Из цикла- портреты- Знаменитый гасконец

Александр Землинский
Знаменитый гасконец

В 1765 году Российская императрица Екатерина II писала через своего парижского корреспондента Мельхиора Гримма французскому просветителю Д’Аламберу по случаю составления некого труда: «В нём вы увидите, как для пользы моей империи я обобрала президента Монтескье, не называя его имени. Надеюсь, что, если с того света он увидел бы меня работающую, он простил бы мне этот плагиат во имя блага двадцати миллионов человек, которое должно от того последовать. Он слишком любил человечество, чтобы обижаться на меня, его книга стала моим молитвенником. Вот, сударь, пример судьбы, которые переживают книги гениальных людей – они служат благополучию рода человеческого».
Кто же этот необычный человек, получивший такую высокую оценку своего труда самой императрицы?

Шарль Луи Секонда борон де Ла-Бред и де Монтескье родился 18января 1689года в Бреде, недалеко от Бордо.
Предки Шарля были независимыми людьми, не стремились ко двору короля и вели трудовую жизнь в своих поместьях. Отец его, выгодно женившись, унаследовал замок Ла-Бред. Будучи просвещённым человеком, он был убеждён, что должен быть среди крестьян, что Бог призвал его трудиться на земле и вести хозяйство. Мать Шарля происходила из английского рода, который осел во Франции после столетний войны. При крещении новорождённого, свидетелями были простые крестьяне.
В семь лет у Шарля умирает мать. Всё заботы о сыне берёт отец. В десятилетнем возрасте Шарля определяют в колледж при монастыре, где давали скорее образование светское, нежели религиозное. Он часто потом вспоминал, что именно здесь прекрасно изучал классическую литературу и философию. И, конечно, первые пробуждения скептического отношения к христианским догматам он познал в колледже.
В 1705 году после пятилетнего пребывания в колледже Шарль вернулся в замок, где начал самостоятельно изучать юриспруденцию. Видимо семья решила, что после смерти дяди, должность президента парламента Бордо по наследству перейдёт к нему.
 Усвоение права в это время было весьма трудным. Но Шарль по собственному плану, составленному заранее, смог не потеряться в лавине материала, усвоить его, особенно многочисленные комментарии к параграфам права.
После смерти отца в 1713 году, дядя Шарля постарался женить его на девушке с хорошим приданым и определить на службу в Парламенте. Невеста имела наследство до ста тысяч ливров и права на родовое имение отца – Клерак. И в 1715 году брак состоялся. Женитьба не обременяла Шарля, и когда умер дядя, он получил по наследству титул борона и имя Монтескье, видное положение Президента парламента и определённую свободу действий. Больше времени он проводил в Бордонской академии, куда был избран. Здесь он занимался последовательно всеми науками, представив множество рефератов. Его рефераты весьма остроумны, изобретательны, полны парадоксов и гипотез, хотя в научном отношении малоценны. Однако всё это показывало его поиски своей темы, своего предмета исследования.

