Пчелинцева и Мухина

Василий Зиновьев
Пчелинцева и Мухина.

"Всё наше сознание носит черты поведения либо мухи, либо пчелы. Главное, каких оттенков  больше. Пчела и в грязи найдёт мёд, муха и в мёде найдёт дёготь." Автор.

Еще в советское время работал я директором педагогического училища. Проживали в общежитии нашего училища, среди многих других студенток, две первокурсницы, Пчелинцева Наталья и Мухина Елена. Они были очень разные, но что-то связывало их, скорее всего, трудолюбие.

Наше общежитие представляло собой четырёхэтажное здание. Центральная лестница, а вокруг неё расположены комнаты. На каждом этаже по восемьдесят комнат, в каждой из которой проживало по четыре или три девушки. Общая кухня, два туалета на этаже, один умывальник на всех, душ на первом этаже. Очереди в душ были бесконечны. Попасть туда не было никакой возможности. Нумерация комнат состояла из трёхзначных чисел. Первая цифра в числе означала этаж. Соответственно, первый этаж числа со 101 по 180 и так далее.

В девичьих комнатах были протянуты веревки, на которых сушилось бельё. На кухнях стоял вечный гвалт, шум. Перетаскивание кастрюль, война за свободное место на плите. Студенты - люди бедные, не уследишь, и котлеты украдут, могут и более серьёзное что-то натворить. Приходилось готовить и следить, чтобы шутники ничего не украли. Обстановка в общежитии соответствующая. Считается, что даже китайский иероглиф "две женщины под одной крышей" означает трудность, что тогда говорить о таком огромном количестве девушек вместе! В женское общежитие постоянно стремились попасть представители мужского пола. На входе сидела грозная вахтёрша. Возомнив себя большим начальником, она держала оборону изо всех сил, но самые рьяные кавалеры успевали прорваться в общежитие. Наталья и Елена проживали на четвёртом этаже в комнате под номером 445.

Елена была старостой курса и пользовалась привилегиями, с большим скандалом разрешила подселить к себе Наталью. Мухина Елена родилась в городе. В школьные годы была отличницей, занимала пост председателя отряда, затем комсорга класса. Переносила за школьную жизнь октябрятский, пионерский, комсомольский значки. Входила в состав комитета комсомола. Ездила в лагерь пионерского актива «Артек» и комсомольского актива «Зеркальный». Всегда боролась на комсомольских и пионерских собраниях с двоечниками и прогульщиками. В классе учился Петька, с которым Елена постоянно соперничала за влияние, доказывая друг другу, кто из них лучше. Вся жизнь для Елены была битвой. Воевала она даже тогда, где кроме неё войны этой никто не видел и не вёл. Мнение на всё у неё было своё. Жила по принципу - есть только два мнения: одно моё, другое неправильное. Убедить в чём-либо её было невозможно. Музыки для неё не существовало. Приносило радость только то, что можно было объять, потрогать, что имело форму. Всякие разговоры о поэзии, музыке и других эфемерных вещах она отметала. Считала их ненужными, а может, даже вредными. Странно было, зачем она вообще пошла в педагогическое училище? Впоследствии стало понятно. Цель её была научить, вырастить целое поколение, думающее, как она. Елена не могла думать и считать неправильно. Для неё это было законом жизни. Мухина была замечательная актриса, могла так играть чувствами и раздуть на пустом месте такой скандал, что мало никому не покажется. Если её послушать, то всё у неё плохо, живёт хуже всех. Такая страдалица и мучается за всё население Советского Союза. Одевалась Елена лучше всех. Родители всегда снабжали её большими деньгами, но это нисколько не мешало Елене считать себя обиженной и оскорблённой. Найти что-то хорошее для Елены в жизни было проблематично, ведь она всё рассматривала по принципу либо это белое, либо чёрное. Но когда она на комсомольском собрании отчитывала очередного прогульщика, ей было радостно, и душа пела и летела. Мухина всегда выискивала недостатки в работе других и, найдя их, получала от этого моральное удовлетворение. Естественно, и в училище она была комсоргом и старостой группы. Кто мог еще лучше, чем она, изобличать
пережитки буржуазного прошлого и указывать путь к светлому будущему?

