Опасности коммунального мышления

Вадим Чернов 2
        Стремление человека к свободе – естественное стремление. Оно заложено в него на инстинктивном уровне – как у зверя. Но в сравнении с инстинктом зверя, человеческие инстинкты проигрывают, ибо человек ПОЗВОЛЯЕТ разуму вмешиваться в свои инстинктивные реакции – а движения человеческого разума непредсказуемы. Парадоксально, но факт: наша цивилизация потратила тысячелетия, чтобы осмысленно найти источники свободы, но так и не достигла своей цели. Последние достижения человека в этой области – преклонение перед институтами демократии и либерализма, которые ни на йоту не приблизили его к вожделенной цели. Напротив, они  ещё более удалили его от неё. Демократия и, особенно, либерализм используются сейчас как основные опоры процесса глобализации. А глобализм, это неизведанное и весьма спорное – в плане полезности для нашего мира – социальное явление. Этакое НЕЧТО, одновременно надевшее на голову цилиндр, шляпу, шапку-ушанку, чалму, колпак и Бог его знает, что ещё. Одно лишь очевидно – новый социальный эксперимент превратил наш мир в планетарную коммунальную квартиру, в которой от свободы остаётся только внешняя оболочка. Сама же суть свободы извращается и выхолащивается до основания. От НОВОЙ свободы веет неприятным сквозняком.


        Не знаю, как кому, а лично мне осточертели экспериментаторы, ставящие СВОИ опыты на МОЕЙ жизни. Современные люди имеют очень смутное представление о существовании в коммунальной квартире – а жаль. Впрочем, наличие антиглобалистов говорит о том, что у части населения планеты сохранились ЗДОРОВЫЕ инстинкты, не позволяющие БОЛЬНОМУ разуму возобладать над собой. И не важно, что эти люди НЕ ОСОЗНАЮТ истинной причины своего протеста; важно, что они ЧУЮТ опасность, исходящую от новомодных идей, не прошедших испытания жизнью. Глобальная либеральная демократия, это ведь не просто современная мировая коммуналка, это УНИФИЦИРОВАННОЕ КРЕПОСТНОЕ ПРАВО, модернизированное в соответствии с требованиями времени. Не следует легкомысленно отмахиваться от этого определения, считая его безосновательным, – закрепощение человека принимает различные, порою, очень удивительные формы, многие из которых, внешне не имеют характерных отличительных свойств.


Если внимательно присмотреться к окружающей нас действительности, то коммунальное мышление проявляется на всех уровнях современного общества. Главный отличительный признак такого мышления – беспардонное вмешательство в дела соседей; навязывание им своей точки зрения и своих правил общежития в таких сферах бытия, которые, БЕЗУСЛОВНО, являются личным пространством. Это справедливо для любых типов отношений: межличностных, внутриклассовых, межклассовых, межгосударственных и, конечно же, отношений между правительством любого государства и его населением. Причём, население далеко не всегда бывает в таких отношениях жертвой. Нередко, улично-площадные толпы самым НЕКОНСТРУКТИВНЫМ образом вмешиваются в совершенно непонятные им государственные дела, приводя тем самым свои страны в состояние коллапса – и это в лучшем случае. 


        И пусть "гражданское неповиновение" тех, кто желает манны небесной, по большей части, инспирировано ИЗВНЕ, это не может служить им оправданием – думать-то нужно собственной головой. По сути, обещанная КЕМ-ТО "манна небесная" – продукт безалаберного расходования далеко не безграничных ресурсов и ограбления своих соотечественников: ведь если где-то наблюдается чрезмерное накопление, это значит, что где-то имеет место крайняя нужда. Почему так соблазнительна фальшь мишурного блеска? Почему ПРЕСЫЩЕННОСТЬ не вызывает брезгливости, но становится самоцелью множества людей?


        Ах, эти сладкие, эти притягательные слова "демократия", "либерализм". Мало кто осознаёт, что их внутреннее содержание коренным образом отличается от того глянца, коим они покрыты снаружи. Доказательством тому, крайне разнузданная, потерявшая всякое чувство меры англосаксонская демократия, образ которой наиболее ярко представляют Соединённые Штаты Америки. Прямо скажем, – странная демократия, которую ТОШНИТ ОТ НАРОДОВ, сохраняющих своё мировоззрение; которая так НЕДЕМОКРАТИЧНО ПОПИРАЕТ восхваляемую ею же толерантность, если та проявляется не в области секса, а в области политического выбора; СОПРОТИВЛЯЮЩАЯСЯ ВСЕМУ, что не укладывается в рамки её догм. А ведь это очень яркий пример "коммунальной планеты", в которую превратился наш мир после того, как мы позволили коммунальному мышлению возобладать над мышлением коммунистическим.


