Глава 14. Судьба новаторов

Георгий Кончаков
   

          Новый директор, прибывший и удобно устроившийся с целой командой преданных ему единоверцев по рекомендации и назначению РОНО, от рождения не был либералом. Он с младенчества усвоил, что руководитель должен держать подчиненных в строгости и соблюдении предписанных правил. Начальника, в каком бы ведомстве он не служил, подчиненные могут недолюбливать, но должны бояться его принципиальной требовательности, не позволять себе разгильдяйства, быть безупречно исполнительными, преданными до подобострастия. У него вся команда была такая. Эти постулаты главный администратор школы намерен увековечить в сознании всего учительского коллектива, каждого его члена.


          Внешность в полной степени соответствовала мировоззрению директора-тирана. Если перечисленные качества признать за его философское основание. Стройный как тополь, высокий как корабельная сосна, твердый в своих убеждениях как столетний дуб, с орлиным взглядом, способным на любого смельчака нагнать страх, почувствовать свою беспомощность и ничтожность в присутствии блистательного  и бескомпромиссного начальника такого уровня и ранга. Выраженние лица было всегда строгим и сосредоточенным, скупая одобрительная улыбка редко доставалась испытывающим робость в его присутствии подчиненным.


          Он думает за всех, он за всех несет ему одному ведомую ответственность. Отсюда широта кругозора, всезнаемость, уникальная способность проникать в души подчиненных, видеть всю их мерзкую подноготную.


          Кому неведомо, что каждый рядовой работник, коих мы величественно привыкли называть тружениками, на самом деле злостные тунеядцы. Геннадий Андрианович, так по имени-отчеству величали директора, не сомневался, что школьные учителя, будучи людьми недалекими и интеллектуально неполноценными, иначе зачем им было идти работать в школу, только прикидываются, делают вид, что много и безупречно работают. Не умеют и не хотят работать. У них принцип один: поменьше работать, побольше получать. Только и умеют между собой жаловаться, что зарплаты маленькие, жить трудно.


          А сами и этой зарплаты не отрабатывают. Иначе откуда такое количество неуспевающих, зловредно портящих общую картину показателей школы. А качество знаний? За голову хватаешься, когда РОНО проводит контрольные работы по истории, географии и биологии. Про русский и математику и говорить не приходится. Плохо, из рук вон плохо работают учителя. Потому нужна твердая рука руководителя. Потому и  величают всех начальников руководителями. Это вам не руками водить. Крепко надо держать штурвал, строго выдерживая курс, чтобы достичь наивысших результатов в деле народного образования.


          Должен признаться, при всем сказанном, Геннадий Андрианович, был корректен в обращении, результат интеллигентного домашнего воспитания. Когда доводилось распекать за нерадивость и плохую работу, общепринятых бранных слов не произносил, допечь мог, сравнивая с известными литературными героями. Тут его многословия надолго хватало.


          Непременно придерживался правила, начинать всё вовремя, никогда не опаздывал. Опоздавшим на педсовет предлагал остаться за дверью. Не допускал  никаких исключений, снисхождений и поблажек. По первости. Познав крутой нрав директора, никто не осмеливался рисковать своей репутацией.


          Коллектив большой. Для верности на каждом педсовете пускался по рядам список учителей, в котором присутствующие должны поставить подпись. Для выявления отсутствующих и принятия надлежащих мер.


           Вот и на этот раз учителя заблаговременно занимали места в зале, где проводились такого уровня мероприятия. Историки оказались в числе первых, минут за двадцать до начала педсовета. Собравшиеся скромно сидели, перешептывались, переговаривались, кучкуясь небольшими группками.


Начало общему разговору положил, как это обычно случалось, Лев Авраамович:
- Насколько позволяет мне моё понимание, движение педагогов-новаторов без шума, по-тихому прихлопнули. Как поступают с мышью, позарившейся на бесплатный сыр. Педагогику сотрудничества без почестей захоронили.

- И начало этому положил Горбачев. Доверился мнению академиков педагогической науки. Заменил главного редактора «Учительской газеты» Матвеева на управляемого партийного функционера редактора «Комсомольской правды» Селезнева, - внес справку Аркадий Львович.

