Защита авианосцев

Владимир Шенк
Авианосец — класс боевых кораблей, приспособленный для обслуживания и базирования авиации в качестве подвижного аэродрома и базы авиации, действующей в открытом море; является носителем ядерного и ракетного оружия; основной ударной силой авианосца является палубная авиация.Авианосцы располагают полётной палубой и другими средствами обеспечения взлёта, посадки и базирования самолётов и/или вертолётов (в частности ангарами, техническими средствами обслуживания и заправки авиатехники), средствами управления и обеспечения полётов.Взлёт самолётов с полётной палубы авианосца может производиться и без, и с использованием стартовых ускорителей и стартовых катапульт, расположенных в носовой части полётной палубы, которая на современных авианосцах расположена под углом к осевой линии корпуса (угловая палуба), с целью обеспечения возможности производить одновременно взлёт и посадку самолётов. При взлёте и посадке самолётов авианосец находится в движении на максимальной скорости против ветра. Полёты самолётов с авианосца возможны при волнении моря не более трёх баллов. Уменьшение пробега самолётов при посадке достигается применением аэрофинишеров. В качестве оборонительного вооружения авианосцы имеют: зенитную артиллерию средних и малых калибров; зенитное управляемое ракетное вооружение (ЗУРО) класса «корабль-воздух».Возглавляя авианосные ударные группы, авианосцы являются оперативно-тактически высокомобильными боевыми единицами, позволяющими быстро концентрировать значительные силы в любой области Мирового океана.С 1960-х гг., в связи с развитием ракетного вооружения, стратегическая значимость авианосцев значительно снизилась. Авианосцы подразделяются: по водоизмещению — на тяжёлые и лёгкие; по назначению и выполняемым боевым задачам — на ударные; конвойные; противолодочной обороны и вертолётоносцы. Тяжёлый авианосец: имеет водоизмещение до 75000 т, длину корпуса — до 315 м; ширину — до 40 м, скорость хода — до 33 узлов; экипаж 2800;3300 человек; способен нести до 100;120 самолётов и вертолётов. Лёгкий авианосец: имеет водоизмещение до 27000 т, длину корпуса — до 210;270 м; ширину — до 24;32 м, скорость хода — до 34 узлов; экипаж 1300;1400 человек; способен нести до 70 самолётов и вертолётов. Ударный — тяжёлый авианосец: может иметь атомную силовую установку; является основой ударной мощи ВМФ США и Англии; включён в состав ударных авианосных соединений для борьбы с авиацией противника в открытом море для обеспечения задач флота, а также с целью действий по наземным объектам; часть самолётов предназначены для применения ядерного и ракетного оружия; ракеты класса «корабль-земля» запускаются с помощью катапульт. Конвойный авианосец: обычно лёгкий авианосец, предназначенный для обеспечения конвоя; водоизмещением — до 25000 т; длина — до 200 м; ширина — 20 м; скорость хода — 15;20 узлов; экипаж — 1000;1100 человек; несёт до 50 самолётов и вертолётов. Авианосец противолодочной обороны: тяжёлый или лёгкий авианосец; приспособлен для базирования противолодочных самолётов и вертолётов; предназначен для борьбы с подводными лодками; экипаж 1700;2800 человек. Вертолётоносец — авианосец, специально приспособленный для базирования до 40;50 вертолётов, и размещения морской пехоты для высадки десантов; водоизмещение — до 15000 т; скорость хода — до 20 узлов; экипаж — 1000;1200 человек.


На сегодняшний день авианосные ударные группы являются ударным ядром сил быстрого реагирования США. Эти устрашающие машины войны – символ мирового господства, эффективное средство дипломатии и мощный инструмент агрессии. Американские адмиралы называют свои авиа­носцы «становым хребтом» ВМС США. Эти корабли могут несколько месяцев действовать в отрыве от своих баз, c большой скоростью перемещаться в любой, кроме Центральной Арктики, район Мирового океана, участвовать в боевых операциях против лю­бого морского, воздушного и наземного противника, остава­ясь недосягаемыми для него. Что же представляет собой авианосная ударная группа и каковы её возможности в современной войне? В данной статье описываются вооружение, тактика и боевые возможности авианосных ударных групп, а также средств противодействия авианосцам по состоянию на текущее время (2010 год).   

 Авианосная ударная группа (АУГ) – оперативное соединение боевых кораблей, ударное ядро которого составляет авианосец (АВ). Современные авианосцы США имеют достаточно слабое оборонительное вооружение, и не приспособлены для для ведения самостоятельных действий. Каждая АУГ, как правило, вклю­чает один авианосец, от одного до четырех крейсеров управляемого ракетного оружия (УРО), два-три эсминца или фрегата УРО, 1-2 многоцелевых атомных подводных лодки (АПЛ), самолеты палубной авиации, суда снабжения. Таким образом, в состав АУГ входит 6-10 боевых кораблей. При необходимости количество кораблей прикрытия может быть и больше. На базе атомных авианосцев создаются также быстроходные атомные АУГ, состоящие из авианосца, двух атомных крейсеров и одной атомной многоцелевой ПЛ. Общая численность личного состава АУГ достигает 9000 человек, из них 6000 - на авианосце. АУГ может вести боевые действия без пополнения запасов до 14 суток, наносить удары по кораблям в море на глубину до 925 км, по береговым объектам — около 1600 км. Способность АУГ перемещаться за сутки на расстояние 1100-1300 км обеспечивает относительную скрытность, а следователь­но, и внезапность действий, позволяющую быстро при­быть в назначенный район.

До 60-х годов прошлого века АУГ предназначались для нанесения ядерных ударов по стратегическим объектам на территории противника. С поступлением на вооружение флотов стран НАТО атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) и созда­нием межконтинентальных баллистических ракет авианосцы были переведены в разряд сил общего назначения, но ос­тавлены в резерве стратегических сил на случай ядерной войны. Основными задачами АУГ в военное время являются: - нанесение ударов по объектам, расположенным на морском побе­режье и в глубине территории противника; - авиационное прикрытие и оказание поддержки десантным силам и сухопутным войскам, действующим в прибрежной зоне; - завоевание и удержание превосходства в воздухе в районе операции, - обеспечение ПВО кораблей, десантных войск, круп­ных конвоев на переходе морем, - блокада побережья про­тивника, - ведение авиационной тактической разведки. В мирное время с помощью АУГ США осуществляют одно из ключевых стратегических заданий на­циональной безопасности страны - демонстрацию силы в клю­чевых регионах мира. Для решения указанных задач АУГ объединяются в авианосные ударные соединения (АУС).

