Великомучимученики страны

Александр Багрыч 2
Александр Багрыч
В поисках русской черной двери.
В 1998 году вышел фильм режиссера Питера Уира « Шоу Трумана» (« The Truman Show»), сценарий которого был написан Эндрю Никкол. Кинофильм был весьма оценен зрителями и собрал более $260 млн. «Шоу Трумана» получило три премии Британской академии, три премии «Золотой Глобус, и три номинации на «Оскар». Джим Керри, в главной роли, впервые выступил в новом амплуа драматического актера.  До этого Джим играл туповатых героев в кинолентах «Маска», «Эйс Вентура: Розыск домашних животных», «Эйс Вентура: Когда зовёт природа», «Тупой и ещё тупее»и т.д. После сыгранной роли в драматической и антиутопической картине,  актер приобрел еще большую популярность и снялся в кинофильмах не комедийного формата      « Человек на луне», «Вечное сияние чистого разума» и т.д.
О чем фильм? Само его название и выбор главного героя Джима Керри настраивает зрителя на киноленту, в которой ничего не может быть серьезного в сюжете. Собственно она так и воспринимается обывателем. Сюжет банален и прост.  Его содержание не ново. Еще в 70-е годы на эту тему высказался Голливуд фильмом « Теленовости». В основе сюжета « Шоу Трумана» показана судьба человека - Трумана Бёрбанка  в современном обществе. Но интрига в том, что главный герой с самого рождения является звездой шоу, но он об этом не подозревает. За ним на протяжении тридцати лет в режиме реального времени 24 часа в сутки наблюдает многомиллионная аудитория через тысячи камер. Смешно, оригинально, забавно. Надо сказать прекрасная работа операторов и художников, полное ощущение реальности благодаря творению талантливого режиссера Питера Уира. Фильм смотрится на одном дыхании, и мы верим, что происходящее вовсе не шоу, а обычная, нормальная жизнь рядового человека. Герой второго плана Эд Харрис в образе телевизионного режиссера Кристофа великолепно сыграл роль создателя этого шоу, который гениально манипулировал аудиторией лучше, чем управляют массами диктаторы, мердоки и мессии. Именно за это он и был номинирован на премию Оскар за лучшую роль второго плана.
Когда смотришь фильм, он почему-то у большинства зрителей вызывает смех. А у меня он вызвал совсем другие чувства. Чувства сожаления и обиды за то, что происходит со мной, с Россией и миром.  Мы совсем не задумываемся о том, что мы участники большого шоу, где за нами наблюдают камеры на улицах, в магазинах, где прослушивают наши телефонные разговоры, читают наши смс  сообщения и все знают о наших персональных данных, доходах и расходах и, вообще,  личной жизни. Но самое печальное, что нами так же весьма талантливо управляют, как Труманом. Нам ежеминутно, ежечасно впаривают в мозги «правильные» взгляды на те, или иные политические события, на того или иного политика и т.д. А чтобы мы совсем разучились думать о нашем житье - бытье, нам с утра до вечера показывают голливудские мыльные оперы на русский лад, которыми мы давимся, как жирными американскими гамбургерами, совсем не заботясь о своем здоровье.
Сегодня во многих странах мира, в том числе и в России, уделяется большое внимание разработке методов управления восприятием человека и общества в целом. Акцент ставится на моделирование сознания и мыслительной деятельности. Используются различные методы манипулирования обществом. Человеку внушают то, что на первый взгляд противоречит его убеждениям, но внушения строят таким образом, что его действия и мысли становятся для него абсолютно правильными и оправданными.
Наше российское общество под воздействием различных методов управления восприятием кремлевских режиссеров и государственного ТВ превратило нас в труманов, которые об этом не задумываются, а если и задумываются, то не стремятся найти свою черную дверь, как герой фильма. Мы становимся равнодушными, послушными марионетками в руках государства и СМИ. Наше пространство постепенно становится маркой, как в фильме. Мир разлаживается на предметы, симуляторы, образы, шаблоны. Западноевропейские бренды, отлично скопированные КНР и запущенные на российский рынок типа «Addidos», «Nokla» стали для нас эталоном. Образ жизни, которому мы подражаем, на самом деле тоже является дешевой копией.
Сегодня мы становимся похожими на американцев. То, что они проходили за 200 лет, мы проходим за 20. Но наш путь настолько уродлив и убог, что вызывает смех и раздражение на Западе: как мы поступаем, что покупаем, что едим, что смотрим. И уже нам становится не смешно. Этим самым мы разрушаем национальные традиции, вечные ценности, духовность. Русский народ становится частью потребительского общества. Он начинает строить свои отношения на принципах рационализма, индивидуализма, либерализма, но в такой уродливой форме, что иногда становится стыдно за свою страну.
Фильм « Шоу Трумана» очень актуален для России, и нам всем надо задуматься, что с нами сегодня происходит. Отличить прогресс от явного регресса, уродства.  Критически взглянуть на себя и всем российским обществом найти свою черную дверь и войти в нее.