Пчелинцева Наталья слыла тихой, застенчивой девушкой из крестьянской семьи. В школе она не добилась каких- либо серьёзных результатов. Занималась выращиванием цветов в классе. Однажды тётя, которая работала на ферме, попросила Наталью подоить коров. Тётя на дойку опоздала, Наташа одна подоила на ферме пятьдесят коров! Не испугалась трудностей. Доярке было всего двенадцать лет. Во всём Наташа старалась увидеть только хорошее, как будто для неё не существовало пьянство отца, крестьянская бедность. Страстью Наталии была музыка. Она пела с раннего детства. Если бы девочка жила в городе и родители отдали её в музыкальную школу, тогда бы состоялась замечательная певица. Всегда Наташа считала, что есть судьба, и всё пусть идёт так, как идёт. Но нельзя было назвать её фаталисткой, она старалась делать всё возможное, чтобы изменить свою жизнь и жизнь других к лучшему. Часто Наталья попадала впросак, ведь поступала вопреки взглядам большинства, причём это делала не назло, а просто добросовестно выполняла свою работу. Стремилась всегда оставаться честной с самой собой, а это одна из сложнейших задач жизни! Жила по внутренней совести, а не по совести, созданной обществом. Часто совесть общества противоречила совести, живущей внутри её, и Наталья слушала голос внутренний. Лучше вообще не говорить, чем говорить неправду, считала она. Никогда не выслуживаться перед людьми, стоящими выше по служебной лестнице, - так давно решила давно для себя Наталья. Было, конечно, и у неё множество недостатков, но на фоне достоинств они как-то терялись. Наташа ко всем относилась ровно, со всеми дружила, никого не выделяя. Ввела для себя квалификацию сознания людей: сначала человек делает себе плохо и другим, считая, что себе делает хорошо. Затем делает плохо только себе. Потом ничего плохого никому не делает. Дальше делает только хорошо себе. И последнее, делает хорошо себе и людям.

На первом курсе перед занятиями началась практика студентов в колхозе. Практика проходила на колхозной ферме. Ферма представляла собой четырёхугольное здание, с пристройками для въезда тракторов и другой сельхозтехники. Наташу и Елену определили помогать дояркам. Работа специфическая и для человека, не знакомого с ней, сложная. Коровы были привязаны к стойлам, рядом находилась поилка для воды. Необходимо было распределить корм животному, помыть вымя корове, убрать от неё экскременты. Пол, на котором стояла корова, был набран из обрезной дюймовой доски. Доски были старые, наполовину прогнившие. Инструмент для очистки экскрементов представлял собой палку, к которой ржавыми гвоздями прибита доска. Получался скребок. Этим скребком чистишь пол и гонишь всё коровье "добро" до транспортёра, который проходил по периметру скотного двора. Транспортёр состоял и твёрдой резины, к которой крепились болтами ограждения. Транспортёр двигался, забирал навоз и в конце перекидывал набранное содержимое в другой транспортёр. Второй транспортёр уже перекидывал всё в телегу. В начале здания стоял рубильник, который включал транспортёр. Ну, у нас в реальности как всё состоит? То телеги нет, то транспортёр сломан, то электричество не подали. На фермах стоял стойкий запах. Доярки его не замечали и свыклись с ним.

Такая вот интересная предоставлялась практика студентам первого курса. Наталья сразу полюбила животных. Какие у них были замечательные имена, просто песня! Белочка, Зорька, Белоножка, Росинка, Орешка, Галка. В центре комплекса находилось небольшое помещение. Оно отапливалось инфракрасными керамическими лампами. В нём жили телята. Они были такие маленькие, что их из детских бутылочек телятницы молоком выкармливали. Телята были с мягкими, мокрыми, нежнейшими носиками, которые так и хотелось потрогать, обнять и погладить. Наташа сразу стала не только доить коров, ухаживать за ними, но находила время и на возню с телятами. Каждая коровка имела свой характер, свой нрав. Ничего не бывает случайного в
жизни. Наташу отдали в помощь самой доброй, трудолюбивой доярке, которая являлась передовиком производства, у неё были самые большие надои молока на корову. Доярка была лучшей по профессии не только на ферме, но и во всём районе.