- Матвеев рано ушел из жизни. В 1989 году его не стало. Но после того, как оставил пост редактора «Учительской газеты», успел создать Творческий Союз Учителей СССР, - вставил своё слово молодой историк Анатолий Алексеевич.


          Так уж повелось в школе. Молодые специалисты приходят и уходят. Долго в школе не держатся. В таком огромном городе есть куда податься, где больше платят. Особенно стало хорошо с трудоустройством в рыночной России. Спрос в коммерческих структурах на молодых с высшим образованием велик. В школе оставались те, кто не котировался в коммерческих структурах, да стареющие зубры, которые без школы себя не мыслили.


- Не могу согласиться, что от педагогики сотрудничества отказались, - вступила в диалог завуч Татьяна Леонидовна, ни один десяток лет проработавшая в этой школе и пользующаяся заслуженным авторитетом, как писали в её характеристике. - В годовом плане школы мы непременно указываем в качестве главной и первоочередной задачи педагогику сотрудничества.


- О чем я и говорю, - с ударением на втором слоге не без раздражения возразил Лев Авраамович. - Осталась на бумаге. Бумага всё перетерпит. Подтверждение моего заявления служат громкоголосые разносы нерадивых оболтусов за ошибочки в диктанте, слышимые далеко за пределами кабинета Шороховой. Как вы обяжете её поверить в беспредельные возможности Лебедева и Хозеуса? Да простит меня Людмила Андреевна, что в качестве примера привожу её. Дань уважения к ейному опыту и стажу. Меня всегда восхищают женщины такого великолепного масштаба.


- Есть и другие свидетельства, - извлек из папки листик ученической тетрадочки историк  Анатолий Алексеевич. - Вот послушайте, что написала в ответе на предложенную мной анкету ученица: "От учителя я много не получила ответа. Мы учимся у неё, как при фашизме. У меня такое ощущение, что мы с ней не подружились. Её все боятся. Она требует много. Хочет, чтобы мы ее любили. За что? Да, я понимаю, что пишу просто глупость. Но я высказываю своё мнение. Пишу и мне хочется плакать, всё бросить. Учительница хочет завоевать внимание детей. А мне хочется прийти в класс и разорвать классный журнал, тетради и дневник.

Есть учителя, которые своей улыбкой, хорошим отношением завоевали внимание детей. Учительница, о которой я пишу, не может говорить спокойно. Из-за не принесенного дневника или тетради отправляет с урока домой. Ей наплевать, где они живут. И это всё происходит в нашей школе, которая считается одной из лучших в районе. В газете помещена фотография образцовых четырех учителей. На этой фотографии учительница, о которой я пишу. Мне стыдно за школу, глядя на эту фотографию".


Не берусь судить, много ли таких учителей в нашей школе. Достоверно одно. Не все учителя, речь идет не только о нашей школе, следуют в своей работе педагогике сотрудничества. Говорю о государственном уровне, о государственной поддержке и внедрении наработанного педагогами-новаторами.


- В условиях рынка, - уточнил Лев Авраамович, - сотрудничество делает доходным бизнесом. Сотрудничество стало иметь приятность не только с учениками, но, главным образом,  с их родителями. Теплые отношения получают экономическое выражение. Школьная оценка обретать стоимостный эквивалент в рублях либо долларах. Какой может быть дурак на голову, если не воспользуется упадшей с неба блистающей перспективой?


- Судьба новаторов не так уж плохо сложилась, - вставила свое слово психолог Людмила Николаевна.

- Взять хотя бы удачную карьеру Лысенковой Софьи Николаевны, - подала  голос учительница начальных классов, ветеран-одуванчик, как ее за глаза называли дети, Вера Прокофьевна. -  В 90-м году удостоена звания Народный учитель СССР, награждена медалью Ушинского, до конца жизни работала в школе.  Имеет множество учеников и последователей. В наше время учителя начальных классов используют методические приемы, разработанные Софьей Николаевной.


- При этом не стоит забывать, что пришлось пережить и претерпеть знаменитой учительнице, - обратилась  к присутствующим ещё одна учительница начальных классов Людмила Дмитриевна. - Взять хотя бы гневное письмо-обращение двадцати трёх заведующих РОНО в ЦК о вредных опытах учительницы Лысенковой. Сколько неприятностей натерпелась, пока признали и оставили в покое.


