О языках хаттов и скифов-хатов Птолемея

Темиргали Изъящев
Привожу цитату из своей книги:
"Вернёмся к хеттам. Сочетание “наследник престола” в хеттском (хаттском) звучало как “takkiha-l tabarna”, что означает:
ТАКтрон + (Е)КIдва + ХАЛ(К)народ + ТАБ(У)родить /ср. БАЛА ТАБУ родить ребёнка/ + АРНА(У)предназначать, т.е. “трон двух народов, предназначенный по рождению”. /Ср. цитату из сообщения Менандра Протектора, о местонахождении ставки тюркского кагана Дизабула - “... их (т.е. византийских послов - Т.И.) повели туда, где был хаган к горе Эктаг” [с.17, Прошлое Казахстана]. ЭКТАГ букв. “две горы”, “два трона”/.
Считаю, что хеттское “h” звучало как хурритское - “ph”. При таком звучании возможно чтение ПАЛА(Н)леопард и ХАЛА/турецко-балк./змея, что восходит к древностям Чатал-Хююка и Хаджилара. Такое озвучание подтверждается переносным смыслом слова “престол” как “львиное место”. /Ср. “Ларец покоился на двух львах, которые, по мнению Ю.А. Рапопорта, могли быть ножками трона” - об обряде поклонения пеплу предков в Хорезме в первой половине I тыс. н.э. [с.108, Брыкина, 1982], а также трон Реформатора Египта - Эхнатона/.
Становится понятным также титул женщины-царицы в хеттском (хаттском) - “kattah”. Концовка этого титула при моём озвучании - “aph” тогда читается как АПА Х(АЛК) или “мать народа”. На мой взгляд, правильность такого построения подтверждается титулами пары верховных жрецов, возможно являвшимися духовными двойниками царя и царицы: “...Жезлоносец снова выходит наружу, идёт впереди “чистого жреца, господина Хатти и божественной матери Халки”... [с.138, Герни, 1987].
Замечательными, на мой взгляд, являются два факта:
1. То, что хеттское имя Хаттусили встречается позже в форме Хантуцили. Выходит, что царский титул ХАТТЕ мог звучать и как ХАН(ТЕ), т.е. с прямым значением “хан” в тюркских языках. Ср. также имя лидийского царя - Мирсил=Кандавл.
2. Характерная особенность звучания имени мифического правителя Лабарны, от которого хеттские правители по традиции носили тронное имя Табарна, имеет интересную параллель с о. Крит в сравнении с названием священного критского топора ЛАБРИС=ТАВРИС.

Цитата: “Предполагается, что и м я “Лапарнас” и т и т у л “тапарнас” восходят к одному и тому же слову хаттского языка, где был особый звук типа тл” [примечание на с.129, Бонгард-Левин, 1988]. /Ср. наличие в древнепсковском диалекте сочетания дл, тл [с.58. Восточные славяне в VI-ХIIIвв. Археология СССР, 1982]/.
Если это предположение верно, то ТЛ можно представить как ТУЁЛ/алт./племя, ТIЛязык, а АПАРНАС передаёт этноним апарнов - племенного объединения даев, живших восточнее Каспия [стр.483 Страбон] /ср. даки и геты во Фракии и даи (дай-дахи) и массагеты у Каспия, дадики в верховьях Инда/.
Сравнение критского ТАВРИС=ЛАБРИС выявляет племенное имя аваров (ТЛ АВРИС), которое заключает АБР/узб./облако, туча = БYЛТ/каз./облако, туча = БАЛТАтопор.
ТЛ АПАРНАС отличается от ТЛ АВРИС окончанием НАС, что может означать НЭСIЛпотомки. Если это предположение верно, то НЕСИТЫ (хетты) могли хотя бы по традиции возводить свой царский род к АВАРАМ, а т.к. комплексное имя ТЛ АПАРНАС досталось хеттам от хаттов, то ХАТТЫ, вероятней всего, также были АВАРАМИ.
Но у критян под ТЛ АВРИС подразумевается лунный топор (секира). Следовательно, слова на конс.ТЛ должны, вероятно, соответствовать слову АЙлуна. Выходит, у критян могло быть “лунное” племя, имевшее “раздвоенный” (лунный) язык (АЙ=ТIЛ) - “язык змей?”, почитавшее, кроме усечённой луны, также полную луну (ТОЛЫ=АЙ), море (ДАЛАЙ) и пасмурное небо (ТАЛАЙдовольно много + ОБЛАКО). /Хетты почитали Бога Грозы. По письменным источникам известно о существовании в прошлом царей из рода АТТАЛА. Ср. с АЙ ТIЛ и именем гуннского царя Атиллы. Цари из рода Аттала делились на сирийских, пафлагонских, каппадокийских и египетских, т.е. на четыре гегемонии (ср. с четырьмя гегемониями тюрков)/.

