Женевское озеро

Владимир Балашов
Ни что не вечно под луной и вот наступил этап распада команды "Раткин - Третьяков", ранее казавшейся монолитной. Раткина В.Г., как одного из самых известных руководителей, волею вышестоящего руководства, бросили на укрепление областной агрохимии, видимо, в порядке реализации Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.03.1981 N 267 "О мерах по укреплению материально-технической базы агрохимической службы и повышению эффективности химизации сельского хозяйства в 1981 - 1985 годах".  А.К. Третьяков, очень хотевший прервать эту застаревшую деловую связь, организовал побег из под крыла Владимира Густавовича, на должность начальника ХОЗу Минплодоовощхоза СССР (в народе - Минарбуз)  под покровительство бывшего председателя исполкома Мособлсовета Козлова Николая Тимофеевича (1963—1980), назначенного министром, как тогда говорили, специально созданного для него министерства, в целях удаления его из Московской области методом "ударной возгонки", согласно принципу Питера.
А между тем следует отметить, что если бы этот тандем не развалился, а  был сохранен, то  вполне мог бы покорить еще не одну административно управленческую высоту.

Лето 1981 года, кажется, суббота. На четырех машинах из исполкома (площадь 30-летия Победы в г. Домодедово) мы отправились на юг по Каширскому шоссе в направлении дома отдыха "Бор", как сказали на "Женевское озеро". Я был за рулем волги 24.02 "универсал" отдела архитектуры, списанной д/о "Бор", и проданной нам по указанию ХОЗу Совмина СССР, возможно как реакция его начальника на каталог проектов жилых домов, выпущенный в Эстонии, подаренный мной в его офисе во время вручения письменной просьбы о продаже автомобиля. В отделе архитектуры тогда уже работало около 20 специалистов, территория района 800 кв. км., населенных пунктов более 160, конечно, для решения текущих задач, была нужда использовать собственный транспорт. На такое решение транспортной проблемы вдохновляюще воздействовал опыт наших коллег из Тартуского района Эстонии, который, в те времена, был побратимом Домодедовского района, и в котором я с командировками по обмену опытом побывал семь раз (Aapo Neemre - http://www.proza.ru/2017/01/09/326). Тогда в отделе уже было 3 машины: почти новый желтый москвич 2140 "универсал", на котором в основном разъезжали инженеры по индивидуальной застройке Быкадоров В.А. и Колесов К.В., Уаз 452 "буханка" отданный в эксплуатацию геодезистам для проведения полевых работ, и разъездная волга, единственная машина, на которой работал профессиональный шофер и которая использовалась для разных случаев, в принципе на ней можно было возить 8 человек, включая шофера.

Сквозь лес по незаметной тропинке по влажному грунту по брюхо в мокрой траве, я и несколько моих пассажиров въехали через метров 70 на длинную узкую лесную лужайку с несколькими большими упавшими деревьями у края зарослей. "Женевское озеро" оказалось затопленным овражком в примерно 100 метрах от дороги на Одинцово (Одинцовского сельсовета). Нас ждали откупоренные напитки со стаканами и бутерброды, заготовленные и выставленные на лежащем стволе крупного дерева, прибывшей ранее женской командой.
То были проводы нашего начальника - председателя исполкома Домодедовского городского совета народных депутатов Третьякова Александра Константиновича, навсегда покидавшего Домодедовский район. Его содержательная программа встречи состояла, из двух пунктов: дать краткие деловые характеристики собравшимся подчиненным (руководителям отделов исполкома) и наказы на будущее. А.К. завещал нам беззаветно и компетентно помогать в работе новому Домодедовскому начальству, которое придет вместо него, а если что-то у нас не будет получаться, то рекомендовал валить за ошибки на него.

Про себя я тоже узнал нечто новое, почему-то главным во мне он увидел независимое, ни кем не управляемое, личное мнение по любому вопросу, ну а мои перспективы в его изложении звучали так - главный архитектор района должен работать долго.

Позднее я многократно встречался с ним, в офисе Хозу Минплодоовощхоза СССР в одном из переулков в центре Москвы. В частности он стимулировал публикацию моей статьи в газете "Правда", которая, в итоге, положила конец моей градостроительной карьере в Домодедовском районе.

По возвращению в Домодедовский район после 5-ти летней работы в Ульяновской области я снова стал иногда с ним встречаться, был дважды у него дома в Москве, познакомился с его дочерью. А когда стало ясно, что преодоление его запоя практически невозможно, то, к моему собственному удивлению, я стал уважать его еще больше ...

На фото: Третьяков А.К. в нижнем ряду второй справа, автор - во втором ряду сверху, второй слева.