В ходе развития мифологического мышления сформировалось понятие о душе как о некотором атрибуте живого существа. Наблюдение за дыханием живого, которое после его смерти исчезало, способствовало возникновению древних представлений о душе, как о дыхании, происходящем извне. Сновидения привели к представлению о душе как о субстанции, существующей независимо от тела.
С точки зрения Платона, душа и тело существуют отдельно друг от друга, в то время как для Аристотеля они неразрывно взаимосвязаны.
Для большинства христианских конфессий характерно представление о душе как о сотворённой Богом бессмертной нематериальной сущности человека, носителе разума, чувств и воли. В разных религиозных конфессиях понятие о душе присутствуют, но они друг с другом категорически не совпадают.
Но тут кривые руки социобиолога дотянулись и до этого священного понятия. По нашему мнению одним из сильных врождённых инстинктов человека является любопытство, которое от его обладателя требует пояснения, чем живое отличается от неживого. А отличия есть и видны сразу.
Представьте себя на месте человека каменного века. У него на руках умирает его Мама. Она только что была жива и вот её уже нет. Она не дышит, не разговаривает, тело её через некоторое время начинает разлагаться. Самый логичный и простой способ объяснить почему тело обездвижело - предположить что от него что-то улетело. Это что-то невидимое и назвали душой. Не склонен человек каменного века придумывать сложные объяснения.
Подобное происходило в разных местах и в разных культурах. Объяснения со временем обрастали разными деталями. Так просто можно объяснить сложное явление прекращение жизни.
Сейчас мы знаем точно, что отличие неживой природы от живой заключается в том, что живая природа при изменении внешних условий способна к адаптациям, а неживая нет. Тело умершего перестаёт адаптироваться. В данном контексте адаптироваться - поддерживать гомеостаз в живом теле становится невозможным, и живое становится мёртвым. Некоторое время живут клетки, работают некоторые механизмы в автономном режиме за счет запасённой ранее энергии, но когда она прекращается, то и эти механизмы прекращают работать. Никакого чуда нет. Работают физические, химические, биологические законы. Никто в момент смерти никуда не летает.
В 1901 году американский врач Дункан Макдугалл поставил серию экспериментов по «прямому взвешиванию души» в соответствии с научной методологией своего времени. Макдугалл использовал напольные рычажные весы. Врач выполнил 6 измерений души умирающих людей с их согласия. В пяти измерениях он обнаружил посмертную потерю веса в диапазоне от 15 до 35 г. При этом Макдугалл подчеркнул, что для научной оценки его выводов нужны новые точные эксперименты в большом количестве. Однако новых научных экспериментов в этой области опубликовано не было. Такой результат - отсутствие научных экспериментов говорит о том, что данных, которые можно считать достоверными получено не было. И публиковать поэтому нечего.
Второй аспект учений о душе более интересен для социальной биологии.
В Талмуде душа описывается как независимая от тела сущность, как та часть человека, которая непосредственно создана Богом. По своей природе душа непорочна, а злое в человеке объясняется тем, что наряду с благим началом, которое стремится к добру, в человеке присутствует и отрицательное начало — склонное ко злу. Душа одухотворяет тело и управляет им; подобно тому, как Бог наполняет Вселенную, но остается невидим, так и душа наполняет тело человека, сама оставаясь невидима.
В разговоре можно услышать про человека «Прекрасной души человек» или противоположное «Жалкая, чёрная душонка». Что собственно имеется в виду?
С точки зрения социобиологии здесь речь идёт о ментальности человека или её части, относящейся к поведению в социуме, к высказываемым взглядам, наличию элементов альтруизма и эгоизма, умению слушать людей и учитывать их мнения и прочее. Понятие менталитета шире, чем душа. Поскольку душа это, например, стремление делать добро, а менталитет кроме стремления включает и возможность это делать. Но если нет стремления к чему то, то и делаться оно добровольно не будет.
Как мы ранее показали, менталитет является проявлением МЭМнома, состоящего из врождённых и культурных МЭМов, то воспитание, которое формирует культурные МЭМы, является в то же время воспитанием души.
С этим мало кто будет спорить, поэтому представление души, как части ментальности, нацеленной на выполнение добрых дел согласуется с системой общепринятых и твердо установленных представлений. Понятно, что воспитание может быть направлено и в противоположную сторону. Воспитательным фактором часто являются внешние обстоятельства.
Таким образом, Душа получается не сотворённая Богом сущность, а приобретённая эволюционным путем часть ментальности.
В обращении к католической церкви папа Иоанн Павел II объявил о согласии Ватикана перевести эволюционное учение Дарвина из разряда гипотез в ранг научной теории.
В своем выступлении папа признал приемлемым верить в то, что тело человека –результат эволюции.
Папа этим заявлением за собой оставил право считать, что душа человека останется в распоряжении церкви.
Но наше рассмотрение показывает, что и душа есть результат эволюционного развития. Придётся церкви ещё немного потесниться в своих амбициях.