За границу второй раз

Ирина Романова 5
ЗА  ГРАНИЦУ  ВТОРОЙ  РАЗ.


Вторая  поездка  за  пределы  СССР  случилась  совсем  скоро  и  я  не  раз  сказала  себе  спасибо,  что  не  сдала  паспорт,  который  другим  порезали  в  негодное  состояние.
В  конце  1989  года  я  уже  знала,  что  на  начало  1990  меня  снова  включили  в  группу.
Но  было  несколько  препон  и  одна  из  них  - работа. 
Высшее  начальство  не  должно  было  знать,  куда  я  уехала. 
Я  и  сама  была  начальником,  пришлось  просить  своих  работниц  отмазывать  меня  три  дня  прямо  у  тех  под  носом.  Я  понимала,  что  их  задушит  жаба - как  этот  так - они  еще  ни  разу,  а  Романова  второй  раз.  Да  еще  и  не  сообщила,  безответственная  прогульщица.

Ну  а  я  начала  готовиться  к  поездке.  Маршрут  был  известен –  через  Выборг  нас  везут  в  Хельсинки  и  Турку,    на  ночлег  останавливаемся  в  небольших  городках.
Валюту  везти  запрещено  и  это  было  нелепо. 
Законы  СССР  были  бредовые.  Уголовная  статья  за хранение.
А  я  решила  прямо  вот  со второй  поездки  за  границу  стать  контрабандисткой. 

Ехать  просто  посмотреть  не  совсем  интересно,  хотелось  совместить  приятное  с  полезным.
Будь  что  будет.  Рискнем.
О  последствиях  не  думала.
Я  не  умею врать.
Но  я  знала,  что  будет  вопрос – везу  ли  я  деньги.
И  если  я  совру,  я  покраснею.
И  выдам  себя.
И  меня  будут  «шманать».
И  найдут. 
И  мало  мне  не  покажется.
По  этому  я  сделала  все  просто -  тысячу  марок  я  завернула  в  конфеты - по  сотне  в  каждую,  и  распихала  их  по  всем  карманам.
Настал  день  поездки,  всё  прошло,  как  обычно -  сбор,  посадка  в  автобус,  дорога.
Я,  как  всегда,  сижу  на  переднем  сиденье – есть  у  меня  привычка  смотреть  вперед  и  быть  первой  в  очереди.
В  карманах  куртки  полно  финской  мелочи. 
Маневр  продуман  заранее.

И  вот  граница,  и  это  уже  не  ряды  колючки  и  будка,  это  терминал,  здесь  всё  по настоящему - паспортный  контроль,  декларация,  досмотр.
Я  влетаю  первая,  прохожу  все  процедуры  и  уже  у  турникета  слышу  вопрос  таможенника -
-валюта  есть?
Я  ждала  этот  вопрос.
Я  честно  ответила -
-  да,  есть.
Засунула  обе  руки  в  карманы  и  достала  две  горсти  финской  мелочи.
Увидела  на  лице  таможенника  презрение – его  физиономия  молча  сказала  мне
- иди  уже,  дура.
Я  выскочила  к  нашему  автобусу  первая  и  еще  часа  полтора  топталась  вокруг  него.
Половину  группы,  как  потом  выяснилось,  загнали  на  «углубленный  досмотр»,  вышли  они  оттуда  с  квадратными  глазами,  так  и  не  поняв,  что  у  них  искали  в  трусах  и  интимных  местах.

Потом  был  Хельсинки,  короткая  экскурсия  и  дорога  на  Турку.
На  ночлег  остановились  в  маленьком  отеле  в  Лохья. 
На  завтраке  хозяин  предупредил,  чтобы  все  взяли  в  дорогу  по  бутерброду.
Я  взяла  апельсин  и  вышла  в  холл. 
Команду  «взять»  наши  тетки  поняли  буквально,  они  смели  всё,  что  лежало  не  приколоченным,  подставили  сумки  и  свалили  туда  колбасу,  хлеб,  фрукты,  сыр.
Я  была  в  шоке.
Мне  было  так  неловко  за  них. 
Дорвались  до  бесплатного.

Поздно  вечером,  когда  мы  вернулись  в  отель,  ко  мне  в  номер  постучали.
Я  никого  не  ждала,  но  открыла  дверь  и  увидела  хозяина  отеля.
Он  сунул  мне  в  руки  красивую  коробку  с  французскими  духами  и  молча  удалился.
Утром  за  завтраком  я  спросила  у  наших  теток - кто  еще  получил  подарки,  и  по  какому  они  поводу. 
Оказалось -  никто.
Потом  одна  говорит - это  тебе  за  то,  что  ты  не  хватала  еду  со  стола.
Мелочь,  но  приятно.

Путешествие  прошла  удачно,  на  работе  меня  не  хватились,  я  накупила  всем  подарков,  честно  потратив  все  свои  нечестно  провезенные  марки. 
Впечатления  остались  надолго.
Это  сейчас,  живя  в  Финляндии  двадцать  лет,  весь  маразм  СССР  вспоминается  с  ужасом, 
а  тогда  это  была  норма  нашей  убогой  жизни.
Но  две  поездки  в  соседнюю  страну  через  какое-то  время  оформились  в  четкое  решение  покинуть  развалившийся  союз,  что  я  и  сделала  в  1997  году.
И  ни  разу  не  пожалела  о  своем  выборе.




22.04.2017
Хельсинки.