Гл. 7. Высоцкий, Хрущёв, Кеннеди

Владимир Конюков
Гл. 7. Высоцкий – рок, Зиганшин – буги,  49 дней в одной  ОКРУГЕ.

     Из океанских бушующих волн Тихого океана, стойкости, мужества младшего сержанта Зиганшина, рядовых Советской Армии, Поплавского, Крючковского, Федотова, родилась танцевальная молодёжная музыка нового типа,  рок – н – ролл  ПО - РУССКИ.

     Принудительное, организованное стихией путешествие солдат – «стройбатовцев» на танковой барже в начале 1960 года, и молва –
мировые отголоски об удивительном подвиге, породило явление -  РУССКИЙ  РОК.
Невероятным образом, некоторого влияния стиляг в Союзе…, некий синтез с Армией, многострадальной группой солдат – «путешественников», короткий текст - частушка, тогда выпускника Школы – студии МХАТ  Высоцкого и родился Русский  РОК!
СЕНСАЦИЯ!

     А вот что сообщают нам современные справочники.
Нет! Не так зародился русский рок, другие имена, музыка другая, события не те.
Родоначальник русского рока, скажи раньше кому, что  Владимир ВЫСОЦКИЙ, самое вежливое, прокрутили пальцем по виску, не исключено – моёму.
Благодаря Интернету, все справочники объединяются в более – менее единую линию, популярной становится интернет – энциклопедия, «Википедия». Почитаем в сокращении.

«Русский рок — рок-музыка с текстами на русском языке и созданная музыкантами из России. Русский рок зародился в СССР во второй половине XX века под влиянием мировой, прежде всего западно-европейской и американской рок-музыки».

«Рок в СССР появился в 1960-е годы. К середине 1960-х в Москве и Ленинграде сформировались бит-группы, на первых порах исполнявшие кавер-версии зарубежных хитов. Среди этих групп были такие звёзды московского рока 1960-х, как «Сокол», «Скифы», «Скоморохи» и англоязычные «Славяне» (группы Александра Градского). Уже в 1965 году группа «Сокол» сочинила первую песню на русском языке. В 1962 году школьники Бари Алибасов и Михаил Арапов создали джаз-квинтет, который в 1965 году трансформировался в бит-квартет «Интеграл», где исполнялась джазовая музыка и композиции в стиле The Shadows и The Swinging Blue Jeans, сочинялись собственные твисты и рок-н-роллы».

Фразы в справочниках,
1. «… под влиянием западно – европейской и американской музыки».
2. «… исполнялась джазовая музыка и композиции в стиле
The Shadows и The Swinging Blue Jeans, сочинялись собственные твисты и рок-н-роллы».
     Смысл их означает, или тексты произведений, или мелодии, допускалось называть русским роком, если текст на русском, то мелодия может быть зарубежная.
А иначе быть не может, само понятие в названии многочисленных справочников,
«РОК, Рок-му;зыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово rock (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения».

     Лица и отечественные музыкальные группы, показатели определений жанра – русский рок, а перед ними намного раньше,  первый создатель направления –
Владимир ВЫСОЦКИЙ!
С американской мелодией «Рок круглые сутки» и начальным текстом четверостишия музыкального шедевра – пляски,

«Как на Тихом океане
Тонет баржа с чуваками.
Чуваки не унывают,
Рок на палубе кидают».

     Мелодия была очень популярна на Всемирном фестивале в Москве, 1957 год, её английское название,
«Rock Around The Clock», где иностранные студенты выделывали фигуры «высшего пилотажа» «неистового» рока.

     Под эту мелодию со словами русского текста, после возвращения четырёх солдат – героев из США, её отплясывала молодёжь Союза и не только стиляги. Гоняемые ритмы за то, что зарубежные, события текста об армейском подвиге и не удержать пляс…

Уважаемые читатели, нажмите страницу Интернета, «49 дней, Зиганшин-рок, Зиганшин-буги», сами оцените  ПЕРВОЕ  явление русского рока в ленте кинохроники.

     Его зарождение и основатель – Высоцкий, потому что его текст, первые четыре строки созвучны по сложению его 13 куплетам песни «Суров же ты, климат охотский».
Снова нажмите, но страницу «Суров же ты, климат охотский», прослушайте и прочувствуйте текст.

