Поступок

Виталий Машин
Витя Иванов был обыкновенным мальчиком, как впрочем, все остальные. он дружил только с мальчиками, так как считал, что все девочки - ябеды, плаксы... Он наблюдал за ними, что да как делают, но даже не пытался с ними подружиться.

Но вот однажды его убеждениям был нанесён сокрушительный удар, причём с совсем неожиданной стороны. Как-то раз летом Витя, запуская воздушного змея с мальчишками, не рассчитал движений и змей запутался в ветках дерева и никак не удавалось его снять.

-Ребята, надо кому-то лезть на дерево и распутать его! - сказал он ребятам.

- Ты его туда упустил, вот лезь и распутывай! - ответили ребята.

- Вы чего, я ж свалюсь - ветки уж больно тонкие - не выдержат, тут нужен мальчик весом 35 кило, а я все 40 вешу!

- Нет уж, ты лезь, Вить, а если боишься - ты не мужик! Нам же, мальчикам, постоянно внушают, что если возникла трудность, надо быть как мужчина, а если ты трусишь, ты просто ведёшь себя как девчонка! - сказал Славик Бобров, самый сильный из всей компании.

- Ну, чего, Витя, слабО залезть на дерево и достать змея? - начали смеяться ребята. - Ты кто - мальчишка аль девчонка? Если не полезешь сейчас, девчонкой будешь!

- Ребята, ну вы даёте! Не ожидал от вас такого! Но если я упаду, то вам всем крышка, я всё потом родителям скажу! - задыхаясь от гнева, сказал Витя и... полез доставать змея.

Поначалу всё шло нормально, он добрался до места, где запутались стропила змея, начал их распутывать, и вдруг... послышался страшный треск ветки, на которую он встал, и не успел он сообразить, что произошло, как камнем полетел вниз!

Падая, он царапался о ветки и сучья, одежда была порвана, и в конце - жёсткое приземление - от удара наступил болевой шок и он потерял сознание.

Ребята, увидев его полёт и как он ударился, сами впали в шоковое состояние.

- Эх, зачем мы только заставили его лезть за этим змеем? Я же знал, что добром не кончится! - подал голос Серёжа Бекетов.

- Заткнись, Серж! Он что, не мужик, что ли? Ничего, щас мы его приведём в чувство, где-то здесь родник есть, а бутылок здесь в лесу полно, наберём воды и окатим его, он и очнётся! - зло произнёс Славик.

Найдя пластиковую бутылку из-под "Кока-Колы", ребята набрали в ручье воды и стали брызгать на Витино лицо. Но Витя не очнулся, он впал в глубокую кому.

Тут запиликал Витин сотовый, Славка извлёк его из кармана курточки, на экране виднелось слово "мама". Как поступить? Если не ответить на вызов, то подумают страшное, если ответить, то как объяснить ситуацию? Сказать как было или же наврать - что-де Витя куда-то убежал один и потерял "трубу", а мы, дескать, ищем его!

Пока они спорили, телефон умолк, затем опять зазвонил.

- Как бы нам ни было страшно признаваться, надо ответить и сказать всё как было! А то точно могут сами нас найти тут! Тогда нам несдобровать! - сказал Валера Макеев, самый младший из группы.

- Да ты чего, малявка, совсем не мужик? - заорал на него Славка. - Выдать нас с потрохами решил? Нет, лучше я его выключу, а потом симку другую вставлю, и буду им пользоваться, ха-ха-ха!

- А если его предки узнают этот аппарат? Тебе же влетит, и очень сильно!

- Не влетит - я на крайняк скажу - что это у меня просто такая же модель, как у Витюка этого! - процедил сквозь зубы Славка и как даст пинка под грудную клетку лежавшему без сознания Вите!

Тут мимо них проходила девочка с корзинкой. Услышав разговор мальчишек, она остановилась и прислушалась, а когда увидела, как самый рослый мальчуган пинка дал лежавшему, не выдержала и закричала:

- Эй вы! Не стыдно вам - бить пацана до потери сознания только из-за телефона?! Ну-ка, положил телефон откуда взял и отошёл от него!

- А чё ты лезешь, девка малая, ступай куда шла! Или тебе объяснить по-другому? - сделал шаг ей навстречу Славка.

Но тут девочка сунула два пальца в рот - и вызвала рвоту! Ребята, увидев такое, опешили!

- Ты чего, сдурела со страху?! - закричал Славка и тут же почувствовал рвотный позыв. - Ой, что это? Меня затошнило!

- Ой, и меня, и меня - раздались возгласы ребят, а Валеру вырвало!

