Альпы-2016. дневник-отчёт

Татьяна Герасименко
Татьяна Герасименко

АЛЬПЫ-2016. Семейный отдых

Дневник-отчёт

2 января 2016, суббота.  Миша с Катей вернулись со дня рождения и собирались, конечно же,  почти всю ночь.

3 января, воскресенье. Вызвали два такси.  Встали в три; в четыре без проблем доехали до Шереметьево. Регистрацию и досмотр прошли быстро. У Кати с Мишей специальные бонусные карты, которые позволяют избежать очередей. В «Шоколаднице» я выпила капучино, остальные ели и кормили Петю кашей.
Самолёт итальянской авиакомпании. Моё место у окна, но мало что видно. Кормили обильно. На завтрак я съела фруктовый салат, йогурт, апельсиновый сок и кофе. Сэндвич и пирожное взяла с собой – мне как раз на обед. Сергей съел всё. Самолет заполнен полностью, в основном русскими. Есть и дети (маленькие). Несмотря на кризис, люди едут отдыхать.  В окно ничего не видно.

Прилетели вовремя. Багаж получили быстро. Я не смогла убедить своих приобрести Милан кард. Им показалось 69 евро дорого, они не уверены, что будут посещать так много мест, чтобы оправдать эти расходы. На электричке отправились в Милан. Вышли на Привокзальную площадь и пешком с багажом добрались до гостиницы «Ибис». Милан производит приятное впечатление. Однако по дороге нам встретилось несколько нищих и бомжей, явно приезжих, а также некоторое количество дерьма, собачьего и человечьего. Петя, несмотря на бессонную ночь и перелёт, сам катил свой чемодан все 900 м пути. Заселение лишь с 14:00. Сдали вещи в камеру хранения, выпили кофе и отправились к собору Дуомо.  Прошли пешком по симпатичным улицам, мимо витрин фирменных магазинов. Посмотрев на цены, я поняла, что шопинг меня не интересует. Пообедали в ресторане.

Я видела много красивых соборов в разных городах – и Нотр-Дам, и Реймсский, и знаменитое творение Гауди, и германские. Но такой красоты и великолепия не встречала нигде и никогда. Мы обошли собор изнутри, поднялись на лифте на террасы. Петя живо интересовался историей собора, задавал вопросы о религии, загробном мире и грехах. Сергей вымотался и не мог идти пешком. На такси за 10 евро доехали до отеля, заселились уже в 18 часов. Миша сбегал в магазин, купил закуску и лемончелло. Собираемся на ужин. 3.01.2016.

4 января, понедельник.  Утром проснулась в начале седьмого. После душа я долго ждала, пока проснутся остальные. Петя пришел в комнату, мы с ним валялись и собирались, на завтрак отправились только в девять. Завтрак был неплохим. Я взяла йогурт, слоёную булку, сыр, ветчину, консервированные фрукты, помидоры. Очень хороший апельсиновый сок и кофе. После завтрака снова долгое ожидание. Ох уж эти походы в компании! Наконец, все отправились на остановку автобуса city seeing, который ушёл буквально из-под носа. Пришлось сесть на метро. Доехали до замка Сфорцеско. Полюбовались фонтаном «Свадебный торт», перешли через ров, обошли замок, вышли в парк. Всё,  как обещано в путеводителях: ядра, кошки, фрески, скульптура. Замок очень интересен. К сожалению, музеи закрыты (понедельник). Сели на сити сиинг, объехали  центр города по красной линии (12 остановок). Я села наверху, остальные испугались холода и ехали внизу. Но там плохо видно, они перебрались наверх.  Вышли там же где и сели – у информационного центра. Прошли пешком  мимо театра Ла Скала до пинакотеки. Всё закрыто (понедельник). Сели пообедать в симпатичном ресторанчике. Нас обслуживала девушка, родом из Петербурга. Выпили глинтвейн, согрелись. Я заказала себе суп из морепродуктов и капучино,  Петя – овощной суп и котлету, Катя – томатный суп и рис по-милански (с шафраном), с каким-то мясом, Сергей тоже, Миша сибасс с овощами. Все очень свежее и вкусное. Ещё нам притащили вкуснейших оливок, в конце – комплимент (лемончелло), Пете положили с собой каких-то печёностей. Мы отправились по красивым улицам, наряженным к Рождеству, сверкающим огнями, к собору Дуомо. Там посетили музей истории собора, который вчера не посмотрели, по вчерашним билетам. Прекрасный музей, заполненный скульптурами, иконами, церковной утварью. После музея снова сели на сити сиинг, теперь на синюю линию. Проехали мимо собора Сан Марко, аквариума, арки и прочих достопримечательностей, дворца Ломбардии, площади Республики, железнодорожного вокзала. Вышли на Порта Венециа. Зашли в супермаркет. Купили хорошего вина, всякой вкуснятины – ветчины разных сортов, сыров, анчоусов, фруктов. Пришли в отель, поужинали в номере. В ресторан идти не было сил. 4.01.2016.

