Экзамен

Лариса Майская
     Я закончила школу, выпускной вечер, счастливая и грустная пора. Наша школа находилась на Цветном бульваре, рядом с цирком, поэтому пошли гулять по центру, все девочки красивые в воздушных платьях, мальчики – в костюмах и белых рубашках, непривычно и неумело ухаживающие за девочками, рассвет на Красной площади. Все, детство закончилось, здравствуй взрослая жизнь. Все собирались поступать в Вузы, и что удивительно, все поступили, кто на дневной, кто на вечерний.
     А я? Я мечтала поступить в МГУ на филологический факультет, всегда любила литературу, перечитала всю богатую отцовскую библиотеку, мои сочинения всегда были лучшие в классе. Но, тогда после окончания Вуза надо было отработать по распределению три года, отработать там, куда направят. Мама сказала: - Поедешь училкой в тундру, чукчей русскому языку учить. При всей моей наивности и веры в светлое будущее, такая перспектива меня не устраивала, и я стала поступать в другой институт.
        Конкурс в тот год был большой, 15 человек на место, всего надо было сдать четыре вступительных экзамена, три я сдала на отлично, оставался последний – сочинение. Ну, уж сочинения всегда у меня прекрасно получались, поэтому экзамена я совершенно не боялась. Нас всех посадили в актовом зале, было три темы, я выбрала «Луч света в темном царстве», по пьесе Н. Островского «Гроза». Я не очень любила пьесы Островского, но тему знала хорошо, Моя Катерина предстала в образе свободолюбивой женщины, не захотевшей жить в неволе и полностью подчиняться мужу и его родственникам. По рядам ходили преподаватели, и смотрели, чтобы мы не списывали. Ко мне подошел строгий, и как мне тогда показалось, старый преподаватель и спросил, какую тему я пишу. Прозвенел звонок, все стали сдавать свои работы, тот же преподаватель мне сказал: - Задержитесь, не уходите сразу. Я удивилась, но  стала дожидаться его в коридоре. Вскоре он вышел и спросил: - А вы хотите узнать свою оценку сегодня? - Конечно, ответила я, не подумав. - Тогда приходите сегодня в 19 часов к памятнику Грибоедова.
     В назначенное время я подошла к памятнику, народу было много, почему-то около него любили назначать свидания, и я немного растерялась. Но преподаватель сам ко мне подошел, сказав: - Такую красивую девушку трудно не заметить, я Вас сразу узнал. Я с удивлением посмотрела на невысокого, темного с проседью в волосах мужчину и мысленно произнесла: - Но ты, же такой старый, лет 50, наверное. С позиции моих юных лет человек этого возраста казался стариком. - Вы знаете, я не успел проверить Вашу работу, предлагаю пойти ко мне домой, выпьем чаю, поговорим о литературе, я при Вас прочитаю сочинение и поставлю оценку.   - Я согласна, только я с другом. - С каким другом, где он?  - А вон он около того дерева дожидается, он меня сопровождает на все экзамены, чтобы не страшно было. Я позвала своего друга, он подошел, высокий, спортивный, крепкого телосложения. Преподаватель как-то сразу скис, засуетился, сказал, что у него сегодня много работы и ушел, а мы взялись за руки и пошли гулять по бульвару.
     Прошло три года, я успешно училась в институте, занималась спортом, своей любимой художественной гимнастикой, комсомольской работой и даже успела выйти замуж. Меня вызвала декан факультета, попросила:
- Возьми своих комсомольцев, и помогите разобрать нам архивы, все шкафы забиты. Мы с подругой разбирали шкаф, где хранились экзаменационные работы. - Смотри, наши сочинения, сказала она. Мы открыли мое сочинение и увидели на первой странице жирную, красную запятую, и оценку 4. - Да, сказала подруга, из-за этой запятой тебе снизили оценку, и ты могла бы не поступить в институт. - Да, эта запятая могла изменить мою судьбу, но, к счастью этого не случилось. - А ты знаешь, здесь по тексту эта запятая и не нужна. - Да, это - лишняя запятая, смеясь, сказала я, но теперь это не имеет никакого значения!