- О-о, малявка, ты чё рыгаешь?! У меня даже пропало желание разговаривать с тобой! Пошли отсюда, ребята, ну её!

- Эй, телефон-то отдайте, это же не ваш! - сказала девочка.

- Да забирай, мне он теперь безразличен - у меня свой есть! - ответил Славка и бросил телефон под ноги девочке.

Когда ребята скрылись из виду, девочка попыталась растормошить Витю, но он не приходил в сознание. Тогда она включила Витин телефон, он запиликал сразу, на дисплее высветилось "Мама" - и девочка приняла вызов. В трубке послышалось паническое:

- Вить, ну я тебе задам! Ты куда пропал, такой-сякой-разэтакий?! Зачем телефон выключил, гадёныш?!

- Извините, но это не Витя, это Таня, я тут проходила случайно и услышала, как трое ребят спорили, что им делать с этим телефоном, один мальчик, рослый такой, сказал, что симку в нём поменяет!

- Таня? Что вообще происходит?! Где Витя?

- Витя вот он, рядом со мной, без сознания лежит, эти ребята наверное его вырубили и обчистить хотели, да я помешала! Этот рослый малый меня хотел стукнуть, но я сделала так, как меня подружки научили, и они обделались, даже аппарат отдали!

- Танечка, солнышко, прошу тебя, не оставь Витю, побудь рядом, я попробую вас найти! Вы ведь в лесу, что в пятистах метров к юго-западу от посёлка, находитесь, верно? Попытайся привести его в чувство! Реанимацию умеешь делать?

- Конечно, мы это все проходили в школе! Искусственное дыхание "рот в рот" и непрямой массаж сердца - я всё даже в интернете видела! У меня телефон такой - можно видеоролики на ютубе смотреть, вот я и хочу сейчас попробовать на Вите!

- Ну давай, Танюш, попробуй, только будь аккуратнее! Я еду!

Отсоединившись, Таня положила телефон себе в карман, и захлопотала - рассегнула Витину рубашку, и приступила к реанимации. Через несколько искусственных вдохов она увидела, что щёки мальчика порозовели, и он открыл глаза.

- Ох, ну и поспал я! Ой, где это я? Как я оказался тут? А ты кто? - уставился он округлившимися глазами на Таню.

- Меня зовут Таня, я живу в посёлке. Я тут проходила мимо и услышала, как ребята хотели у тебя телефон забрать. Ты что-нибудь помнишь?

- Мы с ребятами тут воздушного змея запускать вздумали, он запутался, вон валяется - показал кивком головы в кусты Витя, там лежало то, что осталось от змея. - Ребята заставили меня лезть снимать его, но ветка сломалась и я упал. Да, кстати, а где мой телефон? - Сунул руку в карман куртки Витя.

- Вот он! - ответила Таня и достав из своей куртки аппарат, протянула его Вите. - Ребята хотели его забрать, а я помешала! Как меня учили, вызвала рвоту и их всех начало тошнить, и они ушли, а телефон отдали мне. Я включила, и тут мама твоя звонит, я ей всё объяснила, и начала тебя спасать.

- Даже не знаю, как тебя отблагодарить за помощь! - улыбнулся Витя и протянул руку. - Давай дружить! Я живу в посёлке, улица Зарайская, дом50, квартира 8, а ты где живёшь?

- Ой, Витёк, ты не поверишь, я тоже в том доме живу, только в другом подъезде - 12-я квартира! Пошли, а то нас искать будут!

Выйдя на опушку, дети увидели машину. из неё вышла женщина - Витина мама.

- А, вот вы где! Я только что приехала, садитесь, поехали домой! Слава Богу, хоть с тобой всё в порядке, сынок! А то я перепугалась, когда мне твоя спасительница сообщила, что творится!

- Ну и друзья же эти мальчишки, только и знают, что друг друга подначивать. Лучше одна такая, как Таня, чем три таких, как Славка Бобров и иже с ним - сказал по пути домой Витя.

- А ты думал что? - ответила Таня. - Как в русской былине про Добрыню Никитича - "больший хоронится за меньшего, а от меньшего и ответа нет"!

- Помню, проходили! Ничего не изменилось с той поры - только чуть что - ты не мужик!

- У вас, детей, ещё ничего, а у взрослых вообще дурдом какой-то! - сказала Витина мама. - водку не пьёшь - ты не мужик, да и вообще чуть подростковый возраст, ещё молоко на губах не обсохло - курить марихуану уже тянет да пиво пить некоторых!