5 января, вторник. Вчера напротив супермаркета видели бомжей. Они явно живут на улице. Там их постель, еда, какое-то барахло.  В магазине есть персонал, который не говорит ни по-английски, ни по-французски, и, похоже, на итальянском изъясняются с трудом. Это совсем черные парни. По дороге в отель мы заглядывали в ресторанчики (пытались присмотреть себе место на вечер). В одном из них с итальянским названием «Pizza» работают китайцы. Много заведений с названием «Pizza-Kebab». Русскоговорящих довольно много, в том числе и в нашем отеле есть персонал. Возможно, украинцы, надо бы спросить.

Петя вчера удивил меня. У него в его неполных 7 лет прекрасная, правильная речь, насыщенная  оборотами и сравнениями, результат того, что он много читает. Он иногда рассуждает о разных вещах. Вчера он вдруг сказал: «Повезло  же странам, у которых есть горы и моря! И как не повезло России!». Я стала выяснять, есть ли в России  горы и моря. Он кое-что вспомнил. Долго с ним беседовали, почему из России надо ехать за границу на отдых. Пришли к выводу, что в России холодно и плохо обустроено.

На завтрак рано выйти не удалось. Пришёл Петя и уснул в моей постели. Мы не могли оставить его одного. Решила дождаться наших. Сдали вещи в камеру хранения, чтобы не возвращаться до отъезда, и вышли в итоге уже в 11. По дороге к метро застряли в магазине очков. Я купила себе очки для чтения за 25 евро, Катя с Мишей – солнцезащитные. Начались распродажи. Как-то удалось избежать соблазна пойти по магазинам. Отправились на метро в собор Дуомо, посетили археологический музей в цокольном этаже (все ещё по прежним билетам). После быстрого осмотра пошли в пинакотеку. Немного поблуждали по улицам. В конце концов нашли. Взяли билеты и аудиогиды. На удивление, Петя с удовольствием слушал аудиоэкскурсию.  Потом признался, что понял далеко не всё. Но обогатился новыми словами. Мы с ним присаживались прямо на пол перед картинами и слушали рассказ. После музея отправились на обед во вчерашний ресторанчик. Сидели на улице под плёнкой, но было тепло, так как были включены обогреватели. Пили пиво и кофе. Ели одну пиццу на всех, народ взял томатный суп и второе. Я ограничилась сибассом. После обеда на метро как раз успели к 16:00. Погрузились в «Мерседес» и примерно за 2,5 часа добрались в Шамполюк до нашей гостиницы Ля Ружа. Ехали уже в темноте. Но пейзажи красивые за окном. Отель роскошный, 4*. Персонал приветливый.  Поужинали. Я очень устала. 5.01.2016.