В состав АУС входят 2-3 авиа­носца, до 25-30 кораблей охраны, которые осуществляют их противолодочную, противовоздушную, противоракетную, а также противокорабельную и противокатерную оборону. К настоящему времени авианосные силы США составляют 11 кораблей. Основой их являются тяжелые атомные авианосцы типа «Нимитц». Водоизмещение кораблей этого класса 91500-97000 тонн, размеры полетной палубы достигают 336 метров в длину и 77 метров в ширину. Экипаж включает 3200 человек, плюс авиационное крыло – 2800 человек. Ядерная энергетическая установка мощностью 260000 л.с. обеспечивает скорость полного хода 30 узлов (56 км/ч) и дальность плавания 1480-1850 тыс. км. Интервалы между перезарядками ЯЭУ составляют 10-13 лет. Первый корабль этого типа, СVN-68 «Честер-Нимитц», вошел в состав флота США в 1975 году. Предпоследний по счету, СVN-76 «Рональд Рейган» служит с 2003 года. Литеры СVN бортового номера обозначают: «многоцелевой авианосец с ядерной энергоустановкой», а цифры - порядковый номер авианосца в ВМС США. СVN-77 «Джордж Буш» (в строю с 2009 года) стал 77-м по счету авианосцем ВМС США и десятым кораблем типа «Нимитц». Следующий авианосец - СVN-78 «Джеральд Форд», который предполагается ввести в строй в 2015 году, строится уже по новому проекту СVN-21 («Авианосец XXI века»). При сохранении того же корпуса и водоизмещения, что и у «Нимитц», CVN-21 имеют более мощную ядерную энергетическую установку, позволяющую в 2,5 раза увеличить электроэнергетические мощности и внедрить новые электромагнитные катапульты и аэрофинишеры. Срок эксплуатации ЯЭУ без перезагрузки топлива составит 50 лет, то есть все время службы авианосца. Изменены также формы надстройки, будет установлено новое вооружение и радиоэлектронное оборудование. Основным ударным оружием АУГ является авиакрыло численностью до 90 единиц и 500 высоко­точных крылатых ракет морского базирования «Томагавк» на кораблях УРО. В состав авиакрыла входят: - 4 эскадрильи (48 единиц) истребителей-штурмовиков F/A-18 «Хорнет» и «Супер Хорнет», способных нести высокоточное и ядерное оружие, - 1 эскадрилья (10 единиц) противолодочных самолетов типа S3A«Викинг»; - авиагруппа (4 единицы) самолетов дальнего радиолокационного обнаружения E-2C«Хокай», - авиагруппа (4 единицы) самолетов радиоэлектронной борьбы EA-6B«Проулер», - 3 эскадрильи (24 единицы) многоцелевых вертолетов SH-60 «Си Хок». Состав авиакрыла может варьироваться в зависимости от обстановки и решаемых задач. Так, для усиления ударных воз­можностей корабля противолодочные самолеты могут заменяться ударными и наоборот.

Главная задача авианосного флота США - проекция военного могу­щества США на любой регион земного шара. Считается, что аме­риканское командование может послать авианосное ударное соединение к берегу любой страны мира, и под его прикрытием провести военную операцию, чтобы навязать суверенному правительству своею политическую волю. Теоретики военно-морской науки полагают, что такая группировка способна одержать победу в любом локальном вооруженном конфликте. Считается, что ни одна страна третьего мира не сможет устоять против двух АУС в составе шести авианосцев и сорока кораблей поддержки с их авиацией в 400 самолетов. Впрочем, даже меньшая по численности группировка авианосных сил способна стереть в порошок развитую и немаленькую страну, что было успешно продемонстрировано на примере Югославии. В настоящее время в составе ВМС США действуют следующие АУГ (указываются места базирования):   Тихоокеанский флот «Джон С. Стеннис» (CVN-74) - ВМБ Сан-Диего, Калифорния «Джордж Вашингтон» (CVN-73) - Йокосука, Япония «Рональд Рейган» (CVN-76) - ВМБ Сан-Диего «Авраам Линкольн» (CVN-72) - ВМБ Сан-Диего «Нимитц» (CVN-68) - ВМБ Сан-Диего «Карл Винсон» (CVN-70) - ВМБ Сан-Диего.   Атлантический флот «Теодор Рузвельт» (CVN-71) - ВМБ Норфолк (Виргиния) «Дуайт Эйзенхауэр» (CVN-69) - ВМБ Норфолк «Гарри Трумэн» (CVN-75) - ВМБ Мейпорт (Флорида) «Энтерпрайз» (CVN-65) - ВМБ Мейпорт «Джордж Буш» (СVN-77) - ВМБ Норфолк. Несколько АУГ постоянно находятся в различных районах Мирового океана вне территории США. Так, например, 1 АУГ в составе «оперативной группы 60» 6-го флота ВМС США постоянно несет службув Средиземном море, еще 1-2 АУГ - в районе Персидского залива.   