- Да, а потом ещё колоться начинают, а ведь наркота стоит больших денег, поэтому, чтобы достать очередную дозу, наркоман готов даже на убийство пойти - вон недавно в газете центральной историю напечатали - как внук с бабушкой расправился - и нашёл сбережения, которые потратил на дозу! Но знаете, дети, с каждым разом эту дозу приходится увеличивать, чтобы словить кайф, как говорят сами нарики, и в конце концов от передозировки умирают!

- Вот это да! - протянул Витя. - Но должна же быть какая-то замена, чтобы людей вовсе не тянуло на такие страшные дела!

- Замена была в древности, тогда даже о таких вещах не слышали! Во всяком случае у нас, в России, если посмотреть, в чём ходили тогда мужики, и сравнить с тем, что сейчас творится, то получается, что польза от этих одежд всё же есть! Я вот подумала, Вить, и хотела бы тебя попросить об одном деле! Посмотри, как одета Таня!

- Мама, ты чего? Не хочу я девкой быть!

- Ну, во-первых, не девкой, а девочкой, - сказала мягко Таня, - Во-вторых, никто тебя ею быть не заставляет - ты как был мальчиком, так и останешься им, в-третьих, ты разве не видел в детской иллюстрированной Библии картинки, в чём там мужчины и мальчики - даже Христос - и тот в длинном одеянии, похожем на платье!

- А ведь и вправду, видел, и даже на иконах мужчины в чём-то длинном всегда! Да и батюшки тоже в чём-то длинном в храмах ходят. Но в женщин от этой одежды они не превращаются! - сказал Витя.

- Это рабочая одежда - и называется она - ряса. А на иконах мужчины в ризах, у Христа был хитон, а у мужчин на картинках - тоги и туники. Видите, сколько названий длинной одежды есть? А у нас на Руси мальчикам раньше штаны вообще до совершеннолетия носить не положено было - и ходили все в рубашках длинных!

- А как же зимой одевались - если штанов не полагалось - поиграть в снежки, покататься на санках - что-то же было всё же?! Летом было проще, понимаю - надел длинную рубаху мальчик - и жара ему нипочём! Не то что сейчас - любое длинное считается уделом девочек! - сказал Витя.

- Ну, по крайней мере для этого и надевали штаны - чтобы тепло было. А так - особенно летом - и мальчики и девочки носили длинное - только небольшие отличия всё же были в их одеждах! - ответила Витина мама. - Ну вот и приехали мы. Выгружаемся!

- Заходи, Тань, посмотри, как мы живём! - пригласил Витя девочку в квартиру.

- О-о-о, да у тебя тут так уютно! - воскликнула Таня, когда они вошли в Витину комнату. - А ты что же, в куклы играешь?

На столе в Витиной комнате стоял компьютер, в углу шкаф с книгами, рядом коробка с игрушками - среди них было несколько кукол, завёрнутых в маленькие пелёнки.

- Это я тренируюсь пеленать маленьких! Ведь папам тоже надо уметь ухаживать за ребёнком, не всё же только маме одной делать! - улыбнулся Витя.

- Уважаю твою смелость - ты настоящий, не то что те, кто только в машинки да пистолеты играет! - сказала Таня. - А твои друзья часто бывают у тебя и ходишь ли ты к ним?

- Они после сегодняшнего больше не друзья мне. - ответил Витя. - Было время, ходили мы друг к другу, но потом вдруг только на улице стали играть... Я как-то хотел зайти к Димке Аланову, поиграть с ним, но он меня не пустил, сказал, что нельзя проникать в жилище... Что за глупости пошли такие? И никто ко мне в гости не заходит, только на улице гуляем, играем в мяч, а в настольные игры вообще перестали играть. В интернете сидим после приготовления домашних заданий.

Тут в комнату вошла мама:

- Дети, идите куп-куп, а потом я дам вам чистую одежду - и мельком взглянув на сына, улыбнулась.

- Ой, как же мы вместе будем мыться? Я же мальчик, а ты девочка! - испугался Витя.

- Да брось ты! Подумаешь, я голеньких мальчиков не видела! - фыркнула Таня. - От того что мы с тобой полезем в ванну, небо на землю не рухнет! Кроме того, мы друг дружке спинки потрём, ведь в одиночку это трудно сделать, не так ли?

- Ой, Таня, как же ты права! Давай, пошли!

Раздевшись, ребята полезли мыться. Через полчаса в ванную заглянула мама, принесла пару больших полотенец и пару махровых халатов.

- Заканчивайте, я вас жду в Витиной комнате. Нашла кое-что подходящее для вас обоих!