        У коммунистического учения, вне всякого сомнения, хватало и хватает слабых сторон, но мы, отказавшись от его доводки и шлифовки, не поднялись, как того ожидали, на ступеньку выше: напротив – развернувшись в противоположную сторону, мы опустились на несколько ступеней вниз. Метания из стороны в сторону, это явный признак НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, но, почему-то, ОЧЕВИДНОЕ не бросается в глаза. Впрочем, людям присуще, терять первоначальный запал и отпускать всё на самотёк. Никто ведь так и не обратил внимания на то, что человечество, со свойственной ему безответственностью, точно так же, давным-давно отказалось от доводки и шлифовки капиталистической системы, и теперь уже "коммуна" индивидуалистов нагло лезет в нашу жизнь изо всех щелей. А чем она лучше коммунистической коммуны? Оттого, что один фетиш сменился другим, коммунальное мышление не стало менее удушающим.


        Перечислю лишь его наиболее яркие проявления в современной жизни: коллективная ответственность; ювенальная юстиция; социальные сети, банковские карточки; система ТОТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ.  Пожалуй, следует дать краткую характеристику каждому из перечисленных пунктов, чтобы через указание на некие частности в них, сосредоточить внимание читателя на том, как через заботу о наших правах, удобствах и безопасности можно любому из нас причинить неудобство или душевную боль.


        Итак: коллективная ответственность в государственном масштабе, это когда за недостойное или преступное поведение отдельных особей, страдает или испытывает неудобства всё население страны. К примеру, из-за некоторых пассажиров, не умеющих вести себя во хмелю, НОРМАЛЬНЫЕ люди лишились возможности приятно скоротать время в длинных переездах и перелётах. Хотя более простым и логичным было бы крайне жёсткое – а где необходимо, то и жестокое – отношение к НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ нарушителям и преступникам. Полностью извести конкретных хулиганов и бандитов, естественно, НИКОГДА не удастся – ЛЮБЫЕ меры и наказания тут бессильны, – но количество дебошей и более серьёзных преступлений, совершаемых из пустой бравады, сократилось бы в РАЗЫ (причём без массовых притеснений – что, собственно, обществу и требуется). В данном контексте рассуждать о правах человека – дурной тон. Те, кто пренебрегает правами окружающих, должны собственной шкурой ощутить аналогичное отношение общества к ним самим.


        Что касается попыток внедрения в нашу жизнь ювенальной юстиции, то их следует рассматривать как тягчайшее преступление против семьи. Забота о физическом, психическом и нравственном здоровье детей со стороны "ювеналов", это особо изощрённое прикрытие безнравственных опытов по изменению ТРАДИЦИОННЫХ внутрисемейных параметров, ведущихся социально опасной организацией, которая неизвестно каким образом получила государственный статус. Это прямое покушение на НАШЕ национальное мировоззрение. Когда родителей могут ЛИШИТЬ ПРАВ НА РЕБЁНКА (считая его вещью, принадлежащей некоему аморфному "обществу") за то, что отец нещадно отодрал ремнём СВОЕГО оболтуса, назвавшего мать дурой, то, знаете ли….  Это чревато нехорошими последствиями для правительства – мягко говоря. Даже в ДЕЙСТВИТЕЛЬНО неблагополучных семьях, дети, в большинстве случаев, искренне любят своих родителей. Поэтому оказывать им помощь – буде таковая необходима – следует другими методами. Если ребёнок недоедает, необходимо помочь семье пищей; если плохо одет – одеждой. Семья – единый организм, связанный РОДСТВОМ, которое превыше всего. И как бы кому ни хотелось преобразовать её в "ячейку государства", она сама по себе – государство. Любое нарушение её маленького суверенитета – акт АГРЕССИИ. Изъятие ребёнка из семьи допустимо в ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОМ случае, когда родители СИСТЕМАТИЧЕСКИ издеваются над своим ребёнком.


        Очередным пунктом следуют социальные сети. С точки зрения здравого смысла, это абсурд,полноправно ворвавшийся в нашу жизнь, который нам ЕЩЁ ПРЕДСТОИТ ОСМЫСЛИТЬ и правильно оценить. Определённо о них можно сказать лишь одно – они промывают мозги намного эффективнее любой политической агитации и пропаганды, и потому крайне опасны для людей, не обладающих целостным характером.


