Какой интеллект - такая архитектура

Татьяна Никитина 7
Долго живя в одном городе, многих знаешь в лицо. Вот ведёт на прогулку своего рыжего пса обычная, на первый взгляд, женщина в просто повязанном платочке - поэтесса Данута Бичель-Загнетова. Медленно бредёт мне навстречу в полной отрешённости, возможно, складывая в уме заковыристое четверостишие, поэт Юрка Голуб. Бежит вниз по уличному косогору, тщетно прикрываясь зонтом от дождя и ветра, семейная пара - артисты Валентина и Сергей Куриленко. Трясется рядом со мной в автобусе по-дачному одетая красавица и прима драмтеатра Елена Гайдулис. Мои современники, хорошо известные почти каждому гродненцу. Не исключено, что когда-нибудь таблички с их именами прикрепят к стенам домов, в которых они работали и жили. Если, конечно, к тому времени мы станем более благородными, благодарными и помнящими, чем сейчас.

А пока... Пока в Гродно не так много мемориальных досок, хотя людей, прославивших город своим творчеством или другими достижениями, не перечесть. На моё разумение, уже давно можно было установить памятную дощечку на доме, где выросла Ольга Корбут (находится он в самом центре, на площади Тизенгауза, рядом с горисполкомом), благодаря которой во всём мире узнали, что есть на свете такой город Гродно; на доме по Большой Троицкой, где долгие годы жил и писал свои самые знаменитые повести Василь Быков; а еще на старинной вилле в глубине улицы Ожешко (сейчас это один из корпусов университета), где в восемнадцатом веке жил изумительный архитектор Джузеппе Сакко, оставивший нашему городу немало прекрасных зданий и дворцов, иными из которых мы можем любоваться и восторгаться до сих пор.

Не мешало бы прикреплять более содержательные таблички и на зданиях с богатой историей и архитектурой - мол, не просто «охраняется государством», а кто построил, когда, что любопытного было в этом доме в разные времена. Представляете, как было бы здорово тогда гулять по городу? Никакого экскурсовода не надо! Ходи, читай и воображай, что происходило за этими окнами и стенами лет эдак триста назад...

А пока мало кто знает, что пивзавод, долгие годы дымивший над Неманом, размещается в бывшем дворце князей Огинских, который первоначально, три столетия назад принадлежал могущественному семейству Сапег. Если приглядеться, кое-какие архитектурные излишества на мрачных заводских корпусах ещё можно заметить. Да уж, эти кручи над Неманом словно созданы для дворцов, беседок и прогулочных аллей, но в конце девятнадцатого века в пору наступления капитализма их бездумно отдали промышленникам.

САККО И МЁЗЕР

Кто именно построил дворец магнатов Сапег, сказать сейчас трудно. Историки еще не докопались. Но доподлинно известно, что дворец для гродненского старосты Антония Тизенгауза на площади, носящей сегодня его имя (разрушен дворец немцами в 1915 году), как и королевскую резиденцию Станиславово, где сейчас расположены кабинеты и лаборатории аграрного университета, как и медицинскую академию (впоследствии дворец князей Четвертинских), которую ныне занимает военная прокуратура, как и дома ремесленников на улице Роскошь (современная улица Ожешко), один из которых чудом уцелел, - фантазировал, проектировал и строил архитектор Джузеппе Сакко. Итальянец, придворный архитектор Тизенгауза, он затем на протяжении двадцати лет был главным архитектором Великого княжества литовского. И заодно возглавлял школу гродненских строителей. Шла последняя четверть восемнадцатого века…

Дж. Сакко и его соотечественник И. Мёзер (полное имя историкам не известно) завершили комплексную круговую застройку площади перед дворцом Тизенгауза, возведя здесь овальное здание музыкального флигеля (оно на снимке), дворец вице-администратора и лесную администрацию. Все они сохранились до сих пор.

Еще двумя столетиями раньше свои штрихи в облик Гродно внёс итальянец Санти Гуччи. Известно, что его рук дело старейшая в республике синагога на Большой Троицкой - ХYI век, и дворец Бжостовских, перешедший позже к Сапегам, на нынешней площади Советской, здание это чаще называют Баторувка (считается, что здесь проводили первое в Европе вскрытие польского короля Стефана Батория).

На стыке девятнадцатого - двадцатого веков свои следы на улицах Гродно оставил инженер и архитектор Небольсин. По его чертежам возводились женская гимназия на Садовой (ныне корпус университета на Ожешко), здание былого окружного суда на углу Советской и Ожешко, до сей поры сохранившее на фасаде скульптурную лепнину, телефонно-телеграфная станция, тоже с архитектурными изысками, на углу Социалистической и Карбышева, которую занимает сейчас один из отделов милиции.

