Дом - крепость

Вадим Светашов
                Дом – крепость

                Как-то я писал, что очень хотел найти гнездовое дупло чёрного дятла – желны. Но почему-то это никак не получалось. Я много раз встречал этих птиц во время своих лесных походов, наблюдал за их жизнью, видел следы их деятельности, слушал своеобразное весеннее токование, присутствовал на их брачных играх, находил старые и свежие дупла, но никогда не наблюдал за их семейной жизнью. Я знал, что чёрные дятлы ведут одиночный образ жизни большую часть года и семью создают лишь на гнездовой период. Повторная встреча бывших партнёров и образование семейной пары всего лишь случайность.
                И вот однажды, точно определив границы будущего гнездового участка одной такой пары, твёрдо решил забросить все дела и заняться поисками. Ещё с конца марта наблюдал за их брачными играми, а в начале апреля начал методично обследовать участок. Определённо зная, что дупло желна долбит долго: две – две с половиной недели, причём затрачивает на эту работу большую часть светового дня, я был уверен в положительных результатах поисков. И действительно, уже во второй выход мне повезло. День был тёплый, с переменной облачностью и лёгким ветерком. В старом же ельнике пасмурно и тихо, лишь изредка слышались голоса синиц или поползня. Мокрый снег сплошной, но уже неглубокий. Пробираться в болотных сапогах через бесконечные выворотки явно не подарок.               
                Сначала услышал глухой стук, пошёл на него. Звук становился всё отчётливее и, наконец, стал раздаваться где-то высоко над головой. Пригляделся. Сверху упала щепка, вторая, посыпалась труха. Да вот же он, дятел! Спокойно сидит на толстой ветви осины, только поза не характерная – будто ворона сидит или голубь. Из-за ствола осины чуть пониже сидящей птицы вылетела и упала на снег длинная щепка. Раздалось несколько глухих ударов и выпала ещё одна щепка. Но желна-то неподвижно сидела на сучке?! Я медленно-медленно сделал несколько шагов вправо, в обход осины и теперь стало ясно, в чём дело. Несколько ниже того сучка, на котором сидела желна, на месте сгнившего и отпавшего сучка виднелось свежевыдолбленное отверстие прямоугольной формы, размерами примерно два на три спичечных коробка. Дупло походило на амбразуру древней крепости. А ведь действительно дом – крепость. Зная достоинства клюва желны ни один хищник не отважится забраться в него в присутствии хозяина, даже такой злобный и решительный как куница… Из отверстия высунулась голова дятла с длинной белой щепкой в клюве. Клюв раскрылся и щепка полетела вниз. Чёрная голова с красной шапкой скрылась обратно. Значит, это и было строящееся дупло, и выдалбливал его самец, а самка (у неё только на затылке небольшое красное пятно) то ли сторожила, то ли наблюдала за работой. Мешать я им не стал и тихо ретировался.
                Довольный, что всё-таки удалось разыскать дупло чёрных дятлов, я шёл и размышлял, как быть дальше. Дупло располагалось в голом стволе осины на  высоте 8-9 метров, значит залезть до него я не смогу. Поэтому, чтобы узнать, загнездились ли они в нём, надо ждать появления птенцов. А это: первое – дней пять на достройку дупла; второе – время пока самка отложит 3—5 матово-белых яиц; 16-18 дней на насиживание кладки. Хотя нет, время на откладку яиц засчитывать не надо, так как самка, не в пример многим другим птицам, начинает насиживание с откладкой первого яйца. Итого получается; для того, чтобы услышать писк голодных птенцов, надо подойти не ранее, чем через 25 дней, то есть в первых числах мая.
                Намеченное время подошло незаметно, и я снова хлюпаю по раскисшей земле, усыпанной слоем мокрых, преющих листьев, по лужицам  талой воды и множеству ручейков, которые доживают последние дни. В ельнике лёгкий туман, воздух наполнен влагой. Не доходя до осины с дуплом, слышу неумолчный писк птенцов, требующих очередную порцию корма, но родителей не видно. Обычно птенцы других видов птиц себя так не ведут: пока не подлетит взрослая птица с кормом, они сидят молча и когда родитель, покормив улетает, они моментально замолкают. А эти… Замечаю, что самка подлетает с кормом чаще, чем самец, причём приносит какой-то желтоватый ком, ныряет в дупло, быстро вылетает и летит каждый раз в сторону опушки. Видимо добывает корм поблизости. Решил проверить. Уже метров через тридцать вижу, как желна слетает к комлю берёзы. Под берёзой большой муравейник. Обхожу. В двух местах стенка муравейника разворочена. В одном чернеется дыра, в другом чернеется хвост дятла. Вот желна выползает хвостом вперёд, отряхивается и улетает в сторону дупла. В клюве комок муравьиных коконов.
                В следующий раз я посетил знакомое дупло в середине мая. Из него слышался уже не писк, а недовольные крики. Подлетел самец, держащий в клюве две крупных белых личинки то ли златки, то ли усача. Ему уже не было необходимости забираться в дупло для кормления потомства: из летка высовывались четыре черных головы с широко разинутыми клювами. Дятел прицепился к стволу рядом с дуплом, сунул обе личинки в один жадный клюв и улетел. Я считал, что птенец получивший порцию корма, скроется в дупле, но не тут-то было. Едва проглотив пищу, он снова разинул клюв и из горла раздался голодный крик. Ну и обжористые чада – подумал я – Как же достаётся бедным родителям, а ведь ещё и самим питаться надо.
                Ещё через неделю я вновь был у гнезда чёрных дятлов. Из дупла торчали только  три орущих головы. Может они затоптали младшенького – подумал я – а может просто уже не умещаются вчетвером. Ответ не заставил себя ждать. Прилетел папаша с полным клювом извивающихся белых личинок и всех затолкал в один прожорливый рот. Клюв птенца закрылся,  голова скрылась в дупле, а на её месте тут же появилась другая. На следующей неделе у меня была работа в той стороне, и я сделал небольшой крюк, чтобы посмотреть на знакомое дупло. Конечно, оно было уже пустое, но какого было моё удивление, когда услышал характерный крик голодного птенца. Я быстро обнаружил  крикуна.  Он сидел наверху высокого пенька и изредка хрипло вскрикивал. Из-за ёлки вылетел взрослый дятел, сел рядом, что-то засунул в раскрытый клюв, но не улетел. Птенец-слёток  молчал. Они сидели рядом, две чёрных птицы одного размера, но разных поколений.

                В.Светашов.