Что, душа, ты скажешь Богу?

Клавдия Лейбова
Как же прекрасно иногда быть Плюшкиным!

Полезла я в заветную коробочку, есть у меня такая. Покопалась - и откопала.

Кто ищет, тот всегда найдет - музыка Дунаевского-отца, слова Лебедева-Кумача.

А искала я и нашла вот что. Маленький прямоугольник плотной бумаги. На нем написано:

ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО

West Hollywood
10-07-09
концерт $15.00

И портрет поэта в нежно-розовых пиджаке, кепи и галстуке, при голубой рубашке.

Было так: я гостила  в Лос Анджелесе у моих друзей Нины и Славы Божуличей. И однажды Нинулька увидела в русской газете объявление о концерте Евгения Евтушенко. Мы с ней сразу решили, что пойдем. А Славка уперся - ни за что. Опять, мол, начнет хвастать, читать «Бабий яр» на потребу еврейской публике (а какая еще могла там прийти публика, вестимо, еврейская в основном). Мы дружно обвинили его в латентном антисемитизме и велели везти нас на концерт в приказном порядке.

Повез, куда деваться. Чего хочет женщина, того, как известно, хочет Бог. А если имеются две женщины - пиши пропало.

Мы приехали. Договорились, что Славка нас заберет после концерта, и отправились на встречу с нашей молодостью.

Первое, что меня поразило - огромный зал, в котором были заполнены несколько первых рядов. И это после Политехнического и стадионов.

- Sic transit gloria mundi – грустно сказала я.

Впрочем, вышел на сцену Евгений Александрович в такой гавайке, каких на гавайских островах не видывали сроду. Такой же расцветки кепочка была лихо надета набекрень.

Поначалу его какие-то местные власти почтительно приветствовали, выражая полный восторг от того, что столь знаменитый поэт почтил их своим посещением. Потом он  стал читать стихи, как всегда экспрессивно, по-актерски. Перемежал рассказами о славных и лихих годах.

Потом, устав от энтузиазма, спросил:

- Ничего, если я сяду?

Сел за стол, и превратился в нормального человека, довольно пожилого. И стал горько жаловаться на Бродского, на недоброжелателей, на  то, что редко его понимали.

Когда концерт закончился, в фойе его не густо окружили, брали автографы, просто разговаривали.

Тут за нами явился Божулич. Он подошел к поэту и сказал:

- Здравствуйте, Евгений Александрович.

Поэт взглянул на него цепко, и сказал:

- Я Вас помню. Мы виделись у Юрия Петровича.

Славка что-то пробормотал, мы попрощались и пошли к машине. Шли молча. В машине Славка раскололся.

(Я уже однажды описывала историю Славкиного знакомства с Юрием Петровичем Любимовым здесь:

http://www.proza.ru/2009/11/21/875

Потому это оставляю за скобками, кто захочет, прочитает).

В 1972-м году Таганка по сценарию Евтушенко поставила спектакль «Под кожей статуи свободы». Славка попал на одно из представлений. Спектакль ему не понравился, и он думал, что сказать Юрию Петровичу, если спросит - он оставил куртку у Любимова в кабинете и пришлось тащиться туда одеваться.

В кабинете оказался сам Евтушенко. Он жаловался на жуткую головную боль. А у Славки в кармане оказалась «тройчатка» - ему вырвали зуб и дали на всякий случай от боли. Славка протянул таблетки Евгению Александровичу, посоветовал для верности разжевать и выпить. Тот выпил. И через короткое время просветлел - боль отпустила.

Представляете, каково было облегчение, если в эту мимолетную встречу он запомнил человека, избавившего его от боли? Мы изумились, ведь прошло больше тридцати лет с момента этой встречи! 

И чего, спросите вы, эту мелочь вспоминать? И правда - чего...

После ухода Евтушенко вспомнила я стихотворение Маяковского, посвященное Сергею Есенину:

Вам и памятник еще не слит, -
Где он, бронзы звон, или гранита грань? -
А к решеткам памяти уже понанесли
Посвящений и воспоминаний дрянь.

Бог мой, сколько всего понанесли! И гений он, и литературный вор, и провидец,  и гэбэшник, и символ шестидесятых, и предатель, и верный товарищ, и смельчак, говоривший то, чего другие просто не посмели сказать, et cetera, et cetera… Ну, прямо место ему для упокоения не в Переделкино у могилы Пастернака, а под черно-белым памятником работы Эрнста Неизвестного на Новодевичьем кладбище.

А мне захотелось простыми человеческими словами вспомнить абсолютно бытовой  человеческий эпизод из его жизни.

Пушкин написал в знаменитом стихотворении на годовщину Лицея:

Кому из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?

Мне Евтушенко этим последним лицеистом из шестидесятников и видится. Думаете, легко ему было быть Горчаковым и пережить всех?

Мир праху его!

С ним, несомненно, ушла Эпоха.