Имена этих архитекторов, которые стоят того, чтобы быть увековеченными на стенах своих детищ, я узнала совершенно случайно, из каталога исторических памятников Гродно, составленного историком Игорем Трусовым.

ДВОРЦЫ И ХРАМЫ

О, в этом перечне более четырехсот городских сооружений, имеющих в основном историческую, а порой и архитектурную ценность. Хотя считается, что в Гродно признаками высокого архитектурного достоинства обладают лишь религиозные храмы да случайно уцелевшие дворцы.

Но это действительно жемчужины древности: костёлы, монастыри, синагога, дворцы князей Массальских и Хрептовичей на улицах Замковой и Ожешко, дом вице-губернатора с колоннами, где частично размещается облисполком.

Листая каталог, я сделала для себя и другие открытия. Оказывается, лютеранская кирха на Академической улице, с красивым готическим шпилем, одно время совсем заброшенная и запущенная, когда-то была перестроена ... из трактира, который в конце восемнадцатого века гудел на Городнице (так называлась тогда окраина города, а сейчас это самый  центр). Какое удивительное превращение злачного места в богоугодное!

А на улице Городничанской (в недавнем прошлом Энгельса) в доме N25 располагалась в начале двадцатого столетия, кто бы мог подумать, конспиративная квартира царской охранки. Надо же, где тот царь и где Гродно?! Я специально сходила посмотреть, что же это за дом. Очень примитивный и неброский. Нижний этаж кирпичный, верхний - деревянный. И очень много дверей.
 
Гродненскую окружную лечебницу (её корпуса в советское время занимал погранотряд, а сейчас – технопарк, в просторечии Силиконовая долина) строили семнадцать лет. Десять губернаторов, включая Столыпина, сменилось за это время!

История особняка, который словно прячется за вековыми деревьями, возвышаясь над маленькой речкой Городничанкой в глубине улицы Ожешко, поразила меня особенно. Несмотря на то, что вилла вроде бы скрыта от взоров, пышная и яркая отделка стен проступает сквозь ветви, притягивая внимание. Это и есть бывшая частная резиденция Джузеппе Сакко. После именитого архитектора её занимала масонская ложа «Друзья человечества», потом - приказ общественного призрения (по-нашему, собес), сразу после Великой Отечественной войны - детский дом, потом туберкулёзный диспансер, сейчас это один из корпусов университета. Одно-единственное здание, а какие события, люди, драмы сменяли в его стенах друг друга!

СТАРУШКА КОЛОЖА

Древняя православная Коложская церковь - единственный исторический памятник в Гродно, которому присвоена нулевая категория ценности. То есть Коложа бесценна.

Это самое старое из сохранившихся в городе зданий. Двенадцатый век. Примечательно оно не архитектурой - церковь сложена из валунов и украшена цветной майоликой, но это далеко не Собор Парижской богоматери, построенный в те же годы. Однако какое чудо, что она сохранилась, пусть и в полуразрушенном виде! Ничто больше не устояло в Гродно с тех незапамятных времен - выходит, есть какая-то сила в почитании Всевышнего и мольбах к нему?..

Молебны и службы продолжаются здесь и сейчас. Место, на котором воздвигнута церковь, считается энергетически очень сильным. Название её пошло от деревеньки у подножия холма - Колоша. Архитектуру православной церкви приписывают зодчему Петру Милонегу. Четыре века маленький храм стоял незыблемо, пока вышедший из берегов Неман не подмыл гору и не обрушил часть фундамента вместе с каменной стеной. Начиная с 1905 года церковь пытались спасти, но смогли лишь законсервировать, заменив рухнувшую половину деревянной.

ТРУЩОБЫ
            
- Какой интеллект, такая и архитектура! - высказался как-то главный архитектор области Анатолий Пархута. Самокритично. Гродненцы и вправду в толк не возьмут, почему, имея большую команду образованных архитекторов, город не может ничем особенно похвастать, кроме старины?

Ледовым дворцом? Но кроме тщательной отделки фойе и оригинального стеклянного козырька над входом там никакой архитектуры-то и нет. Это целиком техническое сооружение. Гродненский драмтеатр проектировали россияне, и до сих пор его формы вызывают споры, хотя к очертаниям белокаменного трапециевидного здания уже привыкли – оно даже стало визиткой города.
 
Правда, есть удачный пример застройки (на деньги Германии) военного городка Россь, за проект которого гродненские архитекторы наряду с минскими коллегами получили Государственную премию. Вот где наши оттянулись! Причем всё, что они придумали, было исполнено тютелька в тютельку. Небывалый случай! Впрочем, архитектурные навороты прижимистыми немцами предусмотрены не были, но городок получился очень пристойный и симпатичный, став своеобразной лабораторией белорусских архитекторов.

