Где от весны не ждут чудес. Гл. 15. Инвентаризация

Странник 75
        В конце февраля я решил переселиться в 3-й отряд.   Вернее,  мне стало очень этого хотеться.   В 1-ом отряде дышалось всё тяжелее.   Боря,  после моего возвращения с памятного свидания как-то озлобился на меня.   То что "изъял" многое из принесённого мной – ещё ничего.   Он стал придираться  по мелочам.   Плохо заправленная кровать,   неправильно пришитая бирка на робе,  не поздоровался,   не снял шапку,  неправильно обратился...   Я всерьёз ждал какой-нибудь пакости от него.   Тем более,   что Сейтахметов стал частым гостем в нашем отряде;  они с Борей товарищевали.   Но никаких провокаций со стороны этих "друзей" пока не было.   Помимо всего прочего  Боря решил,  видимо,  наш отряд  сделать образцово-показательным.   Запрещалось носить "вольные" головные уборы,  вещи и обувь.   Всё это он постепенно изымал из оборота.   В столовую и на плац – чётким строем по пять человек в шеренге.   При этом маршировать,  высоко поднимая бёдра и синхронно в ногу.   Руки строго за спиной.   Стали разучивать строевую песню.
 В третьем же отряде был рай.   Отрядником там был молодой летёха,  и Старик его быстро "подмял" под себя.   Грамотный по всей видимости был этот Старик.   Во всяком случае никакого режима в 3-м отряде не было.   И мне очень хотелось туда,  подальше от Бори.   Утомительно жить на пороховой бочке.  Напряжно.  И я обратился за помощью к Жунусову,   который стал моим негласным союзником после всё того же свидания.   Он не сразу согласился помочь,  приводя кучу доводов в пользу невозможности моей затеи.  Но я очень просил.  И Жунусов всё же перевёл меня в третий отряд.

Поднявшись на третий этаж,  я оказался в аналогичном нашему помещении-казарме.  Но в отличии от «нашей» тишины здесь было шумно.  Мало кто сидел в ленинской комнате.  Основная масса находилась в спальном помещении.  Валялись на кроватях,  сидели на подоконниках и тумбочках,   читали книги,   брынчали на гитаре.  Чайхана была открыта в неурочный час. 
Дневальный указал на кабинет отрядника.  Я постучал в дверь, и вошёл.  В комнате стол,  несколько стульев вдоль стен,  шкаф.   Два окна,  шторы из красного бархата.  За столом совсем молодой парень с лейтенантскими погонами.  На краю стола сидит рослый с оттопыренными ушами тип в чёрной робе.  Нога на ногу,  руки крестом на колене.  В пальцах чётки.  Ещё трое в таких же чёрных робах на стульях.  Я представился как положено: ф.и.о.,  статья,  срок.  Сказал,  что переведён в этот отряд из первого.  Летёха заулыбался.  Сказал «Ну,  здорово!»  Встал,  пожал мне руку.  Выглянул в дверь,  и крикнул завхоза.  Когда тот вошёл,  велел найти мне свободную койку.  «Топай,  располагайся» – с улыбкой сказал мне,  и собирался было сесть назад за стол,  но тут включился ушастый,   молча наблюдавший за мной,  сидя на краю стола.  Клацнув чётками,  он встал,  потянулся.
   - "Баха,  оставь нас на пару минут с фраерком" – лениво протянул он отряднику.  Тот беспрекословно развернулся,  и вышел. 
   - "Ну чё,  братишка,  давай знакомиться" – так же лениво,  но уже ко мне –  "я – Старик. А ты кто?"  Опаньки...   А интонация мне знакома.   Да и голос я вспомнил.   Уж не тот ли это блатной басок,   что я слышал в ШИЗО?   Новый этап,   свист дубинок,  скулёж...         
   - "Меня Рамиль зовут" – ответил я.
   - "А что же ты,  Рамилька,  с отряда убежал?  Защемили тебя что-ли?  Ломанушкой то быть западло!"  На последнем слове Старик резко хлопнул себя по ляжкам.  Всё это время он ходил вокруг меня с презрительной гримассой,  и вытягивая шею.  Будто принюхивался. На его резкий "манёвр" сидящие на стульях глухо гоготнули.   Я не дёрнулся.  Только глазами хлопнул от внезапности.  Мне подумалось,  что я попал на какой-то плохой спектакль. 
   - "Не щемил меня никто" – ответил я – " отрядник жизни не даёт,  а мне проблемы не нужны".
   - "Проблемы ему не нужно" – кривляясь,  передразнил меня Старик,  и "зрители" на стульях опять гоготнули
   - " Наслышаны о тебе.   За своё страдать готов.   А за общее,  кто страдать будет?" – проговорил он мне как бы с укором прямо в лицо.   Я наверное здесь должен был почувствовать себя провинившимся пехотинцем,   которого журит генерал.   Я промолчал, опустив глаза.   Ощущение дурацкого спектакля не покидало.
   - " Все вы бежите где поспокойней,  да послаще.  А «ход» в отрядах кто устанавливать будет?!!" – уже кричал он в воодушевлении.   Я не знал,  кто будет устанавливать «ход»,  и потому опять промолчал.  Далее мне было позволено жить пока,  но дышать через раз. 