     Закрытая страница биографии барда,  было расследование, поиск авторов, кто написал текст «Зиганшин - буги»…
Лет через 10, в начале 70-х, Владимир Семёнович в выступлении на концерте, скромно заявил, первая его песня о подвиге солдат – тихоокеанцев и называется «Суров же ты, климат охотский», а не навязываемая ему полублатная «Татуировка».
При жизни публично не признался по тексту «Зиганшин – буги» на американскую мелодию «Рок круглые сутки», это и понятно. Вне сомнения, предупреждён и давал обещание – больше не повториться, был молод, от многого зависим.
Что он автор всех текстов частушек и песен о четвёрке солдат с острова Итуруп, унесённых ураганом в океан,… в Америку, было в молве и не раз. Я встречал записи на магнитофонных плёнках, потому что воинский подвиг, тексты в блокнотах, дневниках, солдаты заучивали наизусть. Видел их с песенниками на границе, при пересечении её военнослужащими Южной и Центральной группой войск, ЮГВ и ЦГВ. Служил пограничником, увлекался Высоцким, знал многие тонкости событий тех лет.

     Известная книга дяди – орденоносца Великой Отечественной войны, полковника, журналиста, писателя -  «Горный цветок» о пограничниках. И он был известен в Пограничных войсках, приглашался на творческие выступления, ездил по заставам, комендатурам. Был популярным журналистом. Книга создавалась по секретным архивам, через Комитет ветеранов спецслужб тех лет.
Кроме этой книги, автор нескольких документальных книг о войне. Писал и художественную прозу. Одновременно с написанием повести «Горный цветок» и изданием её в журнале «Пограничник», получил заказ на сценарий по повести на съёмки полнометражного фильма.
Из – за событий на китайской границе, 1969 год, о. Даманский, Жаланашколь, съёмки были отложены, переносились на поздний срок, отсрочены. Фильм так и не сняли.

Из справочника.
«В 1962 году Алексей Высоцкий осуществил первые профессиональные магнитофонные записи своего племянника Владимира Высоцкого в Доме техники Министерства речного флота РСФСР, где он тогда работал, и у себя дома (так называемые записи «У дяди»).

     Записи считаются утерянными, тоже немудрено. Разбирательство и поиск автора рока «Зиганшин – буги», привели как раз к дяде и вывод совершенно понятен и судьба всего записанного, в том числе частушек, так тогда звали для конспирации любое бойкое стихотворное. Понятна ответственность дяди – фронтовика за последствия, увлечение зарубежным племянником, тогда преследованием всего иностранного. И уж оправданное молчание Володи о первой своей песне, ставшей называться в окончательном варианте «Суров же ты, климат охотский», переделанной, чтоб никто не догадался, откуда куплет,

«Как на Тихом океане
Тонет баржа с чуваками.
Чуваки не унывают,
Рок на палубе кидают».

     Архив дяди «утерян», может, изъят, не исключено, уничтожен, а там текст и запись музыки рока молодого увлекающегося талантливого парня Володи Высоцкого, по общему названию «Зиганшин – буги»,… но «музыка вечна».
Текст и мелодия расползлись по стране, где только не слышен зажигательный танец «Рок круглые сутки» и вступление на русском, но уже не его, а для разгона ритма пляски – музыкантами джазистами,

«И Стамбул, Константинополь,
А мы шли, ушами хлопали…»

     … Русский рок и его истоки. История музыкальных 60-х, подражание западному, в основном «американо – афро» стилю.
Стиль музыкальной жизни тех лет. Стиль молодёжи того времени.
На союзных пространствах музыки, музыканты и вокалисты, которые исполняли буги – вуги,  не массово, но были. Умудрялись показать себя и  в НАСТОЯЩЕМ  рок – н - ролле. Настоящий, сопровождение, как правило, на английском языке. Музыкальные инструменты тоже настоящие и обязательно САКС, (саксофон). Их было не так уж много, но они были.
И появляется самодеятельная обработка – попурри композиций рока.
Ритмы популярных исполнений под зарубежную музыку рок – текст на русском.
Так и родился советский рок – н -  ролл с текстом, кто написал, (в большинстве исследований), никто не знает. Так значится в справочной литературе.

