Влияние глобализации на традиционный образ жизни

Татьяна Герасименко
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ТРАДИЦИОННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (на примере Непала и Бутана) // Разнообразие как фактор и условие территориального развития. Сборник статей. Часть I. Главы 1–3. — М., Эслан, 2014 г. - С. 225-231

Фото автора:  Верхний Мустанг, 2013 г.



Любое разнообразие (природное, экономическое, этнокультурное, социальное и т.п.), несомненно, надо рассматривать как ресурс для развития мира, конкретной территории, общества в целом и отдельных общностей. Это утверждение хорошо иллюстрирует пример замкнутых обществ, которые исчерпали внутренние резервы и ресурсы для развития (а точнее для выживания) в условиях (само)изоляциии вынуждены открыть свои границы. Разнообразие, специфика и даже экзотика позволяют в какой-то мере избежать «догоняющего развития», стимулирующего «уничтожение местных особенностей» [4] и при определенных условиях включаться в территориальное (географическое) разделение труда с особой специализацией, до определённых пределов сохраняя свою специфику и «автономное развитие». Весьма показателен пример двух гималайских стран, которые долгое время оставались закрытыми практически для всего мира. Непал и Бутан, относившиеся к типу наименее развитых стран, на протяжении веков в силу историко-географической специфики и политической воли руководителей этих государств были изолированы вплоть до второй половины XX в. Они развивались очень медленно. Можно говорить лишь о некоторой историко-географической динамике (по А.Г. Исаченко [2]); эволюционные (необратимые) изменения отсутствовали в течение многих веков. Этому способствовала изоляция и жесткая регламентация образа жизни, осложненного суровыми природными условиями и ограниченностью ресурсов. В Бутане, а также Верхнем и Нижнем Мустанге постройки VII в. отличаются от современных лишь большей изношенностью. Столетиями сохранялась религия, традиционная одежда, кухня, быт, орудия труда, занятия населения, архитектура. Традиционная, доиндустриальная экономика этих стран испытывала стагнацию и даже кризис. Низкий уровень жизни, традиционное природопользование в суровых условиях, не позволявшее обеспечить население продовольствием и предметами первой необходимости, могли привести не только к социальным взрывам, но и к вымиранию населения и сделали открытие границ неизбежным. Непал открыл свои границы после 1953, Бутан несколько позже — с 1974 г. Территория с особым статусом в составе Непала, непальская часть Тибета — Верхний Мустанг вступила на тот же путь еще позже, в 1992 г. До настоящего времени, как и Бутан, Верхний Мустанг имеет особый режим для посещения иностранцами. На эти территории можно въехать (войти) лишь по особому разрешению —пермиту в составе туристических групп или индивидуально, либо по специальной договоренности для работы в определенной сфере деятельности (учителя, врачи, строители).
Открытие границ было неизбежно и привело к экономическому подъему и в целом к росту уровня жизни населения. Закрытость была причиной отставания и в то же время, как следствие, помогла сохранить в условиях автономного развития природное и культурное своеобразие, породила некую загадочность, сделала эти страны экзотичными и привлекательными для многочисленных туристов и теперь приносит немалые дивиденды. Развитие туристской индустрии —очевидный и объективный, хотя и не единственный, путь для подобных территорий. Каждая из этих стран имеет программу развития и следует ей. Вслед за Непалом бурно меняется Бутан. Несмотря на назревшую неизбежность этого, удивительна личность четвертого короля — реформатора Бутана, который добровольно передал власть молодому сыну, провел демократические реформы, преобразовал страну в конституционную монархию, открыл её миру. По его инициативе была разработана стратегия развития страны. Построены дороги и другая инфраструктура, последовательно проводится модернизация сельского хозяйства и ирригационных сооружений. Строительство девяти ГЭС решило задачу электрификации. Составной частью модернизации было развитие лесного хозяйства и создание сети охраняемых территорий. Большое внимание реформаторы уделили росту умственного и физического здоровья населения. Разработан так называемый бутанский путь развития, который обозначен как GNH (Gross National Happiness). Было организовано даже Министер ство счастья — уникальное, чисто бутанское изобретение, благодаря которому ликвидированы неграмотность и многие болезни. Для реализации реформ пришлось привлечь иностранных специалистов — главным образом индийских — строителей, врачей, учителей, ввести в школах преподавание на английском языке, что позволило быстрее интегрироваться в мировую систему ценностей. Поощрение малого бизнеса способствовало росту уровня жизни населения и решению проблемы голода. Реформы позволили не только добиться ощутимых результатов в экономике страны, но и полностью ее преобразили. Развитие сети Интернет, телевидение, туризм привели к расширению контактов и заимствованиям элементов культуры, сделали неизбежной проникновение глобализации и в эти отдаленные районы.
Характер и географические последствия этих изменений позволяют говорить о существенных переменах во всех сферах природно-хозяйственных комплексов этих стран. К настоящему времени эти три региона с разными природными условиями, населением и традиционной культурой, имевшие на начальном этапе почти одинаковые стартовые условия, прошли разные отрезки похожего пути. Более всего изменения затронули индуистскую и буддистскую части Непала. Об изменениях в Непале писал Б.Б. Родоман [3], они коснулись всех территорий, вставших на этот путь развития. Вторым эшелоном можно считать Бутан. Начальная стадия третьего эшелона — Верхний Мустанг.
Прежде всего, произошла диверсификация отраслевой структуры хозяйства и изменение территориальной структуры общества. В структуре ВВП значительную роль стал играть туризм. Это дало толчок дорожному строительству и развитию разных видов транспорта (прежде всего автомобильного и авиационного), электрификации, водопроводов, канализации и т.д. Бурно развивается туристская инфраструктура и сфера услуг, связанная с туризмом: гостиничный сервис, ресторанное дело, производство напитков; сеть туристических фирм, музейное дело, производство сувениров, картографической и прочей полиграфической продукции; спа-услуги, торговля и т.д. Даже в таких традиционно закрытых заведениях, как дзонги и гомпы, стало развиваться экскурсионное дело (монахи проводят экскурсии), массаж, услуги традиционной медицины. Для привлечения туристов, а также в результате их нашествия и притока денежных средств потребовалась реставрация памятников и строительство новых.
