Последние гладиаторы

     Картина «Последние гладиаторы», принадлежит кисти голландского  художника Иозефа Штеллерта. За историческую верность и драматизм стоит предположить, что к написанию картины художника подвигла христианская  молитва: – «Научи, Господи, отделять благо от зла и пребывать в спокойствии и твёрдости духа, дабы достойно творить меж людей Волю Твою». Гравюра взята из журнала «Нива» за 1883 год, также как и нижеприведенная к ней аннотация:
 
    «Сюжет картины из норных времён христианства в царствование императора Флавия Гонория. В 404 году некий пустынник-христианин по имени Альмах или Телемах пришел с Востока в Рим. Увлеченный толпою народа на улицах города, он достиг амфитеатра Комури и присутствовал там на битве гладиаторов.
    Мускулистая, атлетического сложения фигура с трезубцем в руке представляет собой, так называемого ретиария  (лат. retiarius — «боец с сетью и трезубцем»). Он сражался с секутором  (лат. secutor — преследователь) вооружённым мечом, в шлеме и со щитом, и который имел задачей нанести на полном ходу убегающему от него ретиарию смертельный удар. Ретиарий в свою очередь должен был набросить сеть на голову преследователя и повалить его на землю.
    Этот момент изображён на картине. В таких случаях публика относится несочувственно к секутору и требует, чтобы он был заколот трезубцем, взятым рукою так, чтобы большой палец приходился вниз. Возмущённый нечеловеческой, богопротивной забавой, монах бросается  на арену, хватает руку со смертоносным оружием, готовым уже вонзиться в грудь и произносит слово Библии: „Не убий!“ Публика, озлобленная, что осмелились прерывать её развлечение, с дикими криками требовала смерти Альмаха, которую отшельник и принял безропотно, с полным упованием на Бога. Христиане признали его пострадавшим за веру, а император Гонорий с тех пор запретил навсегда эти нечеловеческие, кровавые игрища».

    По прошествии полутора тысяч лет после этого события, то есть в настоящее время, выражение «навсегда запретил» вызывает усмешку, ибо, блуждая по каналам телевидения, можно легко убедиться, что движимая «сексом и прибавочной стоимостью» бОльшая часть современной продукции медийного маркетинга, представлена всё той же богопротивной забавой.

    «Как не так,— сказал Архип, с злобной улыбкой взирающий»*  на мир, в котором стерты границы между реальными новостями и развлечениями.

______
*А. С. Пушкин. «Дубровский», стр.13


Рецензии
ДА, ВЕСЬМА ЛЮБОПЫТНО! С выводами согласен!

Игорь Храмов Тесёлкин   18.05.2017 22:20     Заявить о нарушении
Читал Ваш "Саратов как второй Иерусалим статья к акафисту"
С выводами согласен

Виктор Алёнкин   21.05.2017 16:57   Заявить о нарушении
Спаси Христос! Заходите - авось ещё что... Ну, вдруг захотите рецензию написать...

Игорь Храмов Тесёлкин   21.05.2017 21:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.