Последние гладиаторы

    Картина «Последние гладиаторы» написана в середине XIX века голландским художником профессором Бельгийской Королевской Академии изящных искусств Иозефом Штеллертом. Гравюра с картины была опубликована в популярном  в 1883 году русском еженедельном журнале «Нива». В нижеприведенной к ней аннотации говорится:
 
    «Сюжет картины взят из норных времён христианства в царствование императора Флавия Гонория. В 404 году некий пустынник-христианин по имени Альмах или Телемах пришел с Востока в Рим. Увлеченный толпою народа на улицах города, он достиг амфитеатра Комури и присутствовал там на битве гладиаторов.

    Мускулистая, атлетического сложения фигура с трезубцем в руке представляет собой, так называемого ретиария  (лат. retiarius — «боец с сетью и трезубцем»). Он сражался с секутором  (лат. secutor — преследователь) вооружённым мечом, в шлеме и со щитом, и который имел задачей нанести на полном ходу убегающему от него ретиарию смертельный удар. Ретиарий в свою очередь должен был набросить сеть на голову преследователя и повалить его на землю.
Этот момент изображён на картине. В таких случаях публика относится несочувственно к секутору и требует, чтобы он был заколот трезубцем, взятым рукою так, чтобы большой палец приходился вниз. Возмущённый нечеловеческой, богопротивной забавой, монах бросается  на арену, хватает руку со смертоносным оружием, готовым уже вонзиться в грудь и произносит слово Библии: „Не убий!“ Публика, озлобленная, что осмелились прерывать её развлечение, с дикими криками требовала смерти Альмаха, которую отшельник и принял безропотно, с полным упованием на Бога. Христиане признали его пострадавшим за веру, а император Гонорий с тех пор запретил навсегда эти нечеловеческие, кровавые игрища».

    За историческую верность и драматизм, изображённый на картине стоит предположить, что к написанию картины художника подвигла христианская молитва: – «Научи, Господи, отделять благо от зла и пребывать в спокойствии и твёрдости духа, дабы достойно творить меж людей Волю Твою».


Рецензии
Действительно интересное описание этой картины. С теплом и уважением Виталий. Честь имею!

Виталий Агафонов   23.11.2017 21:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Виталий!
С тех пор мир стал ещё более жестоким.
С пожеланием благополучия,
Ваш Алёнкин

Виктор Алёнкин   24.11.2017 19:07   Заявить о нарушении
"Сюжет картины взят из норных времён христианства в царствование императора Флавия Гонория."
Не понятно, что такое "норные времена христианства". Если речь идет об эпохе гонений на христиан, вынужденных прятаться от притиснений в катакомбах (норах), то к началу 5 века эта эпоха уже давно прошла, и христианство превратилось в господствующую религию Римской империи. К тому же император Гонорий - сын императора Феодосия, который в конце 4 века официальным декретом запретил гладиаторские игры, в силу чего гладиаторы при Гонории биться попросту не могли.

Алексей Аксельрод   31.12.2017 12:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.