6 января, среда.  Сегодня встала в пять  утра. Сделала зарядку. Проснулся и Сергей. Пошли с ним на завтрак, не дожидаясь наших. Они присоединились в самом конце. Быстро собрались и отправились к подъемнику. Нам полагаются бесплатные скипассы, но с 8-го числа. Миша с Катей купили себе, а я решила сначала обойти окрестности пешком. Снег выпал буквально в последние дни. Очень красиво.  Шамполюк расположен на высоте чуть больше 1500 м, возле массива Монте-Роза, в долине  реки Эвансон. Речка звонкая, чистая, порожистая. Посёлочек аккуратный, дома ухоженные. Есть здесь магазинчики, много небольших уютных отелей, ресторанчики, каток, бассейн и т.д. Итальянская область Валь-д`Аоста (северо-запад Италии). Всё предусмотрено для отдыхающих. Среди них итальянцы, французы, англичане. Есть и русские. Они сильно отличаются за столом. Иностранцы общаются, для них ужин – это удовольствие. Наши не разговаривают, уткнулись все в телефоны, дети – в планшеты, все с кислыми лицами. Петя тоже просил планшет, но ему не позволили.
 Итак, Миша отправился на гору, а мы все пошли искать для меня трассу. Пока искали, гуляли и любовались ландшафтами. Нашли, она ухожена, не видели ни одного лыжника. Лыжи можно взять напрокат за 69 евро в неделю. Это дешевле, чем везти их (55 евро в одну сторону).
Вернулись в отель, одели Петю и отвели его к Мише. Катя осталась дома, мы с Серёжей отправились осматривать посёлок. Дошли до церкви и информационного центра. Все закрыто: уже было 12 часов. Решили пообедать. Взяли луковый суп и говядину на гриле. После обеда Сергей уже не мог никуда идти. Я отправилась по хайкинговой тропе, дошла до горнолыжной трассы. Увидела, как съезжал Петя. Не стала его окликать, чтобы не навредить. Тропа вела крутым серпантином вверх, она постепенно превратилась в ледяной каток, потом и вовсе закончилась. Ее завалило снегом, здесь никто не ходил. Пришлось вернуться вниз. Прошла до конца поселка. Встретила спускающихся трекеров на снегоступах и с палками. Пошла по их маршруту (маркирован как 105). Тропа уходила вверх. Прошла примерно час до капеллы, что близко к перевалу. Там мне преградила дорогу табличка с надписью «privata», за забором шале с номерами по цене 800 евро в сутки. Было начало пятого. Темнеет в начале шестого. Я вернулась другим маршрутом (14). Зашла в инфоцентр. Взяла у них подробную карту района и пару путеводителей, один на русском языке, но не по конкретно нашему району.  Пришла в гостиницу очень усталая.
На ужин из предложенных блюд я выбрала салат с креветками,  пасту (которую не доела), дораду и на десерт порфе с апельсином. Оказалось очень вкусно. Вчера я ела оленину и крем-брюле (его поджигают, от этого сверху он покрывается карамельной корочкой).


7 января, четверг.  Сегодня плохо спала ночью, выпила снотворное и утром просыпалась с трудом. Без зарядки отправилась на завтрак. Вышли  в 9:30 на север от Шамполюка. Прошли мимо 10-го маршрута. Я было ткнулась туда, но тропа засыпана снегом, провалилась по колено. Вернулась на тропу, и по маршруту 1В мы дошли до поселка Франшей.  Я попыталась по другому берегу пройти  дальше, но из-за глубокого снега пришлось вернуться.  Поднялась в гору по серпантину. (Сергей пошёл обратно по проторенной дорожке. Он полностью промок,  вспотел,  выглядел беспомощным и не вполне здоровым). Но вскоре тропа закончилась, пришлось спуститься. Вернулась по правому берегу. Сергей зашел в супермаркет. В отеле перекусили сыром, ветчиной, фруктами, запили пивом. Немного отдохнули. Я переоделась. Надела Катины очки для катания, но их быстро запорошило снегом.  Сергей остался спать, а я отправилась на юг. Дошла до посёлка  Ампоней,  повернула в горы. Снег падал без перерыва.  Я шла по дороге, проваливаясь по колено. Мне встретилась лыжница и две женщины на снегоступах с палками для скандинавской ходьбы.  Проехал парень на  автомобиле с прицепом,  чем-то вроде нашего «газика», потом вернулся с пассажиркой.  Лес приобрел сказочный и таинственный вид. Такое снежное Рождество! Гор почти не видно.  Дорога привела меня в Масконьяз, туда же, где я была вчера. Время уже близкое к закату. Начала спуск. Очень трудно: все занесено снегом, то и дело ноги соскальзывают. Троп никаких не видно. Встретила троих парней, поднимающихся на снегоступах. Пошла по их следу. Несколько раз вслух благодарила их. С сосен то и дело сыпался снег. В 17:10 была уже в Шамполюке. Мои махали с балкона и громко приветствовали. Налили шампанского, угостили сыром.  Устала. Прошла в общей сложности километров 18 за день. 7.01.2016.
Вчерашний ужин прошёл без алкоголя. Не было и выбора, как в предыдущие вечера. На первое всем принесли выпечку с грибами и соусом, затем на выбор пасту или суп из сыра и хлеба. Я взяла суп, понравился, но доесть не смогла. Пасту попробовала – не понравилась. Следующим блюдом было мясо дикого кабана с голубикой и гарниром из маиса. И на десерт что-то вкусное, название не помню.