Тактика действий АУГ (АУС) против берега. Современное применение Соединенными Штатами АУГ и АУС, в основном, строится на концепции «флот против берега». Наличие четырех эскадрилий ударных самолетов на авианосце и большое количество крылатых ракет на кораблях эскорта обеспечивают группе возмож­ность самостоятельного проведения боевых операций против любой страны «третьего мира». Последние примеры подобных действий АУГ против берега были продемонстрированы в 1991 году в Персидском заливе и в 1999 году во время агрессии против Югославии. В рамках концепции «флот против берега» АУГ (АУС) решают следующие задачи: - уничтожение военно-промышленных объектов и административно-политических центров; - нанесение ударов по группировкам войск оперативного и стратегического резерва противника; - оказание поддержки сухопутным войскам в наступлении и обороне; - обеспечение высадки морских десантов на побережье и их действий на берегу; - нарушение коммуникаций противника; - участие в блокаде морского побережья. Выполнение указанных задач достигается при помощи крылатых ракет «Томагавк» с дальностью полета 1500 км с обычной боевой частью (БЧ) и 2500 км с ядерной БЧ, и палубной авиации, имеющей радиус действия до 1100 км. Таким образом, АУГ могут применять свое вооружение с расстояния до 1000 км от берегов противника. Непосредственную авиационную поддержку сухопутных войск и десантных сил палубная авиация АУГ осуществляет ударами по боевым порядкам войск противника, позициям артиллерии и ракет, командным пунктам, радиолокационным станциям (РЛС). В основу тактики палубной авиации положены следующие три принципа: - уклонение от борьбы со средствами вражеской ПВО. - при невозможности уклонения - применение средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для ослабления сопротивления ПВО; - при невозможности преодоления ПВО указанными методами, подавлять её средства огнем. Действия палубной авиации включают этапы: - взлет с авианосца, - построение в боевые порядки, - полет по маршруту; - прорыв системы ПВО в районе боевых действий и объекта удара; - нанесение удара; - отход от цели; - возвращение на авианосец. Руководят боевыми действиями палубной авиации командир авианосца и командир авиакрыла. Действия самолетов координируются с помощью боевой информационно-управляющей системы ATDS. Ее оборудование имеется на кораблях и на самолетах ДРЛО Е-2С «Хокай», во время операции находящихся на на высоте до 10 км, и на удалении от авианосца - 150-300 км. Эти машины представляют собой воздушные командные пункты. С них штурмовикам передается информация о свойствах местности, угрозах в районе цели и другие необходимые в ходе операции сведения. Один самолет Е-2С способен координировать действия двух авиационных эскадрилий. Удар по разведанной цели наносится группой из 16-20 самолетов. После взлета они выстраиваются в боевой порядок, и одним или несколькими маршрутами идут к цели на средних и больших высотах. Группа наведения и управления следует в район операции отдельным маршрутом. Перед выходом на рубеж обнаружения наземными РЛС боевой порядок разделяется на тактические группы, изменяется высота полета. Первыми рубеж обнаружения пересекают самолеты доразведки целей, затем по очереди группы демонстративных действий, подавления средств ПВО, радиоэлектронной борьбы и, наконец, ударные. Для проведения боевой операции все самолеты разделяются на группы: - ударная; - демонстративных действий; - подавления средств ПВО; - доразведки; - наведения и управления. Ударная группа состоит из 8-10 самолетов, и наносит непосредственный ракетно-бомбовый удар. Остальные 4 группы входят в состав сил обеспечения. Группа демонстративных действий из трех-четырех самолетов, действуя на средних и больших высотах, отвлекает на себя внимание ПВО, вынуждая противника включить радиолокационное оборудование. Этим она дает возможность самолетам радиотехнической разведки установить радиоэлектронную обстановку в районе удара. Группа подавления средств ПВО уничтожает позиции ЗУР, РЛС обнаружения и наведения истребительной авиации, станции орудийной наводки. Два-три штурмовика с противорадиолокационными ракетами действуют со средних и малых высот. Работу радиоэлектронных средств ПВО непосредственно перед выходом ударных самолетов на рубежи обнаружения и применения оружия выявляет и подавляет группа РЭБ. В ее состав входят один-два самолета РТР и РЭБ, действующих, как правило, вне досягаемости средств ПВО. Группа доразведки (обычно два самолета-разведчика), уточняет место расположения целей, и передает информацию командирам ударных групп до их выхода на боевой курс. Группу наведения и управления включает один или два самолета ДРЛО Е-2С «Хокай» с истребителями прикрытия. Группа наводит истребители на воздушные цели, а ударные группы - на объекты удара. С рубежа обнаружения штурмовики летят к цели на предельно малых высотах около 60 м, скоростью до 900 км/ч и выходят на нее с различных направлений группами по 2-4 машины. Демонстративная группа несколько раньше выходит на цель с нескольких направлений. Группы подавления средств ПВО атакуют позиции зенитных ракет и РЛС противника. В это время ударные группы под прикрытием помех выходят в район цели с нескольких направлений, быстро набирают высоту, выполняют поиск, прицеливание и производят атаку. Цели между самолетами ударной группы распределяет руководитель с самолета Е-2С или командир группы. После того как штурмовики выполнили задание, Е-2С выводит их на привод авианосца.   Противоракетная и противовоздушная оборона АУГ В последние десятилетия, в связи с появлением новых видов ракетного оружия и радиоэлектронных средств, борьба в воздушном пространстве при ведении боевых действий на море приобрела решающее значение. Против воз­душных средств нападения, подводных лодок и надводных кораблей силы АУГ создают глубокую эше­лонированную оборону глубиной 360 - 630 км. Для наиболее полного использования боевых воз­можностей средств ПВО предусматривается их эшелонированное построение по зонам, в первую очередь относительно ракетоопасного направления. С этой целью формируются три зоны ПВО: дальняя, средняя и ближ­няя. Силы и средства дальней зоны должны обеспечивать: - своевременное обнаружение средств воздушного нападения, - уничтожение самолетов — носителей противокорабельных ракет (ПКР) до их пуска, - недопущение ударов противника с воздуха путем уничтожения самолетов разведки, РЭБ, и наведения. В дальней зоне исполь­зуются самолеты дальнего радиолокационного обнару­жения (ДРЛО), корабли РЛД, самолеты-истребители боевого воздушного патрулирования, ЗРК средней дальности кораблей «противоракетного барьера». Средняя зона ПВО должна обеспечивать уничтоже­ние крылатых ракет и самолетов, атакующих главные силы соединения. В ней действуют корабли и вертолеты ближнего РЛД, самолеты РЭБ «Проулер», корабли «противоракетного барьера», использующие ЗРК, сред­ства РЭБ кораблей главных сил и «противоракетного барьера». В ближней зоне ПВО зенитные огневые средства самообороны и средства РЭБ используются в интересах индивидуального прикрытия кораблей. Непосредственно авианосец прикрывается как минимум одним крейсером УРО. В целях снижения эффективности ударов с воздуха главные силы соединения действуют в рассредоточенных ордерах ПВО, формируются две-три равноценных по демаскирующим признакам тактические группы и ложные ордера. В дежурном режиме прикрытие АУГ с воздуха осуществляет группа в составе двух F/A-18 «Хорнет» и самолета ДРЛО «Хокай», которые находятся на удалении 100 км от центра ордера. В случае обнаружения противника, немедленно поднимается в воздух еще одна пара истребителей, и, вместе с первой, они выдвигаются в сторону противника на 300-350 км от авианосца. Группа барражирует перпендикулярно направлению угрозы. «Хокай» по радиоэлектронному излучению определяет точный пеленг на цель, и начинает сближение с противником. По этому сигналу с авианосца стартуют другие истребители для перехвата воздушной угрозы.

Управление силами ПВО осу­ществляется при помощи боевой информационно-управляющей системы «Иджис» (AEGIS, «Щит»). Данная система обеспечивает коллективную оборону кораблей, позволяя перехватывать практически все современные сред­ства воздушного нападения, включая баллистические ракеты. Система «Иджис» обнаруживает и сопровождает одновременно 250-300 целей, и наводит до 18 ЗУР на самые опасные из них. В отражении удара могут задействоваться также палубные истребители и самолеты ДРЛО. Решение на поражение целей может приниматься автоматически. В качестве средств поражения применяются зенитные ракеты типа «Стандарт-2» (SM-2) и более современные «Стандарт-3» (SM-3).   Противолодочная оборона АУГ Основным средством противолодочной обороны (ПЛО) АУГ являются противолодочные самолеты S-3A "Викинг". Они осуществляют патрулирование на расстоянии до 185 км от авианосца, совершая челночные полеты от центра АУГ и назад в направлении вероятного появления противника. Интервалы между приближением каждого самолета к центру АУГ должны составлять 1-2 часа. Каждый самолет производит поиск в своем секторе. На вооружениия самолет S-3A глубинные бомбы, торпеды, мины, до 2 ПКР "Гарпун". Вместо оружия для увеличения дальности полета под крылом самолета могут устанавливаться два топливных бака по 1140 л. Поисковое оборудование включает: магнитный обнаружитель AN/ASQ-81, до 60 радиогидроакустических буев (РГБ) систем "Джезебел", "Джули", ДИФАР, ДИКАСС, КАСС, РЛС AN/APS-116, ИК станция переднего обзора OR-89/AA, аппаратура РТР AN/ALP-76. При слежении за подлодками поисковые средства используются комплексно. Основным средством обнаружения подводных лодок являются радиогидроакустические буи, которые самолет сбрасывает в количестве 6-8 штук за час. В системе "Джезебел" используются пассивные РГБ AN/SSQ-41B направленного действия. Эта система позволяет обнаруживать подводные лодки на дальности до 20 км. В системе РГБ "Джули" применяются источники звука взрывного действия. Если в зону звукового эффекта взрыва попадет подводная лодка, то отразившийся от нее сигнал поступит к выставленным буям, а оттуда – к оператору на самолете. Система "Джули" обеспечивает обнаружение малошумных подлодок на дальности до 8 км. Система ДИФАР используется в условиях сильных акустических помех: в районах оживленного судоходства, при сильном волнении моря, и включает пассивные РГБ направленного действия AN/SSQ-53. У акустических антенн буев этой системы большая глубина погружения (до 300 м). Дальность обнаружения подводной лодки этой системой составляет до 25 км. РГБ AN/SSQ-62 системы ДИКАСС управляются по радиокомандам с самолета, что позволяет обнаруживать подводные лодки и определять их местонахождение при меньшем количестве буев. Система РГБ КАСС использует активные буи AN/SSQ-50 ненаправленного действия, включаемые по команде с борта самолета. Магнитные обнаружители AN/ASQ-81 являются одним из основных неакустических средств обнаружения подводных лодок. Они работают по принципу регистрации магнитной аномалии, создаваемой ферромагнитной массой подлодки. Дальность обнаружения подводных лодок магнитным обнаружителем составляет 700-1000 м. Основное тактическое преимущество магнитометров заключается в возможности использования их в условиях гидроакустического противодействия. Инфракрасная станция AN/AAS-36 может обнаружить подводную по тепловому излучению ее корпуса и кильватерному следу. Дальность обнаружения подводной лодки по кильватерному следу до 20 км. Радиолокационная станция AN/APS-115B позволяет обнаруживать подводные лодки под перископом или антенной, работающей на прием, на дальности до 15 км. Станция радиотехнической разведки AN/ALQ-78 позволяет обнаружить подводную лодку, ведущей радиопередачу, на расстоянии до 600 км.