Ещё через десять минут ребята в халатах сидели на кровати и тётя Нина, так звали Витину маму, оценивающе смотрела на уже одетых девочек - нет, это были мальчик и девочка - только Витя стоял одетым в платье.

- Ну-ка, дети, покрутитесь, пройдитесь... Неплохо смотрится! Витя, сынок, а как ты? - спросила мама.

- Знаешь, мам, оказывается, в платье так хорошо, ноги так приятно задевает, прикосновение такое мягкое, даже легко как-то, да и удобнее, чем в штанах...

- АГА-А?! Понял, Вить, что такое платье? - весело сказала Таня. - Я именно за то люблю платья, что в них как бы летаешь, а брюки ношу только зимой, летом же всё время в платьях хожу, и не понимаю, чего это большая часть девочек вцепилась в эти шорты? Да ещё как трусы короткие! Фу!

- Мама, а откуда ты взяла их? И как ты с размером угадала? - спросил Витя.

- Да я сама не знаю, что на меня нашло - в магазине увидела, ну и купила, думала, кому подарю, а недавно историческую передачу смотрела по телевизору - и увидела портреты, на которых изображены мальчики - даже царь-император наш последний и его сын в детстве платья носили! Давай, Вить, включай компьютер, и посмотрите, очень интересно!

Витя сел за компьютер, нашёл ту передачу и они с Таней во все глаза смотрели и слушали то, что рассказывал диктор. А потом с горящим взглядом Витя стал искать современные случаи ношения мальчиками платьев и их оказалось так много, что он перестал сомневаться и сказал маме:

- Мама, я решил! Поскольку в такой одежде так хорошо, и её пробуют многие мальчики и даже мужчины, значит, не просто так! Но я дальше одежды ни за что не пойду, ведь совсем необязательно для платьев быть девочкой, кроме того, я кое-что вспомнил. Тань, посмотри-ка вон в тот угол, где Спаситель изображён. Он в чём?

- Ой, Вить, и правда, он в платье! Но на женщину нисколько не похож! Да и в храмах на иконах все святые в платьях. Ой, вот я балда! Вспомнила - в одной детской книжке есть картинки, где ВСЕ - и взрослые и дети, мальчики и девочки, дяди и тёти - в длинных одеждах - но почему-то сразу видно, где мальчик или дядя, а где девочка или тётя!

- Это из-за того так легко определить, что платья мужчин и женщин различия имели, вот присмотритесь - видите, вырез горловины у мужчин немножко другой, да и материал с фасоном чуть иные, чем женские.

- Теперь понятно, почему легко различать, кто есть кто. Но почему же сейчас так не одевают никого из мальчиков? - спросил Витя.

- Почему не одевают? Есть государства, где такая одежда считается национальной - даже Россия наша рубахи испокон веков длинные носила! В Шотландии и Ирландии - они входят в состав Великобритании - до сих пор мужчины носят юбку - килт. На Востоке тоже мужчины носят длинное - например, арабы, японцы, даже на островах Тихого океана жители носят юбки. В Африке тоже без длинной одежды не обойтись.

- А если в России раньше были длинные одежды, почему же сейчас их совсем перестали носить? И чуть мальчик оденет что-то, сразу вопль - извращенец? - спросил Витя.

- А как девочка шорты и брюки наденет - ей ничего не скажут! - сказала Таня.

- Вот это называется - парадокс современности - женский пол свободен в выборе - даже мужское нижнее бельё могут носить, а у мужчин выбор невелик!

- Но это же несправедливо, и к тому же эту несправедливость замечают лишь некоторые - а большинство думает, что так и надо! Да и потом, вот мой сегодняшний случай к чему привёл? Я же сказал ребятам, что я тяжелее, чем ветки могут выдержать, а они - ты не мужик!

- А сами разве по-мужски поступили? - с возмущением сказала Таня. - Телефон у тебя забрать хотели и по-тихому улизнуть, вместо того чтобы ответить на звонок! Даже первую помощь оказать тебе им влом было, а я хоть и девочка, но поступила лучше их! Как ты думаешь, Витёк?

- Да, так и есть, Танюш, настоящий мужчина так делать не станет! Ну да ладно, мы с ними ещё поговорим!

Тут зазвонил Танин сотовый. Она посмотрела на дисплей - звонила её мама.

- Да, мам? Ой, ты не представляешь, я с мальчиком тут познакомилась и подружилась! Да тут, в соседнем подъезде! Хорошо, сейчас спрошу... Вить, моя мама хочет зайти, ты не против?