А ведь в центре Гродно еще столько захолустий, которые бы можно застроить такими именно кварталами из трех-, четырехэтажных домов, как в Росси. Сколько еще в исторической части города улочек, застроенных деревянными особняками (когда-то частными, а потом приспособленными под коммунальные квартиры), которые пережили две мировые войны и давно исчерпали свой эксплуатационный ресурс. Но крупным строительным фирмам больше нравится отвоёвывать у села земли за городом, тянуть туда дорогущие коммуникации и клепать спальные районы из всё более высоченных домов. Вместо того чтобы привести в порядок, избавить от рухляди и деревянных хибар  сердцевину города, возводя на месте старья удобные для жизни дома на пятнадцать - двадцать квартир и не разрушая таким образом веками сложившийся уютный уклад Гродно и его живописные ландшафты.
 
Один из принципов архитектуры, по признанию самих архитекторов, рациональность размещения объектов. Но разве не рационально заменить доживающие свой век деревянные кварталы Гродно кирпичными? Захудалый домишко с огородом и садом в историческом центре - не слишком ли расточительное для густонаселенного города использование земли?

САМ СЕБЕ АРХИТЕКТОР

Если не считать реставрируемых зданий на центральных улицах города, которым пытаются вернуть былой колорит, да коттеджей, где каждый хозяин сам себе архитектор, большой и впечатляющей эстетики в современных новостройках не наблюдается.

В бывший монастырский дворик, прилегающий к Фарному костелу, любо-дорого заглянуть. Лет десять длилось возрождение окружающего его и замкнутого, как крепость, здания. Поначалу богатый колхоз силился переоборудовать былые кельи под гостиницу. Не вышло. Теперь в чистеньких, по-европейски ухоженных и унизанных цветами галереях разместились благотворительная организация «Каритас», редакция польскоязычной газеты и польской телевизионной программы. При горячем желании так могли бы выглядеть многие гродненские дворики.

Но вот где настоящий полигон современной архитектуры, так это в развернувшемся на окраинах города строительстве коттеджей. Каких только стилей здесь нет! От ампира до модерна. Индивидуальные застройщики откровенно состязаются друг с другом в сложности форм, вычурности деталей, пышности отделки. Практически нет ни одного особняка, который бы копировал другой. Кто украшает дом башенкой, кто - арками, кто - колоннами. Где-то просто загляденье, где-то смешно. Но это всё народное творчество. А что же официальная архитектура?

ПРОЖЕКТЫ

У неё тоже есть кое-какие задумки. Советская площадь, сильно изменившаяся после недавней перепланировки и благоустройства, с тремя скверами вокруг неё – огромное пространство, которое теперь принадлежит только пешеходам. Когда-то давно, до последней войны большую её часть занимал целый квартал зданий, тянувшийся от Ратуши и дворца Радзивиллов до моста через Неман. Во время реконструкции площади ковши экскаваторов наткнулись на старинные фундаменты. Их решили не тревожить и оставить в земле, для потомков – вдруг когда-нибудь восстановят возвышавшиеся на них здания? Возможно, со временем город возродит и Фару Витовта, красивый костёл из красного кирпича, разрушенный более 50 лет назад.

Еще одна задумка: придать более эстетичный и колоритный вид городской панораме на левом, на удивление высоком, берегу Немана. И надстроить мансарды в стиле «ретро» над послевоенными пятиэтажками, что тянутся вдоль улиц Мира и Дарвина.

Своим появлением на карте наш город обязан Неману. Не будь бурливой полноводной реки, кто бы облюбовал кручу над ней для своей крепости? Четыре моста соединяют берега Немана в черте города. Жаль, что нет среди них чисто пешеходного. А ведь город, если бы захотел, вполне мог позволить себе что-то наподобие Карлова моста в Праге, где художники и ремесленники торгуют своими работами, а гуляющая публика наслаждается прохладой и свежестью реки. Что мост! В городе фонтанов не больше, чем пальцев на руке. И это при том, что воды в Немане хоть отбавляй!

Главные архитекторы Гродно меняются чаще, чем мэры или губернаторы. Примерно каждые два года. Может быть, эта чехарда мешает им постичь образ города во всей совокупности, найти самые удручающие места и придумать для них адекватный дизайн, который бы радовал глаз и сегодняшних горожан, и потомков. Говорят, архитектура держится на трех китах: пользе, прочности и красоте. Но согласитесь, что больше всего впечатляет нас именно красота.

Музыкальный флигель на пл.Тизенгауза. Фото автора.