Я вышел из кабинета.  За дверью меня ожидал завхоз и отрядник Баха.   Последний тут же зашёл в кабинет,  а я в сопровождении завхоза пошёл располагаться на новом месте.  Завхоз Мишаня оказался дружелюбным,  свойским парнем.  Положил меня на второй ярус в ряду, что возле окон,  показал мою тумбочку,  и просил обращаться к нему,  если что-то мне понадобится.  Внизу подо мной,  на нижнем ярусе лежал  крепкий очкастый парнишка по имени Стас.   Со Стасом мы как-то нашли общий язык.  Можно сказать,  что сдружились даже.   

Прошло пару недель.  Житуха в отряде была зашибись.  Зашибись – значит хорошо.  А хорошо – это когда тебя никто не трогает.  Вот и зашибись.   Наш начальник отряда Бахыт,  что в переводе с казахского означает «счастье»,   а коротко Баха появлялся очень редко.   Когда приходил,  сразу же терялся в своем кабинете.   Туда тут же нырял и Старик.   О чём они там тёрли – оставалось загадкой.   Всеми организационными вопросами в отряде,   а именно отправкой на работы,   занимался завхоз Мишаня.    Как-то утром я и ещё несколько «мужичков» с нашего отряда находились в соседнем нежилом корпусе.   Освобождали помещения первого этажа от мусора.   Внезапно раздалась сирена.   Такая же,   как при воздушной тревоге в военном кино.  Мы сначала не обратили внимания,  и продолжили заниматься своим делом.   Но серена выла непереставая.   Тут наш бригадир позвал всех к окну.   С противоположной стороны мы увидели,  как в наш подъезд  и в соседний,   где находились четвёртый и пятый отряды,   вбегают солдаты в касках.   С железными щитами и дубинками.   Очень много.   Пока одни бегут в отряды,   другие выстраиваются вдоль тротуара до самого плаца,   образуя живой коридор.   Сначала подумалось,  что это какие-то военные учения.   Но вот с отрядов стали выбегать заключённые,   а из окон лететь тряпьё.   Подгоняемые пинками, и ударами дубинок и щитов,   заключённые выскакивали из локальной зоны,  и попадали в  живой коридор солдат.   Каждому из заключённых следовало бежать сквозь этот коридор как можно быстрее.   Тогда доставалось меньше ударов.   Если же кто-то спотыкался и падал,   начиналось месилово.   В ход шло всё,  что имелось у солдата.   Кто терял сознание,  спешно оттаскивали за солдатский строй,   и «эстафета» продолжалась.   Всех гнали на плац.   Всё происходило очень быстро.   Крики,  ругательства,   звуки ударов,   грохот железа...   Мы все присели у окна,   и в ступоре наблюдали за происходящим.   Меня трясло мелкой дрожью.  Что происходит,  и как поступить,  мы не знали.  Бригадир в панике предложил вернуться в отряд.  Я нутром чувствовал,  что нужно так сделать,  нужно выйти.  Но выйти,   и пройти сквозь  строй добровольно никто не решался.   Мы сидели и ждали.   Наконец всё стихло.  Всё переместилось на плац,   и теперь были слышны лишь отдалённые крики.   