Геополитический туризм

Татьяна Герасименко
Т.И. Герасименко, Б.Б. Родоман
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКИ ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНАХ
Опубликовано: Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2017. С. 4-10

Феномен бурного развития туризма в современном информатизирующемся мире во многом связан с потребностью в личном общении, непосредственном соприкосновении с иными ландшафтами и культурами. Наряду с туризмом, имеющим своей целью рекреацию (пляжный, круизный и др.), развиваются другие виды туризма, в частности, познавательный (историко-культурный, религиозный, этнокультурный, аграрный, научный). Особую категорию составляют экстремальные виды познавательного туризма, например, военный, который предполагает посещение мест боевых действий, поисковый военно-патриотический туризм и др. Расширяется география туристских регионов. Многие страны осознали востребованность такого важного ресурса как культурное и природное разнообразие и выгоду от его использования, поэтому стремятся его продавать, привлекая потоки приезжих.
Особый интерес у определённой категории туристов вызывают регионы, которые мы называем геополитически проблемными. Речь идёт об особого рода познавательном туризме, включающем и всякого рода делегации, специалистов-профессионалов (экологов, географов, политологов и др.). Для жителей этих регионов нередко туризм – один из важнейших источников доходов. Мы предлагаем использовать условное название «геополитический туризм», который объединит разные виды туризма в такие регионы. По содержанию он комплексный, однако акцент должен быть сделан на современную жизнь. Такой туризм может быть по своему характеру и задачам приближен к экспедиционному.
К геополитически проблемным регионам мы относим территории разного ранга (государства и их части, непризнанные республики, страны, административно-территориальные единицы), имеющие либо имевшие в недалёком прошлом разного рода проблемы в геополитическом пространстве мира либо своего государства, обусловленные геостратегическими, социально-политическими, военными, геодемографическими, этноконфессиональными, социально-экономическими факторами, которые влияют на стабильность региона. В частности это: 1) территории «самопровозглашённых», не признанных или частично признанных государств; 2) регионы, недавно пережившие гражданскую войну, обычно со многими не урегулированными последствиями; 3) разделённые демаркационными линиями и частично или полностью оккупированные или аннексированные с точки зрения одной стороны конфликта; 4) пережившие сецессию – недавно перешедшие из одного государства в другое; 5) добивающиеся полной независимости на основе проведённых референдумов; 6) опасающиеся потерять свою автономию или фактическую независимость; 7) недавно открывшие границы миру территории, доступ в которые ограничен; 8) регионы с сепаратистскими настроениями; 9) страны с диктаторскими режимами; 10) страны или их части, где ведутся боевые действия; 11) страны и регионы с межэтническими конфликтами. Некоторые регионы могут относиться одновременно к нескольким таким категориям.
На постсоветском пространстве это Приднестровье, Крым, Донбасс, Чечня, Абхазия, Южная Осетия, Карабах, Таджикистан. В остальном мире – Каталония, Босния и Герцеговина, Косово, Кипр (Северный и Южный), Израиль, Палестинские арабские территории, Курдистан (разделённый между государствами), Афганистан, Кашмир, Верхний и Нижний Мустанг в Непале, Бутан, Шри-Ланка, Гонконг, Макао, Тайвань, Северная Корея, Тунис, Куба, Гренландия и др. По данным АТОР (Ассоциации туроператоров России) [http://www.atorus.ru/], многие из этих дестинаций весьма популярны у российских туристов. В десятку самых популярных направлений из этой группы стран в 2016 г. вошли Испания (второе место), Кипр, Израиль. Растёт число туристов из России в республики бывшей Югославии.
В данной публикации мы опираемся на собственный опыт путешествий – в геополитически проблемные страны и регионы Европы, Азии, Северной Африки, Северной Америки, России и Ближнего Зарубежья. Геополитически проблемные регионы весьма заинтересованы в увеличении туристских потоков. При этом важно понять, что для успешного развития рекреационной деятельности необходимо выполнение ряда условий: 1) безопасность; 2) комфорт; 3) интересные и разнообразные маршруты.