Кроме самолетов, противолодочную защиту обеспечивают подлодки, находящиеся в составе АУГ и оснашенные гидроакустическими станциями (ГАС). АПЛ выдвигаются на 75-165 км по курсу от центра походного ордера, и могут обнаруживать подлодки противника на расстоянии до 100 км. Для поражения вражеских подлодок используются ракеты-торпеды САБРОК и самонаводящиеся торпеды. Силы ближнего охранения АУГ включают вертолеты и надводные корабли. Их главная задача – не допустить торпедной атаки подлодок противника. ГАС надводных кораблей используются в активном режиме. Надводные корабли располагаются на расстоянии друг от друга, равном 1,75 дальности действия ГАС, создавая таким образом сплошное кольцо гидроакустического наблюдения. Вертолеты используяют опускаемую ГАС, магнитный обнаружитель и радиогидроакустические буи. Дальность обнаружения подводных лодок ближним охранением составляет до 75 км от центра ордера.   Тактика борьбы с АУГ Американские стратеги считают современные АУГ практически неуязвимыми для противника. И это мнение действительно обоснованно, учитывая эффективность защитных средств АУГ. На расстоянии до 1000 км средства слежения АУГ уже способны обнаруживать противника цели и гото­виться к отражению атак. Поразить авианосец можно, лишь приблизившись к нему на расстояние пуска ракеты. Однако АУГ способна контратаковать противника при помощи палубной авиации еще до подхода того к рубежу ракетной атаки. К этому следует прибавить высокую конструктивную прочность и непотопляемость современных авианосцев. Даже подрыв ядерного заряда мощностью до 50 килотонн вблизи авианосца, если это не прямое попадание, не гарантирует его потопления. Будучи поврежденным, он все равно сможет выполнять ряд функций, оставаясь центром АУГ.

Во времена «холодной войны» проблема противодействия АУГ вероятного противника стояла перед руководством ВС СССР весьма остро. Как известно, Советский Союз никогда не имел мощного авианосного флота. Для него эта игрушка была слишком дорогой. Поэтому советские методы борьбы с АУГ были гораздо менее дорогими, чем применение авианосцев, но в то же время достаточно эффективными. Конечно, об эффективности их можно говорить лишь, базируясь на выкладках советских военных теоретиков, ведь на сегодняшний день не существует проверенной на практике методики уничтожения современной АУГ. Оружие, разработанное в Советском Союзе для этих целей в 70 - 80-е годы, состоит на службе в ВС России и поныне. Методики его применения не изменились. В Вооруженных силах РФ борьба с АУГ (АУС) возлагается на ударные группы подводных лодок и надводных крейсеров с ПКР, морскую ракетоносную авиацию и дальнюю авиацию ВВС. Для огневого поражения АУГ указанные силы применяются во взаимодействии.

Достаточно эффективным для борьбы с АУГ оружием на сегодняшний день можно считать противокорабельные ракетные комплексы П-700 «Гранит» и П-1000 «Вулкан». Ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант» - «Москва», «Варяг», «Маршал Устинов» после модернизации вооружения несут по 16 комплексов «Вулкан» (ранее несли столько же ПКР «Базальт», сейчас морально устаревших). 10 атомных подводных крейсеров проекта 949А «Антей» несут по 24 ПКР «Гранит». Два тяжелых атомных ракетных крейсера проекта 1144 - "Петр Великий" и «Адмирал Нахимов» несут по 20 ракет этого же класса, а тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" – 12 ПКР. Самолетами дальней авиации, могущими решать задачи поражения АУГ, являются дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М2 и Ту-22М3. Эти самолеты могут нести от 1 до 3 ракет Х-22МА класса «воздух-поверхность» с дальностью поражения морских целей до 400-550 км. Самой совершенной российской ПКР на сегодняшний день является «Вулкан». В настоящее время в мире нет аналогов этой ракете. Дальность её полета составляет 700 км. Это на сто километров превышает дальность противокорабельных модификаций «Томагавка», почти втрое - дальность полета основной американской ПКР «Гарпун», и приблизительно отвечает радиусу дей­ствия палубных истребителей F/А-18. Маршевая скорость «Вулкана» составляет 660 метров в секунду, на последнем участке траектории - километр в секунду, что втрое превышает скорость «Гарпуна» и «То­магавка» и вдвое - максимальную скорость истребителя F/A-18. «Вул­каны» несут боевую часть (БЧ), содержащую 500 ки­лограммов мощной взрывчатки, тротиловый эквивалент которой составляет по разным источникам от 1000 до 1500 килограммов. Мощность БЧ «Вулкана» значительно превос­ходит 454-килограммовую тротиловую БЧ «Томагавка» и 227-килограммовую - «Гарпуна». Мощность «Вулкана» позволяет уничтожить одним попаданием любой эсминец или крейсер. Кроме того, ракеты этого типа могут снабжаться ядерными БЧ, которым для поражения корабля прямое попадание не требуется. Прорыв ПВО противника «Вулкану» облегчает бронирование головной части и важных узлов, снижаю­щее вероятность уничтожения ПКР близким подрывом зенитной ракеты, и малая высота полета. ПКР «Вулкан» - высокоинтеллектуальное оружие, способное осуществлять «коллективные» действия, противодействовать вражеской ПВО и самостоятельно выбирать наиболее важную цель. В компьютерной памяти ракет существуют так называемые «портреты» радио­локации на все корабли, также заложены сведения обо всех возможных вариантах ордеров. Ракеты атакуют по наиболее рациональной траектории, построившись боевым ор­дером и ведя между собой обмен информацией. Как уже говорилось, в залпе одной подводной лодки проекта 949А 24 ракеты, каждая из которых не­сет также свои ложные цели для прорыва ПРО. 23 ракеты идут низко над водой, одна поднимается выше, периодически включая РЛС для наведения на цели. Она определяет количество целей и распределяет их между другими ракетами. В случае уничтожения «лидера» его место занимает следующая ракета. Самая крупная цель, то есть авианосец, в ордере кораблей автоматически определяется ракетами. После прорыва ракеты распределяют цели по важности, чтобы в конечном итоге обеспечить поражение авианосца. Сначала уничтожаются корабли прикрытия, стоящие на пути ракет, а затем наносится удар по авианосцу. Одна ракета при под­рыве в районе борта корабля проделывает пробоину пло­щадью около 30-45 кв.м и глубиной 25 м. Для вывода авианосца из строя необходимо попадание в него 8-10 ПКР «Гранит» с обычным снаряжением. При прорыве ракет к авианосцу необходимо уничтожить также до половины кораблей охранения. С учетом противодействия ПВО, для гарантированного уничтожения АУГ необходимо применить в одном ударе 70-100 ПКР со всех видов носителей. Нанесение удара такой мощности требует хорошо скоординированной операции группировки кораблей в сочетании с действиями ВВС. Основными проблемами в операциях такого рода являются: - своевременное развертывание в океан необходимого количества АПЛ для создания ударной группы до подхода АУГ к рубежу удара, или массового подъема палубной авиации, построение их в боевой порядок; - организация взаимодействия ударных групп подлодок с авиацией; - разведка и выдача целеуказания на все командные пункты и ударные силы. Если для огневого поражения АУГ у российских вооруженных сил еще имеются достаточно надежные средства, то с разведкой и выдачей целеуказания дело обстоит намного сложнее.

