За границу в первый раз

Ирина Романова 5
За  границу  в  первый  раз.

Было  это  в  лохматом  двадцатом  веке  еще  в  той  стране,  СССР.
Границу  с  Финляндией  открыли  в  1988  году.
До  этого  граница  была  «на  замке»  и  плотный  «железный  занавес»  не  позволял  даже  мухе  пролететь  за  кордон. .
В  бывший  финский  городок  ломанулись  бывшие  его  жители. 
Пожилые  туристы  приезжали  на  выходные,  посещали  некогда  родные  дома,  хутора,  развалины,  пепелища,  заросшие  деревьями  и,  потрясенные  увиденным,  уезжали.
Этого  дня  они  ждали  долгих  сорок  пять  лет.

На  весь  городок  была  всего  одна  гостиница  и  один  приличный  ресторан. 
Руководство  города  нашло  единственный  выход - частный  сектор.
Жители  городка  потеснились  и  начали  принимать  гостей,  их  тут  же  у  автобуса  разбирали  по  квартирам,  а  финны  везли  с  собой  кофе,  подарки,  одежду  и  все  были  довольны.

На  несколько  лет  горожане  были  обеспечены  иностранными  квартирантами  и  существенной  прибавкой  к  бюджету. 
Ну  и  само  собой - начались  знакомства  со  всеми  вытекающими  последствиями.

Массово  первые  иностранцы  появились  в  нашем  закрытом  городе,  когда  проводился  песенный  фестиваль  «Миры  встречаются».
И  вот  «миры»  встретились. 
На  два-три  дня  город  заполонили  гости  фестиваля,  и  жители  даже  впервые  увидели  африканцев  шоколадного  цвета.  Такого  праздника  здесь  не  случалось  десятилетия. 
Закрытый  городок,  куда  без  пропуска  и  приехать  было  нельзя,  встряхнулся  от  спячки  и  забурлил  новой  жизнью. 
В  парке,  который  благоустроили  на  скорую  руку,  яблоку  негде  упасть. 
Новая  сцена,  наспех  сколоченные  лавки,  певческие  коллективы  со  всех  городов  и  весей  нерушимого  союза  и  ведущая  праздника – звезда  советского  кинематографа  молодая  Татьяна  Догилева. 
Гости  вытоптали  все  газоны  и  насаждения,  попили,  попели  и  разъехались.
Но  туристический  бум  начался.
Откуда  ни  возьмись  появились  путаны  и  мажоры-  до  сель  невиданное  явление.
Работы  хватало  всем.

А  советские  люди  этого  приграничного  городка  все  никак   не  могли  нанести  ответные  визиты  в  соседнюю  страну. 
Границу  открыли,  но  пока  всё  было  в  одностороннем  порядке.
И  вдруг  в  1989  году  прошла  новость,  что  местное  турбюро  организует  группу  в  Финляндию.
Каким-то  чудом  через  знакомых  в  ней  оказалась  и  я. 
Все  процедуры  по  получению  первого  загранпаспорта  прошли  успешно,  поездка  должна  состояться  ближе  к  осени,  в  конце  августа. 
Началась  подготовка  к  первому  вояжу  за  кордон.
По  слухам - там  дорогое  спиртное,  можно  провести  водку  и  шампанское,  сигареты  тоже  можно  продать  выгодно.  Ну  и  сувениры  на  подарки. 
Это  всё  предстояло  закупить – в  стране  всеобщего  дефицита  не  всё  лежало  в  свободном  доступе.

И  вот  этот  день  настал.  Группа  советских  туристов,  загруженная  сумками  и  чемоданами, собралась  у  турбюро.  Подошел  раздолбанный  автобус  и  все  заняли  свои  места.
До  границы  всего  час  езды.  Дорога  местами  отсутствовала,  час  растянулся  на  три.
Впереди  ряды  колючей  проволоки,  между  ними  следовая  полоса,  вагончик  и  шлагбаум.  И  военные  в  пограничной  форме. 
Пограничники  собрали  для  отметки  наши  паспорта,  посчитали  всех  по  головам,  дальше  ехать  нельзя.  Берем  вещи  и  пешком  проходим  нейтральную  полосу. 
На  языке  крутится  известная  песня  о  цветах  необычайной  красоты  на  той  самой  полосе.

