Слово о слове...

Сергей Айк
Но вначале, конечно, история…, ну, потому что история всегда есть…, а самое главное, потому что с историей всегда интересней. Веселей, если можно так выразиться. Так вот, история…

Когда-то давно, по молодости, я работал на большом металлургическом заводе, очень большом, если честно. И вот перед тем, как приступить к работе в должности слесаря-ремонтника, (о, благословенная молодость), нас всех, без исключения, отправляли учиться. При заводе был свой учебный комбинат, и вот там нам преподавали ТБ, слесарное дело, работа с кранами, токарное дело, чтение чертежей и все такое прочее и полезное. Никакой лирики, только то, что нужно для работы в цехах, на производстве. Четыре пары, пять дней в неделю, четыре недели подряд, а потом, как положено, экзамены. Да, вот такие были чудные времена.

Ах да, еще один момент, без него нужная картина не сложится. Обучали нас всем этим наукам несколько преподавателей из училища, которое находилось под эгидой завода. Женщины, средних лет, некоторые еще моложе, но главное, все весьма милые дамы, и настоящие профессионалы. И это важно…, потому что не так-то просто работать с большой, разношерстной аудиторией… Упс, забыл кое-что добавить, в соответствии с требованиями, на заводе периодически обучались все работники. Теперь уже не помню, то ли раз в три года, то ли раз в пять лет. Для повышения квалификации, для того, чтобы получить следующий разряд и все такое. То есть, в аудитории, вместе с пацанами и всяким молодняком учились нормальные мужики. Семейные, а были даже и деды. Все они не один год работали с металлом…, знали его настолько близко, насколько нам только предстояло это узнать, да и то, при наличии определенного таланта. Видели, например, как вручную, на станке делают сферу? Или, например, как вытачивают из металла бокал для шампанского? Мне довелось работать на заводе достаточно долго, поэтому всяких металлических чудес я насмотрелся более чем…, я даже видел, как изготавливают холодное оружие, сабли, ножи всех видов, а для какого-то очень большого начальника из столицы довелось видеть часть процесса по изготовлению катаны, в соответствии с той еще технологией. Только не спрашивайте, сколько это стоит. Ох, как же давно это было, а впечатления вот они, живы…

О чем это…, ах, ну да, история, ее же следует закончить…

Экзамены…. То есть, как и положено после всех этих занятий следовали экзамены, и если честно, я слегка переживал. Обыкновенный предэкзаменационный мандраж. Но представьте мое удивление, когда выяснилось, что из всей группы, а было нас человек тридцать или сорок, в легком мандраже пребываю только я, потому что остальная группа мандражировала в тяжелой форме. Ну, например, был у нас там мужик…, скажем, Иван Петрович, пятнадцать лет стажа, токарь-универсал, со стопкой благодарностей. С премиями, которые были размеров в зарплату, это как раз тот, что точил бокал…, так я увидел его, когда он пил валидол. И он такой был не единственный…, то один, то другой шел на улицу, чтобы закурить…, возвращался, а через пять минут снова на улицу…. Откровенно говоря, я растерялся.

Я точно знал, что не обладаю ни знаниями, ни опытом этих людей, но при этом я так не волновался, как они. Начался экзамен…, и картина стала еще менее понятой. Только что, парень, которого я расспрашивал о чистоте обработки металлов, и который весело, с привычным матерком показал мне все это, едва ли не на пальцах, мычал что-то невнятное вместо ответа на вопрос. При этом он пыхтел, краснел, а вместо нормальных слов выдавал только гласные и междометия. Приблизительно так же вели себя и остальные…. Просто представьте картину, преподаватель, в глазах тоска нечеловеческая, которая пытается вытянуть из ученика ответ на вопрос, а ученик при этом красный, как вареный рак, просто мычит и все…

Забавная картина, если так подумать…, но в тот момент я подумал, что их спрашивают о чем-то таком, чего я в жизни не узнаю. Однако подходит моя очередь. Беру билет, смотрю вопросы…, по всему выходит, что должно быть, приблизительно на четверку. Берусь за чертеж, что прилагался к билету…, там узел, тоже вроде все понятно. Начинаю отвечать…, а так как соображать приходится по ходу дела, то я и не особенно тороплюсь, говорю не обычной скороговоркой, а так, с расстановкой, неторопливо. Отвечаю, а сам на даму посматриваю, которая меня экзаменует, а та…, та слушает, а главное, улыбается, и две остальные дамы тоже в мою сторону повернуты, и реакция приблизительно такая же.

Грешным делом я подумал, что несу околесицу, и смолк. А они все на меня смотрят и улыбаются. Я не выдержал и спрашиваю, мол, я что-то не так говорю…, и добавляю, что учил по лекциям, как положено. Реакция – ноль. Я тогда прокашлялся и повторил вопрос. Моя экзаменатор, улыбается еще шире и говорит – все? Первые два – да, отвечаю. Еще чертеж и ТБ остались. Продолжайте, говорит она, я окончательно растерявшись, продолжаю ответ. Ставят мне пятерки по всем вопросам, пододвигают ведомость, я в ней расписываюсь напротив отметок, и не выдержав, спрашиваю – почему на меня такая странная реакция. Ответ в отдельном абзаце…

Ты говорить умеешь.

Все. Это все, что они мне сказали. Я просто умею говорить. И тут до меня доходит, большинство тех, кто учились со мной слесаря и токаря, они без матерных слов о работе говорить не могут, а при женщинах, которые к тому же учителя, ругаться нельзя, а какой может быть ответ без связующих слов. Когнитивный диссонанс, чистой воды…

Вот такая вот история…, и правдивая, и в тоже время забавная…, однако. Всегда же есть, однако…, заглянул я как-то ненароком в список опорных ВУЗов России и если честно, ужаснулся, две третьих – технические. Это так, навскидку, может быть и больше…, это их будет поддерживать центр и региональные власти…, черт возьми (на всех языках нашей Родины) – а кто будет учить говорить…