- Вот именно, оставили в покое. То же самое случилось и с остальными педагогами-новаторами, -  поддержал Аркадий Львович. - Амонашвили смог работать после вмешательства  ЦК Грузии.  В 1985 году стал членом-корреспондентом, в 1989 действительным членном Академии педнаук СССР. Это ли не признание? В 90-е годы заведовал кафедрой в Тбилисском педагогическом университете. Докторскую диссертацию защитил ещё в 1972 году. С 98-го года по настоящее время заведующий лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете. С 2001-го года руководит Международным центром Гуманной Педагогики.

Только педвузы и Министерство образования ничего не делают, чтобы наработки Амонашвили сделать достоянием студентов и учителей всей страны. Для этого профессорам-педагогам надо самим переучиваться. Кто станет обременять себя нелепостями чудаковатых энтузиастов? Пусть сами находят себе подобных.


- Не может пожаловаться на свою судьбу и Шаталов, - вступил в разговор физик Анатолий Давидович. - С 87-го года заведующий лабораторией в НИИ АПН СССР в Донецке. В 90-м году присвоено звание Народный учитель СССР, награжден медалью Крупской. На Украине - медалью Макаренко. Профессор Донецкого института социального образования. В 2000-м году в Москве открыта "Школа-студия Шаталова".
В 2007 году награжден российским орденом "Дружба народов".


- Успешно продолжал трудиться в нашем городе Евгений Николаевич Ильин. В опубликованных книгах в 90-е годы знакомил учителей-словесников со своим опытом преподавания литературы, - вставила свою реплику учительница литературы Галина Фёдоровна.


- После мудрого решения Горбачева сделать «Учительскую газету» органом ЦК КПСС, - пояснил Аркадий Львович, - руки ученых педагогов были развязаны. Никандров, на статью которого я в своё время ссылался, в 1990 стал академиком АПН СССР.

- Мало того, - продолжила высказывание коллеги психолог Людмила Николаевна, - не всем вероятно известно, что академик Никандров с 1997 по 2013 был президентом Российской академии образования, которая была создана после распада СССР.

- Как же, - вступила в разговор математик Вера Васильевна, недавняя выпускница педвуза, - наши профессора рекомендовали нам статьи президента Никандрова. Тем более, что он большую часть своей педагогической деятельности  провел в нашем Герценовском. Как сейчас помню, его высокую оценку работам Соловейчика, его вкладу в развитие образования в стране.


- Так это и есть тот Никандров, что критиковал статьи Соловейчика в «Учительской газете»? - обратился с вопросом историк Анатолий Алексеевич.

- Он самый. В свое время написал, - уточнил Аркадий Львович, - что статьи Соловейчика не идут на пользу народного образования, не помогают перестройке школы и педагогики. С его письма в "Учительскую газету" можно считать начало отсчета разгрома движения учителей-новаторов.

Тогда же пошла в рост карьера Никандрова, научного сотрудника Академии педнаук СССР. Став академиком заговорил иным языком. Почтительно перечисляет в своих ученых фолиантах имена учителей новаторов: Шаталова, Лысенкову, Волкова. Охотно цитирует Соловейчика.


Вы все неправы, - включился в разговор учитель физкультуры Юрий Петрович.- Никандров удостоен академика, а потом стал президентом РАО заслуженно. Так просто академика не дадут. И новаторам нечего на притеснения жаловаться. Доморощенные выскочки должны соблюдать субординацию, уважать ученых-теоретиков, кому обязана педагогика называться наукой.


- Так выходит в противостоянии с новаторами, - в недоумении спросила молоденькая литератор Светлана Викторовна, - академики одержали верх?



- Не совсем так, - начал пояснять Аркадий Львович. - Распад СССР стал большой трагедией. Но Россия никуда не делась. Русский народ в новых, необычных условиях продолжал своим трудом поддерживать жизнеспособность страны. В верхах бушевала буря, политики разных мастей и направлений вступили в борьбу. Все заверяли, что действуют в интересах народа, стараются спасти страну от падения в пропасть. Как не вспомнить попытку Явлинского пошутить: Ну, как там с экономикой? Достигла дна пропасти? - Нет. Всё ещё продолжаем падать.


