По следам Робинзона. Последователи Робинзона

Александр Соханский
Рисунки из советских сатирических журналов «Крокодил» и «Чаян»

Рисунки можно увеличить, вращая колёсико мыши и удерживая клавишу Ctrl



       У Робинзона Крузо оказалось множество последователей придуманных — в книгах и подлинных — в жизни.
       Роман Даниеля Дефо в своё время вызвал много подражаний: «Новый Робинзон» (1779 г.) педагога-филантропа Кампе (И.А.К.Гильдебрандт), «Швейцарский Робинзон» (1812 г.) пастора Йохана Давида Висса  и другие. При желании полный текст этих произведений можно отыскать в интернете. 

       «Новый Робинзон» Кампе написан в форме диалогов между учителем и учениками. В нем идет речь только о пребывании Робинзона на острове. В отличие от Робинзона Дефо Робинзону Кампе не удается запастись вещами и инструментами с обломков корабля: он предоставлен всецело собственным рукам и собственной изобретательности.
       В своём произведении Кампе развивает мысль французского философа и мыслителя Жан-Жака Руссо: «Робинзон Крузо на своем острове, одинокий, лишенный помощи себе подобных и каких бы то ни было инструментов, добывающий, однако все нужное для существования и создающий себе даже известное благополучие - вот тема, интересная для всякого возраста, и можно тысячей способов сделать ее увлекательной для детей».

       «Швейцарский Робинзон» пастора Висса знакомит с семейством Робинзонов. Дэвид Робинзон, обвинённый в преступлениях против короны, приговорён к каторге. Его жена и четверо сыновей решают отправиться с ним в Австралию, к месту отбывания наказания, но корабль со всей семьёй терпит крушение. Робинзоны попадают на необитаемый островок, где им придётся научиться выживать и приспособиться к новой жизни. Как водится в таких случаях, с севшего на скалы корабля им удаётся переправить на берег практически всё, необходимое для относительно безбедной жизни. У швейцарских Робинзонов приспособление к изоляции от мира идёт легко и непринуждённо, словно они всю жизнь готовились к комфортному проживанию на диком острове. Они всё умеют и всё знают. Занимаются охотой и сбором растительной пищи, разводят спасённых с корабля домашних животных, успешно выращивают огородные растения из кстати прихваченных с корабля семян.
       По лёгкости и радости, с которыми идёт бытие семьи Робинзонов на острове, можно допустить, что роман создан с расчётом на наивное детское восприятие жизни. 
       Через несколько лет на острове обнаруживается ещё один абориген — спасшаяся после кораблекрушения прелестная мисс Джейн, а в отдаленной бухте появляется корабль с англичанами.
       Однако остров покидают только два сына Робинзона и мисс Джейн. Остальным обитателям жизнь на острове представляется райской и они остаются.

       Недостатком этих робинзонов по сравнению с Робинзоном писателя Дефо является их абстрактность и рассудочность —  это не живые люди.


       Наверное, многим известны пять мужественных смельчаков-робинзонов — это инженер Сайрес Смит, корреспондент Гедеон Спиллет, моряк Пенкроф, негр Наб и мальчик Герберт, которых в романе Жюль Верна «Таинственный остров» аэростат занёс на загадочный остров Линкольна.
       Это были почти настоящие робинзоны. Они сумели выплавить из руды железо и сами сделали из него рабочие инструменты, сумели изготовить порох, варили сахар из сока сахарного клёна, нашли в лесу дикие шпинат, салат, хрен, репу и развели их в своём огороде. Из одного, случайно оставшегося после кормления голубей в кармане Герберта хлебного зернышка, смогли развести целое хлебное поле.
       С помощью простейших измерений они сумели определить даже координаты своего острова.
       Находчивые поселенцы острова Линкольна всё же не обошлись без посторонней помощи. Загадочный капитан Немо весьма кстати подбросил им цинковый сундучок с инструментами, оружием, приборами, одеждой, книгами, посудой.

       В другом романе Жюль Верна «Школа робинзонов» Годфрею с Тарталлетом их кузина Финна подкинула на необитаемый остров сундук с инструментом, одеждой, оружием. Кроме того там были чай, кофе, чернила, перья и даже «Руководство кулинарного искусства».

       Везло же робинзонам на сундуки!



       Александр Соханский,
             апрель 2017 г.