Синдром Гуру и добровольное рабство

Георгис Арина Вячеславовна
Введение

Нуждается ли человек в вожде? Руководителе? Начальнике? Боге? В гуру, который берёт на себя роль доброго отца? Многие люди говорят, что не нуждаются, но так ли это на самом деле? Человек во многом существо социальное. И уже с детства опирается на мнения своего окружения (родители, воспитатели, учителя, друзья, сверстники и пр.). Мы можем отрицать, будто верим в моду, но, тем не менее, покупаем ту же вещь, что на модели. Иногда мы даже не можем различить, где заканчиваются наши мысли и начинается социальное влияние или чужая воля. Иногда мы не отделяем своё мнение от мнения группы, в которой находимся. Я часто в своей практике видела случаи, как обвиняют православных батюшек за «научения», Торсунова за «женское ведическое рабство», как и лидеров других движений обвиняют в навязывании. В этой статье я хочу помочь читателям разобраться в такой проблеме как «добровольное рабство» и «синдром гуру».
Под «гуру» я имею в виду современных проповедников-шоуменов, которые нынче плодятся, как грибы после дождя, и многие из которых фальсифицируют и переиначивают на свой лад священные тексты и используют подоплёку религии для своих личных выгод. То есть, «гуру» в этой статье не стоит путать с гуру в традиционных Индии или в дзен-буддизме, где осуществляется ученическая преемственность.

Как отличить настоящего гуру
от гуру-шоумена-коммерсанта

1. Настоящий религиозный наставник думает о продвижении своей традиции в первую очередь, для него религия – главная ценность, тогда как гуру-шоумен-коммерсант в первую очередь думает о своей личной выгоде. Личная выгода при этом может заключаться не только и не столько даже в получении доходов, сколько в удовлетворении своей потребности во власти над другими людьми, удовлетворении тщеславия. Примером гуру-шоумена в сфере славянского неоязычества являются Куровский и его супруга, действующие на Украине и заимевшие свои филиалы в России. По сообщениям украинских источников, вхождение в славянское неоязычество по Куровскому обходится последователю в 1000 и более долларов, при этом учение Куровского представляет собой эклектическую смесь всего и вся, библейские мотивы перемешаны с ведическими и другими.
 
2. Настоящий религиозный наставник обращается к подлинным религиозным текстам, он может грамотно процитировать источник: например, если это Библия, то указать главу и стих, если это Веды, то указать, какая книга. Он не будет говорить «я так думаю, потому что в ведах сказано». Даже новоиспечённые Свидетели Иеговы, которые только начинают изучать Библию и посещают специальные собрания, обучаются грамотно ссылаться на источник, тогда как их проповедники делают это в совершенстве.
3. Подлинный учитель, в отличие от шоумена-коммерсанта, обучает традиции своим собственным примером, его слова сочетаются с его образом жизни. Тогда как коммерсант только обучает, но не живёт так сам.
4. Подлинный учитель не гонится за количеством последователей, ему важно качество последователей, а не их платёжеспособность. Подлинный учитель с большим удовольствием рекомендует обратиться к другим учителям, которых считает авторитетами, тогда как шоумен-коммерсант себя выставляет чуть ли не единственным оставшимся в живых знатоком традиции и отказывает в обучении неплатёжеспособным.


Человек для гуру — только декорация

Люди, у которых раздутое ЧСВ (чувство собственной важности), иногда становятся «гуру». Они любят учить других тому, как правильно надо жить, исходя из собственных «единственно верных» представлений. Но не бывает так, что задействована только одна сторона. «Гуру» так же нуждается в последователях, как и они в нём, без этого «фона» он вовсе не «гуру», а так, очередной мистик/философ, которому открылись законы мирозданья. Окружающие люди для «гуру» только фон, декорация, они созданы для того, чтобы быть его сопровождением. Они нужны ему, чтобы наставлять их на «путь истинный», «проповедовать». «Гуру» любит лезть в чужую жизнь и навязывать свои правила. Для людей это вечно актуально, так как многие люди любят переносить свою ответственность на других людей, государство, церковь. Есть определённый контингент людей, которым нравится учить и быть в самом центре внимания. Они «знают обо всём». Они готовы принять ответственность за вас, если вы будете в их окружении и будете ими восхищаться, нести к ним свои ресурсы (время, деньги, недвижимость, бесплатно работать сутками).
Казалось бы, всё просто, «гуру» нужны люди, им — учитель. Но проблема намного глубже. Я знаю многих людей, у которых не было отца, которые потеряли мужа и из-за этих обстоятельств сильно страдают. Некоторые начинают искать своё спасение в религии. Они переносят функцию отца/мужа вначале на Бога, потом на «гуру», а иногда сразу на «гуру». Такие люди чувствуют себя незащищёнными и нуждаются в авторитете. Этим авторитетом, на которого можно положиться, и становится «гуру».
 