- Движение новаторов, как я понимаю, - резюмировал неугомонный историк Анатолий Алексеевич, - было упразднено.

- В 1990 году министром образования РСФСР был избран Днепров, - продолжил Аркадий Львович.

- Личность достаточно всеми известная в самостийном движении новаторов, - не удержался от своих уточнений Лев Авраамович. - Еще в 1983-84 годах первым выступил с критикой проводимой тогда школьной реформы. Все центральные газеты печатали его статьи по реформаторским проблемам образования. Он стал головой творческого коллектива под немудреным названием "Школа", который разработал философию и практические основания современной школьной реформы, механизмы, как можно заполучить демократическую и гуманистическую школу. Концепцию приняли Всесоюзным съездом народного образования в 1988 году.


- Концепция взята за основу работы Министерства, которое возглавил ее автор Днепров, - успел вставить слово Аркадий Львович.


          Но тут инициатива опять перешла ко Льву Авраамовичу:
- Интересно будет знать неосведомленным, как проходили выборы министра впервые в истории страны. На пост позарились аж  20-ть претендентов. Точку в этом необычном соревновании ставил Верховный Совет РСФСР. Газета Академии наук "Педагогический вестник" посвятила целый номер поливанию грязью Днепрова. Во время выборов газету разложили на кресла каждого депутата. Трюк не дался, на что понадеялись заумные теоретики блистательной Академии. Академики на который раз показали своё ненатуральное лицо.

- Уже в 1991-м был создан проект Закона об образовании. Начав школьную реформу в "дорыночный период" Днепров делал ее, когда политические и экономические потрясения привели Россию к рынку.
В августовские дни ГКЧП 1991 года Днепров превратил Министерство образования в штаб сопротивления путчистам. Когда прекратила передачи радиостанция "Эхо Москвы", министр организовал радиовещание по министерским каналам, - дополнил Аркадий Львович рассказ коллеги.

- В 1992 году Закон "Об образовании" был принят по проекту Днепрова. ЮНЕСКО соизволило считать Закон одним из самых прогрессивных и демократических законодательных актов ХХ века, - подытожил Лев Авраамович.


- Противодействие и противостояние новаторской реформе Днепрова продолжилось и в новой России, - подал голос Аркадий Львович. - Во-первых, развал экономики в 90-е годы был настолько велик, что правительству было не до реформы в образовании. Рыночные реформы, начатые в январе 1992 года, создали ситуацию, когда встал вопрос не о развитии образования, а о выживании. Резко сократилось финансирование. Болезненно решался вопрос с заработной платой учителей. Индексирование зарплаты проблемы не решало, необходимо было менять саму систему оплаты труда.

Мы привыкли рассматривать улучшение работы школы путем внедрения прогрессивных методик в работу учителя. Проблема стояла шире. Положение школы и школьной реформы в 90-е годы Днепров назвал "восьмилетним застоем". Подводя итог 90-м годам, отмечает: беспрецедентное в истории России разграбление страны; полное разложение государства, не способного выполнять свои функции; обнищание народа; полный отрыв власти от преданного ею народа. Образовательная политика не отвечала нуждам образования. Произошел уход государства из образования. На поддержание материально-технической базы, на ремонт, обновление оборудования средства фактически не выделялись.

С 95-го года появляются хронические задолженности по оплате коммунальных услуг образовательными учреждениями и нарастающие долги по заработной плате. Экономические реформы приобретали грабительский характер, другими реформами государство не интересовалось. Призывы многих политологов и депутатов Госдумы, что "образование, независимо от политического строя, главный ресурс страны", не были услышаны.


- Рыночная экономика, - вновь включился в разговор Лев Авраамович, - превратила бесплатное образование в педагогическое вымогательство, педагогический рэкет. Уже взятки берут не только за прием в вузы, экзамены и зачеты, но и за прием в первый класс, школьные контрольные работы, переводные экзамены. Некоторые директора государственных школ объявляют свои школы частными и обирают родителей по полной программе.


- Что Вы такое говорите, Лев Авраамович? - не выдержала завуч. - Где нашли такие школы в нашем городе?


