Писатель и деньги

Дина Гаврилова
Писатель и деньги.
 
Так назывался вечер в Доме писателей Таллинна. Меня сильно заинтриговала эта тема, я решила всё-таки узнать секрет зарабатывания денег на книгах. Пригласила одну талантливую молодую поэтессу, но она не смогла пойти. Вчера она попросила меня рассказать в Фейсбуке,  что там было интересного. 

Первым сюрпризом стала "билетёрша" на входе, хотя  в объявлении ни слова, что вход платный. Требовалось оплатить два евро за "секрет" как разбогатеть писателю. "Молодцы!- подумала я. -Кто же будет бесплатно делиться сокровенным".

Вечер вела писатель с именем, переводчик Маарья Кангро. Она поведала  о местных и зарубежных тенденциях в книгоиздании.  В Эстонии в конце 90-х и начале 2000-ых был полный застой, издавали только классиков на плохой жёлтой бумаге и переводных авторов. Сейчас доля эстонских местных авторов в розничной продаже достигла уже 54%. Эстонские читатели проявляют интерес к местным авторам, к местным реалиям. Растёт поколение, свободно владеющее английским, и потребность переводить поэтов и писателей на английской уже снижается. Те, кто имеет интерес к английской литературе, может утолить голод сам без посредника-переводчика.

 Поэты Калью Крууса и Матхура, будучи известными решили открыть свои издательства. Это даёт им свободу, возможность вмешаться в процесс издания книги на всём этапе, а самое главное радость от возможности издать любую книгу. Ни для кого не секрет, что поэтические сборники не рентабельны. Калью Крууса, например, издаёт свои книги и книги хороших знакомых. Это не массовое производство. Он это делает исходя из внутренней потребности.

После долгих рассказов, воспоминаний о первых успехах и первых шагах в литературе Калью Крууса пришёл к выводу,   что писательство - это хобби или миссия. И что на этом заработать нельзя. Можно свести расходы  к нулю, к равновесию, но прибыль  вещь весьма утопическая. Книгоиздательство  изначально не нацелено для него на прибыль.  Тиражи небольшие. Большим плюсом является, сравнительно низкая стоимость книги для покупателя, так как книга стоимостью 8 евро продаётся в магазине почти за 15. Если продавать самому, то и затраты на складирование, логистику,  аренду площадей, зарплаты продавцов отпадают.

Большое место в успехе или неуспехе книги имеет масс медия. Телевидение, радио, соцсети могут способствовать высоким тиражам и продажам. Но непригретым авторам трудно попасть на телевидение, почти невозможно раскрутиться. Хотя доля случая, удачи никто не отменял.

В завершение прекрасного вечера  Маарья Кангро привела примеры из топа  лучших книг за 2015 год. В десятке оказались  книги по китайской медицине, книги от экстрасенсов, автобиографические книжки, переводная литература и неизменный Андрус Кивиряхк.

Неутешительным итогом прозвучало: "Прожить на доходы от издания книг невозможно, надо заниматься ещё попутно каким-то видом деятельности". Так что, "Пишите, Шурочка, пишите"!