Партия флейты в утреннем оркестре мира

Виола Тарац
Сегодня я проснулась флейтой.  Как это легко быть флейтой.  Лёгкая безмятежность порханий... А что значит проснулась флейтой? Разве я не заснула ею же? Я, наконец, открыла глаза. Почему-то я лежала в открытом футляре, который показался мне слишком большим. Нет-нет! Он был очень уютным, обитым тёмно-вишнёвым бархатом, но я болталась в нём лёгкой бабочкой. Наверное, я постройнела за ночь . Он мне казался слишком большим и тяжеловесным. Таким уютным саркофагом. Как он не соответствовал  моему новому лёгкому мышлению! Легкомыслию? Я легко порхала с одной мысли на другую,  и мне это нравилось!

  Наконец я решила выпорхнуть и из самого футляра.  Ещё бы! Этот тёмно-вишнёвый бархат  внутренней обивки  мне  очень не шёл. Не шёл и сам футляр.  Он был громоздким, а моё  звучание было пронизано  чистым лёгким светом,  вся я была в ярких  тонах  красного цвета, без примеси каких-либо  синих или жёлтых оттенков.  Вообще без примеси любых полутонов. И вообще без примеси! Я просто была и плыла в блаженном разливе утра, не заморачиваясь смыслами своего и не своего существования. Вообще, существования этого мира. Может быть, я и была этим  миром. Утром мира. И была прекрасной!

Итак,  я выпорхнула из футляра, улыбнулась ему завораживающей улыбкой. А  чувствовала я себя удивительно завораживающей. И не завораживающейся. Как это хорошо, не заморачиваться всякими впечатлениями, а только впечатлять. Ау! Футляр! Как ты теперь неуклюж! Ты расстроился, что я покинула твоё тёмно-вишнёвое ложе? Не грусти! Сегодня я флейта, а потому отстранена от всех твоих грустей и печалей! Радостей тоже! Грусти или радуйся, а я буду  наблюдать за тобой или не наблюдать за тобой вовсе. Теперь, когда я выпорхнула из тебя, я отстранилась. И вообще, я – отстранённая.  Я же флейта! Извлекая из моего нутра звук, меня не прижимают к себе с жаждой обладания, а даже слегка отстраняют, почти не прикасаясь ко мне губами. Или прикасаясь. Но  дуновяще. Как это щадяще и элегантно.  Итак, я сегодня щадяще-элегантна! Нет! Это ко мне все щадяще-элегантны. А я просто отстранена. От твоих  радостей и страданий, Футляр!
Но кем же я была вчера? Откуда у меня такое ощущение, что я проснулась не тем, чем была ещё вчера? Я окинула взглядом комнату. Она тоже была в тёмно-вишнёвых тонах. И даже плед, который так заботливо огибал контуры неуклюжего футляра, был потемневшим. Потемневший цвет зелёного пледа. Мне так понравилась моя игра слов. Теперь я только играла. Даже в переживания я тоже только  играла.

Вся эта потемневшая комната мне очень не нравилась! Захотелось на воздух, который своим дуновительным ветерком растрепал бы моё новое ярко-красное платье с длинными лентами, едва прикрывающими грудь и полностью открывающими спину. Я легка. Ничем не обременена. Даже платьем! Сделав шаг в сторону так меня притягивающей своей воздушной открытостью и яркими чистыми тонами  веранды,  я обратила внимание на странный пепел, который разлетелся от взмаха моего летящего платья. Платье было аллемандно-подвижным, покорным моим прихотливым движениям, которыми так залюбовался футляр. Да я и сама. Залюбовалась...

И всё-таки. Пепел. Он был таким же летящим, как моё новое платье. Я наклонилась, чтобы улыбнуться и ему своей новой завораживающей улыбкой. Не потому,  что хотела почувствовать над ним свою власть, а просто потому, что мне захотелось, чтобы все были сегодня  беспечно радостны. Под стать мне. «Ах, какая стать, какая стать!» - пелось во мне.   Как это радостно и легко, быть флейтой!
Улыбнувшись пеплу, мне захотелось прикоснуться к его летящей поверхности. «Как ты подобен мне,» - обратилась я к нему и вдруг  ощутила на своей голове касание Его рук. Его. Не пепла. Это был кто-то другой, кто когда-то гладил мои волосы двумя руками и называл себя моим Гладиатором. Нет! Он не мог быть МОИМ Гладиатором, потому что меня не гладят и не прижимают к себе со страстным желанием овладеть мною. Меня даже немного отстраняют от себя,  чтобы,едва прикоснувшись к  губам, вдохнуть в  меня звучащее утро мира.