А мы сидели,  и всё решали,  как поступить.   Что ни говори,   но  нам следовало быть со всеми.   Страшно было подумать,   что с нами сделают за отсутствие в строю.   В окно просунулась голова Бахи-отрядника.   – « Бл..ть,  вы ох...ели  совсем?!! Вас же все ищут!»  На Бахином лице было страдальческое выражение,  а в голосе мешались облегчение и сочувствие.   В сопровождении Бахи мы прибежали на плац.   Кругом суматоха,  солдаты.  Какой-то отряд бегал,   какой-то стоял,   какой-то сидел.  Во всю шла перекличка.  Наш отряд сидел на корточках,   руки за голову,   глаза в землю.   Баха впихнул нас в середину,  велев смотреть в землю.  Он,  видимо,   пытался сделать наше появление незамеченным.  Уставившись в землю,  я с облегчением выдохнул;  мне показалось,   что пронесло.  Но тут  я услышал приближающиеся, суетливые крики:  « Нашли да?!...»,   «... а этот здесь?!...»,  «... где он,  сука?!!!...»  Я кожей чувствовал,  что реплики адресованы мне.  Не видел,  что происходит вокруг,   но почувствовал,  как сидевших рядом растолкали.   Кто-то схватил меня за шкирку,  и выдернул из строя.   Начали лубцевать дубинками.   Скрутившись калачом на земле,  я закрывал голову руками.   Ватный бушлат гасил удары,  и было практически не больно.  Но кто-то просёк это.  С меня сорвали бушлат вместе со свитером,   и теперь я брыкался под ударами на мёрзлой земле,  как уж на сковородке.   Обезумев от боли,  с диким криком я цеплялся за щиты,  пытаясь встать.   И тут я увидел искажённое злобой лицо Бори...

Меня приволокли в ДПНК,  и  экзекуция продолжилась.   Обвиняли в том,  что я спрятался,  и что собирался чуть ли не сбежать.   Но я уже понимал,  что здесь замешано личное.  Других ведь,  кто был со мной не прессовали.   Боря и Сейтахметов...   Нельзя так просто сделать всё по-своему,  и после жить себе спокойненько.   Не мне, и не здесь.
Снова ШИЗО.  Пятнадцать суток.   На каждой пересменке порция «дубазина».   Но меня ни к чему не принуждали.  Просто били.  Теперь я узнал,  что погром,  устроенный администрацией в лагере назывался «инвентаризацией»,  проверкой наличия имеющегося инвентаря.   Я был по мнению некоторых инвентарём с дефектами.   И меня исправляли.

Как-то вечером открылась дверь,  и дубак закинул мне в камеру шапку,  ватник,  ватные штаны, и спрессованный в целлофане «толкан».  Одежда была кстати,  потому что как сорвали с меня верх на плацу,  так я и был в майке.   Холодно!  «Толкан» же это изобретение местных кулинаров.  Крошки от сухарей мешают с сахаром,  и прессуют в какую-нибудь форму.   Получается лагерный торт.  А если туда добавить орехов,  изюма и сгущенки – получается вообще улётно-вкусно.  Но такое может позволить себе далеко не каждый,    а мой «тортик» был со всеми этими ингредиентами.  И вот я сидел,  и гадал от кого пришла такая забота.  Было тепло и вкусно.