Елена с первого дня практики закатила скандал, выясняя, что это за такая отсталая ферма? Почему не работает транспортёр? Необходимо лишить зарплаты электрика и ремонтника! Убирать навоз категорически отказалась. Как можно таким скребком и в таких условиях работать? Стала писать в обком и горком об ужасных условиях. Елена предлагала уволить всех тунеядцев и бездельников, а ферму закрыть, пока не будут созданы человеческие условия для работы! Так случилось, что Елену распределили работать к доярке, которая часто запивала, была самой отстающей в социалистическом соревновании. Однажды, когда доярка не вышла на работу, Елене пришлось самой подключать доильный аппарат к корове. Естественно, Мухина не смогла справиться, сначала забыла обмыть соски животному, затем, когда включили двигатель, уронила доильный аппарат в навозную жижу. Доильный аппарат засосал небольшую часть навоза. После этого случая Елену перестали допускать к животным. Целую смену она сидела в красном уголке и жалела доярок, очень редко выходила и гладила коров. Проводила по вторникам политинформацию о международном положении. Здесь она была на своей волне. Елена настояла, чтобы её наградили грамотой за добросовестный труд и написали благодарственное письмо в педагогическое училище. Наталья осталась без грамот и поощрений.
Вторая практика для студенток проводилась в детском саду. Дети сразу полюбили Наталью, она была открытая, искренняя. Не разбирала, какие у ребёнка родители и какое у него поведение. Елена сразу заявила, чтобы ей предоставили только тихих, скромных детей, у которых родители интеллигентные, с другими она работать отказывается. Но оказалась, что даже с такими детьми Мухина не смогла работать. Они не всё понимали, что она им говорила. Закончилась практика тем, что Елена обвинила во всём неправильный детский сад.
По окончании училища Наталья пошла работать в школу. Мухину направили в отдел городского народного образования. Наталья отработала много лет в школе, не имея никаких званий. Когда она ушла на пенсию, ей был присвоен всего девятый педагогический разряд, а выучила Наталья несколько десятков учеников.
Мухина сначала была методистом, затем начальником городского отдела народного образования. Успела побыть депутатом городской думы. Стала отличником народного образования и заслуженным учителем.

Совсем недавно встретил постаревшую Елену. Она на пенсии, ругает время. Участвует в каких-то митингах.
- Зря мы работали, кого мы вырастили? Всю душу и время я отдала работе, а они что творят?- обижается она. Кто они, думал я, наверное, нынешнее поколение.
- Как дети твои?- спросил я.
- Какие дети? Дочка забыла меня. Ей бизнес, деньги подавай. Юристом работает. Куда смотрит государство? Надо на дочь в суд поддавать, чтобы обо мне заботилась,- отвечала Елена.
- А муж как?
- Муж? Разве есть сейчас настоящие мужики? Вывелись все. Бросила его.
- Работаешь?
- Какая работа! Интриги, уволили. Современная молодёжь работать не умеет. Вот наше поколение умело.
- Май, скоро на дачу поедешь высаживать растения?- спросил я.
- Ты смеёшься, высаживать растения? Дачу дочка оккупировала, не прорвёшься! Я её растила, всё время на работе, деньги зарабатывала для неё, и нет благодарности матери, - отвечала Елена.
- Счастливо тебе! - сказал я.
- Какое счастье, время- то какое сложное,- ответила она на прощание.

Два дня назад мельком видел Наталью: ехала она, счастливая, с внуками на дачу высаживать растения. У неё муж, трое детей, пока двое внуков. Вся в делах и заботах. Поговорить времени не хватило.

Каждый выбирает свой путь. Генерирует те или иные частоты сознания. В зависимости от сознания человека к нему притягиваются окружающие с соответствующим его уровнем сознания. Человек больше видит в других те качества, которых в себе
больше.
Стремись видеть хорошее, тогда черты сознания мухи тебе нестрашны.Старайся делать добро людям и тогда для себя  сделаешь главное в жизни.

Зиновьев Василий Владимирович 18.04.2017.