Так чьи же воспоминания всколыхнул во мне этот совсем не желающий ответно улыбнуться пепел? Осторожно я стала перебирать его руками.  И только тогда заметила в нём недогоревшие листы бумаги. Это были ноты. Ноты  не для флейты. Для флейты так  не заморачиваются. Для неё пишут только в скрипичном ключе. А это были ноты, записанные в трёх ключах! Я напряглась, читая  малознакомые для меня ключи. Альтовый и басовый. Я посмотрела на футляр, который мне показался таким басово-громоздким. Нет. Для виолончели он был не достаточно громоздким. Что-то меньше виолончели, но не скрипка. Альтовый ключ, подсказывал мне альт, но диапозон ключей выдавал нечто большее, чем альт. Виола! Наконец  дошло до меня.  Перед глазами вспыхнуло  пламя горящих нотных знаков , а  рядом с этим пламенем я увидела одиноко сидящую виолу с отрешённым взглядом. Вот именно отрешённым. Не отстранённым. Отстранить виолу нельзя. Её страстно прижимают к себе, сходя с ума от жажды ею овладеть, чтобы зазвучать в ней  библейской Песней Песней...

 По лицу отрешённой виолы текли слёзы. Она оплакивала эту самую Песню Песней, которую в этот момент  бросала в огонь. Песня Песней вспыхивала доверчивыми  блуждающими огоньками. Привыкшая сгорать в страстном звучании виолы, она не осознавала свою гибель.  Виола уничтожала её, переложенную  именно для её звучания этим самым Гладиатором, касание рук которого я почему-то снова почувствовала на своей голове. Я отстранилась. Я же флейта. И меня не гладят. Что-то было с этой виолой не то. Не то было и с этой тёмно-вишнёвой  комнатой, и с этими касаниями...

Я прикрыла глаза, чтобы дать возможность картинам каких-то немоих  воспоминаний завладеть моим внутренним видением. Я увидела виолу, поющую Сарабанду. Она была в тяжёлых рояльно-синих одеждах.  Так и выпевая  «я в сарабандовой одежде», она вглядывалась в прикрытые глаза гладящего её двумя руками Гладиатора. Она была трепетной и нежной, как и  гладящий ее Гладиатор. Какой это был дуэт! Виольных струн касался шлейф её тяжёлых одеяний, но она надёжно звучала: «И сарабандово скользя, моя тягучая надежда в прикрытые твои глаза вглядится трепетно и нежно...» Она отдавалась Гладиатору. Впрочем, ему она была отдана изначально, так как была его творением...

Почувствовав, что меня начинает затягивать тяжёло-шлейфовая магия звучания виолы, я стряхнула с себя чужие воспоминания и помчалась на спасительную веранду. Края моего платья весело развевались от моего лёгкого бега, легкомысленные полоски, свисающие с моих плеч развевались, уподобившись крыльям. У моего платья не было спины. Я была не обременена даже платьем! Оказавшись на солнечной веранде, я стала кружиться в лёгком танце, приводя в движение ленты моего наряда, которые грудь только прикрывали, но не защищали. А зачем защищать? Я не ранима! В который раз я обрадовалась тому, что проснулась сегодня флейтой...
Увлёкшись звучанием баховской Аллеманды, сопровождавшей мой импровизированный танец, я не заметила, как  длиннющие ленты моего наряда, которые так легко можно было как-то скрутить, перекрестить, заварьировать ракоходно, в обращении, в увеличении, в уменьшении, зацепились за...

Вот за что зацепились, я так и не поняла, но  вынуждена была остановить свои вращения. Тогда  в моей голове вновь завращались чужие воспоминания. Я увидела Певицу. Она предстала передо мной такой коринфской колонной, очень фигурной. В её облике было величие, которое требовало поклонения и преклонения. Её пение тоже было преисполнено величия, но, увы, отдавало холодом и бесстрастностью. Гладиатор, наглухо застёгнутый на все пуговицы, пытался растопить  этот холод необходимыми ремарками исполнения. Но Певица не понимала. Она привыкла, чтобы музыка служила ей, и не умела служить музыке. Тогда отчаявшийся Гладиатор схватил виолу и , терзая её струны,  стал показывать на её  примере, как самозабвенно может быть исполнение, которое превращает  Просто Песню в Песню Песней. Уносимая потоком Гладиаторной музыки, самозабвенная  виола не пела о любви, она сама была любовью и потому, не зная страха, бесстрашно плавала в глубинах Куперенового моря без акваланга. Она не задумывалась о дыхании. Не задумывалась ни о чём.  Вообще не думала. Она любила. Гладиатора.
Поражённая, Певица так и остолбенела в ниспадающих складках  коринфской колонны. Но по-прежнему не понимала. Тогда Гладиатор, растегнув верхнюю пуговицу и тяжело вздохнув, решил  добиться любви Коринфско-Колонной-Певицы. Он привык служить музыке. Мог бы сослужить и Певице. Во имя музыки...

«Ничего себе!»- воскликнула я и,  встряхнув головой, чтобы отогнать обескураживающие чьи-то воспоминания,  заиграла Аллеманду Баха. Как  надоели мне эти всплывающие картины чужой жизни! Захотелось окунуться в свою. В утренне-верандную. Отстранённую от всех радостей и печалей не только этого утра мира, а даже и всех утр мира. Аллеманда помогала...