БYЛЫНFЫРпасмурное + НЕБО созвучно (ПАЛАНлеопард + КIРУвходить) + НЕБО. Ср. изображение на “оленном камне” из Баин-Дзурх в Монголии, где с верхнего (настоящего) неба, как бы, входит (спускается) леопард на плывущих к нему навстречу оленей-тучи [с.147, Деревянко, Нацагдорж, 1987].
В Малии на Крите имеется изображение леопарда на привязи. БАЙЛАУ привязать + ПАЛАН созвучно БАЛА ПАЛАН “ребёнок леопарда”, что в переносном смысле может пониматься как название народа - “дети леопарда”. Ср. древности Чатал-Хююка и идентичный эпитет древнейшего народа Америки - ольмеков.
На раннеханьском (китайском) изображении из Маваньдуя изображены леопарды, поднимающиеся по вертикальным каменным стелам в небо и одновременно, как бы возлежащие на них и смотрящие вниз на землю [с.258, Крюков, Переломов, Сафронов, Чебоксаров, 1983]. Здесь же имеются изображения усечённой луны и, то ли полной луны, то ли солнца. Текстом поясняется [там же...], что здесь изображены серп луны и солнце, т.к. по конфуцианскому поверью “на солнце есть трёхногая птица, на луне есть заяц и лягушка”. На картине действительно есть изображения лягушки и зайца (зайце-козла?) над лунным серпом и двуногого ворона на полном круге.
КYЗFЫН ворон cозвучно KYСптица + КYНсолнце.
Монгольское ТУУЛАЙзаяц;заяц-беляк созвучно конс.ТЛ+АЙ(полная луна). Казахское ТАЛАН счастье; удача может переходить в ТАЛАЙ (т.к. Н=Й) и подразумевать БАК удача; счастье, а также БАКА лягушка.
Заяц-беляк можно представить как АК КОЯН, что созвучно АК КИОН - этнониму “белых гуннов”.
Но “теле” - одно из названий эфталитов (белых гунов). Ср. “...термин “теле” сохранился до сего времени в ряде родоплеменных самоназваний тувинцев, алтайцев (напр. телек, теленгит, телеут, телес). В летописях теле названы прямыми потомками хуннов, а их язык признаётся сходным с хуннским, хотя и с небольшой разницей. Иногда теле именуются отдельным племенем хуннов” [Потапов Л.П. Народы Южной Сибири в VI-VIIIвв. - В кн. Материалы по древней истории Сибири. Улан-Удэ, 1964, с.337].
Ещё цитата: “...тюрки, объединившись с персидским царём Хосровом Ношеруаном, покорили ханство афталитов или тилу подле Мавераннахра” [с.30, Родословная, Шакерим, 1990].
В последней цитате говорится, что у племени тилу было своё ханство. Хан этого государства мог носить титульное имя ХАНТИЛУ. Махмуд Кашгарский говорил о языке ханов /ср. ХАНТИЛИ - “язык хана”/ как о самом прекрасном, чистом и звонком языке. Ср. также ХАНТИЛИ и ХАТТИЛИ (язык хаттов) и переход ХАТТЕ в ХАНТЕ (см. выше). /Любопытно сравнение хантили в виде конс. анаграммы ТЛКН с этнонимом долганов (ветвь якутов), а также с ТОЛКЫН "волна". Волновой орнамент - характерная особенность хуннской керамики [с.137-138, Керамика, как исторический источник, 1989]. Само слово ХАНТИЛИ может заключать К-АНТ-ИЛЬ “древних антов страна (народ)”
 
Подводя черту под выше приведённым отрывком, скажу: Мои исследования свидетельствуют, что хатты, как и хетты хранили древние тюркские верования, что доказывает происхождение, как хеттов, так и хаттов от тюрков. Кто произошёл от хаттов меня интересует мало... Я, например, считаю хаттов отдельной ветвью, не связанной, ни с абхазо-абазинской, ни с западно-кавказской (адыгской) ветвью. Единственно, с чем я вполне могу согласиться, с версией, "что все современные северокавказские языки автохтонных народов, а также родственные хаттские и хуррито-урартские языки происходят от единого праязыка". Время, когда существовал этот язык учёные определяют в 7000 лет назад. Я считаю, что он был создан после потопа в акватории Чёрного моря. Катастрофа произошла в 5508 г. до н.э. С этой же даты начинается отсчёт истории древних русов. На сегодняшний момент с этой даты прошло 7525 лет.

Что касается "древних антов" или хантов (скифов-хатов Птолемея) и их языка (не путать с хаттами), я считаю, что на монетах города Пантикапея, прочитывается не только ПАНТИ (ПАНТ), но и ГАНТИ (ГАНТ). Если это действительно так, то, вполне возможно, что мне удастся "возродить" этот ханский язык. Но это тема совсем для другого поста...