- Да пускай заходит, только вот как я в платье перед ней буду?

- Ничего, не переживай, Вить, пусть посмотрит!

- Ну ладно, согласен!

- Мама, заходи! Не будем деньги тратить! - сказала Таня и нажала "отбой".

- Так, я чайник пойду поставлю, а вы тут приберитесь немножко. - сказала тётя Нина и пошла на кухню.

Не прошло и пяти минут, как в дверь позвонили. Витина мама открыла дверь, на пороге стояла Танина мама.

- О-о-о, это ещё что? Витя, это ты? Но почему ты в платье? Хотя провалиться мне на месте, тебе оно так идёт! Вот никогда бы не подумала, что мальчик может быть таким красивым в платье!

- Да вы проходите в гостиную, Наташа, не стесняйтесь, сейчас чай пить будем! - сказала тётя Нина, - Заодно узнаете, что сегодня случилось.

- Ну дочка, ты молодчина, что не оставила Витю! - похвалила Таню её мама. - Конечно, мальчишки поступили неразумно, не по-мужски, и ещё упрекают в немужских качествах своих же собратьев! Настоящий же мужчина так не поступит, как они!  Витя, можешь запросто к нам заходить, ну и Таня тоже может заходить к тебе, ты не против?

- Я даже ЗА, обеими руками! - воскликнул Витя. - Ведь с девочкой мальчику дружить, думаю, полезно!

Вот так началась удивительная и необычная дружба Вити с Таней. Бывшие друзья Витины поначалу дразнили их женихом и невестой, но увидев, что они не обращают на насмешки внимания, отстали от них.

- Пускай они шушукаются, из Вити уже ничего путного не выйдет, он стал совсем как баба, вот и пускай дружит со своей бабой! - сказал Славка Бобров, попивая пиво из горлА, и дымя сигаретой.

А Витя с Таней росли вместе, Витя даже учился лучше, потому что платья ему помогали - он заметил, что когда он приходит домой уставшим и переодевается в свою свободную одежду, усталость быстро проходит, да и нравились ему ощущения от прикосновения ткани к коже ног, и Таня тоже никогда не напяливала на себя штаны, и всегда выглядела красиво.

Витины дружки бывшие продолжали гулять, даже нашли какого-то наркокурьера, и понеслось... Их родители слишком поздно заподозрили неладное, так как мальчики почему-то стали слишком надолго пропадать, не ночуя дома.

- Где вы шляетесь, сорванцы?! - кричали они на детей. - Мы вас совсем не узнаём! Вроде были ребята как ребята, а в кого выросли! Почему у вас глаза такие странные, вы что, пили чего-то? И почему от вас так дурно пахнет?

- Да вы ничего не понимаете! Мы уже взрослые, как хотим, так и живём, что хотим, то и делаем, и вы не имеете права указывать нам, как жить! - отвечали грубо подростки родителям.

Увещевания не действовали, ребята продолжали безобразничать. Даже когда Таня с Витей были как-то летом на море со своими родителями, у них дома пропала внушительная сумма денег, которую они откладывали на предстоящую учёбу в институте.

Дело было так. Славка со своими дружками услышали из разговоров соседей, что квартира пустует, и решили проникнуть туда. И вот, глубокой ночью, стараясь не шуметь, они отмычкой открыли дверь квартиры и с фонарями принялись шарить везде, даже в холодильник не поленились заглянуть. А деньги они нашли в коробке из-под печеньев, и смылись.

Никто даже ничего не видел, и если бы не камера с фотоэлементом, поставленная Витей, вычислить воров было бы нелегко! А за то время, пока Витя с Таней вернулись, они хорошо погуляли на ихние деньги.

По возвращении Витя, посмотрев камеру, сразу узнал своих бывших дружков, и они с Таней и родителями подали в полицию заявление о краже, предоставили видео, и дружков взяли в наркопритоне, застав за вводом в вену очередной дозы, всех посетителей и хозяина повязали, нашли кучу всяких принадлежностей для изготовления наркоты, и кучу денег, вернули Вите похищенную сумму, а тех ребят отправили на принудительное лечение.

Ну а что же Витя с Таней? Они окончили институт, потом поженились, дети пошли. Живут душа в душу по сей день, и своим детям, сыну и дочке, не навязывали стереотипов, что-де ты мальчик, а ты девочка, играй только своими игрушками и носи только то, что положено носить - этого не было! Причём навыки, полученные в детстве, когда они вместе играли в куклы, очень пригодились обоим новоиспечённым родителям!