Но почему-то из головы не шла виола. Как позвякивали её пустые струны, когда Гладиатор после неудавшейся репетиции укладывал её в футляр. «И почему это позвякивание пустых струн? - возмутилось моё флейтовое нутро. – Звучание неприкосновенных струн!» Пока не прикосновенных…

Кстати, я заметила, что даже строй  этих струн-недотрог у виолы был непрост. Её «стройность»  измерялась не квартами или квинтами. Она измерялась и квартами,  и квинтами, да ещё и терция затесалась в этот нестройный строй интервалов. «И почему  не живётся ей просто?»- думала я, закругляя аллемандный поток мыслей. Кажется, у арпеджионе, инструмента, не пробившего себе дорогу в мире исполнительства, был тот же строй...

Я вернулась в тёмно-вишнёвую комнату. Футляр, всё ещё распахнутый, лежал на зелёном пледе потемневшего цвета. Он по-прежнему был пуст. Может быть, я хотела спросить его о нахождении пропащей виолы? Мне подумалось, что  Гладиатор мог отдать её Певице, чтобы она научила её любить… Гладиатора. «Дикость!» - возмутилась я и гневно захлопнула ни в чём не повинный футляр. Футляр издал жалобный звук, и я услышала голос Гладиатора. Кажется, он обращался к виоле. Гладиатор выражал свою благодарность ей за то, что она научила его любить. А ещё он ей говорил о том, что её любовь помогает ему выдерживать нелюбовь Певицы и что с помощью виолы он надеется расположить к себе Певицу и добиться от неё тех слов, на которые так щедра виола...

Слова любви. Как они важны для него! Особенно для его музыки... Виола что-то такое возражала, умоляла держать её и Певицу в параллельных мирах, в разных тональностях. Она категорически отказалась своим звучанием сопровождать выступления Певицы. «Я не хочу быть приложением!» - вскрикнула она, когда ничего не понимающий Гладиатор упорно продолжал её уговаривать. «Утрам мира не обучишь!- кричала виола – И я не учила тебя любви! Я просто любила!» На этом вскрике она замолчала. Её саму напугала эта прошедшая форма любви. Любила...
Расстроенный Гладиатор выбежал вон. Его ранила эта фраза. Но он привык страдать.  Он же всё-таки Гладиатор... 

Оставшись одна  в тёмно-вишнёвой комнате, виола стала раскладывать ноты  Песни Песней. Она решила поставить точку на прошедшей форме настоящего. Когда я увидела, как  запылали первые нотные страницы, я вдруг поняла, что таким образом виольная  Песня Песней восставала против  Этюда Этюдов. Ей не хотелось быть упражнением. Упражнением в искусстве любви. Да на это она была просто не способна...

 «У каждого свой репертуар,» - вздохнула я, поглаживая закрытый футляр, когда чужие воспоминания наконец покинули меня. И тут же лёгким аллемандным пассажем в мою голову влетела новая мысль: «А я?  Смогла бы ли я воплотить собой «Этюд Этюдов»? Ну разумеется. Я же отстранена. Смогла бы  обучить даже Певицу! И не только Певицу! Но и Коринфскую Колонну!  Кстати, и «Песню Песней» могла бы исполнить достойно, если бы Гладиатор приспособил бы её к моему звучанию. Только вот сама бы Песней Песней не стала. Как стала ею виола...

Подумаешь! Зато «Песня Песней» в моём исполнении украсилась бы металлическим блеском «Этюда Этюдов!» Я бы блистательно сыграла переживания без вживаний в них. Да и к чему эти переживания? Страстно-виольные... Всё это так непрофессионально, неотстранённо... Пусть страдает футляр. Вот этот! Он так и не сдвинулся с места! Ждёт свою виолу...А я буду исполнительницей и обучательницей. И когда вернётся Гладиатор, он будет признателен мне за мой профессионализм и навешает на меня всяческие регалии моих заслуг. Но это меня не впечатлит.  Я отстранённая! Правда, уже подуставшая. Да и футляр какой-то очень уж несчастный...

Я раскрыла футляр, улеглась на его так теперь не идущее моему новому одеянию ложе и всё-таки закравшимися в меня виольными воспоминаниями стала нашёптывать ему для меня  непривычное,  нежно-трепетное: «Футляр, Футлярушка, ну пожалуйста, ну очень пожалуйста, ну совсем-совсем пожалуйста, пообещай мне, что и завтра я проснусь флейтой. Обязательно флейтой. А, Футлярушка? А  ещё лучше,  если  я проснусь  «Этюдом Этюдов», таким  «Этюдом Этюдов  Блистательной Флейты»! Ну пожалуйста, Футлярушка, обещаешь?» И,  уже почти полностью погрузившись  в сон, я еле слышно прошептала: «И куда же запропастилась виола?»