Гуру решит всё!
или Как попадают в «добровольное рабство»

Чем же так привлекателен «гуру»? Он чётко уверен, что знает, как жить. Он готов взять на себя ответственность за человека — иногда «совсем бесплатно». Он поучает. У него не возникает лишних вопросов. У человека может быть хорошая работа, семья, но в вопросах религии и мировоззрения он может быть полным «нулём». А тут появился человек, который всё знает! Какая удача! Многих из нас в детстве учили тому, что рабство – это плохо! Но нам, скорее всего, не рассказывали про так называемое «добровольное рабство», которое куда сложнее, заметить его с первого раза иногда бывает совершенно невозможно. Рабство начинается там, где человек передаёт ответственность за свою жизнь другому человеку и говорит: «Я ничего не хочу решать за себя сам. Я просто не хочу на это тратить время. Пусть за меня решает папа, гуру, государство, работодатель и прочие. Я доверюсь…» «Гуру» готов взять на себя духовную ответственность за другого человека всего-то за ничего, то есть: за бесплатную работу на него другого человека, за его имущество, за всё свободное время. Царство Божие иногда дорого простому человеку обходится.
 
 
Гуру поможет вам покончить со свободным временем

Иногда у человека скапливается много «свободного времени», и он не знает, куда его деть. Родители, школа и вуз не учат нас, как грамотно распоряжаться своим свободным временем. А это особый навык. Поэтому люди, закончив работу, придя с занятий, иногда мучаются и не знают, куда же его деть. И тут снова приходит на помощь «волшебный гуру» со своим «посетите курсы духовного роста, вы сможете открыть в себе новые возможности», «если будете поступать так, как я говорю, всего в жизни добьётесь», «секреты большого заработка можно открыть для себя, черпнув волшебной энергии», ну и прочее слоганы, чтобы запудрить вам мозги окончательно. Знакомо? Так вот, многие покупаются и иногда оставляют у «волшебного гуру» почти все свои сбережения, и часто попадают в ситуацию добровольного рабства. А почему? Так как «гуру» грамотно умеет организовывать досуг других людей.
 

«Духовность»

«Духовность»? Под этим может скрываться что угодно. Если раньше при возникновении этого слова людям на ум приходили храмы РПЦ, то теперь религиозный рынок перенасыщен. И каждый может выбрать «духовный продукт» по своему вкусу. «Духовность» — это не водка. И если в алкоголизме человека обвинить легко, то в духовности обвинить человека будет не то что сложно, а просто нелепо. Хотя это может выглядеть как аддикция (зависимость). Под действием «духовности» может полностью измениться личность: появятся новые мотивы, потребности, идеалы, ценности, привычки. Например, человек раньше любил лыжи, а теперь может не выходить из церкви или долго находиться в медитации. Он может резко бросить работу/семью и уехать в Гималаи. Гуру всегда предлагает человеку «духовность». Иногда ради «духовности» человек отказывается от своих желаний, жизненных целей, планов, фантазий и идёт за гуру: выполняет все его просьбы, проводит с ним всё своё свободное время, ухаживает за ним. От этого служения его жизнь наполняется незримым смыслом. Если он сам не в состоянии придать своей жизни осмысленность, то нет смысла пенять на другого человека, если попал под его влияние.


Готовое или своё мировоззрение?

Почему «гуру» так популярны? Дело в том, что среднему человеку порой сложно придумать что-то новое, а порой это делать просто неохота. Человек думает, что если он выбирает «готовое мировоззрение», то экономит своё время. Это чудовищная иллюзия. Если человек не ищет самостоятельно, а берёт готовенькое, есть вероятность, что он воплотит в жизнь не свои мечты/планы/фантазии, а мечты своего «гуру», и может на это потратить всё своё время, всю свою жизнь. Я ничего против не имею того, что люди принимают какое-либо готовое мировоззрение, будь то православие, буддизм, язычество, телема и др. Но у любой традиции есть эзотерический и экзотерический уровень. Часто гуру популяризируют какую-либо религию (экзотерический уровень, упрощение, адаптация), и их последователи прибегают не к первоисточникам (таким как Библия, Коран, Бхагавадгита), а к словам и наставлениям проповедника, а он зачастую трактует тексты свободно и говорит, что вздумается, иногда намешивает много из своего личного мировоззрения, не связанного с духовной традицией, которую несёт людям. В итоге люди не получают доступа к тому первоначальному знанию, к которому якобы отсылает их проповедник-шоумен. Я знаю людей, которые вначале слушали проповедника, это было год-два, но, выучив основы, отправлялись в свободное плавание. Некоторым было нужно больше, некоторым меньше времени, чтобы в итоге начать свою духовную самостоятельную жизнь. Иногда они благодарили «гуру» за то, что через него они в доступной форме узнали о том или ином мировоззрении, но это было очень редко.

Что делать?

Думаю, что проповедники-шоумены («гуру») будут ещё очень-очень долго в моде, так как они удовлетворяют одну из главных высоких потребностей человека – потребности в смысле! Когда человек удовлетворил потребности 1-2 уровня (еда, сон, комфорт, безопасность, признание), он стремится узнать и понять смысл жизни. Иногда он находит его в религии. И тут, как говорят, дураков всегда хватает, поэтому коммерсантов, наживающихся на религиозной сфере, будет всегда предостаточно. И, спрашивается, что делать? Искать себя, не полениться прочесть ещё одну книгу, просмотреть ещё один фильм, касающийся интересующего мировоззрения, сходить на ещё одну академическую лекцию, с ним связанную. А главное — заглянуть внутрь себя и спросить: «Насколько мне это нужно? Неужели в этом вся моя суть?»