Для атаки АУГ подлодки выдвигаются в подводном положении. Гидроакустическая система (ГАК) АПЛ «Антей» способна засекать цели на расстоянии всего 100 км, но на такой дистанции российская подлодка сама будет обнаружена ПЛО противника. Таким образом, российские подлодки, при наличии мощного противокорабельного оружия - ПКР "Гранит" с дальностью стрельбы 550 км, практически «слепы», и нуждаются в целеуказании от надводных, воздушных и космических средств разведки. Операции по уничтожению АУГ отрабатывались еще советским ВМФ. В 1985 году была сформирована 7-я противоавианосная дивизия АПЛ, в составе двух тактических групп. В каждой группе было по 2 АПЛ проекта 949А и 1 АПЛ проекта 671 РТМ «Щука». Последняя призвана была выполнять функции обнаружения АУГ. С целью отработки методики борьбы с АУГ в Баренцевом море были произведены учения с ракетными стрельбами по мишенному полю. Боевой строй тактической группы выглядел следующим образом. «Щука» выдвигалась в передовое охранение на 20-40 км с задачей обнаружения противника ГАК «Скат». За ней строем фронта шли 2 АПЛ «Антей». По результатам учений состав тактической группы был скорректирован. Для обеспечения действий группы формировалась разведывательно-ударная завеса в составе трех атомных подводных лодок проектов 705 или 671 РТМ. В июне 1986 года были проведены учения дивизии в Норвежском море. «Целью» послужила реальная АУГ США, которая проводила учения в этом же районе. Силами СКР проекта 1135, самолетов Ту-95РЦ и Ту-16Р было организовано слежение за авианосцем. Это позволило «Антеям» скрытно выдвинуться на дистанцию эффективного ракетного залпа, не входя в зону противолодочной обороны АУГ.

Однако следует отметить, что в реальных боевых действиях советские (российские) разведывательные самолеты были бы очень быстро уничтожены палубной авиацией АУГ, что привело бы фактически к «ослеплению» подлодок. Кроме авиации для целеуказания можно использовать спутники, но и они в случае реальной войны просуществовали бы недолго. Возможности ВС РФ по борьбе с АУГ увеличиваются в своей прибрежной зоне за счет дальних бомабрдировщиков-ракетоносцев, базирующейся на берегу. Мощным средством поражения авианосцев являются ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М2 и Ту-22М3, которых в современных российских ВС насчитывается более 170 единиц. Радиус действия этих самолетов около 1500 км (зависит от нагрузки, скорости и высоты полета). Максимальная скорость – 2300 км/ч, а у земли – 1050 км/ч. Нормальной боевой нагрузкой для них являются 2 ракеты X-22МА «Буря». Для выведения из строя АУГ необходимо выпустить не менее 40 ракет «Буря». Таким образом, для успешной атаки на АУГ нужен, как минимум полк Ту-22М в составе 20 машин с 2 ракетами Х-22 на каждой, плюс 10 самолетов РЭБ, несколько самолетов-разведчиков Ту-95 или Ту-22 МР. Однако самолеты ДРЛО, неся круглосуточное боевое дежурство над АУГ, делают внезапный авиаудар практически невозможным. Противодействие истребителей палубной авиации, скорее всего, сорвет атаку еще на подлете к авианосцу. А кроме того, атакующим силам требуется преодолеть противовоздушную и противоракетную оборону кораблей. Поэтому бомбардировщикам потребуется прикрытие в виде полка истребителей СУ-27. Стоит заметить, что подготовка указанной операции потребует концентрации большого количества самолетов на прибрежных аэродромах, рискующих попасть под превентивный удар АУГ. Данная информация несколько устарела. В ходе реформы ВС РФ морская ракетоносная авиация прекратила свое существование, а все ракетоносцы Ту-22М3 переданы в состав Дальней авиации. Сейчас боеспособных самолетов Ту-22М3 в ВВС России насчитывается не более сорока. Возможно, они пройдут модернизацию. Кроме собственно сил ПВО и ПРО, АУГ располагает таким мощным инструментом борьбы, как средства РЭБ. В ходе отработки методов уничтожения АУГ еще советскими пилотами было замечено, что при приближении к авианосным соединениям США из-за воздействия помех, создаваемых средствами РЭБ, практически невозможно навести ракеты на цели. Поэтому был разработан план атаки, при котором сначала по площадям запускалось 8 ракет Х-22 с ядерными БЧ. Предполагалось, что после этого мощность средств РЭБ существенно снизится, и можно будет выпустить вторую волну ракет по конкретным целям. В российской авиации на учениях отрабатываются также методы поражения авианосца бомбометанием с бомбардировщиков Су-24, однако в боевой ситуации противодействие средств ПВО АУГ с большой долей вероятности превращает российских летчиков в камикадзе. Что касается шансов поражения АУГ крейсерами УРО типа «Слава» (гордо именуемыми «убийцами авианосцев»), то даже с ПКР «Вулкан» они невелики. Бесспорно, огневая мощь крейсеров типа «Слава» чрезвычайно высока, однако при подходе к рубежу пуска ракет этот корабль будет неминуемо обнаружен средствами ДРЛО АУГ и атакован палубной авиацией.

Несмотря на достаточно серьезную систему ПВО этих крейсеров, против авиакрыла АУГ ему не устоять. Всерьез говорить об атаке АУГ надводными кораблями УРО возможно только в случае прикрытия их мощной авиационной группировкой. В открытом море такое прикрытие может обеспечить лишь один корабль в российском флоте – ТАВКР «Адмирал Кузнецов». В принципе, эскадра в составе ТАВКР и крейсера типа «Слава», лучше двух (плюс нескольких эсминцев УРО) может представлять достаточно серьезную угрозу для АУГ. Однако, все три крейсера «Слава» рассредоточены по разным флотам ВМФ России, и в случае боевых действий, авиацией можно будет прикрыть только один из них – «Маршал Устинов». Говоря о возможностях современных российских вооруженных сил по борьбе с АУГ, следует признать, что они не слишком высоки, и, безусловно, ниже тех, которыми располагал СССР. В значительной мере это обусловлено слабостью российских средств РЭБ и ДРЛО. Также наивно полагать, что ударные силы для борьбы с АУГ, перечисленные выше, находятся в образцовом состоянии. В случае гипотетической агрессии против России противоавианосным силам прийдется столкнуться даже не с АУГ, а с АУС, бороться с которым еще сложнее. Однако, определенная вероятность поражения американских авианосцев, по-видимому, имеется - прежде всего, в прибрежной зоне. На практике все может зависеть от множества обстоятельств, и спрогнозировать заранее ход боевых действий вряд ли возможно. Определенную роль в уничтожении АУГ может сыграть человеческий фактор, простыми словами, «раздолбайство» экипажа.

