Душа как результат эволюции

Виктор Ефременко
                В ходе развития мифологического мышления сформировалось понятие о душе как о некотором атрибуте живого существа. Наблюдение за дыханием живого, которое после его смерти исчезало, способствовало возникновению древних представлений о душе, как о дыхании, происходящем извне.  Сновидения привели к представлению о душе как о субстанции, существующей независимо от тела.
                С точки зрения Платона, душа и тело существуют отдельно друг от друга, в то время как для Аристотеля они неразрывно взаимосвязаны.
Для большинства христианских конфессий характерно представление о душе как о сотворённой Богом бессмертной нематериальной сущности человека, носителе разума, чувств и воли.  В  разных  религиозных  конфессиях  понятие  о  душе  присутствуют,  но  они  друг  с  другом  категорически  не  совпадают. 
               Но  тут  кривые  руки  социобиолога  дотянулись  и  до  этого  священного  понятия.  По  нашему  мнению одним  из  сильных  врождённых  инстинктов  человека  является  любопытство,  которое    от  его  обладателя   требует  пояснения,  чем  живое  отличается  от  неживого.      А  отличия  есть  и  видны  сразу.
               Представьте  себя  на  месте  человека  каменного  века.  У  него  на  руках  умирает  его  Мама.  Она  только  что  была  жива  и  вот  её  уже  нет.  Она  не  дышит,  не  разговаривает,  тело  её  через  некоторое  время  начинает  разлагаться.  Самый  логичный  и  простой  способ  объяснить  почему  тело  обездвижело - предположить  что  от  него что-то  улетело.  Это  что-то    невидимое  и  назвали  душой. Не  склонен  человек  каменного  века  придумывать  сложные  объяснения.
                Подобное   происходило  в  разных  местах  и  в  разных  культурах.  Объяснения  со  временем обрастали  разными  деталями.   Так  просто  можно  объяснить  сложное  явление  прекращение  жизни. 
                Сейчас  мы  знаем  точно,  что  отличие  неживой  природы  от  живой   заключается  в  том, что  живая  природа  при  изменении  внешних  условий  способна  к  адаптациям,  а  неживая  нет.   Тело  умершего  перестаёт  адаптироваться.   В  данном  контексте  адаптироваться - поддерживать гомеостаз  в  живом  теле    становится  невозможным,  и  живое  становится  мёртвым.  Некоторое  время  живут  клетки,  работают  некоторые  механизмы в автономном  режиме  за  счет  запасённой  ранее  энергии,  но  когда  она  прекращается,  то  и  эти  механизмы  прекращают  работать.  Никакого  чуда  нет.  Работают  физические,   химические,  биологические  законы.  Никто  в  момент  смерти  никуда  не  летает.

В 1901 году американский врач Дункан Макдугалл поставил серию экспериментов по «прямому взвешиванию души» в соответствии с научной методологией своего времени. Макдугалл использовал напольные рычажные весы. Врач выполнил 6 измерений души умирающих людей с их согласия. В пяти измерениях он обнаружил посмертную потерю веса в диапазоне от 15 до 35 г.  При этом Макдугалл подчеркнул, что для научной оценки его выводов нужны новые точные эксперименты в большом количестве. Однако новых научных экспериментов в этой области опубликовано не было.  Такой  результат -  отсутствие научных  экспериментов  говорит  о  том,  что  данных,  которые  можно  считать  достоверными  получено  не  было.  И  публиковать  поэтому  нечего.


Второй  аспект  учений  о  душе  более  интересен  для  социальной  биологии.
 
               В Талмуде душа описывается как независимая от тела сущность, как та часть человека, которая непосредственно создана Богом. По  своей природе душа непорочна, а злое в человеке объясняется тем, что наряду с благим началом, которое стремится к добру, в человеке присутствует и отрицательное начало — склонное ко злу.  Душа одухотворяет тело и управляет им; подобно тому, как Бог наполняет Вселенную, но остается невидим, так и душа наполняет тело человека, сама оставаясь невидима. 
                В  разговоре  можно  услышать   про  человека  «Прекрасной  души  человек»  или  противоположное  «Жалкая,   чёрная  душонка».  Что  собственно  имеется  в  виду?
                С  точки  зрения  социобиологии  здесь  речь  идёт  о  ментальности  человека  или  её  части,  относящейся   к  поведению  в  социуме,  к  высказываемым  взглядам,  наличию  элементов   альтруизма  и  эгоизма,  умению  слушать  людей  и  учитывать  их  мнения  и  прочее.  Понятие  менталитета  шире,  чем  душа.  Поскольку  душа  это,  например,   стремление  делать  добро,  а  менталитет кроме  стремления   включает  и  возможность  это  делать.  Но  если  нет  стремления  к  чему  то,  то  и  делаться  оно  добровольно  не  будет.
                Как  мы  ранее  показали,    менталитет  является  проявлением  МЭМнома,   состоящего из  врождённых  и  культурных  МЭМов,  то    воспитание,   которое  формирует  культурные  МЭМы,  является  в  то  же  время  воспитанием  души.
С  этим  мало  кто  будет  спорить,  поэтому  представление  души,  как  части  ментальности,   нацеленной  на  выполнение  добрых  дел   согласуется  с  системой  общепринятых  и  твердо  установленных  представлений.  Понятно,  что  воспитание  может  быть  направлено  и  в  противоположную  сторону.  Воспитательным  фактором  часто  являются  внешние  обстоятельства.   
                Таким  образом,  Душа    получается  не  сотворённая  Богом  сущность,   а  приобретённая эволюционным  путем  часть  ментальности. 

В обращении к католической церкви  папа Иоанн Павел II объявил о согласии Ватикана перевести эволюционное учение Дарвина из разряда гипотез в ранг научной теории.
В своем выступлении папа признал приемлемым верить в то, что тело человека –результат  эволюции.

  Папа этим  заявлением  за  собой  оставил  право  считать,  что  душа  человека  останется  в  распоряжении  церкви.

Но  наше  рассмотрение  показывает,  что  и  душа есть  результат  эволюционного  развития.  Придётся  церкви  ещё  немного  потесниться   в  своих  амбициях.