Псиарх. Часть VII. Цивилизация

Корень Владимир
ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.
 
Часть VII. Самость, Самодух, или Управляющий Дух. Spiritus Rector.

Введение в седьмую часть. 

В этой части книги я постараюсь описать свои представления о самом высоком макроуровне психики. Исходя из идеи взаимозаменяемости пирамидальной и сферической понятийно-геометрической моделей психики можно сказать, что этот макроуровень есть как высшее, так и глубинное в психике человека. Его можно также назвать сердцевинным психическим образованием, которое для остальных (нижележащих, и в то же время поверхностных) макроуровней/слоёв является управляющим психическим органом. Это самое внутреннее внешней и внутренней (психической) жизни человека. И самое главное.

Данный макроуровень психики я назвал Творческим духом, который можно ещё обозначить квази-латинским образом как Spiritus Creator, или просто Spiritus. Поскольку он объединяет в себе противоположности Logos-а (социального духа, вербального интеллекта) и Psyche (социальной души), то его можно ещё назвать Психологосом (PsychoLogos).

Синонимом Творческого Духа можно считать Духовность, ведь духовность, скорей всего, и есть духов(ная сущ)ность. Когда человека называют духовным? Тогда, во-первых, когда он стремится к познанию, к осмыслению (постижению, пониманию, объяснению) мира и себя, когда он рассудителен и разумен (Logos). И тогда, во-вторых, когда он, рефлексируя свои мысли и поступки, стремится к гармонии в отношениях с миром (природным и общественным, внешним и внутренним), т.е. стремится к добру, имеет морально-нравственные принципы, добросовестен в выполнении своих обязательств (Psyche) и стремится к дружескому согласию и свободе воли.  Таким образом, духовным мы называем того человека, который совмещает в себе разумность и свободу воли. Безнравственно разумного человека, холодного рационалиста, действующего только в своих собственных интересах, мы духовным не назовём. Так же как не назовём таковым и покладистого, в общем-то, доброго человека, не стремящегося расширить горизонты своих познаний, не задающегося вопросами о смысле тех или иных наблюдаемых явлений, о смысле жизни вообще и о смысле своей жизни в частности.

Говоря о Духовности (Spiritus), синтезирующей в себе противоположности Разума (Logos) и Свободы (Psyche), нельзя обойти вниманием и то, из чего вышли эти противоположности, а именно Общество (Corpus socialis) и Труд - совместную экономическую деятельность. Отрывать Духовность от материального производства, от общественно полезного труда, это значит уносить Духовность в очень далёкие и высокие дали, делать её жутко таинственной, отдавать её во власть непонятному Святому Духу, в то время как вопросы собственного благоустройства и благосостояния, благоустройства своей страны, города, улицы, дома, квартиры, своей семьи, и т.д. должны из этих высоких далей видеться как что-то сугубо материальное, приземлённое, низкое и не достойное внимания "воистину духовного" человека. Этим грешат многие разновидности мировой религии и религиозные секты. И в этом плане (в плане рефлексии духовности в материальность) было бы хорошо брать пример с протестантизма. Мы ведь не назовём духовным человека, у которого неряшливый вид, который не следит за собой, не заботится о своих близких, о своём доме, разматывает направо и налево своё материальное имущество, или наоборот, скупится одарить своим добром (в материальном плане) того, кто в этом нуждается, который не заботится о своих престарелых родителях, и т.д..
 
Есть ещё подходящие варианты названия этой психосферы. Например, юнговская Самость. Хотя по смыслу, вкладываемому Юнгом в это понятие, моё понимание Самости не так мистично. И вообще не мистично. Самость начинается с самостоятельности, одного из атрибутов свободного творчества, или творческой свободы личности. Самость (Self) на уровне рефлексии ещё только осознавалась, познавалась собой в виде Я (Ego). Я – это только мыслимая, теоретическая Самость. Самость – это действующее волевым образом, деятельное Я, самовоплощающееся, самореализующееся Я, переход из идеального Я в Я действительное. Можно много думать и говорить: «Я, я, я…», и ничего при этом не делать. Но когда ребёнок говорит родителям: «Я сам», он пробует идти самостоятельно, без поддержки родителей, без их вмешательства, т.е. свободно, независимо от их физического участия (эмоциональная поддержка при этом не исключается и не возбраняется). Ребёнком в этом случае никто не управляет. Ребёнок сам управляет своим телом, своими ногами и руками. Самоуправление – другой атрибут свободного творчества.