В 2000 году российская пресса немало писала об инцинденте, имевшем место в Японском море. Во время совместных учений, в которых участвовало около тридцати кораблей ВМС Японии и 7-го флота США, российские летчики на двух самолетах Су-24 Мр сумели беспрепятственно призвести условное бомбометание по авианосцу «Китти Хок». Россияне «подловили» авианосец на дозаправке в море, когда рукава заправочных шлангов мешали вылету палубной авиации. Воздушного прикрытия над кораблем в этот момент не было. Прошло немало времени, прежде чем американцы смогли поднять в воздух свои палубные истребители. В реальных боевых условиях такая ситуация могла привести к повреждению или даже гибели авианосца. В современной практике известен лишь один конфликт, в котором авианосцам противостоял сколько-нибудь достойный противник. Речь идет о Фолклендской войне 1982 года между Великобританией и Аргентиной. В состав морской группировки британцев входили авианосцы «Инвинсибл» и «Гермес», а также вспомогательный авианосец «Атлантик Конвейер». Последний, правда, представлял собой переоборудованный контейнеровоз, на котором базировались 10 британских вертолетов, а также хранились значительные запасы топлива, боеприпасов и военного имущества. 25 мая наземный радар аргентинцев засек британскую АУГ в 110 милях к северо-востоку от Порт-Стэнли. Против британской эскадры были направлены два штурмовика «Супер-Этандар». Идя на высоте 30 м с выключенными радарами, аргентинцы сумели незамеченными подобраться к АУГ.  На расстоянии 69 км от цели аргентинцы включили радары, засекая британские корабли, и через несколько минут произвели пуски двух ПКР «Экзосет» по крупным судам. Ими оказались «Гермес» и «Атлантик Конвейер». Сразу же после пуска оба «Супер-Этандара» обратились в бегство на максимальной скорости, не тратя время на выяснение результатов огня. А результаты были неутешительными для англичан. Одна из ракет сразу же попала в «Атлантик Конвейер». Вторая устремилась к «Гермесу», но с кораблей охранения был произведен отстрел дипольных отражателей, в результате чего ракета сбилась с курса…и попала в «Атлантик Конвейер». На контейнеровозе возник сильнейший пожар, в результате которого судно полностью выгорело, и через шесть дней затонуло. Погибло 12 членов экипажа, в т.ч. капитан корабля. 30 мая аргентинская авиация в составе четверки палубных штурмовиков «Скайхок» и двух «Супер Этандаров» предприняла атаку на британский авианосец «Инвинсибл». Как и в предыдущем случае, самолеты шли с выключенными радарами на предельно низкой высоте – 18 м над штормовым морем. Подойдя к цели, «Скайхоки» ринулись в атаку, вызывая на себя огонь кораблей охранения. Тем временем, «Супер Этандары», вооруженные ПКР «Экзосет», скрытно выходили к рубежу удара. Здесь точки зрения аргентинцев и англичан кардинально расходятся. По аргентинской версии, один из «Супер Этандаров», с расстояния 25 км произел пуск «Экзосета» по «Инвинсиблу», однако на расстоянии 12800 м от цели полет ракеты прервал огонь артустановки эсминца «Эксетер». Тем временем, «Скайхоки», потеряв две машины от зенитного огня британцев, сумели прорваться к «Инвинсиблу», и добились двух попаданий по авианосцу 454-кг бомбами. В результате корабль был сильно поврежден. По версии британцев, «Инвинсибл» вообще не был атакован аргентинской авиацией. Под удар якобы попали британские эсминец и фрегат, которые из-за плохих погодных условий были приняты аргентинцами за одну крупную цель. Обе стороны до сих пор настаивают на своей правоте, поэтому определить истину в этом споре трудно. Во всяком случае, «Инвинсибл» до сих пор находится в строю. Однако, окажись на месте британской эскадры АУГ США, аргентинцам вряд ли что-то бы вообще светило. По боевым свойствам британские авианосцы класса «Инвинсибл» значительно уступают кораблям класса «Нимитц». В частности, палубная авиация «Инвинсибла» составляет всего 6 самолетов и 12 вертолетов, он не имеет системы «Иджис». Подводя итог разговору о средствах поражения АУГ хочется сказать следующее. Противник, располагающий таким мощным средством агрессии, как авианосцы, всегда сильнее. Для того, чтобы остановить его, потребуются такие вещи, как ПОДВИГ и САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ. Прорыв обороны АУГ (АУС), скорее всего, будет сопряжен с крупными потерями, если не с полным истреблением атакующих. Чтобы вывести из строя, а тем более уничтожить такую военную машину, потребуются сверхкомпетентные стратеги, а еще – команда моряков и летчиков высочайшей отваги и профессионализма. Стране, не располагающей подобным человеческим потенциалом, вряд ли поможет какое-либо оружие…Источник: http://www.modernarmy.ru/article/73 © Портал "Современная армия"


О действиях авианосцев и их значении для нанесения воздушных ударов по территории потенциального противника знают, наверное, уже многие. Еще с времен войны в Персидском заливе телевидение всех стран мира начало широко демонстрировать то, как стартуют с их палубы новейшие самолеты, как потом садятся и какая у них корабельная охрана. Но насколько эффективно их использование на самом деле, особенно в условиях современного развития техники и новых направлений стратегической обороны. Естественно, с телевизионного экрана подобные сюжеты кажутся впечатляющими, особенно захватывающий старт самолетов с палубы и то, как американский стартер с флажками, подтанцовывая, словно в ритуальном танце, дает команду на взлет. На самом деле все эти видеоролики - не более чем демонстрация военной мощи авианосцев. О степени уязвимости подобных плавучих аэродромов можно говорить довольно много. Но, несмотря на то, что охраняют авианосец несколько десятков военных кораблей, входящих в так называемую авианосную ударную группу и теоретически обеспечивающих постоянную защиту своего флагмана в радиусе до 300 км от надводных, подводных и воздушных атак противника, защита плавучего аэродрома довольно зыбка. Более того, на вооружении некоторых государств против подобных кораблей имеется множество средств, дающих стопроцентное поражение, в том числе и на значительном расстоянии. Например, крылатые ракеты «Гранит» и сверхскоростные ракеты «Шквал-Е», размещенные на некоторых субмаринах, обладают высокой скоростью, маневренностью и стопроцентным поражением цели. При этом их практически невозможно сбить или уклониться от удара. Выходит вся эта правда, связанная с неприступностью авианосцев, на мой взгляд, направлена на их применение против слабых в военном отношении стран того или иного региона. Примечательно еще и то, что не требуется никаких особых военных технологий для того, чтобы пустить ко дну не только сам авианосец, но и все надводные корабли охранения.Все дело в том, что защита авианосца построена так, что ее обеспечивают не только корабли охранения, в число которых входят эсминцы, корветы и подводные лодки, но и техническое вооружение на самом авианесущем корабле, предназначенное для отражения воздушных атак самолетов и ракет. Она направлена на отражение лишь четырех видов нападения вероятного противника: надводных кораблей, подлодок, самолетов и ракет. А атака со стороны любого другого вида нападения отражена не будет, особенно если он не виден зрительно и не обнаруживается радарами или по шуму винтов. На первый взгляд может показаться, что речь идет о суперсовременной технологии корабля или самолете-невидимке.На самом деле речь идет о простых водолазах. Действительно, специально обученные подводные пловцы в водолазных костюмах способны потопить любой корабль. И для этого им не нужно карабкаться на палубу и воевать с командой. Достаточно того, что они установят мины на днище идущего судна, отплывут на необходимую дистанцию, а затем с помощью пульта радиоуправления активируют заряды.В недавнем прошлом, СССР и США развивали это направление, только вместо водолазов ставить мины обучали дельфинов. Но как показала практика, данное обучение и содержание водных млекопитающих обходятся очень дорого и не всегда эффективны, поскольку дельфины могут спутать военный корабль с торговым судном.