8 января, пятница. С утра после завтрака Сергей отправился по вчерашнему маршруту до Фрашея, а я, Катя и Петя  пошли на фуникулёр (канатную дорогу). Надвигался туман. Доехали до Кр;ста (высота 1700), затем пересели и проехали на следующий уровень – Остафа. Миша поехал вниз проверять трассу, а мы втроем выпили,  кто капучино, кто горячий шоколад. Вновь  поднялся Миша. Они с Петей поехали вниз. Мы выяснили, что с третьего уровня я не смогу вернуться ни в кресле, ни пешком (не пустит полиция из-за плохой видимости). Мне хотелось пройтись, поэтому я отправилась пешком вниз вдоль трассы.  По дороге меня обгоняли периодически Миша с Петей и Катя. Петя ездит очень лихо. Катя – медленно. Спустившись до Креста, я отправилась  сначала по маршруту  с маркировкой 10А на север, потом свернула на северо-восток и дошла до Бельведера. По расстоянию это недалеко, километра три, но все время вверх. Я поднялась с высоты 1700 до 2300!  Было тяжеловато, пару раз порывалась вернуться, но себя пересилила и дошла! Бельведер – это несколько домиков у хребта с аналогичным названием. Конечно же, ресторанчик. Выпила там капучино и собралась ехать дальше на канатке до Монте-Кавалло и озера Чартерио. Но туман сгустился, пошел снег. Канатку закрыли. Мне сказали, что проход сегодня невозможен. Пришлось вернуться к Кресту. Вниз идти тоже не просто. Приходится опираться на пятки. Спустилась на фуникулере в Шамполюк, со мной Катя. Ей стало на горе нехорошо. Пришла в отель примерно в 14:00. Сергей был уже в номере. Он купил еды и вина. Мы перекусили, немного отдохнули и отправились снова к Кресту. Сергей поднялся со мной. Он вскоре вернулся обратно, а я пешком начала спускаться вниз по маршруту 13А. На этот рад я воспользовалась Катиными лыжными палками. С ними идти гораздо легче. Сначала прошла через две традиционные альпийские деревни – Крест и Франтзе. Затем тропа привела к лыжной трассе, пришлось частично пройти вдоль нее. Потом тропа повернула к югу. Туман сгустился так, что в двух шагах не было ничего видно. Снова повалил снег. Хорошо, что до меня кто-то здесь прошел, я шла по следам, которые еще не были занесены снегом. 50 минут спуска – и я в Шамполюке. Обошла ту его часть, где до сих пор не была, и вернулась в гостиницу. Сегодняшний маршрут – самый длинный и сложный. Я довольна. Петя с Мишей катались до последнего – до 17 часов. Миша сказал, что в этом тумане катались одни русские, все европейцы сошли с дистанции. Я помылась, мы все выпили хорошего вина. У Бессоновых номер с сауной, они ее нагрели. Но у меня нет ни сил, ни желания. 8.01.2016.

9 января, суббота. Сегодня ночью плохо спала. Утром разбудил Петя. После завтрака Миша отправился кататься, Сергей потихоньку ушёл в сторону Франшея (он плохо себя чувствовал с утра), я вышла позже и догнала его примерно на половине пути. Он вернулся в Шамполюк, а я поднялась на фуникулере. Температура примерно +5, гор не видно. Выпавший снег тает и испаряется, вокруг словно парное молоко. Будто самолет попал в облако. Я расспросила о маршруте, который всё собираюсь пройти. Но мне сказали, что это невозможно: опасность схода лавин, кругом горная полиция. Посоветовали мне идти в сторону Креста. Летом этот путь проходят за 50 минут. Выпила кофе и отправилась в путь. Очень красивые деревья, речка с мостом. Прошла пару маленьких деревень. Обнаружила, что потеряла рукавички, подаренные мне Родоманом. Возвращаться не стала. Завтра спрошу в ресторане, где пила кофе и уточняла маршрут.
У Креста встретила несколько итальянцев, которые не говорили по-английски (пыталась выяснить кратчайший путь к подъёмнику). На выходные приехало много итальянцев с семьями. Туман всё усиливался. Пропала связь. Я решила разыскать своих на горе. Поднялась на подъемнике выше и нашла их в ресторане. Катя кататься боится из-за тумана. Они пили глинтвейн. Я тоже себе купила. Поехала вниз. В отеле сменила намокшую одежду, пошли с Сергеем в пиццерию, решили поесть настоящей пиццы, какую любят местные. Почему-то в России такой не получается. В меню было несколько десятков разновидностей. Я попросила официанта принести, какую он сам любит. Запивали пивом. Зашли домой, я немного отдохнула и отправилась по долине вниз, не уклоняясь от протоптанной тропинки. Прошла мимо нескольких населенных пунктов, дошла до Корну, где начинается 16-й пешеходный маршрут. Путь в целом понижается, но при этом то немного идет вниз, то вверх. Долина Аяс очень живописна. Хвойная растительность, скалы, река, небольшие озера, симпатичные поселения. Встретила несколько пешеходов и лыжников. Лыжи катятся плохо, снег налипает. Вернулась уже в 17:30. Мне налили шампанского, дали фруктов и сыра. Собираемся на ужин. Сегодня узнала,  как добираться до Турина. Может,  съездим с Катей в понедельник. Погода  не улучшится. 9.01.2016.