        Опасность другого характера таят в себе банковские карточки. Здесь тоже не всё так однозначно. С одной стороны, это очень удобный "кошелёк". Его достоинства очевидны: потеря карточки не означает утраты суммы, которая достаточно надёжно хранится в банке; украсть с неё деньги весьма проблематично, но даже в этом случае у владельца карточки достаточно много шансов на то, что банк возместит ему сумму, уведённую с его счёта преступниками с высшим образованием. На первый взгляд, всё очень даже неплохо, но…. Ничто и никто не может избегнуть этого "но" – обратной стороны любой медали, именуемой законом противодействия, который тем или иным образом уравновешивает любое действие. При всех своих достоинствах, карточка имеет один, но СУЩЕСТВЕННЫЙ недостаток, по сравнению с пачкой банкнот в руках. Да, наличность можно потерять, её могут украсть, отобрать, в конце концов. Однако вся прелесть и НАДЁЖНОСТЬ наличности состоит в том, что между нею и её владельцем НЕТ ПОСРЕДНИКОВ. А это значит, что у заинтересованных лиц НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ оказать на него ДАВЛЕНИЕ через его же деньги.


        Стремление властей как можно скорее ввести в обыденность безналичный расчёт за всё и вся, возбуждает вполне оправданные подозрения. Иначе и быть не должно, ведь все прежние декларации благих намерений, неизменно скрывали в себе подвох.  В данном же случае, условия совершенно не позволяют правительству в достаточной мере замаскировать свою негласную цель. Само собой разумеется, что  кроме более полного контроля над денежными потоками, затрудняющими разворовывание бюджета, государство получит в свои руки мощнейший рычаг ОКОНЧАТЕЛЬНОГО закрепощения своих граждан. Перевод денежных платежей во вторые, третьи и четвёртые руки, с одновременным запрещением свободного обращения денежных знаков, мгновенно лишит людей даже тех жалких остатков самостоятельности, которую они пока ещё имеют. В самом деле, в мире, где деньги являются товарным эквивалентом, введение такой системы расчётов однозначно превратит взрослых дееспособных людей в толпу несовершеннолетних детишек, а государство в строгого родителя, который при ненадлежащем поведении, кого либо, из своих отпрысков, простой блокировкой его "карманных расходов" поставит расшалившееся чадо "на место". 
   

        И, наконец, завершающий пункт перечисления – система тотального контроля. Внедрение в обиход всё более совершенных систем гражданского шпионажа, объясняется всё той же, пресловутой безопасностью. Нас приучили к мысли, что абсолютная безопасность есть благо, однако сие утверждение исходит из ложных посылок. Поскольку безопасность многофункциональна (позволю себе так выразиться), то она может приносить и зло, и неудобства,  порою граничащие с оскорблением. Кроме того, даже ориентированная на благо, абсолютная безопасность потенциально опасна тем, что постепенно расслабляет и разнеживает человека, лишая его элементарных навыков выживания. Согласитесь, когда человек полностью перекладывает заботу о своей жизни на МЧС, полицию и прочие государственные службы, выполняющие аналогичные функции, он перестаёт быть ПОЛНОЦЕННЫМ человеком.



        Абсолютная безопасность утверждает основной принцип коммунального мышления – ваше уединение в любой момент может быть нарушено всевидящим оком или всеслышащим ухом любопытствующего стража, охраняющего всеобщий покой – это НЕХОРОШО. Однако коммунальное мышление имеет обратную связь и может извлекать кажущуюся пользу из всего нехорошего. Его встречный аргумент – "Если можно ИМ, то почему нельзя НАМ?". Это неправильная постановка вопроса. Она рождает массу нехороших реакций, которые сводят на нет все усилия общества, решить проблему БЕСКОНФЛИКТНОГО устройства человеческого мира. Вообще-то, вопрос должен звучать так – "Если нам НЕЛЬЗЯ, то почему им МОЖНО?".


        Есть о чём подумать, и простым гражданам, и государственным деятелям высокого ранга. Одно можно утверждать наверняка: вопреки всем жизнеутверждающим прогнозам, всех нас ждут большие потрясения и очень трудные времена. Это дань, которую мы время от времени платим коммунальному мышлению, которое есть не что иное, как смертельно опасный вирус. Он крайне живуч, стоек и пластичен – приживается в людях, принявших любую идеологию и социальное устройство, исповедующих любую религию. Он подвержен мутациям, видоизменяющим его форму, но не устраняющим его губительных качеств. Это сказано о последствиях заражения им: "Благими намерениями устлана дорога в ад". Мировые элиты, словно дети, заигрались в выдуманном ими мире. Это было бы смешно, если бы не было так опасно – мы ведь им тоже подыгрываем НЕ ШУТЯ. Если люди действительно хотят ВЫЖИТЬ и достичь всеобщего счастья, им необходимо отказаться от претензии думать и решать за своих соседей.