И  вот  мы  все  впервые  за  границей  нашей  советской  родины.
Нас  встречает  гид,  каждому  вручает  конверт  с  финскими  марками  и  по  синему  цветочку.  Финские  пограничники  проверяют  паспорта,  содержимое  наших  сумок  их  не  интересует  и  наша  группа  размещается  в  комфортабельном  автобусе. 
Дорога  отличная,  красивые  цветные  домики,  ухоженные  дворики - всё  кажется  нереальным  после  советской  разрухи.
Впереди  три  дня  в  Jоensuu,  что  в  переводе  означает  «устье  реки»,  на  каждый  день  культурная  программа,  свободное  время  и  походы  по  магазинам.
У  меня  уже  есть  знакомые  в  этом  городе,  и  мы  договорились  о  встрече.
А  пока  мы  едем  и  любуемся  пейзажами  за  окном.
Так  вот  ты  какая,  заграница.
Цивилизация!
И  совсем  рядом.
Кто  бы  мог  подумать. 
Ведь  всю  сознательную  жизнь  мы  жалели  несчастных  финских  рабочих  и  ненавидели  капиталистов.

Место  нашего  пребывания  расположено  почти  в  центре  города,  это  не  отель,  а  общежитие  студентов,  они  сейчас  на  каникулах  и  помещение  свободно.
Группа  размещается,  в  комнатах  есть  всё  необходимое -  душ,  холодильник. 
Всё  чисто  и  удобно.  Даже  не  верится,  что  так  живут  студенты.

Вечером  нас  везут  на  природу,  на  берегу  озера  танцплощадка,  сауны,  беседки,
а  в  огромном  котле  варится  уха - это  наш  ужин. 
Финны  уже  навеселе,  они  поняли,  что  у  нас  есть  спиртное  и  уже  через  несколько  минут  мы  обмениваем  водку  на  валюту.  От  обилия  марок  пухнут  карманы,  настроение  бодрое.  Я  гуляю  по  берегу  и  вдруг  натыкаюсь  на  небольшую  толпу. 
Вижу  толстый  брус,  мужиков  с  молотками  и  понимаю,  что  попала  на  конкурс  местного  значения  по  забиванию  гвоздей.
Я  стою  в  сторонке  и  наблюдаю,  как  они  «мажут»-  толи  пьяные,  толи  и  правда,  не  умеют.
Подхожу  ближе,  прошу  молоток - я  одна  среди  них - слабая  и  хрупкая  женщина,  не  промазав  ни  разу,  забила  все  гвозди  и  вижу  боковым  зрением -  финские  мужики  молча  расступились  и  смотрят  на  меня,  как  на  чудо. 
Я  выиграла  этот  конкурс!
А  потом  было  награждение –  и  под  бурные  овации  пьяной  толпы  я  получила  главный  приз - напольные  весы – диковинка  в  СССР.

Второй  день  заполнен  поездкой  в  финскую  библиотеку,  школу,  на  поле  для  гольфа  и  клубничную  плантацию.  Клубничный  сезон  уже  закончился,  но  на  кустах  полно  спелых  ягод,  хозяин  разрешает  нам  сделать  набег  и  собрать  в  рот  остатки  лета. 
Наедаемся  до  отвала,  благодарим  доброго  финна  и  идем  на  гольф. 
Тут  нам  показывают  мастер-класс,  потом  я  беру  клюшечку  в  руку  и  думаю -  как  сейчас  махну,  да  как  полетит  мой  мячик  далеко - далеко.
Но  это  только  на  вид  так  просто. 
Ничего  у  меня  не  вышло.
По  мячу  я  попала,  но  откатился  он  метра  на  три. 
Не  поняла  я  эту  буржуйскую  игру.