10 января, воскресенье. Сегодня – чудесный день.  Утром я проснулась рано, но в шесть пришёл Петя, пришлось с ним лежать, он уснул и никак не просыпался. Разбудили, позавтракали. Бегом, пока ясная погода, к фуникулёру. Миша ушел вперед кататься на лыжах. Сергея уговорили поднять к нему Петю. Мы с Катей на автобусе доехали до Франшея. Поднялись наверх. Я варежки оставила вчера в ресторане, мне их вернули. На второй уровень без лыж меня не пустили.  Катя ухала, а я пешком пошла к Ферраро.  Шла примерно час по хорошей тропе в северном, затем в северо-западном  направлении. Затем прошла по маршруту 8В на север, перешла реку Torrento di Verry и повернула на юго-запад в сторону Сен-Жака. Дошла до Фери и отправилась на северо-восток по 6-му маркированному маршруту. Расстояние здесь указывают не в километрах, а в часах (как в Гималаях), и это понятно: всё зависит от сложности маршрута. Так вот, этот маршрут был сложным. Я шла все время вверх, поднялась на Масе (2403 м), затем вернулась, перешла через р. Корто и по маршруту 8Е дошла до Сен-Жака. Ландшафты очень красивые. Здесь уже сосны сменила лиственница. Вид на хребты, скалы, распадки. Снег начал падать снова, туман сгущался. От Сен-Жака по маршруту 1В дошла до Франшея. Было 15:30.  Нигде по дороге я не встретила работающих ресторанов.  Я съела  сникерс, банан и два мандарина. Очень хотелось пить. Поднялась на фуникулере, взяла глинтвейн (вин-брюле), с удовольствием выпила, вернулась вниз, перешла реку и за 18 минут добежала до Шамполюка, где встретила Сергея. Он, оказывается, гулял, и мы разминулись во Франшее. Был весь мокрый, ему прогулки даются нелегко. Мы вместе вернулись в отель уже после 17:00. Вскоре подошли наши, они катались целый день. Я устала, но очень довольна. Наконец, почувствовала себя расслабленной. 10.01.2016.
Вчера на ужин мы все выбрали утку с апельсиновым соусом, на первое Пете взяли суп, несмотря на его протесты, а мы все – какие-то клёцки с оленьим фаршем. Закуску мы не поняли какую предлагали, нам её и не принесли. Ну и десерт, конечно.

11 января, понедельник. День получился спортивный. Утром я проснулась рано, в пять. Шёл снег, видимость нулевая. На горе ничего не видно, идти в маршрут – какой смысл? Хочется ведь любоваться ландшафтами. Мы с Катей после завтрака спустились на ресепшн, чтобы выяснить, работают ли музеи  в Аосте. Оказалось – нет. Ехать туда нет смысла, как и в любое другое место. Неприятным моментом стало то, что отключены батареи и мои трекинговые ботинки совершенно мокрые со вчерашнего дня! Сергей единственный, кто собрался и пошёл по своему накатанному маршруту – до Франшея и обратно. Позвонил, сообщил, что снега много, идти трудно, видел двух лыжников, они передвигаются с трудом. Всё же в одиннадцатом часу вышли из дома.  Я надела лыжные ботинки, взяла напрокат лыжи на полдня (9 евро), до 15:00. Миша с Петей всё же отправились на гору.  Катя проводила меня почти до лыжни, она пошла кататься позже. Я встала на лыжню и до обеда сделала два  круга по лыжне между Шамполюком и Франшеем. Обедали с Сергеем в номере. После обеда ещё кружок. Круг – это примерно 6 км. В итоге получилось 18.  Нагрузка приличная. Вспотела и устала.  Погода улучшилась, выглянуло солнце. Лес и горы дивной красоты. Миша прислал СМС, звал на гору любоваться пейзажами, но я решила кататься дальше. Когда сдала лыжи и подошла к подъёмнику, он закрылся из-за ветра. Так я сегодня и не поднялась на гору,  но чувствую себя удовлетворённой. Вернулись Бессоновы. Они накатались, им пришлось ждать, когда заработает подъемник, чтобы спуститься. Петя много падал: снег рыхлый, трасса ухабистая.
Утром позвонили из университета, сообщили, что мне присудили премию губернатора за достижения в области науки и техники. 11.01.2016.

