Иерусалим весенний. Часть 5

Борис Готман
   Продолжение
   
   Прежде чем мы услышим рассказ старика  "курьера", вынимавшего письма к Богу из Рассечённой колонны у входа в церковь Гроба Господня, должен извиниться перед читателем за некоторое нарушение последовательности изложения: о царице Елене собирался рассказать позже, когда будем в подземном приделе Обретения Креста.

   Но если старик собирается рассказать о какой-то принципиальной ошибке в принятой церковью легенде, хочу сначала вкратце познакомить читателя с версиями этой легенды.
 
   Первым императором, объявившим христианство равноправной, да ещё и поддерживаемой им лично религией, был Константин Великий, правивший Римской империей  с 306 по 337 год.

   Он же считается первым императором-христианином,  хотя  принял христианство только на смертном одре.

   Напомню, что перед приходом Константина к власти, Римской империей, по действовавшему в тот период закону, управлял "квартет" - совместно два августа ("старших императора") и два цезаря ("младших императора").
 
   Константин, став цезарем, через некоторое время добился военными победами над "коллегами" единовластия.
 
   Естественно,  он стремился к его укреплению и "идеологическому" обоснованию. Воспитанный первым церковным историком Евсевием Кесарийским, Константин быстро понял, что для единовластия монотеистическая религия подходит куда больше, чем традиционное римское язычество.
 
   Самой известной в то время монотеистической религией был иудаизм, с рядом ответвлений и сект, в том числе христианских. 
 
   Бывали  периоды, когда иудаизм "входил в моду", и в него переходили даже римские патриции.

   Но разгром иудейского восстания резко уменьшил популярность иудаизма в Риме, к тому же, его строгость и непримиримость не очень соответствовали характеру римлян.

   Воспитатель будущего императора Евсевий Кесарийский  хорошо разбирался в этих вопросах.
 
   Видимо, он и подсказал своему подопечному выход из положения – выделить из иудаизма христианство,  которое стало бы, с одной стороны, преемником всех авторитетных исторических, культурных и географических основ иудаизма, а, с другой стороны,  было бы отделено от последнего значимым событием, превращающим его  христианскую ветвь в новую для непосвящённых религию.
 
   Найти такое событие было легко и удобно: ещё помнили римляне вереницы крестов вдоль дорог своей Иудейской провинции, на которых они распяли десятки тысяч пленных евреев  и  иудеев, и христиан.
 
   К началу  IV  века уже были написаны и известны около десятка вариантов евангелия. Константин со своими советниками отобрали четыре из них, более или менее сходных, и император лично продиктовал изменения, которые пожелал в них внести.
 
   Варианты оппонентов, да и их самих  он отправлял туда же, куда и  его последователи - на костёр. 
 
   Под влиянием сына заинтересовалась религией и его мать Елена. Ей было за шестьдесят, когда она приняла христианство.
 
   Как мне кажется,  из-за того, что были они неофитами, в них проявилась привычка к наличию зримых и осязаемых символов власти и предметов языческих верований.
 
   Поэтому царственные  сын и мать (Константин пожаловал ей титул августы) решили дополнить таковыми и христианство, предав забвению Вторую заповедь: "Не делай себе кумира…"
 
   По просьбе сына Елена направилась в Иудею, впрочем, переименованную римлянами после иудейских войн в Палестину, с целью найти в ней следы Иисуса…
 
   Продолжение следует…
 
   На моих снимках статуи августы Елены в Иерусалиме и в Ватикане, а также изготовленная для неё порфировая гробница, которой она не воспользовалась (Музей Ватикана).