Почин не поддержанный парткомом

Геннадий Рыжаков 2
    
Отрывок из автобиографического произведения "Слюни Искариота или Абдукции сине-белого воротничка"


        Современные историки многостаночного движения цинично-пафосно цитируют: - «Дальнейшее распространение многостаночные работы получили во время Великой Отечественной войны, рабочие переходили на обслуживание двух и более станков, заменяя ушедших на фронт", как будто не понимая, что этот героический труд (зачастую несовершеннолетних детей) не имеет ни какого отношения, ни к каким движениям. В наше время, оставшиеся в живых, лишь с горечью созерцают современных Героев Труда, поглощающих моральные и материальные почести за достижения в труде, несоизмеримые и с миллионной долей  трудового героизма во время войны.

        Как бы там ни было, но в 1969 году, я не полностью (да, можно сказать, вообще не) осознавая, включился в это прогрессивное многостаночное движение.

        Как-то в начале последнего летнего месяца, Платоныч (начальник бурового отряда, в котором я добросовестно трудился бурильщиком) кричит мне из своей палатки, служившей ему в полевой сезон спальней и офисом:

        - Рыжаков! Не могли бы Вы, прервать свой межсменный досуг и уделить мне толику Вашего драгоценного и оплачиваемого (имелись ввиду надбавки в виде «полевого довольствия») свободного времени.

        Войдя в палатку, я застал  тело моего руководителя  в позе гениальной скульптуры Огюста Родена «Мыслитель».

        Высоко подняв «брежневские» брови, слегка исказив скульптурный образ знаменитого ваятеля, руководитель искривил в ехидной ухмылке рот, чем вообще отошел от эмоционального состояния заложенного великим художником в своё произведение. Предварительно, с усилием сморщив лоб, придав глубокомысленность своему лицу, испещрённому морщинами от возраста и палящих лучей восточноюжнооренбургского солнца, произнёс:

       - Геннадий! Если у тебя есть какие сведения о том что «Международная служба вращения Земли и опорных систем» что-то там подправила в решения 13-ой Генеральной конференции мер и весов от 1967 года, о продолжительности суток - ты мне скажи, не скрывай. Ты же видишь! У меня нет такого времени как у тебя на чтение научной литературы».

       Дав мне несколько секунд, чтобы я мог произнести:

       - Не понял !? - продолжил:

       - Как твой помбур Юрка изловчился отработать в сутках 48 часов? Я тут смотрю по суточным рапортам он 24 часа в этот же день «отгорбатился» ещё и у бурильщика Явина. Вы что тут! Пока я в Оренбурге сдаю отчёты, вы  от скуки, из-за отсутствия денег на водку, изобрели телепортацию  что ли?

       Мой ответ:

       - "Откликнувшись на призыв партии (членом которой из всей бригады был только сам Платоныч), поддержав почин стахановцев от 1939 года, не чужого нам, «Уралмашзавода», мы провели эксперимент - совместив инициативу «За того парня» с многостаночным движением. Думаем партком экспедиции нас поддержит!» - несколько успокоил его.

        Он был опытный руководитель и с ходу уловил суть проблемы, изложенной моим эзоповым языком.

        В то знаменательное раннее утро, нам пришлось грузить на водовозку (она у нас была и вахтовым транспортом) «отяжелевшего» «Вовика». «Вовик» была фигура колоритная, 45-ти летнего юридического возраста, но биологический возраст позиционировал его как 60-ти летнего пенсионера.

        Кличку «Вовик» он получил в связи с недостатком во рту зубов, отсутствие которых объяснял текущим периодом прорезывания постоянных зубов после выпадения молочных, но процесс замены, определённый природой в 3—4 месяца, несколько затянулся. Оставшихся два передних зуба, так неудачно были смещены, что процесс «закусывания» килькой для нас всегда был увлекательным аттракционом, в его исполнении ( Килька - морская рыбка шпрот из рода сельдей; Килька в пряном посоле, из-за своих малых размеров (до 15 см) и дешевизны (в 60-х годах бумажный кулёк кильки за 10 коп, в качестве закуски, удовлетворял 3-ёх взрослых холостяков при «раздавливании» одной «полбанки» (0,5 л.) водки).