12 января, вторник. Сегодня после завтрака Миша с Петей отправились кататься, Сергей на свою обычную прогулку до Франшея, а мы с Катей на автобусе поехали в Бард через Веррес. Мы сели на автобус возле инфоцентра, за 2,40  с человека проехали через Аяс – это название долины, везде написано «коммуна Аяс», куда входят несколько населённых пунктов. Это коммуна долины Шатлант у подножия Монте-Роза, горной цепи на границе  со Швейцарией. Здесь несколько вершин превышает 4000 м,  много красивых ледников, в том числе Вера, из которого как раз вытекает Эвансон.  Мы и проехали весь Аяс, где я уже много ходила пешком. Интересен Брюссон (1338 м) с его 30-километровой лыжной трассой. Возможно, завтра туда съезжу. Здесь видели развалины замка Грэн на каменном выступе.  Проехали и искусственное озеро Воллон.
Постепенно снеговой покров закончился, мы переехали в царство осени. Я была одета явно не по погоде, мне стало жарко. В Верресе (391 м) пересели быстро на другой автобус, который шёл мимо Барда.  Мы вышли на нужной остановке и отправились в Форт Бард – фортификационный комплекс, главную роль в развитии которого сыграла Савойская династия в XIX в.,  на месте замка Х в., который был построен над фундаментом V в.  Отреставрирован в 2006 г. Расположен в долине р. Дора-Балтеа у входа в долину Аосты. Использовался для контроля над дорогой между Италией и Францией. Вот его история. Замок находился в собственности могущественных правителей Барда вплоть до середины XIII в.,  затем перешел во владение Савойской династии. Именно при последней форт был укреплен и значительно модернизирован.
В мае 1800  г.  40-тысячная французская армия была остановлена 400 австро-пьемонтскими солдатами в форте Бард. Они удерживали этот проход на протяжении двух недель, полностью расстроив планы Наполеона на внезапную атаку на долину По и Турин. Узнав о поражении своих войск, Наполеон назвал форт «злым замком Барда» и приказал сравнять его с землей. Только в 1830 г. сардинский король Карл Альберт Савойский, боясь новых нападений французов, решил перестроить форт. Решение этой задачи было поручено известному итальянскому военному инженеру Франческо Антонио Оливеро. В результате этих работ, длившихся восемь лет, на свет появился двухуровневый форт. Верхняя его часть имела традиционные стены с бойницами, а нижняя – 50 орудийных амбразур с отдельными казематами, спроектированными для защиты вооружения в случае атаки. Всего в 238-комнатном форте могло поместиться 416 солдат. На верхнем уровне также располагался двор с оружейными складами и казармами. Запаса продовольствия и амуниции могло хватить на три месяца осады.
К концу XIX  в. форт Бард потерял военное значение и пришёл в упадок, но итальянская армия продолжала пользоваться им как пороховым складом. После закрытия форта в 1975 г. он перешёл в собственность правительства автономной области Валь-д’Аоста, а в 1980-х годах стал туристической достопримечательностью, несмотря на то, что многие его конструкции нуждались в ремонте. Только в конце 1990-х годов форт вновь был закрыт, на этот раз на реконструкцию, после чего был превращен в Музей Альп. Источник: Мы с Катей поднялись на лифте на самый верх (это интересное сооружение, вид вокруг потрясающий), осмотрели внешний вид замка. Несколько этажей, много музеев (всё не осмотреть за день), есть гостиница, рестораны. Посмотрели инсталляцию-фильм на французском языке (Катя переводила) о том, как менялся замок на протяжении веков. Как раз наступило время обеда. Мы поели в ресторане, работники восхищались Катиным знанием языков. Многие говорят по-французски. Вообще в этом регионе свой, франко-провансальский  диалект. Мы купили билеты в музей-тюрьму и выставку «Золотой век голландской живописи». Всё здорово. Камеры, в которых сидели пленники, производят впечатление. Без возможности разговаривать, почти без света. В тюрьме содержалось до 500 пленников. Их выводили гулять на полчаса в день.
Голландская живопись изумительна. Особенно на меня произвело впечатление название натюрмортов на английском языке – «Ещё живой» (Still live). Целый зал посвящен натурализму. Особенно потрясла картина «Лиса, охотники и великолепный ландшафт». Несчастная лисица попала в капкан обеими лапами, она истекает кровью и с ужасом смотрит на охотничьих собак, которые вот-вот ее растерзают. И всё это на фоне великолепного ландшафта.
Мы с Катей пришли к выводу, что стандарты красоты сильно меняются. Красавицы XVII в. большепопые и с маленькой грудью.
Мы спустились пешком вниз, дождались автобуса. На остановке были дети с двумя учительницами, посетившие форт. Две девочки закричали по-итальянски: «русские!» и произнесли несколько слов по-русски с акцентом, а учительница извинялась и объяснила, что у них русские мамы.
Доехали до Верреса. Там ярко выделяется  Крепость – замок второй половины XIV в., построенный Иблето Шаллант. Мы её видели со стороны, на обратном пути прогулялись от автостанции до библиотеки и до центра Верреса, поднялись на ступени собора и бегом на автобус.  Вернулись в Шамполюк уже в шестом часу. На ужин ели лазанью и крольчатину, ну и, конечно же, десерт. Перед этим мы пили вино и ели кровяную колбасу. Больше всех ели мы с Мишей. Наутро у нас с ним расстроился желудок.