     Особенность синтезированного отечественного направления, музыка, как правило, американская, текст слов – русский.
Есть смысл ещё раз привести фразу известного музыканта,
 «… ритм… сексуальная роль танцев… В создании такой танцевальной музыки и танцев повинны как американцы, так и негры».                Вадим Козин, дневники. 1955г.
     Самый показательный пример, (до сих пор) спорят в инете. Песня Высоцкого «49 дней», другой вариант «Зиганшин – буги…»!?
Третий, «Суров же ты, климат охотский». Что его, что не его?
Есть и четвёртый, «Сорок девять дней»…
Конечно же, текст не сексуальный, больше русский патриотический, НО! Ритм и мелодия афро – американская.

     По Интернету можно посмотреть и послушать любые варианты. Укороченный, удлинённый, исполнение в любом стиле с разными текстами. Текст на русском языке и посвящён он четвёрке советских солдат, их подвигу  49 дней проведённых на танковой барже в океане.
Когда они вернулись на Родину, ни текст, ни песню не знали. Не  до того было, предстояло восстановление, лечение.. Услышали, смутились, стушевались… Может, возмутились? Текст, про буги для того времени, настолько смелый! Принижает, унижает? Нет.
После публикаций в  печати, радио, ТВ, их чествовали, они были темой разговоров до  верхов в правительстве. Награды и пожелания. И тут из среды  стиляг, (спорно, присвоено право?), нещадно гоняемых, с астрономической скоростью распространяются слова песни – танца, стиля буги – вуги, «Зиганшин – рок…». Что можно подумать? Привезла четвёрка с собой из Америки?!
Идеологическая диверсия ЦРУ? Экспорт хорошо забытого старого – переброс тенденциозного материала на влияние?

     Ничего этого не было. Ранее слышанная ритмическая музыка буги – вуги была. Идол – кумир, Элвис Пресли, на Западе и Востоке, проскальзывал в разговорах от нещадно глушимых радио «голосах». Редкие некачественные перезаписи  его танцев были.
Танцы…, зрелище, кому удавалось в Союзе посмотреть, самодеятельная копия пляски по – русски, обзываемая жаргонным произношением слова наоборот «билли рок» от «рокабилли», первое название рок – н - ролла.
Были стиляги, джаз и умеренные по ритму танцы.
Был быстрый фокстрот, его тоже звали роком.
     И в этот момент четвёрка солдат, совершившая подвиг, прибывает из США, где центр джаза, рокабилли,  ( для краткости – РОК).
«Штатники» - стиляги, видели, как одеты были в Штатах солдаты. Те в  Союз прибыли уже  в военной форме, переодели в родном Посольстве.
А там, за океаном, элегантность стиля – костюмы с «иголочки»…,  с «отливом», заметили, напряглись и насторожились. Ничего приблизительного с их «петушиным» видом. Они – то думали…они главные в одежде, в моде.
А о них, советских «штатниках» глава страны Хрущёв сказал: «белый пиджак, красные штаны – это стиляга».
Кто «косил» под стиляг, подавляющее большинство, о костюмах «с отливом» и не помышляли.
Насторожились советские стиляги, стушевались…

     … Немногочисленные молодёжные площадки «продвинутой» тусовки затмила «штатовская»  мелодия «Рок круглые сутки».  Русский текст со словами «Зиганшин – буги…».
Разновидность русского рока, что рок должен быть не только зарубежным, несмотря на все запреты всего иностранного, заговорила музыкальная советская наука.
Доступность - текст русских фраз, мелодия  «Rock Around The Clock», американская.
     Откуда текст появился, сказать никто не мог. ЦРУ? Никто не поверил.
Текст, танец озадачил всю власть Союза. «Зиганшин – буги…»,  захватил молодёжь в короткие сроки. Затянул и, самое невероятное, быстро превратился в патриотический порыв с  лозунгом «У нас своя  ЧЕТВЁРКА!»  Имея ввиду, стремительно набирающую  популярность, английскую ливерпульскую четвёрку «БИТЛЗ».
За иностранные мелодии гоняли, но постепенно отношение менялось, лишь бы тексты были без всякого намёка «против» или вульгарные.
Плюсы не малые, патриотизм.  Сами герои свыклась  с тем, что они в песне,  ЧУВАКИ  настоящие.
«Тонет баржа…
… не унывают,
Рок на палубе кидают».