Гораздо легче использовать обычную и хорошо подготовленную команду военных водолазов.Теперь необходимо понять, как будет действовать такая подводная группа во время операции по атаке морских судов. Для этого надо разделить предстоящую операцию на основные этапы: подготовка снаряжения, обнаружение эскадры, доставка команды в зону цели, подплытие водолазов к цели, минирование, отплытие, подрыв цели, уход из зоны поражения. Остановимся подробнее на каждом из них. Первый этап включает полную экипировку водолаза, а его оснащение боекомплектом из нескольких мощных мин и подводного оружия на случай непредвиденных обстоятельств. Но чтобы обнаружить авианосец, необходимо сначала обнаружить эскадру кораблей, что сделать довольно просто, определяя ее положение по шуму винтов эсминцев сопровождения. Если же она находится на якоре, то обнаружение ее положения может осуществляться по направлению вылета самолетов с палубы авианосца, либо путем запуска малых беспилотных самолетов-разведчиков.Определив, таким образом, зону предполагаемого местонахождения эскадры, осуществляют доставку диверсионной группы к этой зоне. В это время целесообразно определить более точное местоположение кораблей с помощью специальных мини-радаров и приборов, фиксирующих шумы двигателей или же визуально. Затем наступает самый основной этап решения поставленной задачи - доставка команды подводного спецназа. Она должна осуществляться так, чтобы время выгрузки водолазов приходилось на первую половину ночи (с наступлением темноты).Для доставки боевых пловцов после окончания Второй мировой войны наибольшее распространение получили транспортировщики открытого типа, весьма разнообразные по ТТХ и конструкции.

Простейшим типом индивидуального транспортировщика является «буксировщик Кусто». Он был разработан во Франции в 1952 году и представляет собой прочный контейнер обтекаемой формы, разделенный на два отсека. В одном из них размещается аккумуляторная батарея, а в другом - электродвигатель постоянного тока. Маневрирование производится изменением положения тела боевого пловца.Другими средствами перспективной доставки боевых пловцов в настоящее время являются катера-амфибии надувного типа.Современные системы подводного обнаружения во многих случаях не позволяют приближаться к охраняемым портам не только сверхмалым подводным лодкам, но и подводным транспортировщикам. Подводным пловцам приходится рано покидать свои носители вне радиуса действия гидроакустических средств, чтобы двигаться дальше на ластах, что ведет к значительному возрастанию затрат времени и физических сил на выполнение задания, снижается масса полезной нагрузки пловцов. К числу одной из лучших на сегодняшний день моделей катеров-амфибий относится «Subskimmer 80», производимых английской компанией «Submarine Products Ltd».Данное плавсредство изготовлено из прорезиненного материала, с пластиковой палубой между надувными элементами корпуса. Длина катера пять метров, ширина 1,8 метра, вес всего 800 кг вместе с моторами и прочим оборудованием. Столь небольшие габариты дают возможность перевозить его на любом военном корабле и коммерческом судне. На поверхности воды катер «Subskimmer 80» развивает скорость до 28 узлов. Около 130 литров топлива катеру-амфибии достаточно для преодолевания расстояния до 100 миль со средней скоростью 22,5 узла. При этом катер берет на борт от двух до четырех подводных спецназовцев вместе со всем их вооружением и снаряжением. Высокая скорость и большой запас надводного хода катера для пловцов в сочетании с почти полной его невидимостью для радиолокаторов, а также отсутствия слышимости для гидроакустических приборов определяют тактику применения.В настоящее время существует масса средств доставки диверсионных групп к кораблям противника, однако вернемся к следующему этапу операции по уничтожению авианосца. Что касается подплытия боевых пловцов к цели, то оно должно осуществляться таким образом, чтобы была возможность зайти вперед по курсу движения авианосца, если эскадра идет. Если же она стоит на якоре, направление захода на цель не имеет значения. Глубина погружения (в дневное время) не должна превышать нескольких метров, чтобы не ухудшать видимость. В ночное время минирование производится в надводном положении. В случае если эскадра движется, то минирование авианосца должно состоять в ожидании момента, пока корпус судна не начнет проходить над водолазами. В момент прохода с помощью специальных дистанционных приспособлений осуществляется минирование или закрепление магнитных мин на корпус корабля. После этого осуществляется скрытное отплытие от судна. Причем сам процесс отплытия, в случае если эскадра движется, выглядит как обычное стояние на месте (пропустить вперед) или отплытие в сторону направления к базе, когда судно на якоре. Если необходим срочный подрыв, то отплытие осуществляется в направлении, противоположном берегу, поскольку туда будет направлен ответный удар и ориентир противника. Непосредственно сам подрыв осуществляется после того, как группа удалиться на значительное расстояние от цели, но не превышающее половины зоны действия радиосигнала. При этом уход из зоны поражения осуществляется в тех направлениях, куда не будет ориентировано нанесение ответного удара противника.Подобное задание по затоплению авианосца сможет осуществить группа из 20 подготовленных подводных пловцов. Если же возникнет необходимость ликвидировать и корабли сопровождения, то потребуется группа до 100 человек. В любом случае, незаметно снарядить такую группу сможет даже слаборазвитая в военном отношении страна, против которой направлена агрессия.

Подведя итог, следует отметить, что для того, чтобы бороться с новейшими видами вооружений разных стран, не нужно придумывать еще более совершенные и изощренные, а достаточно применить против больших военных объектов и структур более простые способы ведения борьбы с применением недорогих и доступных средств.К сожалению в России нет ресурсов, для того, что бы тягаться с США на равных, в количестве кораблей. По авианосцам преимущество США подавляющее, сейчас у американце 10 авианосцев, у нас один авианесущий крейсер Адмирал флота Советского Союза Кузнецов, который можно квалифицировать, как легкий авианосец, но к сожалению фактически без самолетов. Су-33 в строю десять штук из планируемых двадцати пяти, которые уже хотят заменить на МиГ-29К. В 2013 году в дополнении к имеющимся "сушкам", добавили два МиГа. По кораблям сопровождения тоже ситуация не лучшая.Многие сейчас скажут, да что там авианосцы, у России, много чего другого имеется для уничтожения АУГ. Согласен, в ситуации тотального превосходства в кораблях, нужен асимметричный ответ. Так какой же он?Вооруженные силы России, видят его в ракетном вооружении, именно в противокорабельных ракетах. Т.е. в эффективной доставке обычного или ядерного заряда, непосредственно к кораблям АУГ.Сначала предлагаю ознакомиться с носителями ПКР:1. Ракетный крейсер проекта 11642. Подводная лодка проекта 949А "Антей"3. Тяжелый ракетный крейсер проекта 11444. Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5Также существуют малые ракетные корабли, авиация и береговые ракетные комплексы.Так как АУГ США, имеет мощную систему ПРО и ПВО, и естественно — мощный авиационный кулак, то главные характеристики, для борьбы с ней и поражения, это дистанция обнаружения и возможной атаки.Для того чтобы поразить состав АУГ: авиация, корабли или подводные лодки должны обеспечить своевременное обнаружение авианосной группы, классифицировать её, сблизиться на дистанцию ракетного удара, при этом сохранить боеспособность и пустить ракеты, которые преодолев средства ПВО и РЭБ, должны уничтожить корабли в составе АУГ.

Рассмотрим вариант атаки АУГ надводными кораблями ВМФ России, в мировом океане:К сожалению возможности российских кораблей в вопросе обнаружения, ограничиваются фактически пределами радиогоризонта, имеющиеся на борту кораблей вертолеты малопригодны для решения этой проблемы, по причине малого числа этих машин и небольшого радиуса действия. Они могут эффективно использоваться только в интересах выдачи целеуказания ракетного оружия, но до этого надо ещё обнаружить противника.Конечно, когда создавались ракетные крейсера, т.е. при советском военно-морском флоте, их деятельность должна была осуществляться при поддержки системы военно-морской разведки на океанском ТВД. Она опиралась на развитую систему радио-технической разведки, основу которой составляли наземные центры, расположенные не только на территории СССР, но и других государств. Имелась также эффективная космическая морская разведка, позволяющая не только обнаруживать и следить за корабельными соединениями вероятного противника, но и выдавать целеуказание ракетному оружию практически по всей территории Мирового океана. У России в текущий момент времени всего этого — нет.

