Мир географических названий

Михаил Мороз
               

        Мир географических названий, быть может, один из самых удивительных и увлекательных. Созданный человеком, навеки закрепленный в языке той местности, где родилось название, этот мир полон необыкновенных историй, легенд и будоражащих воображение тайн.  Всё, что происходило на нашей земле, обобщенно  краеведами и писателями, запечатлено на географических картах  и в краеведческих книгах писателей, восхитительно раскрывших нам тайны названий рек и речек, деревень и сёл.

Мне кажется, что каждый из нас может дополнить краеведов, потому что знает, какими именами собственными величал наш народ леса и поля, овраги и лога, родники и речки, сёла и деревни, болота и луга. Вот было бы замечательно, если бы мы  представили в блогах свои краткие зарисовки по поводу интересных и примечательных названий тех мест, которые нам близки и дороги! Эта была бы необыкновенная россыпь слов, связанная с географическими названиями, в науке она зовется топонимикой. Мы бы побывали с вами, дорогой читатель, в царстве  имен, тайны которых так необыкновенны и притягательны не только для слуха, но и для души.

 

                Курган

Меня, «летнего» жителя села Погорельцево Курской области, привлекают многие местные названия. С терраски моего деревенского домика открывается вид на бесконечные луга Присвапья.. Неглубокая зеленая чаша развернулась передо мной до самой речки Свапы. И вот в этой почти плоской чаше видишь возвышение, настоящий холм, массивный и округлый. Он почти пустой от деревьев. Только юго-западная его часть заросла лещиной, и из нее вздымаются ввысь  с десяток крупных дерев. Когда печет солнце и трава выгорает, на пустом от деревьев месте обнажается седой песок. Тогда часть холма похожа на единственную дюну, неведомо как разместившуюся в среднерусских лугах. Это причудливое возвышение посреди лугов жители села Погорельцево называют Курганом. Это имя собственное дали жители холму, темнеющему невдалеке от излучины Свапы.

Рассказывают, что школьники 40-50-х годов прошлого века, молодые искатели приключений и путешествий, изрыли чуть ли не весь Курган, чтобы добыть некие клады, потому что считали холм высокой насыпью над древней могилой. Это след, считали они, прошедших здесь в незапамятные времена кочевников. Другие же верили, что Курган – земляная насыпь здесь, возле Свапы, реки по тем временам не тощей. Она служила не только преградой, но и  водной дорогой для многих ворогов Руси. Вот эта насыпь будто бы служила в старину пограничным дозором, то есть была сторожевым курганом.  Честное слово, мне самому хочется верить в то, во что верили ребятишки прошлого века. Но образование этого возвышения произошло, вероятнее всего, прозаически просто: это следы таяния  ледников. Или Свапа, расставшись со старым руслом, оставила после себя намытый след...

Но как бы там ни было, за этим возвышением прочно закрепилось имя собственное, и высокое место среди заливного луга стали называть Курганом.

Весною, когда бывают широкие разливы, Курган похож на сказочный остров Буян, расположенный на море-окиане. Это место отдыха перелетных гусей. Их бывает столько много, что, садясь  возле Кургана, они вдребезги разбивают розовую от зари неподвижную гладь бесконечной воды.

 Летом  ребятишки прошлых веков гоняли к Кургану в ночное лошадей. Внизу, в лугах, в ночной прохладе, паслись кони. А мальчишки на вершине Кургана жгли костер,  отсвет пламени которого был виден на много вёрст. Они ясно слышали, как на северной стороне Кургана кто-то скреб лопатой сухой песок, докапываясь до склепа богатого кочевника. Песок мог скрипеть под лопатой долго, пока небо на востоке не займется теплыми красками и в деревне разом не запоют голосистые петухи.

 У подножия Кургана, покрытого пеленою тумана, ребятишки точно видели серую тень  с лопатой, легко, как будто летая, шмыгнувшую в высокие,  некошеные травы…

 

                Косое болото.

Это место далеко от Погорельцевского леса. Издавна в одиночку люди к нему ходили с некоторой опаской. Берега Косого болота были всегда кроваво-бурыми, пока в нем сохранялась вода. Старухи прошлого века утверждали, что и животина, и даже люди  в  давние времена в нем, бывало, утопали, потому, дескать, и берега его кровавые. Старухи не знали о существовании болотной руды, дающей кромкам болота такой устрашающий цвет.

 Трудно теперь объяснить его название. «Косое и Косое. С давних пор это пошло. Бывало, блестит в нем вода на солнце, будто косо поставленное зеркало, даже глазам больно», -  старались объяснить мне происхождение имени собственного оставшиеся в деревне старики.

Ночами, когда над Косым болотом и лесными туманами висела тихая луна,  в глухих, непроходимых зарослях выли волки. Тогда бывшие в ночном возле Кургана лошади поднимали кверху мокрые от росы морды, нервно прядали ушами и тревожно ржали в направлении далекого болота. А мальчишки у костра жались от страха друг к другу и переходили на тихий шепот…

В наше время болото высохло. Но вокруг него много опят. Их с поразительным бесстрашием собирают горожане,  добираясь до болота на легковушках. Должно быть,  не знают, как оно называется…

 

                Монастырь.

Всем известно, что слово «монастырь» - имя нарицательное. Но это слово стало названием одного примечательного места в Погорельцевском лесу, поэтому превратилось в имя собственное.

Еще совсем недавно, лет 15-20 назад, над центром небольшого леса возвышались вековые сосны, дубы, клены, берёзы и осины. В этом месте в дореволюционное время был монастырь. Мало кто из теперешних жителей может о нем рассказать. Знают, что монастырь был уничтожен, разграблен. Не осталось даже фундамента. Лошадьми через лес и болото на телегах перевозили кирпич для нужд селян и колхозов.

 Однажды я попытался исследовать место в лесу, чтобы найти хоть что-нибудь в доказательство, что здесь, в глуши, подальше от мирских глаз, находилась обитель, но никаких следов не обнаружил, кроме неширокого углубления, бывшего когда-то прудом. В нем водились караси, похожие на широкие золотые сковородки, и вьюны. Они были толстые, как питоны. Пруд выкопали монахи. Они разводили рыб, сушили белые грибы и заготавливали лисички, росшие здесь в бесчисленном множестве.

Нынешние старики всегда советуют мне искать грибы возле Монастыря. «Иди к Монастырю, там грибов видимо-невидимо. Если там нету, то и нигде и не соберешь», - наставляли они меня.

 «Эффективные собственники» 90-х вырубили монастырский лес, и теперь только опытный глаз может отыскать приметы обители.

Ребятишки прошлого века божились, что слышали с ночного Кургана, как в монастырских соснах и дубах по ночам звучит монашеская молитва. Она тиха и печальна, как православные песнопения.