     Стойкость советского солдата, об этом писали в Америке, похвалы восхищения разнесли по всему миру. Говорили, обсуждали.  И отечественные стиляги виртуальное участие приняли, размышляли вне сомнения, окажись они в такой ситуации.  Было, о чём задуматься.
Из США, не весь, изгнали агрессивный «обнажённый» сексуальный рок, в СССР гоняли со страшной силой всё зарубежное под это дело.
Союзная молодёжь быстро поняла, за что «гнобиться» не музыка, танец. Надо срочно изменить манеру исполнения танца. Классические буги – вуги, рок, «КАЧАТЬ». Непристойные телодвижения от пояса и ниже, сексуальные (такого слова тогда не говорили, заменяло - неприличные).
У нас, в подавляющем большинстве и сразу, начали плясать «от бедра выше пояса». Не у всех пластика танцора и доступен  даже «столбам». Не придраться! Не в чем упрекнуть.
Ниже пояса телодвижения втихаря, чтобы ответственный на танцах не видел…
Без наблюдающих, конролирующих, отрывались в узком кругу, в своём проверенном.
Как стиляги, или стиляги, или все остальные, «косящие» под них. 

«И Стамбул, Константинополь,
А мы шли, ушами хлопали,…

Как на Тихом океане
Тонет баржа с чуваками.
Чуваки не унывают,
Рок на палубе кидают».

     Начало текста песни - пляски почти всех вариантов. Они опубликованы, несколько разновидностей в Интернете. Короткий или удлинённый вариант. Танец по ритму средний, спокойный, резко убыстрённый.
Был и  «безумное неистовство, истерическая одержимость…», определение из газет той поры, если ритм становился «бешенным».

Уважаемые читатели, откройте страницу Интернета «49 дней. Зиганшин – рок, Зиганшин - буги», просмотрите, прослушайте…

     Текст танца, кроме вступления и начального четверостишия не соблюдался и ему добавлялись варианты. Их множество, ниже только некоторые. Добавляли, текст сочиняли и в нём видели своё по – своему в одном городе, но в разных районах. В других областях.

«Как на Тихом океане
Тонет баржа с чуваками.
Чуваки не унывают,
Рок на палубе кидают.

Зиганшин – рок, Зиганшин – буги,
Зиганшин – парень из Калуги.
Зиганшин – буги, Зиганшин – рок,
Зиганшин съел один сапог.

Поплавский – рок, Поплавский – буги,
Поплавский съел письмо подруги.
Пока Поплавский чистил зубы,
Федотов съел второй сапог.

Зиганшин – буги, Крючковский – рок,
Поплавский съел ремень Ахата.
Пока Зиганшин рок кидал,
Кирзуху Федотов доедал.

Пока Поплавский зубы скалил,
Крючковский съел его сандали.
Чуваки не унывают,
Под гармошку рок лабают.

Зиганшин – буги, Поплавский – рок,
Акулы взгляд бросают, выбирают.
От гармони обалдевают, себя кидают.
Федотов  не даёт, сам съедает.

Зиганшин слышит, Зиганшин видит
На баржу в вираж заходят вуги.
Мираж и буги в одной округе,
Спасение есть – рок и Билли.

Москва, Калуга, Лос – Анджелос,
Объединились в один колхоз.
Зиганшин – буги, Зиганшин – вуги,
На радость  сбацал   стилем рок».

«А мы шли, ушами хлопали», вступление, время подгоняли, себя в нём. Не задумываясь особо над словами куплетов, главное - ритм.

