежнему меня не слышал и также не спеша обгонял по правой сторону . Тогда я решил схитрить и на подъёме в деревню срезал путь, рискнув забраться на Огоньке в крутую гору. Николай , поняв что я задумал, улыбнулся и специально притормозил Облачка, перейдя на рысь.
     И вот уже показался мой дом, моё сердце замерло в надежде, что кто-нибудь из родных будет на улице и увидит , как городской мальчишка лихо скачет на огромном рыжем коне . На крыльце стояла бабушка и подняв ладонь ко лбу пристально вглядывалась, пытаясь угадать кто скачет и тревожно поглядывая на грохотавшую уже близко грозу. Подскакав к забору я остановил Огонька и спокойно, словно так и надо, спрыгнул с него, пытаясь походить в этом на своего дядю Николая. Бабушка смотрела на меня и улыбалась , она прекрасно понимала как бухает и волнуется моё детское сердце, но вела себя со мной по-взрослому прекрасно понимая, что я потихоньку становлюсь мужчиной . «Ну как съездили?»- спросила она меня. Я думал, что она снова погладит меня по голове как это делала до этого не раз, но нет , она протянула руку , чтобы взять улов, добычу, то, что и должен приносить мужчина в дом . В этот миг я был самым счастливым мальчишкой на свете .
   Сзади раздался топот копыт, меня догнал Николай на Облачке. « Ну что , пошли выгуляем коней до грозы» -я снова забрался, теперь уже без опасений на Огонька и мы порысачили не спеша в сторону конюшни , заодно выгуливая коней. У самой конюшни Николай забрал их обоих , а я побежал быстро домой, так как по пыльной улице стали стучать первые огромные капли дождя и уже через минуту сплошной стеной деревню накрыл ливень ….