Безопасность – важнейшее из условий. Хотя некоторых любителей экстремального туризма привлекает риск, о них мы сейчас говорить не будем. Эти территории различаются по степени риска. В некоторых из них, переживших в недалёком прошлом боевые действия либо террор, безопасность налажена и гарантирована. Однако массовый туризм пока не наблюдается: многие опасаются ехать из-за отсутствия надлежащей информации. Яркий пример – Чечня. Это одна из самых экзотичных, но и наиболее безопасных российских республик, однако в массовом сознании россиян преобладает другое представление. Подобным территориям предстоит колоссальная работа по пропаганде истинного положения дел. Пример организованной полноценной безопасности – Израиль, где, несмотря на напряжённую обстановку, массовые туристские потоки не испытывают никакого неудобства с этой точки зрения.
Комфорт также важен. В подавляющем большинстве подобных регионов предусмотрен определённый минимум услуг, обеспечивающий потребности современных туристов, чтобы не отвлекать их от основной цели путешествия. Иногда бывают бытовые сложности (как например, в Верхнем Мустанге). В большинстве случаев это отели с чётким набором предоставляемых услуг и питания, либо гестхаусы. В ряде случаев подходит и вписывается в программу проживание в семье (как, например, в берберских районах Туниса).
Содержание и маршрут – это то, ради чего такой туризм существует. Говоря о туризме в эти регионы/страны, мы имеем в виду, конечно, не тривиальный пляжный и курортный отдых. Он может быть в некоторых проблемных регионах вполне налаженным и от политики не зависящим. Туризм в такие регионы может иметь организованный либо неорганизованный характер, быть групповым либо индивидуальным. По нашему опыту, лучший вариант – передвижение небольшими группами (два-три человека) с использованием местных гидов по индивидуальной программе. Особенно это важно для регионов с экстремальными условиями (Бутан, Верхний Мустанг). По составу участников такого рода туризм не может стать массовым (и не должен, поскольку это нарушит не только экологическую, но и этнокультурную обстановку). Не случайно для подобных регионов предусмотрены пермиты – специальные пропуска, которые стоят не дёшево, но и отсекают «праздно шатающихся». Маршрут и программа должны формироваться заранее, но быть гибкими. Непременно программа должна предусматривать контакты с местным населением, включать не только осмотр ярких архитектурных, культурных и природных достопримечательностей, но и обнажать проблемы и эпизоды повседневной жизни людей. Приезжих интересует, что сейчас происходит в этих регионах, налажена ли там нормальная жизнь, ликвидированы ли последствия недавних вооружённых конфликтов, есть ли опасения утратить существующий статус, можно ли иметь дело с этими регионами и т.д.
На принимающей стороне в геополитически проблемных регионах лежит бремя пропаганды: убеждать гостей, что регион идёт по правильному пути, жизнь нормализуется, проблемы решаются, для опасений и тревог оснований нет, с местными организациями и людьми можно иметь дело. Но иногда может быть наоборот: важно показать, что опасения есть, регион нуждается в помощи, моральной и иной поддержке, надеется на иностранное «общественное мнение». Здесь важна «золотая середина».
В качестве примера опять обратимся к Чечне. Там приезжим стремятся показать только новоделы, приукрасить, замаскировать действительность. Однако у думающих, интересующихся туристов это может вызвать не ту реакцию. Правильнее, на наш взгляд, показать в сравнении что было и что стало.
Для экстремальных видов туризма – наоборот, бывает привлекательна нестабильность, неопределённость, всякие риски. Но это – вопрос отдельный, в задачи данного доклада не входит. Таким образом, геополитически проблемные регионы становятся привлекательными туристскими дестинациями. В то же время туризм как явление становится важным геополитическим фактором развития современного мира.