     Происходящие события в стране знали школьники. Обсуждали, в школах с 7 – го  класса политинформация, учитель первого урока рассказывает об основных событиях, (не везде).
К учителям требования, знать политическую обстановку.
Как бы, мимоходом, все учителя школы: «А вы слышали?...»
Мы слышали многое с улицы. В частушках вся политика, события в стране. Успехи и неудачи, восторг в достижениях и матерная критика. Народный фольклор и красивая распевка бытовухи. Лозунги и призывы.
Частушки «жарили» часто, были распространены в школах, ВУЗах.

     Высоцкий – родоначальник Русского рока! Хоть десять раз повторяй – не поверят.
Как послушаешь и сомнения отпадают…
Текст его частушки,

«Как на Тихом океане
Тонет баржа с чуваками.
Чуваки не унывают,
Рок на палубе кидают».

из песни «Суров же ты, климат охотский». Содержание песни изменено и взято из поэмы «49 дней», что будет исследовано в следующих главах.
Сенсация? Да.

     В Интернете есть отголоски самиздата 70-х, его шедевр рок – танец, его текст… По какой – то причине «высоцковеды» «сомневались»… И это понятно, Высоцкий, который «против» навязывался обществу, не вписывался в патриотическое в случай с героизмом в Армии. Даже в такую форму – синтез американской мелодии, но со своими словами, а они о подвиге. Обозвали советскими газетными штампами все тексты – частушку, песню, поэму. Что штампы американские, их СМИ, восхваляющие мужество четырёх парней, об этом молчок.
Штампы «штатовсие» не могут быть, все штампы только советские и сейчас это говорят…
Как живучи штампы, скажем так, извращённых заблуждений.

     ЕГО, его частушка и она звучит в электронных носителях, нам обещают будет вечной…
Утверждения на 10 лет раньше, из 60-х, «молва» на всякий случай – утерян автор… Нет!
Автор, Высоцкий Владимир Семёнович. Тогда, парень, ещё студент театрального.

     Рок – танец «Зиганшин – буги…»,  много лет напоминал о четвёрке героев. В 90-х слышен был на магнитофонах.
Уже к 70 - м постепенно бы подзабыли. Солдат похвалили, наградили, поставили в пример. В какие – то годы от случая к случаю, бы вспомнили. Благодаря этому тексту рок – танца, значимость подвига получил долгую жизнь. Зависть благородную не одного десятка лет.
А в 60 – х,  БУМ! Никто не был в состоянии остановить танец, а с ним на устах молодёжи, головокружительное тихоокеанское трансатлантическое экваториальное путешествие четвёрки солдат.

     … Стиляги узнали, что в США их нет и не было. Был  МИФ, умело поддерживаемый спецслужбами  для своих целей. Сильно огорчились, что это, оказывается  МОДА, внешний вид солдатской ЧЕТВЁРКИ. И «крутизняк» - стиляги – «штатники» исчезли тихо, незаметно, за ними менее крутые и остальные.
Американский «обнажённый» рок, который у себя гнобился, в Союзе не прижился, не дали, потому что назывался сексуальным «тогда такого определения в Союзе не было, секс – слово, не произносили».
Составляющие «рокерную» музыку -  наркотики для толпы советской молодёжи, даже стилягам - заслон. Спецэффекты, вогнать в транс, с применением дурмана, прочие психоделики – на корню давили с уголовным последствием. 
Осталась разновидность буги – вуги, «от бедра» с текстом «Зиганшин – буги», проникшая в массы молодёжи. В этом не было вреда, к тому же  оказалась разновидностью   ПАТРИОТИЗМА. Как ни крути, подвиг получился в танце, плясали и интересовались, кто не знал, а кто такой Зиганшин?

     Разновидность рок – н – ролла,  ТВИСТ. Стал завоёвывать молодёжные площадки уже до 1965г. Сначала, как всегда, на пробу, с укромных мест. Реакция властей, гоняли, но вяло.
Во -  первых, стиль мягкий,
«Это же вам не лезгинка, ТВИСТ!», слова Евгения Моргунова в фильме «Кавказская пленница…», 1966г.
Во – вторых, манера «от бедра и пошла свободно». Переиначить, весело, физкультурно.

