СОЦИАЛИЗМ КАК СИСТЕМА или ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ "СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ПАРАДОКСОВ"
2. ВВЕДЕНИЕ
2.2 ИСКУССТВЕННАЯ ИЛИ ЕСТЕСТВЕННАЯ?
Все рассуждения предыдущего подраздела строились на предположении, что человеческое общество является, подобно кристаллу, не просто системой, а системой ЕСТЕСТВЕННОЙ. То есть, такой системой, ВСЕ свойства которой определяются ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО свойствами ее элементов и окружающей среды. Действительно, если есть налицо элементы будущей системы и внешняя среда, необходимая для их физического существования, то всё остальное "силы притяжения", действующие между элементами, сделают сами, ЕСТЕСТВЕННЫМ путем, БЕЗ помощи какой бы то ни было "руководящей и направляющей силы общества" (кто не знает, в советские времена это был официальный эпитет КПСС). Заметим в этой связи: то, что окружающая человеческое общество среда является частично искусственной, само по себе еще НЕ ДЕЛАЕТ искусственным и общество, поскольку возникновение такой среды было ПРЕДОПРЕДЕЛЕНО естественными, "врожденными" свойствами его элементов, т.е. людей. Конкретно, речь идет о ДВУХ специфических свойствах первичных элементов общественных систем. Это, во-первых, отмеченное в предыдущем подразделе стремление людей к максимальной личной свободе и, во-вторых, их СПОСОБНОСТЬ К ТВОРЧЕСКОМУ СОЗИДАНИЮ, без которой был бы невозможен научно-технический прогресс. Очевидно, что человеческое общество на протяжении почти всей своей истории развивалось (в полном согласии с марксистской теорией общественного развития) естественным путем, "стихийно", без какого-либо заранее разработанного плана. Занятно, кстати, что многие идеологи капитализма, авторы т.н. технологических теорий развития общества, фактически положили в их основу всё тот же "естественный" марксистский «закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил». Притом, что некоторые из них (например, небезызвестные У. Ростоу и З. Бжезинский) зарекомендовали себя как ярые антикоммунисты и антисоветчики.
Однако уже сам термин «СТРОИТЕЛЬСТВО социализма» предполагает, что кто-то должен еще ДО начала его строительства СОЗНАТЕЛЬНО разработать ПРОЕКТ социалистического общественного устройства, а также ПЛАН воплощения этого проекта в реальность. Поэтому логично признать социализм ИСКУССТВЕННОЙ, а не естественной системой. Причем, если исходить из предположения, что возникновение социализма как искусственной системы ВОЗМОЖНО, то надо также признать, что социализму свойственно САМОсознание, которого НЕ БЫЛО у всех предыдущих общественных систем. Именно наличие самосознания дает возможность социализму не только возникнуть, но и развиваться дальше уже не под "СТИХИЙНЫМ" воздействием марксистского «закона соответствия», а в результате СОЗНАТЕЛЬНОГО следования "искусственному" принципу «от каждого – по способностям, каждому – по труду».
То, что такой переход общества с "естественного" на "искусственный" путь развития должен резко УСКОРИТЬ общественный прогресс, понимаемый как возрастание суммы личных свобод, едва ли не самоочевидно. Действительно, возможность для каждого трудиться «по способностям», т.е. с полной отдачей, служит необходимым условием достижения максимальной возможной на данный момент суммы личных свобод, а неуклонное соблюдение обществом (государством) принципа «каждому – по труду» дает каждому стимул трудиться «по способностям», чтобы обеспечить лично СЕБЕ максимальную свободу.
Отметим также, что полная, «по способностям», реализация созидательного потенциала общества возможна лишь при столь же полной и СТАБИЛЬНОЙ гармонии между «производительными силами» и «производственными отношениями». Другими словами, ПОДЛИННЫЙ социализм предполагает наличие постоянно действующего механизма "тонкой подстройки" структуры общества под его непрерывно растущие «производительные силы». Наличие такого механизма, "отключающего" принцип Ле Шателье-Брауна для общественных систем, сделает в будущем невозможными и ненужными социальные революции как "естественное" средство очередного слома и насильственной переделки консервативной структуры общества ради очередного приведения ее в соответствие с постоянно "убегающими вперед" «производительными силами». И, таким образом, сбудется известное "пророчество" Энгельса:
«Общественные силы, подобно силам природы, действуют слепо, насильственно, разрушительно, пока мы не познали их и не считаемся с ними. Но раз мы познали их, поняли их действие, направление и влияние, то только от нас самих зависит подчинять их все более и более нашей воле и с их помощью достигать наших целей».
А пока что приходится лишь констатировать, что, судя по данному высказыванию Энгельса, общественный строй, имевший место в СССР, социалистическим НЕ БЫЛ. Ибо с ПОДЛИННЫМ социализмом, как должно быть ясно из вышеизложенного, по определению НЕ МОГЛО случиться того, что случилось в августе 1991 года.