В 2006 году начали реанимировать систему, но до окончания ещё очень и очень далеко.Поэтому АУГ, увидит наши корабли, задолго до того, как сама будет обнаружена, группировка постоянно обеспечивает контроль с воздуха на глубину до 800 км, с помощью самолетов ДРЛО Grumman_E-2_Hawkeye,и мы будем атакованы 48 самолетами из который 25 будут нести ПРК ГАРПУН, а РЭБ будут обеспечивать почти 8 штук Boeing_EA-18_Growler.Отбиться крейсерам с их ПВО, и даже "Кузнецову", с десятком самолетов — невозможно.Поэтому нам не дадут использовать главное оружие в борьбе с АУГ, а именно П-1000 Вулкан, дальность 550 км и П-700 Гранит дальность до 625 км, как видите мы не только не сможем навести эти ракеты, но и даже на дальность пуска крайне маловероятно, что подойдем.Но если, каким-то чудом, мы все таки сбили самолеты противника, то потом будет дуэль ПКР и борьба электроники, если в качестве ПКР мы превосходим американцев, то в РЭБ — шансов опять же почти нет. В лучшем случае наши ПКР, часть которых пройдет ПРО АУГ, смогут либо только повредить авианосец и в крайнем, потопить некоторые корабли группировки, но все это исходя из выше сказанного, к сожалению из области фантастики.Так же, маловероятен и удар по АУГ ядерным боеприпасом, опять же по причине того, что мы просто не успеем нанести удар, так как нас обнаружат первыми.Самой совершенной российской ПКР на сегодняшний день является "Гранит". В настоящее время в мире нет аналогов этой ракете. Дальность её полета составляет 625 км. Это на сто километров превышает дальность противокорабельных модификаций "Томагавка", почти втрое — дальность полета основной американской ПКР "Гарпун", и приблизительно отвечает радиусу дей­ствия палубных истребителей F/А-18. Маршевая скорость "Гранита" составляет 660 метров в секунду, на последнем участке траектории — километр в секунду, что втрое превышает скорость "Гарпуна" и "То­магавка" и вдвое — максимальную скорость истребителя F/A-18. "Гранит" несут боевую часть (БЧ), содержащую 500 ки­лограммов мощной взрывчатки, тротиловый эквивалент которой составляет по разным источникам от 1000 до 1500 килограммов. Мощность БЧ "Гранита" значительно превос­ходит 454-килограммовую тротиловую БЧ "Томагавка" и 227-килограммовую — "Гарпуна". Мощность "Гранита" позволяет уничтожить одним попаданием любой эсминец или крейсер. Кроме того, ракеты этого типа могут снабжаться ядерными БЧ, которым для поражения корабля прямое попадание не требуется. Прорыв ПВО противника "Граниту" облегчает бронирование головной части и важных узлов, снижаю­щее вероятность уничтожения ПКР близким подрывом зенитной ракеты, и малая высота полета. ПКР "Гранит" — высокоинтеллектуальное оружие, способное осуществлять "коллективные" действия, противодействовать вражеской ПВО и самостоятельно выбирать наиболее важную цель. В компьютерной памяти ракет существуют так называемые "портреты" радио­локации на все корабли, также заложены сведения обо всех возможных вариантах ордеров. Ракеты атакуют по наиболее рациональной траектории, построившись боевым ор­дером и ведя между собой обмен информацией. В залпе одной подводной лодки проекта 949А 24 ракеты, каждая из которых не­сет также свои ложные цели для прорыва ПРО. 23 ракеты идут низко над водой, одна поднимается выше, периодически включая РЛС для наведения на цели. Она определяет количество целей и распределяет их между другими ракетами. В случае уничтожения "лидера" его место занимает следующая ракета. Самая крупная цель, то есть авианосец, в ордере кораблей автоматически определяется ракетами. После прорыва ракеты распределяют цели по важности, чтобы в конечном итоге обеспечить поражение авианосца. Сначала уничтожаются корабли прикрытия, стоящие на пути ракет, а затем наносится удар по авианосцу. Но есть одно большое НО, для ракеты требуется точное целеуказание, пока ГСН не захватит цель, а достигается эта наводка, только с помощью авиации или космических аппаратов.

Вывод: ракеты — хорошо, и они у нас гораздо лучше американских, но к сожалению летающая электроника и истребители АУГ сводят это преимущество на нет.Теперь рассмотрим вариант с подводной лодкой, ракетная лодка проекта 949А "Антей", может с помощью своей гидроакустики обнаружить шумы АУГ на расстоянии более 100 миль, т.е. находясь в дальней зоне противолодочной обороны авианосной группы, где вероятность её обнаружения и уничтожения очень низка. Вооружена лодка 24 П-700 Гранит, соответственно лодка уже находится в состоянии нанесения удара по АУГ, так как дальность "Гранита" до 625 км, а мы напоминаю в 100 милях от авианосца с сопровождением. Но тут опять возникает проблема в недостаточной информированности, опять же нужна конкретная система выдачи целеуказания, которую можно обеспечить, либо с космоса, либо авиацией, а это на данный момент в России, повторюсь, отсутствует, а то, что есть из авиационных источников целеуказания быстро будет уничтожено истребителями АУГ. Исходя из всего вышесказанного "Антей" отличная машина, но классифицировать и тем более определить боевой порядок соединения противника с выявлением главного ордера — не сможет. Для этого необходимо будет войти в среднюю зону противолодочной обороны группировки, где вероятность обнаружения и соответственно уничтожения, уже существенна.Но это ещё не все, для того чтобы уничтожить авианосец, необходимо попадание в него 8-10 ПКР "Гранит" с обычным снаряжением.

При прорыве ракет к авианосцу необходимо уничтожить также до половины кораблей охранения. С учетом противодействия ПВО, для гарантированного уничтожения АУГ необходимо применить в одном ударе 70-100 ПКР со всех видов носителей.Вывод: одна или даже три подводные лодки (их на данный момент у России на плаву всего пять), не смогут в одиночку уничтожить АУГ, они могут работать только совместно с надводными кораблями и авиацией. Что, опять же в текущих условиях состояния системы обнаружения и выдачи информации ВМФ России — невозможно. Кстати, некоторые ссылаются на чудо оружие ракету-торпеду "Шквал", для борьбы с группировкой американцев бесперспективна, стоит только почитать её характеристики.Береговые комплексы ПКР, можно не рассматривать по причине, что АУГ не подойдет к берегу на расстояние поражения ПКР.Осталась авиация: Ту-22М, может наносить удары ПКР Х-22 по группировке, и это возможно самый перспективный вариант нанесения ущерба АУГ, но из 150 имеющихся на вооружении "Тушек", всего 40 на всю Россию могут летать. Если даже допустить, что они все долетят до кораблей противника и нанесут удар, то это всего 40 ракет, чего явно не достаточно, чтобы снести авианосец с сопровождением. Но если сократить дальность действия с 2000 км, до 1500 км и повесить на "Тушки" по две ракеты, то опять же вынести АУГ, можно только в том случае, если все самолеты и ракеты прорвутся к противнику, что опять же маловероятно, ПВО группировки очень сильно.

Исходя из всего выше сказанного, в текущей ситуации состояния Российской армии, Леон Эдвард Панетта, скорее прав, в том, что действительно ни одна страна в мире неспособна пустить на дно авианосную ударную группу США. За исключением наверное, массированного авиационного удара Ту — 22 ракетами Х-22, с ядерной боевой частью, но не стоит забывать: АУГ у США больше чем одна, а мы способны на такой удар, только однажды.http://blog.fontanka.ru/posts/150720/