Перераспределение населения в структуре занятости, переход от занятий сельским хозяйством к другим сферам деятельности, а также вхождение этих стран в систему международного географического разделения труда привело к росту импорта продовольствия и других потребительских товаров. Эти страны перестали обеспечивать себя продовольствием, но зато оно стало более обильным и разнообразным. Бурное дорожное, энергетическое и гостиничное строительство, устройство сети национальных парков потребовало специальной техники и подготовленных рабочих, привело к необходимости привлекать иностранцев, поскольку местное население не имеет навыков в этих сферах деятельности. В Бутане используются главным образом индийские специалисты. Иммиграции способствует развитие образования и здравоохранения, необходимость изучения английского языка.
Как снежный ком, происходит развитие территорий и быстрое изменение территориальной структуры. Точками роста и коридорами развития стали туристические районы и связывающие их автомобильные дороги. Для общества характерно расслоение и поляризация на всех уровнях. Территориальная структура (ТС) меняется от очагово-дисперсной к линейно-узловой. Линиями притяжения являются туристские центры и дороги, вдоль которых проложены туристические маршруты. К ним тяготеют поселения, обслуживающие туристов. В Верхнем Мустанге, где автомобильный транспорт пока мало развит, это в начальной стадии, тем не менее, и там прокладывают дороги и время от времени можно встретить не только лошадей и пеших туристов, но и джипы. ТС Бутана уже изменилась и через какое-то время, очевидно, трансформируется окончательно. В основной части Непала, который дольше идёт по этому пути и обладает большим населением и разнообразием природных и культурных ландшафтов, этот процесс очень бурный. Вдоль дорог сформировались фактически двойные поселения — так называемые «теплые дома», где постоянно проживают один-два члена семьи, а на период холодов с гор переселяются остальные родственники.
Еще одним важным следствием можно считать демографические изменения. В результате роста образования и занятости женщин начался переход к современному типу воспроизводства. Расслоение общества и миграции взаимосвязаны. В Бутане и в Непале самая богатая часть населения связана непосредственно с туризмом. Чем дальше от туристских центров, тем беднее население. Миграции происходят не только в сторону дорог, но и из села в город.
Важным географическим последствием развития стала урбанизация, в том числе и ложная. Быстрее всего растет население крупных городов. В Бутане это столица Тхимпху и второй центр — Паро (с его единственным международным аэропортом). Внутренние миграции усиливают поляризацию. Но для этих стран характерны и внешние миграции. В Бутане много индийцев, Непал привлекателен для жителей разных регионов. Главным последствием глобализации для Верхнего Мустанга, находящегося в наиболее суровых природных условиях, стала эмиграция половины населения (трех из шести тысяч жителей) за его пределы. Пожалуй, единственно возможным путем развития этой территории может стать путь берберов Тунисской Матматы — жизнь напоказ для туристов, демонстрация своего образа жизни заденьги. Однако число туристов здесь должно быть ограничено, иначе это приведет к окончательному разрушению ландшафтов. С экологическими проблемами уже столкнулся Непал, который задыхается от нашествия автомобилей, и, пока еще в меньшей степени, Бутан.
Процессы глобализации и модернизации имеют разные аспекты (экономический, политический, социальный, демографический, культурный и др.) и порождают целый ряд проблем. Входя в мировую цивилизацию, закрытые прежде страны сталкиваются с необходимостью адаптации к новым условиям. Открываясь миру, их народы испытывают массу проблем, связанных как с необходимостью приспосабливаться к новой социально-экономической обстановке и природно-экологической ситуации, обусловленной инфраструктурной и индустриальной модернизацией, так и к необходимости культурных изменений, что нередко сопровождается культурным шоком. Рушится система ценностей, представлений о мире, появляется множество соблазнов, прежде всего в сфере материального потребления. Несомненно, происходящие изменения уже привели к ускорению экономического развития и к росту уровня жизни части населения этих стран, к формированию общества потребления. Соблазны неизбежны и в культурной сфере. Возникает опасность того, что интернационализация экономики станет угрозой для традиционной культуры. Можно ли сохранить равновесие в условиях извечного противоречия культуры и цивилизации, традиционализма и развития? Несомненно, культурное разнообразие и специфика — колоссальные ресурсы для развития, но далеко не всегда удается их сохранить, и развитие нередко приводит к утрате традиций. Причина в значительной степени заключается в том, что экзотика обоюдна. Для общества, прежде закрытого, образ жизни за его пределами так же экзотичен, как и их собственный — для туристов. А учитывая более высокий уровень жизни и большие возможности, он весьма привлекателен. В этом главная причина того, что заимствования имеют преимущественно односторонний характер.
Глобализация делает экзотику и разнообразие ресурсами развития, но одновременно и убивает их. Страна, открывшая границы и вставшая на путь глобализации и модернизации, сталкивается не только с серьезными экологическими проблемами, но и с неизбежностью трансформации собственной культуры. Разнообразие используется как ресурс, и, как любой другой ресурс, истощается. По аналогии с природными ресурсами, разнообразие можно считать исчерпаемым ресурсом. Возобновим ли он? Насколько необратим процесс трансформации традиционной культуры в условиях глобализации? К чему приведет открытость общества? Необходимость и неизбежность реформ (а следовательно — трансформации) не подлежит сомнению. Следует, однако, иметь в виду причины и движущие силы этого процесса. Известны примеры некоторых возвратов. Так, в Республике Казахстан после распада СССР и делимитации российско-казахстанского пространства произошел частичный возврат к традиционному образу жизни, казахскому языку, дисперсному расселению и многим другим национальным особенностям, которые были нивелированы и трансформированы административными методами в период СССР, о чем мы неоднократно писали (например, [1]). Устранение причины трансформации привело к возврату «на круги своя», несмотря на то, что произошла смена поколений в новых условиях.