В 1721 году родилась сенсация! В Голландии, под вымышленной фамилией, вышла книга, попавшая сразу в разряд запрещённых: «Персидские письма». Но очень скоро подлинное имя автора стало известно широкой публике – Шарль Монтескье. Да и книга, игнорируя запрет, регулярно переиздавалась. Автор вложил в уста своих героев дерзкую критику политического состояния жизни Франции. Эпистолярная форма повествования от лица двух вымышленных героев Узбека и Рики, путешествующих по Европе, позволила от первого лица говорить автору о многом. О саркастической оценке Людовика XIV, обсуждении придворных нравов, о католической церкви с её ортодоксальными нравами, о преследовании инакомыслия. Именно это обеспечило Шарлю восторженный приём в светских салонах. Персы, наряженные персоналии, созданы для критики французских законов и образа жизни. Некоторые представители придворных кругов были в восторге от этой книги, даже кардинал Дюбуа.
Этот литературный триумф позвал автора в Париж. Там он добился с помощью влиятельных друзей избрания в Парижскую академию. В это время выходят две его работы, написанные в классическом стиле, где действуют греческие боги, прозрачно напоминающие кавалеров и дам королевского двора. О нём снова заговорили. Но его мечтой было написать работу о политико-правовом установлении, материалы к которой собирал давно. Трактат «О духе законов» стал целью его жизни. Для выполнения его Шарль предпринял трёхлетнее путешествие по Европе: Австрия, Венгрия, Италия, города Неаполь, Пиза, Генуя, Флоренция, Рим. В Риме он беседует на многие темы с папой Бенедиктом XII. Беседа так понравилась папе, что он в виде особой милости разрешил Шарлю и его семье не соблюдать постов в течении всей жизни! На следующий день ему доставили папскую буллу об освобождении от постов и разорительный счёт за неё. Остроумный француз вернул буллу и счёт и сказал, что верит папе, как честному человеку, и что ему достаточно его папского слова.

Путешествие продолжилось: Германия, Голландия, Люксембург, Англия. Везде его встречали как члена Парижской академии. И всюду он подмечал своим чутким и прозорливым умом особенности политической жизни этих стран.
В конце октября 1748 года в Женеве выходит первый тираж двухтомника «О духе законов» и хотя книга была запрещена, она в короткий срок появилась в Париже и Лондоне и была буквально расхвачена. Любопытно, что даже при дворе эту книгу встретили с интересом. Сам Дофин, наследник Людовика XV заинтересовался размышлениями автора.
И опять. Чем поразила книга читателей? Стилем. Автор предлагал интересные и разнообразные прогулки по странам и эпохам. Определив, что форма правления в стране зависит во многом не от воли законодателя, а от своеобразия государства, его размеров, географии, климата, от религии и нравов народа. Эти законы формируют политические свободы, заключающиеся в том, что каждый имеет право делать всё, что дозволено законом.
«Чтобы понять форму общественного развития общества, следует знать то законодательство, которое существует в данном обществе».
«Важны условия географической среды! Общество – это цельная формация, объединённая рядом факторов, этим определяется дух народов».
«Каждой социальной структуре соответствует человеческая страсть. Для республики – добродетель, для монархии – честь, для деспотии – страх».
Главная часть учения Шарля Монтескье – разделенье властей.

Последние годы жизни Шарль Монтескье провёл в своём замке. Его основной труд жизни «О духе законов» завоёвывал всё больше и больше почитателей. В замок приходили множество паломников для беседы с ним или просто увидеть его. Часто они заставали Шарля Монтескье в простой деревенской одежде, с лопатой, возвращающегося с виноградника после работы. Виноградники были единственным его материальным обеспечением и доходом.
В 1754 году Монтескье поехал в Париж, узнав, что арестован профессор Ла Бомель, который открыто, одним из первых, выступил в защиту автора «О духе законов». Он поехал спасать его от Бастилии. Его энергичные хлопоты, и помощь высокопоставленных друзей спасли узника, и Ла Бомель был освобождён. Но! Шарль Монтескье в Париже простудился и в феврале 1755 года умер. Погребение было скромным. Его похоронили в склепе Св. Сюльпиции. Во времена революционных событий в Париже, склеп был разрушен, и могилы не сохранилось.
Таков был этот гасконец – галантный и добрый, участливый и немного смешной, прекрасный собеседник и наблюдатель, путешественник и рачительный хозяин, а главное, мудрец, опередивший свой век, прозорливый мыслитель, любивший всё человечество.
В 1767 году, два года спустя после написания письма Д’Аламберу, российская императрица Екатерина II издала свой «Наказ комиссии по составлению Уложения», ставший важнейшим российским политическим и законодательным актом того времени. Документ этот включал множество источников. Из 526 его статей – 245 статей содержали прямые цитаты из Монтескье.
13.10.2014.