Социализм как система. Введение, ч. 1

Юный Ленинец
СОЦИАЛИЗМ КАК СИСТЕМА или ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ "СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ПАРАДОКСОВ"

2. ВВЕДЕНИЕ

Предмет данного исследования – социализм, понимаемый как общество, в котором неуклонно и повсеместно соблюдается известный принцип «от каждого – по способностям, каждому – по труду». Цель исследования – показать, что нет видимых обстоятельств, "запрещающих" устойчивое функционирование такого общества как СИСТЕМЫ, т.е. как «единства взаимодействующих элементов» (proza.ru/2015/11/16/1121 ). Уже отсюда ясно, что социализм, о котором здесь будет идти речь, во всяком случае, не тождествен тому «реальному социализму», который имел место в СССР. Скажем больше: выявление и системный анализ конкретных различий между тем и другим как раз и составляют основное содержание данного исследования. Но прежде надо разобраться с более общим вопросом: чем отличается социализм от предыдущих общественных систем, и в особенности – от капитализма? Выяснить этот вопрос мы и попробуем во введении.

2.1 ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА 

Распространяя понятие системы на общество, мы тем самым признаём, что обществу присущи определенные отличительные признаки, общие для ВСЕХ материальных систем (именно для МАТЕРИАЛЬНЫХ, поскольку существуют и нематериальные системы; например, научные теории). Возьмем, к примеру, такую простейшую естественную систему как кристалл. Атомы, из которых он состоит, своим симметричным взаимным расположением, обусловленным их взаимодействием друг с другом, создают определенную кристаллическую СТРУКТУРУ, зависящую как от свойств атомов (точнее, от характера химических связей между ними), так и от свойств окружающей кристалл среды. При этом кристалл, как любая термодинамическая система, при взаимодействии с окружающей средой обнаруживает "стремление к самосохранению", выражаемое т.н. принципом Ле Шателье-Брауна: внешнее воздействие, выводящее систему из состояния термодинамического равновесия, вызывает в системе процессы, стремящиеся ослабить эффект внешнего воздействия. Так, плавление кристалла под воздействием высокой температуры окружающей среды сопровождается поглощением тепла, замедляющим процесс плавления.

Сравнивая теперь человеческое общество с кристаллом, легко понять, что, в рамках системного подхода, люди в обществе "аналогичны" атомам в кристалле, а ОТНОШЕНИЯ между людьми "аналогичны" химическим связям между атомами. Причем характер отношений между людьми так же определяет структуру общества, как характер химических связей между атомами – структуру кристалла. Однако между человеческим обществом и кристаллом есть принципиальное различие, обусловленное тем, что стремление атомов к "покою" в минимуме потенциальной энергии – слишком грубый "аналог" присущего людям, по выражению М. Рожина, «стремления к счастью» (proza.ru/2015/11/17/1279). Более "приземленно", но и более точно, по мнению автора данной работы, это специфическое свойство людей можно назвать стремлением к МАКСИМАЛЬНОЙ ЛИЧНОЙ СВОБОДЕ, понимаемой как возможность СВОБОДНОГО ВЫБОРА из МАКСИМАЛЬНО РАЗНООБРАЗНОГО "меню" доступных альтернатив. Причем выбора не только в сфере выполнения людьми своих общественных функций (например, стремление к большей свободе выбора и смены профессии), но и в быту, т.е. стремление к большему разнообразию доступных способов использования свободного от работы или учебы времени.

Техническую же возможность постепенного увеличения степени личной свободы "атомов" человеческого общества создает НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (НТП), у которого в нашем примере с кристаллом вообще нет никакого прямого "аналога". Дело в том, что НТП "ответствен" за создание людьми не имеющей аналогов в природе ИСКУССТВЕННОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, которая включает в себя рукотворные средства увеличения личной свободы членов общества (предметы и средства потребления), средства производства этих средств и самих средств производства, а также отходы их производства. Под воздействием этой непрерывно изменяющейся искусственной окружающей среды постепенно изменяется, в свою очередь, и структура "погруженного" в нее общества. Вследствие этого человеческому обществу, в отличие от "общества" атомов в кристалле, свойственно (или, по крайней мере, БЫЛО свойственно до недавнего времени) САМОРАЗВИТИЕ, направление которого определяется всё тем же стремлением людей к максимальной личной свободе.   

Отсюда, казалось бы, сам собой вытекает известный марксистский «закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил», который, с учетом вышесказанного, можно сформулировать так:

БОЛЬШИНСТВО ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА ТЯГОТЕЕТ К ТАКОЙ ЕГО СТРУКТУРЕ, КОТОРАЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНУЮ НА ДАННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МОМЕНТ СУММУ ИХ ЛИЧНЫХ СВОБОД.

При этом, однако, по отношению к структуре общества остается справедливым некий аналог принципа Ле Шателье-Брауна: созданная ранее структура общества "инстинктивно" сопротивляется назревшим переменам, что и порождает, по Марксу, конфликт «между производительными силами [искусственной окружающей средой] и производственными отношениями [структурой общества]». Но рано или поздно отжившая структура не выдерживает нарастающего давления на нее искусственной среды, и происходит СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, в ходе которой структура общества подвергается глубокой перестройке подобно тому, как графит под высоким давлением превращается в алмаз. 

Продолжая аналогию с кристаллом, СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ революцию по Марксу можно представить как переход вещества из кристаллического в качественно иное состояние, которое физики называют плазмой. При переходе в это состоянии химические связи, не выдерживая натиска внешней среды, "ломаются", и вещество превращается в БЕССТРУКТУРНУЮ смесь свободных ионов и электронов. Как ни странно, столь далекая аналогия довольно точно отражает представления Маркса и Энгельса об ОДНОРОДНОМ, не разделенном на профессиональные группы обществе будущего,

«…когда не будет ни тачечников, ни архитекторов по профессии и когда человек, который в течение получаса давал указания как архитектор, будет затем в течение некоторого времени толкать тачку, пока не явится опять необходимость в его деятельности как архитектора» (Энгельс, «Анти-Дюринг»).

Но возможен и другой, менее "радикальный", в определенном смысле, взгляд на социализм, который и станет в дальнейшем предметом более подробного обсуждения.