Армуду, или... чай от Эхтирама

Татьяна Микулич
- Это тебе от Эхтирама, - вручая мне жестяную банку оригинальной формы, сказала Жаннета.
     На моих глазах тут же выступили слёзы, потому что уже более месяца, как муж моей подруги покинул этот мир от неизлечимой пока болезни.
     Пятидесяти пятилетний мужчина, ведущий здоровый образ жизни, занимающийся регулярно спортом, до последних дней не подозревающий о страшном диагнозе, надеялся на выздоровление, но никакие усилия родных и врачей не увенчались успехом. Чуда не случилось…
     Последние дни своей жизни Эхтирам провёл на земле своих предков, в родовом доме, в далёком Азербайджане, куда Жаннета с дочкой отвезли его, чтобы он смог ещё раз увидеться и попрощаться с многочисленными родственниками. 
     Эхтирам всегда отличался своим гостеприимством, радушием и желанием делать подарки. Вот и на этот раз, находясь уже на грани жизни и уходом из неё, он сказал жене, чтобы купила друзьям гостинцы. Для меня, любительницы чая и были куплены восточные сладости и ароматная чайная смесь, упакованная в красивую баночку.
- Это армуду? – разглядывая подарок и, стараясь отвлечь подругу от печальных мыслей и слёз, тут же хлынувших вместе с моими, спросила я.
- Да, армуду, – кивнула Жаннета.
     Банка действительно была выполнена в форме этого сосуда. Армуду – это удивительные,  тюльпанообразной формы, восточные стаканы для чая, в переводе с турецкого означающие «грушеподобный», так как по форме они, кроме тюльпана, на самом деле напоминают и грушу. (Но, на мой взгляд, цветок всё же романтичнее). Существует древняя легенда, согласно которой, армуды позаимствовали свою форму у тюльпана – прекрасного весеннего цветка, олицетворяющего в странах Востока совершенную любовь. Также известно, что восточные мужчины – большие  ценители женской красоты и любят эти оригинальные стаканчики за сходство с фигурой прекрасной девушки: расширенные верх и низ армуды плавно сужаются к середине, напоминая изящную талию восточной красавицы. (Здесь я, конечно, могу поспорить… у наших красавиц талии не менее изящные, и напоминают песочные часы…)
    Впервые я попробовала чай из этих стаканчиков, конечно же, в семье подруги. По правде сказать, пить чай из них необычно, но, в то же время, практично, потому что жидкость в нижней части остывает медленнее, чем вверху, тем самым, чай, во время разговоров в приятной компании, дольше остаётся горячим.

***
     Через несколько дней исполнится ровно год, как ушёл из жизни заботливый и любящий муж моей подруги, замечательный отец,  внимательный мужчина, прекрасный и добросердечный человек, гостеприимный хозяин и настоящий друг.
     Ещё не было дня, чтобы в нашей семье мы не вспомнили его добрым словом.  И каждый раз, когда я открываю кухонный шкафчик, где у меня хранятся разные сорта чая, я вижу «армуду» - последний подарок нашего друга. И снова в моих глазах появляются слёзы сожаления и печали… И тогда… я завариваю, и пью чай… от Эхтирама.
    
Коллаж автора.