Изменения, произошедшие под воздействием рыночных механизмов и, казалось бы, необратимые, также могут быть отменены. К примеру, организация в Непале трекинга вокруг Аннапурны привела к формированию вдоль него поселений, обслуживавших туристов. Однако результатом строительства автомобильной дороги в Джомсом стала ликвидация части маршрута, в результате чего люди отселились из этих мест. Но это — лишь частные случаи, полный возврат уже невозможен. Уровень жизни населения растет, но за это общество платит свою цену: результатом развития в условиях глобализации становится совсем другая страна, с иной культурой. Пример территорий, ставших на этот путь развития в разное время, позволяет сделать вывод о том, что эти изменения закономерны.
Модернизация неизбежна, обратного пути нет. Увеличение числа туристов ведет к увеличению и углублению контактов и заимствований, к интернационализации экономики и к трансформации традиционной культуры. Но, трансформируясь и становясь иной, она так или иначе будет, в совокупности с природными и культурными ландшафтами, отличаться от таковой в других местах, и следовательно, разнообразие можно считать возобновляемым ресурсом.

Литература
1. Герасименко Т.И., Святоха Н.Ю., Филимонова И.Ю. Евразийский перекресток // География, 2013, №7_8 (954). — С. 12–20.
2. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: Учеб. Для студентов вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
3. Родоман Б.Б. Непал: экзотика в объятиях глобализации // Гуманитарная география. Научный и культурно_просветительский альманах. — Вып. 6. — М.: Ин-т наследия, 2010. — С. 154–166.
4. Родоман Б.Б. Местные особенности как ресурс развития стран и регионов // Гуманитарные ресурсы регионального развития (на примере естественно_природного и культурного наследия). — М.: Эслан, 2009. — С.20–27.