Трехлапый

Александр Багрыч 2
Александр Багрыч
Трехлапый.

Он жил с моим дедом по соседству в другой деревне. Постоянно   сидел на скамейке возле своего дома с папиросой «Север» в зубах. Со всеми всегда первый здоровался, старомодно приподнимая фуражку. А еще - всегда улыбался и  шутил. Добрейшей души был человек. Таким я его и запомнила. Все звали его Андрей Гардеевич, а мы, подростки,  дед Андрей. Он был ряб лицом, видно перенес оспу в детстве, и был без одной ноги.  Говорили, что он ее потерял еще в финскую войну. У него не было никаких наград и его никогда не приглашали в школу на  «Уроки мужества», как других ветеранов войны. Мне это казалось странным.  Я пробовала несколько раз об этом с ним заговорить , но он  переводил наш разговор на другую тему. Мне, казалось, что он просто хотел выбросить из своей памяти войну, которая сделала его на всю жизнь инвалидом. И тут случилась такая история…
Зимой, как обычно, самой большой проблемой для нашего хутора  и других окрестных деревень всегда были волки. Они ночами рыскали возле деревни, ферм и вырезали скот. В таких случаях мужики брали в руки ружья, капканы и всем миром отправлялись на борьбу с хищным и коварным зверем. Волки приходили всегда к нам из Чечни. Их было много. Там шла война, и они уходили оттуда: от огня, пуль, бомбежек и голода. Уходили  от войны, как уходят люди.В одну из таких зим , мы отправились на волка.
 Низкие лохматые облака почти цепляют верхушки деревьев . Все вокруг было окутано   снегом . Сумрачная  просека лесопосадки  выглядит пугающе. Тихо. Зимний воздух  драл горло.
Звериная тропинка вдоль кромки мари, по которой мы шли втроем: я, отец и лесник Сало, а просто Филиппыч, затоптана охотниками. Иногда ноги разъезжаются по наледи под снегом  и оставляют среди изящных лосиных и кабаньих следов, наши, бесформенные и неуклюжие . Впереди шел Филиппыч и шепотом просвещает нас: вот прошла волчица с выводком, вот старый след лося, а вон там, осторожнее, видите зерно у дороги – кто-то поставил петли на кабанов. Внезапно, он останавливается и тычет стволом под ноги:
- Смотрите, трехлапый! Матерый видно, стервец!
Ружьё у лесника красивое, изящное. Кавалерийский пятизарядный карабин.. Отцовская ИЖ-12 выглядит рядом с ним пушкой. На мой взгляд, волчий след ничем не отличается от остальных, но лесник не унимается – волк этот особенный, трехлапый.
- Сам лапу отгрыз, в капкане. У меня с десяток таких по лесу  ходит. -Назойливая сорока с громким криком перелетает следом.
Пока мы шли , я думала , как это можно себе самому отгрызть  лапу или руку?  Но я так и не нашла ответа – почему волки, пусть даже хищники, через боль – вопреки смыслу, отгрызали сами себе лапы? Делали ли они это бессознательно, как кусает собака ужаленное осой место, и, в конце концов, освобождались от боли , или, калечили себя совершенно осмысленно, обрекая себя на ущербную, но свободную жизнь? А может им просто хотелось жить?
В этот день , мы вернулись с охоты не с чем .Мы только проверяли капканы. В одном из них, между зажатыми зазубренными дугами, виднелся измочаленный кусок чего-то красного, покрытого слипшейся шерстью  и кровь на снегу .
- Волчья лапа. Еще один ушел, - cказал в сердцах лесник.
Я этот капкан, прямо  с волчьей лапой, принесла домой .У нас в гостях  в это время был дядя Андрей. Когда он увидел в моих руках этот трофей, он сильно побледнел и сразу же ушел домой.
В этот день ,Гордеевич  с моим отцом сильно напился. Он даже расплакался. Такое за ним никогда не водилось. Он всегда был веселым и жизнерадостным .И  тут его неожиданно пробило на откровение. Он рассказал историю своего ранения. Мы были в шоке.
-Я служил кадровую всего три месяца на границе с Финляндией, как началась война с белофиннами, - почти плача рассказывал он.  Мою часть первую  бросили в бой. Мы стали на лыжи и ринулись в глубь финской территории. Долго шли, не встречая сопротивления. Наш взвод нарвался на засаду. Почти все погибли. Меня ранило в ногу.  Мне удалось вырваться из окружения. Я полз несколько дней. В лесу  заблудился .Была оттепель, грязь.  У меня началась гангрена,  и я уже не чувствовал ноги. Начал почти терять сознание. Я понял, что это мой конец. И тогда я, как волк, не отгрыз , а сам себе отрубил саперной лопатой ногу выше колен. Я успел залить рану спиртом и крепко перевязать ремнем ногу выше колен . На скорую руку перевязать ногу бинтами и вскоре потерял сознание.
Меня случайно нашли наши разведчики в лесу и отвезли  в медсанбат. Хирурги в госпитале были в шоке от моей операции. Мне так хотелось жить! Вскоре меня демобилизовали. Так закончилась бесславно для меня война. Слава Богу, что остался жив!- И тут же налил себе полный стакан водки,  он жадно ее выпил, не поморщившись. Потом не трезво встал и ушел домой, постукивая глухо  своей деревянной ногой  по морозной земле. Андрея  Гордеевича давно уже нет в живых, но этот звук его деревянной колодянки , я еще слышу в своей голове.