Самостоятельность (самодеятельность) и самоуправление в движении, в действиях, в поступках, в трудовой деятельности – две стороны Творчества, его статика и динамика. Попыткой самостоятельного передвижения ребёнок творит нечто новое (пока ещё для себя) и радуется тому, что у него получается. Этот акт можно назвать творческим актом, тем актом, с которого начинается творчество в жизни ребёнка. Этот акт - акт завоевания большей свободы, акт преодоления собственной ограниченности. Дальше он пробует делать ещё что-либо самостоятельно: играет, рисует, лепит, экспериментирует, приобретает личный опыт в разных сферах жизни, самостоятельно делает домашние задания, помогает родителям, сочиняет, врёт, бедокурит, ведёт личный дневник, пробует себя в прозаическом и поэтическом творчестве, и так далее. Взрослый человек уже стремится преодолеть общечеловеческие барьеры, границы непознанного и несотворённого. Взрослый творит уже нечто общезначимое, важное для всего общества. И, естественно, творит нечто доброе, красивое, истинное. То есть созидает, а не разрушает. 

Одно время в названии этой сферы психики у меня фигурировал Самодух, как объединение юнговской Самости и традиционной Духовности. Но сейчас оно мне кажется каким-то уж очень по-штайнеровски эзотерическим и мистическим, с большим уклоном в религиозность. А ведь религиозность - это ещё не вся духовность. В ней есть место и наукам, и искусствам, и философии, и научно-техническому творчеству, и правотворчеству, и т.п.. 

В то же время необходимо учитывать, что Творческий Дух есть как бы зеркальное отражение Природного Тела (Corpus animalis). (Если кому непонятно это выражение, то взгляните (ещё раз) на логико-графическую модель психики в поэтическом или прозаическом эпиграфе к данной книге - в "Психопортрете").  Spiritus развивается из Corpus animalis, и стремится им овладеть, овладеть для того, чтобы лучше управлять его потребностями и способностями, лучше использовать приспособительные (адаптивные) возможности организма.
 
В конечном счете, Творческий Дух стремится овладеть материей своего тела настолько, чтобы стать для него богом. Заметьте, стать богом только для своего тела, а не для всех тел во Вселенной. Это может означать победу над болезнями, старением, смертью.  Это может означать и развитие в себе сверхспособностей по дистанционному (мысленно-волевому) управлению неживыми объектами (ограниченный телекинез, ограниченную телепортацию). Естественно, это приведёт к самотелекинезу (левитации) и  самотелепортации, к почти мгновенному перемещению самого себя в пространстве и времени.

Но путь к этим вершинам духа лежит, как и предупреждают все духовные учителя, через морально-нравственную чистоту, а не только через познание законов природы. (Иначе всех нас ожидает Страшная Жуть, в смысле - Страшный Суд. :). Скорей всего это будет происходить по мере не только личного, но и социального прогресса. Т.е., по мере того, как общество будет усмирять свои эгоагрессивные тенденции, исходящие из природного влечения пожирания всех всеми. Другими словами, по мере становления общества - мира людей - более миролюбивым.

В следующих четырёх главах мной будут описаны четыре уровня Творческого Духа (Организация, Управление, Признание, Справедливость). Человек есть творение не только природы, не только общества, но и самого себя. По мере того, как Творческий Дух становится всеобщим (Абсолютным Духом), он делает творческими и все подчиненные ему психические процессы: восприятие, воображение, мышление, память, интуицию, осмысление, волю, и т.д..

[Здесь, как вы уже заметили, есть некоторая нескладность из-за нерешённости проблемы тождества и различия между творчеством и развитием. Понятно, что одно содействует другому. Но что из них первично, а что вторично? Так творчество можно отнести к творению, но можно и усматривать в развитии. В будущем этот вопрос, конечно, решится тем или иным образом. Тогда и отредактирую этот текст.]