    Музыка иностранная в большинстве, но всё больше своей, «твистовой». Композиторов своих, свой рок – н – ролл. Песня шлягер «Чёрный кот» Ю. Саульского и М. Танича завоевала советскую молодёжь «без боя». Ритмическая, как РОК и, главное – советская. Год был 1963.
Была музыка ритмическая и других авторов. Популярная песня, музыка, как ни странно, «Качает, качает…», в исполнении певицы Марии Пахоменко, рваная ритмическая. Способна тогда была заменить за неимением «чистой» «рокерной».    
Магнитофоны набирали силу, как средство воспроизведения чего пожелает душа и доступность в приобретении, то есть цена.

     В США музыку не преследовали, не гоняли за неё (с пристрастием) и в СССР. Гоняли за исполнительство вокалистов, музыкантов. Вульгарность.
Другой вопрос, музыка влияла на психику, какие она вызывала ассоциации.  В Союзе добавлялись требования к содержанию текста, чтобы ни – ни безнравственного, вульгарного.
… Хрущёв не любил и называл буржуазной заразой всё иностранное.
Эйзенхауэру, вслед за ним Кеннеди, может и нравилась свободная мелодия, но любить «обнажённый» рок запрещала общественность, борцы за нравственность.
Гоняли исполнителей за сексуальный  стиль или за текст, противоречащей нормам морали.   


     Советская идеология, въезд в СССР ансамблей, отдельных исполнителей «откровенной» песенной музыки был запрещён и прилагался  перечень зарубежного, вредного направления в печати.
Молодёжный фестиваль в Москве, в 1957г.  показал, к чему стремится молодёжь. Мир во всём мире! Работа, учёба, увлечения. Идеологии не преграды. 131 страна прислала своих представителей. Две недели показали стремление всех до одного – жить весело, работать весело, отдыхать весело. У всех одно большое желание,  ЛИШЬ  БЫ  НЕ  БЫЛО  ВОЙНЫ!
Общение, концерты, экскурсии. Дружба. Любовь! Цвет кожи не имеет значения. Каждый день  МУЗЫКА. Песни и танцы почти всех стран мира.
У всех в памяти, осталась мелодия  песни - танца «Rock Around the clock», в переводе «Рок круглые сутки».
Учились, плясали, танцевали.
С форума молодёжи пошло выражение, «рок шагает по планете».

     Научились и советские молодые люди, разнесли пляски по всей сране. Делегатами были лучшие от союзных республик, городов, деревень, профессий. Рабочий, инженер, колхозница,  доярка с МТФ. Тракторист и машинист МТС выделывали буги – вуги (так дразнили рок) у себя дома по возвращении. Широкого распространения, конечно же не получил, обруган своими СМИ после фестиваля не сразу, немного погодя. Кампания критики в США против рокеров и до Союза докатывалась.
Советская молодёжь, мелодию музыки - танца запомнили. Схватили ритм, учили, плясали буги – вуги в подъездах домов, мимоходом не на людях, даже  в карьерах. Говоря пытливым контролирующим, внимательно интересующимся,  это же не рок, а буги – вуги, соображать надо...
А за фестиваль, советская молодёжь благодарила  СТАРШИХ! Родителей, фронтовиков, власть. Международные организации, мировое сообщество, молодёжные объединения, что приехали.  За возможность отвлечься от тяжёлого труда по восстановлению страны из руин. ДЕТИ  ВОЙНЫ, две недели и всё  ИМ! 1957 год. 20- летние, 1937 года рождения.

     … В подавляющем своём, под мелодию танца «Рок круглые сутки» плясали «Зиганшин – буги». С вокалистами и подхват текста всех «отрывающихся». Три – четыре куплета и повтор сначала, с первого «до упаду». Хорошая запись на плёнку, громкость до отказа или САКС в ансамбле…, грохотало, впечатляло, удивляло… Усилители редкие, но были. Четвёрку солдат спрашивали и неоднократно, как они относятся к этому «шедевру» о них. Отвечали, привыкли. Дополнительное внимание вокруг, в такой форме не угнетала. Радушие, любопытство,  СЛАВА, хоть и так, в такой форме, но по времени длительная.
Льстило.
Воспоминания.  Как по Тихому океану на танковой барже «въехали» в саму Америку,
родину рок – н – ролла.

Конец 7 главы.
Продолжение следует.