Вечером  встречаюсь  со  своими  знакомыми  финками  и  мы  идем  в  ресторан. 
Одна  из  них  владеет  русским,  они  обе  учительницы  и  уже  были  в  нашем  городе. 
И  мы  ходили  в  ресторан,  и  крепко  тогда  напились.
Мы  садимся  за  столик,  они  угощают.  Это  сейчас  я  понимаю,  во  сколько  им  обошлась  бутылка  вина  и  ужин  на  троих. 
Меня  приглашают  на  танец,  у  них  принято  танцевать  подряд  два  танца.
Всё  для  меня  в  эти  дни  впервые –  и  финский  ресторан,  и  такие  правила. 
Но  я  не  подаю  вида,  я  ведь  тоже  родилась  в  финском  городе.
Но  на  той  стороне.

Утром  мои  финки  встречают  меня,  везут  к  себе  в  гости,  угощают  чаем  с  пирожками  и  отдают  кучу  детской  одежды.  Загрузились  и  поехали  по  магазинам.
Накануне  я  шла  мимо  витрин  и  уже  отметила  для  себя,  что  хочу  кофеварку. 
И  еще  много  чего.
Мои  добрые  знакомые  дают  мне  по  сто  марок  на  подарки,  извиняясь,  что  больше  не  могут.  Да  я  и  этого  не  ожидала.
Сегодня  у  нас  свободная  программа.  После  магазинов  мы  гуляем  по  центру,  я  любуюсь  чистотой  и  красотой  города,  он  утопает  в  цветах  и  зелени.

Встречаю  на  улице  двух  девушек  из  нашей  группы.  Они  выглядят  растерянными,  глаза  красные.  Спрашиваю,  что  случилось.  Ничего  особенного. 
Просто  они  в  шоке  от  увиденного,  от  обилия  продуктов  и  одежды  в  магазинах. 
Они  настроены  найти  любого  финского  мужика,  выйти  замуж  и  уехать  из  СССР. 
(Я  думаю,  что  они  так  и  сделали  и  давно  живут  в  Финляндии,  но  тогда  я  смотрела  на  них  удивленно,  в  том  далеком  году  у  меня  и  в  мыслях  не  было  покинуть  СССР.)

Наше  пребывание  в  этом  чудесном  городке  в  устье  реки  подходит  к  концу.
Мы  подъезжаем  к  нашему  автобусу  и  выгружаем  мои  покупки. 
Соотечественники  смотрят  на  меня  с  нескрываемой  завистью - у  меня  полная  машина  мешков. 
Обнимаемся  на  прощание  с  моими  финками,  как  родные,  приглашаю  их  гости.

На  обратном  пути  водитель  автобуса  приготовил  нам  приятный  сюрприз.
Он  сообщил,  что  его  жена  собрала  всей  нашей  группе  подарки. 
Она  хозяйка  салона  красоты  и  всем  женщинам  нашей  группы  достаются  наборы  косметики.
Водитель  просит  меня  раздать  подарки,  я  вручаю  всем  красивые  коробочки  и  думаю  про  себя – вот  косметика  закончится,  а  что  на  память?
Я  не  взяла  себе  косметику.  Не  повелась  на  красивую  коробочку.
Мне  достался  деревянный  комнатный  термометр  в  виде  контура  Финляндии.
Он  и  сейчас  висит  у  меня  на  стене,  напоминая  о  той  первой  поездке.

По  возвращению  всей  группе  приказали  вернуть  загранпаспорта  в  турбюро.
Но  я  не  стала  это  делать,  да  и  с  какой  стати.
В  1990  году  я  снова  поехала  в  соседнюю  страну  Суоми.
Но  это  уже  другая  история.



18.04.2017
Хельсинки.