Защитник

Александр Слесарчук
     Как ни странно, день выдался солнечным. Зелень буйствовала по всему городу. Ещё с вечера было решено, что мы с дочерью едем на площадь Победы. Огромный букет гвоздик горел на столе.
 
    -Доченька, едем до площади Победы на метро или пешком? – спросил я.

    -Папуленька, пешком…-я посмотрел на малышку и замолчал.

     Что мог представлять о важности дня Победы  ребёнок четырёх лет? Только то, что говорили ей в садике, что она знала из рассказов бабушки о войне и дедушки, прошедшем две войны.

     Фотография дедушки висела в центре комнаты в самодельной рамке. Молодой пехотинец, с орденами Красного Знамени на груди, добрыми глазами смотрел на происходящее и улыбался. Деда не стало несколько лет назад, в такой же солнечный день майских праздников. Положив цветы у вечного огня на площади Победы, дедушка приехал домой. Молча помянул своих однополчан, а помнил полсотни фамилий. И через два дня его не стало.

     -Доченька, нам предстоит долго идти, все два километра. От метро Октябрьская до памятника Марату Казея. Там положим цветы, потом по набережной Свислочи - на площадь Победы. Ты устанешь, -сказав сей длинный монолог, я посмотрел на дочь.

     Она стояла у дверей, жена держала гвоздики. Было трудно определить, что больше бросалось в глаза, гвоздики или огромный красный бант на голове малышки.
Проспект Независимости встретил своей строгостью и красотой праздничного дня.
     Несмотря на ранний час, проспект был заполнен толпой красиво одетых, торжественных людей. У всех были цветы.

     -Папулька, а почему у меня нет цветов? –с обидой спросила дочь.

     -Почему всё несешь ты? И я хочу, - настойчиво потребовала дочь.

     Передав из огромного букеты пять гвоздик малышке, мы продолжали путь.

     -А цветы будем дарить героям, кто был защитник?-дочь посмотрела на меня.

     -Вот кто её учил, кто говорил ей такое? 

     Вот и сквер Марата Казея. Как и в прошлые времена, вся территория вокруг памятника посыпана крошкой красного цвета.  Сам постамент из красного гранита.  Марат, с гранатой в одной руке и молчаливым автоматом в другой, делает свой последний шаг в жизни. Подрывает себя и окруживших его фашистов. А ему всего ничего четырнадцать лет. А нас в суворовское училище принимали с  пятнадцати.

     Дочь аккуратно положила цветы и долго стояла закинув голову. Казалось, она рассматривает этого парня из бронзы, его отведенную назад руку и готовую к броску  гранату, автомат, в котором закончились патроны…
 
     -Доченька, пора, -тихо позвал дочь.

     Девочка как –то подтянулась и направилась в строну аллеи, ведущей к Свислочи.

     В глубине аллеи, на лавочке сидели два человека. Это были очень пожилые люди. Муж и жена, бабушка и дедушка. Седина, уставшие руки, морщины на лице, ордена и медали на пиджаках  обоих говорили  о долгой жизни ветеранов.
   
     - Папа, бабушка и дедушка защищали нас, как и ты? – совсем по- взрослому спросила дочь.

     - Да, малышка, это герои той страшной войны!

     -Это той, где наш дедушка воевал? – дочь повернулась ко мне и протянула ручонку к цветам.

     -Можно, папа?      

     Я протянул ей часть букета. Взяв цветы, она направилась в сторону пожилых людей.

     -Возьмите, это вам! Мой дедушка Саша тоже воевал. Его уже нет.

     Сидящие ветераны не ожидали от  прохожих такого.

    -Як цябе клічуць, дачушка? – стараясь скрыть волнение, проговорил старик.

    -Оленька доченька, так папа зовет, -выпалила дочь.
 
     -А колькі табе гадоў, Оленька дачушка?

     -Скоро четыре, -и дочь протянула руку с оттопыренными  маленькими пальчиками.

     - Оленька, куды вы з татам накіраваліся?-поддерживая разговор, спросила старушка.

     -На площадь Победы класть цветы, -выпалила дочь.

     Старик протянул открытую коробку конфет.

     - Частуйся, Оленька дачушка …

     -Можно я возьму три: маме, папе и мне? -тихо спросила она.
    
     - Кали ласка!

     -Спасибо вам, дедушка и бабушка, -дочь опустила голову и прижалась ко мне.

     -С праздником вас, -промолвил я и мы направились дальше.

     Вот и набережная. Далее домик первого съезда РСДРП и площадь. Вдоль набережной лавочки. То там, то сям сидят люди, весело обсуждая что-то. На одной лавочке расположились молодые ребята до тридцати лет.  На газете разложена закуска, стоит ополовиненная бутылка.

     -А вот и цветульки, -молвил один из них, пошатываясь направился в нашу сторону.

     -Остановись, не заводись,-попросили его друзья.

     -Девочка, это цветы мне, -издали спросил незнакомец.

     -Нет, дядя!

     -А что так? Мне обидно!

     Девчушка посмотрела на мужчину, потом на отца и спросила: «А вы, дяденька, в армии служили?»

     Парня как будто облили холодной водой. Он оторопело смотрел на ребенка и не знал, что ответить.

     -Нет, а что?-протянул он, вдруг начиная трезветь.

     -Вы не умеете Родину защищать, вы не защитник, как мой дедушка и тот дедушка, на лавочке, с наградами,  с бабушкой,-и  она махнула в сторону сквера.

     Потом, глядя на сидящих на лавочке, промолвила своим детским, но уже вдруг ставшим серьёзным голосом: «Пойдем, папа, мы не дошли до площади Победы, там защитники!»