Лишнее эссе - о воспитании

Вячеслав Вячеславов
                Вот этот, девятнадцатилетний москвич Климкин, убивший двенадцатилетнюю сестру и заказавший родителей ради имущества, и есть наглядное лицо нашего времени.

Молодёжь хочет всё и сразу. Она этого хотела во все времена. Примеров множество каждый из нас может припомнить.

Почти аналогичный случай был у нас на ВАЗе приблизительно в 1980-м году. Молодой человек вывез родителей в лес на их машине и там убил. Вернулся домой за братом, инвалидом детства, хромал на одну ногу, но не нашел его, судьба уберегла. А тем временем началось расследование убитых, и инвалид остался жить и работать на ВАЗе.

Просто, мы так воспитываем своих чадушек. То есть не умеем воспитывать, и никогда не умели, ни тогда, ни сейчас.

Ради детей родители готовы вывернуться наизнанку: всё для детей — это становится нашим девизом. А дети быстро это понимают, и наматывают на воображаемый ус.

Я из послевоенного поколения, то есть голодного, воспитывала улица, на удивление, не криминальная, лишь научила курить. Матери было не до меня, спасали книги.

А когда появились свои дети, принялся читать книги о воспитании детей. Таких книг почти не было, или же, были совковые, написанные суконным языком, и такого же направления.

СМИ писали о Бенджамине Споке, его методе воспитания, писали о японских детях, которым родители всё дозволяют делать, но при этом они растут очень воспитанными — не иначе, как воспитывала среда и окружение.

Журналисты писали о лорде Честертоне, о его замечательных письмах к сыну, следуя советам которых можно будет вырасти в достойного джентльмена, но вот же, незадача, сын вырос отъявленным мерзавцем, и не понять, то ли потому, что начитался советов отца, то ли изначально натура была пакостной.

Из меня не получился бандит, поэтому я решил, что и своих детей нужно воспитывать без баловства. Нечего сказать, что я ненавидел балованных детей. Поэтому и своих не баловал. Излишней строгости не было.

Но росли две девочки, а времена становились всё распущеннее. После школы быстро выскочили замуж, очень им хотелось хлебнуть свободы, в лицо говорили, что мечтают о том дне, когда покинут родительский кров.

Через пять лет, когда они хлебнули супружеской жизни, я спросил о той злополучной фразе, которую мне было больно слышать, и обе в один голос заявили, что они такого не говорили.

Ну и ладно, не стану настаивать. Я тоже не люблю, когда меня припирают к стенке, уличают.

Вероятно, я был строгим отцом, поэтому они решили своим детям сделать поблажки, разрешали то, что я запрещал, баловали.

Я предупреждал, что такое воспитание чревато последствиями.

— Ах, папа! Ты ничего не понимаешь. Они вырастут прекрасными людьми.

Что и говорить, извечная проблема: отцы и дети, друг друга не понимают. У каждого своя правда. Может быть, потом и приходят к пониманию, что родители были правы, но время упущено.

Нет, внуки и внучки не стали преступниками, но изъян, нанесённый родительскими поблажками, разрешённым баловством, останется на всю оставшуюся жизнь.

Что  и говорить, сам Спок не знал, как воспитывать детей. В школе нам об этом не рассказывали. Даже книги, которых я прочитал множество, об этом не писали.

Возможно, сейчас на эту тему что-то и написано, не знаю, не видел, по книжным развалам не брожу, библиотеки на скудном пайке, выживают.

Воспитывает общество.

То есть и телевидение тоже. Интернет.

То есть туши свет и натягивай простыню на голову.

Наши дети воспитывались на умных книгах, учебниках.

А сейчас кто-либо из детей читал рассказ «Честное слово» Леонида Пантелеева?

Этот рассказ квинтэссенция нормального общества!

Но у наших детей и внуков иные ценности. И с этим ничего не поделаешь.

Это моё эссе, просто, выплеснулось из души. Можно было бы и промолчать. Но в любой семье одинаковые проблемы.

Четыре года тому назад я писал о сыне подруги моей жены, который пристрастился играть в казино, но для своей матери он был самым лучшим, и она говорила, что любому перегрызет горло за сына. Мне, тут же, захотелось подставить своё горло и сказать: На, грызи.

Но я сдержался. Это самое умное из всех действий.

Можно лишь добавить, что она с моей женой разные полюса, и я лишь, удивлялся их дружбе, которая, ну да, была с самого детского садика, а здесь подруге, как-то, вздумалось упрекнуть мою жену в воровстве листика с домашнего цветка, что сильно обидело мою жену, как и любая несправедливость.

Несколько лет не разговаривали, правда, через год подруга поняла свою ошибку и принесла свои извинения, но к нам в гости уже не ходит, знает, как я к ней отношусь — видимо, я не артист, мимика всё выдает, все мои чувства.

Надо ли прощать врагам нашим? А друзьям?

Всё зависит от характера. Своего собственного. Но, видимо, не надо забывать десять христианских заповедей, даже если ты и атеист.

                Ставрополь-на-Волге