        Атракцион под названием - «Серсо», где вместо обруча использовалась солёная рыбка, всегда завершался проглатыванием её целиком, из-за безуспешных попыток попасть хотя бы на один зуб любителя античных игр. Историки и археологи поговаривают что игра серсо намного древнее журналистики и проституции.

         Все знали по какой он причине «отяжелел» и надеялись, что пока мы трясёмся по бездорожью — отойдёт. Дело в том , что постоянно стеснённый в средствах Вовик давно перешёл с дорогостоящей водки на, почти бесплатную по тем временам спиртосодержащую микстуру под названием - «фурики». Учитывая большое расхождение в режиме работ аптек и вино-водочных отделов, Вовик обладал перед нами большей свободой в реализации своих потребительских спросов.

        Но надежды наши не оправдались — Вовик не «отошёл» и мы, не вынимая его из водовозки-вахтовки отправили с отработавшей вахтой домой. Вот тут - то и пригодились мои познания в НОТ, в части разделения и кооперации труда. Учитывая, что наши буровые станки (УРБ-3-АМ) расположены были на расстоянии не более 50 — метров, помбуру Юрке было предложено поработать помбуром во время СПО (спуско-подъёмные операции) поочерёдно на двух агрегатах, предварительно прочитав ему кратенькую лекцию о линии партии на интенсификацию производства и социально - экономическую суть многостаночного обслуживания.

        Организационное и правовое обоснование этого уникального Почина, было не сложным. Мы бурили алмазными коронками по породам 12-ой (последней) категории буримости с проходкой за смену 20 -30 см. с 2-мя, 3-мя подъёмами бурового снаряда. Главное, чтобы насосы подающие промывочную жидкость работали «как часы» (а у нас оно так и было). Учитывая такой, умопомрачительно слабый темп труда, общим собранием бригады (без участия начальника, конечно) было принято решение - работать сменами продолжительностью 24 часа!

        Особенностью такого трудового режима была невыносимая скука, на подавление которой мы использовали слабокреплённые вина киргизского производства, скопившиеся на продовольственных складах близлежащей потребкооперации. Судя по количеству (а именно 18 единиц на четверых) пустой стеклотары «бордосской» формы, регулярно прилагаемой к суточному рапорту предыдущей вахтой, скука не имела успеха у жизнерадостных буровиков.

        В этот день была невыносимая жара, даже под автомобильным грузовым прицепом, в тени которого происходил разлив по стаканам жидкости из, разбавленного сыр-дарьинской водой винограда сортов баян-ширей, схожей с бургундскими сан-эмильонами, как ананасовый сок с бурятской самогонкой из молока.

        (О-о-о! Самогонка из молока, скажу вам - уникальное творение бурятского народа, пить которое будучи на геологической практике в 1959 году приходилось выбегая, по команде из зала в сени, предварительно набрав воздуха и заткнув нос - махнув «стопарь», лететь обратно в зал, чтобы глотнуть свежего прокуренного воздуха).

        Не помню: - или высокая температура или низкое качество напитков, но к трём часам дня, в «живых» у нас остался только Юрка. За своё физическое превосходство, судьба уготовила ему испытание исполнять функции сразу двух бурильщиков по очереди. Мне же с другим бурильщиком, в наказание за «немощь», приходилось поочерёдно исполнять функции помощников бурильщиков во время СПО. Кто знаком с подъёмом снаряда на «вынос» на самоходных буровых агрегатах - когда помбуру с концом свечи(две скрученные трубы) в одной руке, надо включать свою человеческую скорость, да ещё ослабленную «киргизским шардоне», чтобы она не воткнулась в землю  поймёт - почему один человек оказался в двух суточных рапортах одновременно.

Внимательно выслушав суть нашей «инициативы», начальник грустно произнёс

        - Партком не поддержит.