Социализм как система. Введение, ч. 2

Юный Ленинец
СОЦИАЛИЗМ КАК СИСТЕМА или ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ "СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ПАРАДОКСОВ"

2. ВВЕДЕНИЕ

2.2 ИСКУССТВЕННАЯ ИЛИ ЕСТЕСТВЕННАЯ?

Все рассуждения предыдущего подраздела строились на предположении, что человеческое общество является, подобно кристаллу, не просто системой, а системой ЕСТЕСТВЕННОЙ. То есть, такой системой, ВСЕ свойства которой определяются ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО свойствами ее элементов и окружающей среды. Действительно, если есть налицо элементы будущей системы и внешняя среда, необходимая для их физического существования, то всё остальное "силы притяжения", действующие между элементами,  сделают сами, ЕСТЕСТВЕННЫМ путем, БЕЗ помощи какой бы то ни было "руководящей и направляющей силы общества" (кто не знает, в советские времена это был официальный эпитет КПСС). Заметим в этой связи: то, что окружающая человеческое общество среда является частично искусственной, само по себе еще НЕ ДЕЛАЕТ искусственным и общество, поскольку возникновение такой среды было ПРЕДОПРЕДЕЛЕНО естественными, "врожденными" свойствами его элементов, т.е. людей. Конкретно, речь идет о ДВУХ специфических свойствах первичных элементов общественных систем. Это, во-первых, отмеченное в предыдущем подразделе стремление людей к максимальной личной свободе и, во-вторых, их СПОСОБНОСТЬ К ТВОРЧЕСКОМУ СОЗИДАНИЮ, без которой был бы невозможен научно-технический прогресс. Очевидно, что человеческое общество на протяжении почти всей своей истории развивалось (в полном согласии с марксистской теорией общественного развития) естественным путем, "стихийно", без какого-либо заранее разработанного плана. Занятно, кстати, что многие идеологи капитализма, авторы т.н. технологических теорий развития общества, фактически положили в их основу всё тот же "естественный" марксистский «закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил». Притом, что некоторые из них (например, небезызвестные У. Ростоу и З. Бжезинский) зарекомендовали себя как ярые антикоммунисты и антисоветчики.

Однако уже сам термин «СТРОИТЕЛЬСТВО социализма» предполагает, что кто-то должен еще ДО начала его строительства СОЗНАТЕЛЬНО разработать ПРОЕКТ социалистического общественного устройства, а также ПЛАН воплощения этого проекта в реальность. Поэтому логично признать социализм ИСКУССТВЕННОЙ, а не естественной системой. Причем, если исходить из предположения, что возникновение социализма как искусственной системы ВОЗМОЖНО, то надо также признать, что социализму свойственно САМОсознание, которого НЕ БЫЛО у всех предыдущих общественных систем.  Именно наличие самосознания дает возможность социализму не только возникнуть, но и развиваться дальше уже не под "СТИХИЙНЫМ" воздействием марксистского «закона соответствия», а в результате СОЗНАТЕЛЬНОГО следования "искусственному" принципу «от каждого – по способностям, каждому – по труду».

То, что такой переход общества с "естественного" на "искусственный" путь развития должен резко УСКОРИТЬ общественный прогресс, понимаемый как возрастание суммы личных свобод, едва ли не самоочевидно. Действительно, возможность для каждого трудиться «по способностям», т.е. с полной отдачей, служит необходимым условием достижения максимальной возможной на данный момент суммы личных свобод, а неуклонное соблюдение обществом (государством) принципа «каждому – по труду» дает каждому стимул трудиться «по способностям», чтобы обеспечить лично СЕБЕ максимальную свободу.

Отметим также, что полная, «по способностям», реализация созидательного потенциала общества возможна лишь при столь же полной и СТАБИЛЬНОЙ гармонии между «производительными силами» и «производственными отношениями». Другими словами, ПОДЛИННЫЙ социализм предполагает наличие постоянно действующего механизма "тонкой подстройки" структуры общества под его непрерывно растущие «производительные силы». Наличие такого механизма, "отключающего" принцип Ле Шателье-Брауна для общественных систем, сделает в будущем невозможными и ненужными социальные революции как "естественное" средство очередного слома и насильственной переделки консервативной структуры общества ради очередного приведения ее в соответствие с постоянно "убегающими вперед" «производительными силами». И, таким образом, сбудется известное "пророчество" Энгельса:

«Общественные силы, подобно силам природы, действуют слепо, насильственно, разрушительно, пока мы не познали их и не считаемся с ними. Но раз мы познали их, поняли их действие, направление и влияние, то только от нас самих зависит подчинять их все более и более нашей воле и с их помощью достигать наших целей».

А пока что приходится лишь констатировать, что, судя по данному высказыванию Энгельса, общественный строй, имевший место в СССР, социалистическим НЕ БЫЛ. Ибо с ПОДЛИННЫМ социализмом, как должно быть ясно из вышеизложенного, по определению НЕ МОГЛО случиться того, что случилось в августе 1991 года.