- Во-первых, я имею говорить не только о нашем городе, - парировал учитель. - Во-вторых, возьмите наши пышные гимназии. Расплодились без удержу. Средняя школа сменила вывеску, и будьте любезны, раскошеливайтесь родители, если хотите, чтобы ваш ребенок учился в привилегированном учебном заведении да еще с какой-нибудь специализацией. От дорогостоящих подарков, организуемых коленопреклонными родительскими комитетами, учитель тоже не в состоянии отказаться. То, чего нет в нашей школе, хватает в других.


- Откат от реформы, пересмотр Закона "Об образовании", - продолжил Аркадий Львович, - предприняли Министерство образования и Минфин. Минфин предложил исключить государственную гарантию по финансированию образования: это касалось выделения не менее 10 процентов ВВП на нужды образования, налоговые льготы, определения оплаты труда учителей в соотношении с оплатой в промышленности. В 94-м году эти позиции удалось отстоять, в 2004 Минфин добился своего. В 97-м правительство приняло решение об очередном этапе реформы. Хотя предыдущие мероприятия не были выполнены. Как было сказано, реформа забуксовала почти на все 90-е годы. Свое слово решила сказать педагогическая наука. Академики предложили перейти на 12-летнее обучение. Заявили, что это обеспечит высокий уровень образования и переход на мировой стандарт. Год спустя Министерство образования охотно утвердило 12-летку. При этом не предусмотрели, что потребуется время пересмотреть учебный план, подготовить и издать учебники. Решение Академии и Министерства не учло, не просчитало размер финансовых затрат при увеличении обучение ещё на один год. Слава Богу, депутаты забраковали проект из-за отсутствия средств и материальной базы для такого перехода.


- Хватит пудрить мозги, - запротестовала Шорохова. - К чему вы нам рассказываете все эти премудрости? Пусть экономические и политические вопросы образования решает правительство. Наше дело преподавать. Грамотно и эффективно. Обучить каждого ребенка своему предмету. Лучше объясните, на кой ляд придумали ЕГЭ? Какой толк? Кому это приспичило?


- Первоначально это было связано с экономическими расчетами, - принялся за пояснения Лев Авраамович. - Экономисты отрабатывали финансовые обязательства государства в оплате высшего образования на одного студента. ЕГЭ использовать додумались как расчетный инструмент. От результатов сдачи ЕГЭ зависело количество бюджетных средств на обучение одного студента. Министерство образования решило с помощью ЕГЭ заделать порядок в конкурсном отборе в вузы. К этому могу добавлять:  ЕГЭ снимал со школы диктат вузов. Школы десятками лет подстраивали обучение к вузовской системе. Дошло до той несуразности, что школьников поставили изучать дифференциалы и интегралы. При том самом наше многоуважаемое Министерство порешило взять ЕГЭ для якобы объективной оценки выпускников и деятельности школ. Вот что значит, когда ни в верхах, ни в низах голова не на месте.


- При этом не учли, - продолжил Аркадий Львович, - что введение новой процедуры аттестации потребует изменения в содержании и методах школьного обучения. Введение ЕГЭ происходило без связи с обновлением содержания образования, до разработки стандартов общего образования. Содержание ЕГЭ превратилось в стандарт. Учителя  вынуждены заниматься натаскиванием к ЕГЭ. Не продумана система проверки знаний. Тесты - не самый лучший, к тому же примитивный вариант. Не были решены организационные вопросы. Не были сделаны расчеты по расходам и финансированию.
Результаты не заставили себя ждать. Интерес к ребенку определялся количеством баллов, которые мог принести школе на ЕГЭ. От неперспективных школа избавлялась. Не удалось избежать злоупотребления с завышением оценок.
Введение ЕГЭ показало, насколько несостоятельна образовательная политика в стране. Правительство не слышит мнение общественности, не посоветовалось с педагогическими кадрами.
В ЕГЭ намерения выглядели правильными, разумными. Но реализация провальная.


- Вы не боитесь, что Ваше выступление администрацией будет воспринято как крамольное? - вновь подала голос Шорохова. - Ваши высказывания расценят как возмутительную критику правительства в системе образования?

Аркадий Львович не успел ответить. В зал вошел директор. Наступила стерильная тишина. Началось заседание педсовета.

                http://www.proza.ru/2017/07/05/1599