13 января, среда. День малоинтересный, отдыхательный. Я устала, видимо, за предыдущие дни. Утром хотелось, пока было ясно, подняться и осмотреть окрестности. Однако, пока ехала на канатке, снова видимость ухудшилась. Канатка пару раз останавливалась, кабина зависала над пропастью. Я была вдвоём с каким-то итальянцем, он пытался со мной общаться, однако языковой барьер оказался непреодолимым.
Наверху выяснилось, что на последнюю часть канатки меня не пустят. Выпила капучино. встретилась с Мишей. Отправилась вниз. Перекусили с Сергеем в отеле. Ему плохо, болит сердце. Хотела вызвать врача, но он отказался. Я пошла в аптеку за валидолом или корвалолом. Но меня не поняли, я Кате позвонила, фармацевт долго с ней по телефону выяснял по-французски. В итоге дал валерьянку. Я прогулялась до Франшея и обратно. Готовила заявку на конференцию. Наши пришли с горы усталые, накатались. За ужином были только мы. 13.01.2016.
 
14 января, четверг.  Утром без завтрака отправилась автобусом в 6:55 в Веррес, намереваясь уехать оттуда  в 8:00 в Турин, там провести день и вернуться обратно. Однако планы пришлось менять на ходу. Но все по порядку. Сначала я ехала в пустом автобусе, но постепенно он заполнился подростками, которые направлялись в школу. В конце маршрута некоторые даже стояли. Я вышла на автостанции, ждать надо было 15 минут. Прошло 20, но автобуса не было. Я стала выяснять. Оказалось, что расписание, которое мне дали в инфоцентре Шамполюка, устарело, и автобус ушёл раньше! А следующий только в 11:35. Нет никакого смысла ехать в Турин: ничего не успею. Решила поехать в Аосту. До автобуса два часа. Замёрзла (оделась на этот раз слишком легко), пошла искать кофейню. Зашла туда, где общались местные. Взяла капучино и какую-то плюшку. С удовольствием наблюдала, как общаются и выглядят провинциальные итальянцы. Видно, что одеты старомодно, хотя добротно. Лица простые, все обсуждают что-то, радуются встрече. После кофе побродила по улочкам, поднялась к замку, но он открывается лишь в 10. Ждать час на ветру не стала. Обошла замок, поснимала. Прямо рядом, на горе, живут люди. Пасутся ослы, овцы, лошади. Люди чистят территорию. Из труб идёт дым, топят дровами. Умудряются жить в чистоте. Даже если ремонт, все сложено аккуратненько. И если дом ломают, то везде чисто, а мусор сложен и не уродует ландшафт.
Спустилась. Посетила церковь св. Жиля, построенную в XI  в., и пристроенную к ней церковь св. Эржидия (она построена на месте романской церкви). Эржидий жил в 1884 – 1941 гг. Видно, что его  здесь очень почитают. Жители Аосты весьма  религиозны. Везде, гуляя, я встречала капеллы (вроде часовен), построенные жителями деревень. За ними ухаживают.  Церкви в Верресе очень красивы.
В 11:35 отправилась автобусом в Аосту.  Долина великолепна. Ехали высоко, останавливались во всех населенных пунктах. Миновали три тоннеля, несколько мостов, в том числе римских (строили на века!), замки, ветровые электростанции, деривационную (вода, пройдя через трубу, падает с огромной высоты на турбину). Снизу осталась железная дорога. Пошел снег. Практически ничего не видно. Автобус шел медленно. Снег и метель усиливались. Проехали Сен-Марсель, Бриссонь, Кар. В Аосте остановились на самом краю, у автостанции. Напротив – красивый железнодорожный вокзал.  Я отправилась искать кафе (очень хотелось есть, ещё больше – согреться). Возле кафедрального собора я пообедала лазаньей и мне дали какой-то горячительный напиток, я согрелась.
Аоста расположена в  равнинной части долины, высота всего 580 м., при слиянии рек Дора-Балтеа и Бутье. Из Аосты видны вершины Бекка-ди-Нона и Монте-Эмилиус. Римляне завладели этим регионом в 25 г. до н.э. из-за стратегического положения (перевалы Большой и Малый Сен-Бернард). В городе сохранились памятники этого периода, которые я обошла: римский мост длиной 6 м с единым арочным пролетом высотой 17 м через Бутье, построенный в конце  I в. (но река из-за наводнения спустя несколько веков изменила свое течение); Арка Августа – символ Аосты, воздвигнута в 25 г. до н.э. в эпоху создания города в честь победы Августа над Салассами. Я посетила церковь Святого Орсо XI в. От эпохи средневековья сохранилась крипта, колокольня, внутренний дворик монастыря (1133 г.). Всё это я обошла, восхитилась. Всё в хорошем состоянии.  Сама церковь XV в. Тоже очень красивая. Мимо церкви cв. Лоренцо (XV – XVI в.) я прошла и заглянула в неё. Обошла Порта Преторию, крытую галерею, издали полюбовалась древнеримским театром (сохранился южный фасад высотой 22 м) и защитной стеной (подойти нельзя, обтянута сеткой – видимо, реставрируют). Прошла мимо муниципалитета (неоклассический стиль, XIX в). Потрясающий кафедральный собор (там сохранилась крестильная купель IV в., а также фрески и мозаики XI и XII в.) был закрыт, как и археологический музей, хотя в Инфоцентре сказали, что откроется в 14:00. Я вернулась туда, но было по-прежнему закрыто.  Удовлетворилась внешним видом – современным фасадом, представленным портиком и терракотовыми статуями и ценными фресками, посвященными Мадонне Ассунте (XVI в.) и неоклассическим фасадом XIX в. Очень красиво! Обошла и другие достопримечательности: городской крест, древнеримский форум, парки и памятники. В 15:10 села на автобус, в 16:25 в Верресе – на другой, в 17:30 была дома. В общем,  днём довольна. 14.01.2016. 
15 января, пятница.  Сегодня практически последний день. Немного грустно. С утра было солнечно. После завтрака побежали на гору, но канатка не работала из-за ветра, как мне объяснили в кассе. Мы выпили кто что (я – капучино) в кафе, я взяла в аренду лыжи и отправилась на трассу. два часа интенсивного бега – и я выдохлась. Канатку включили. Я отправилась наверх, но быстро замерзла. Поели с Сергеем в отеле. Потом отправилась на гору. Присоединилась к Бессоновым. Они обедали. Я выпила глинтвейн, потом мне налили вина. Пошла по маршруту до Шамполюка. Сначала тропа была хорошо протоптанной. Но потом всё изменилось! Я перешла горнолыжную трассу и свернула влево, но тропа исчезла! Ее занесло и замело снегом, никто там не ходил. Я провалилась почти до пояса. Пришлось вернуться на лыжную трассу, пройти еще метров 200. Потом свернула на бывшую тропу, но она была нехоженой сегодня! В общей сложности вместо 50 минут (а прежде я здесь ходила за 30 минут) тащилась полтора часа. Когда пришла домой, Петя махал мне с балкона. Наши уже пили в номере пиво. Я присоединилась. Мы остались с Петей, наши отправились в магазин. Сейчас собираемся на ужин.

15.01.2016.
16 января, суббота. Утром встали рано, позавтракали до восьми. Во-первых, хотелось использовать день. Во-вторых, вчера приехало множество отдыхающих (выходные начинаются), и не хотелось толпиться у столов с закусками.  Мы с Мишей побежали вперед, чтобы успеть покататься до отъезда. Катя с Петей и Сергеем вышли позже. Канатка не работала из-за ветра. Народа много. Миша остался ждать, я взяла беговые лыжи и пошла на дистанцию. В 10:15 уже отбегала свою «норму». На лыжне  постепенно появились уже примелькавшиеся вчера лица. Итальянцы бурно меня приветствовали (я же быстрее всех катаюсь). Сдала лыжи. Катя с Сергеем уже прогулялись и «отрывались» в кафе. Я с чистой совестью заказала глинтвейн. Отправилась домой, приняла душ и собралась. Сейчас пойдём на обед, а потом уедем в Миланский аэропорт. В Москве будем ночью, а завтра в обед – в Оренбург. 16.01.2016.