Русский XVII век. Часть 1

Андрей Ворожейкин
АВТОРСКИЙ ВАРИАНТ ЛЕКЦИИ (В РЕДАКЦИИ 2017 ГОДА). ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ШАХТИНСКОМ ИНСТИТУТЕ (ФИЛИАЛЕ) ЮРГТУ (НПИ)

РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ

КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ

В истории человечества XVII в. открывает Новое время, когда в странах Западной Европы на смену Средневековью приходят социально-экономические отношения, основанные на принципах свободы частной собственности, предпринимательства и торговли; ускоряются темпы экономического развития, абсолютистские монархии заменяются буржуазными республиками, а там, где сохраняются королевства, монархии из абсолютистских преобразуются в парламентские. Важной приметой Нового времени стало всемерное развитие мирового рынка благодаря Великим географическим открытиям XV – XVI вв. В этот исторический период лидирующее положение в мире занимают Англия и Голландия, а также другие страны Европы. В целом формируется европейская цивилизация.

Для России вступление в этот век было исключительно тяжелым. В XVII в. была непрочной царская власть (за 100 лет сменилось 11 правителей), прервалась старая династия (Рюриковичей), что резко обострило борьбу за престол. На этот век приходится неизвестная ни до, ни после такая форма правления как “семибоярщина”. В русской истории XVII в. положил начало крестьянским войнам. Страна испытала несколько продолжительных межгосударственных войн с Речью Посполитой, Швецией, Османской империей, многие из которых закончились неудачно. Россия подвергалась открытой иностранной интервенции. Хотя и на короткое время престол с помощью иностранцев занимали авантюристы, выдвигались проекты приглашения на русский трон представителей польской шляхты, шведского королевича, брата австрийского императора. На этот век приходятся крупные городские восстания, знаменитое дело патриарха Никона, когда произошло столкновение между церковью и государством, а также раскол самой православной церкви.

Все эти трагические события русской истории дали основание крупнейшему российскому историку Василию Осиповичу Ключевскому назвать XVII в. “бунташным веком”, а его начало – Смутой (Смутным временем).

ОКОНЧАНИЕ ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА

На первые годы царствования Михаила Федоровича Романова приходится окончание иностранной интервенции. Он вел борьбу с казаками, бродившими по стране и не признававшими новое правительство. Наиболее опасным их предводителем был атаман И. Заруцкий, к которому перебралась и Марина Мнишек с сыном. В 1615 г. Правительство Романовых захватило опасных соперников. Заруцкий и малолетний сын Марины Мнишек были казнены, Марина заточена в Коломне, где вскоре умерла.

При Михаиле Федоровиче первое время делами вершили бояре Салтыковы, родственники матери нового царя – инокини Марфы. Поддерживая интересы близких, она в то же время не была способна вести государственные дела, поэтому некоторые историки это время (с 1613 г. до приезда отца Михаила Филарета в июне 1619 г.) называют “безгосударственным”.  С 1619 по 1633 гг. фактически государством правил вернувшийся из плена Филарет. Даже все официальные бумаги писались от лица царя и патриарха России Филарета. С 1625 г. в официальный царский титул вводится понятие “самодержец”. Усиливается роль приказов, увеличивается их число.

Международное положение России оставалось сложным. Страна находилась меж двух огней. При посредничестве Англии, заинтересованной в развитии торговли с Россией, правительству удалось в 1617 г. подписать в деревне Столпово (Столбово) близ Тихвина “вечный мир” со Швецией, которая возвратила Новгород, Старую Руссу, Ладогу. Однако за Швецией оставались Ижорская земля с Ивангородом, Копорьем, Ямом, Орешком. Россия обязана была выплатить шведской стороне 20 тыс. рублей и оставалась без выхода к Балтийскому морю.

Продолжалась война с Польшей. Летом 1617 г. королевич Владислав начал поход на Москву. Его поддержал украинский гетман И. К. Сагайдачный. В сентябре 1618 г. польские войска подошли к столице России, однако были отбиты и отступили к Троице-Сергиеву монастырю, где в деревне Деулино было заключено перемирие сроком на 14 с половиной лет. Польша получила Смоленские (кроме Вязьмы), Черниговские и Новгород-Северские земли. В общей сложности к полякам отошли 29 русских городов, включая Смоленск. Благодаря обмену пленными в Россию смог вернуться находившийся в польском плену с 1611 г. Филарет – отец царя Михаила.

После смерти в 1632 г. польского короля Сигизмунда III русское правительство попыталось вернуть Смоленск. Русские войска (30 тыс. человек) под командованием воеводы М. Б. Шеина* освободили 20 русских городов и осадили Смоленск. Войска пытались взять город штурмом, но не добились успеха. На помощь Владиславу – новому королю Польши – пришел крымский хан с многочисленным войском. Татарское войско дошло до Подмосковья. В русских войсках началась неразбериха – многие дворяне самовольно покидали армию, наемники перешли на сторону поляков; русские несли потери от болезней и голода. И хотя русское войско продержалось под Смоленском до февраля 1634 г., оно капитулировало. Боярская знать обвинила М. Б. Шеина в измене и потребовала его казни. Продвижение поляков в пределы России было приостановлено их поражением под крепостью Белой, а также угрозой со стороны Турции и Швеции. В июле 1634 г. с Польшей был подписан мирный договор – Поляновский (на р. Поляновке), по которому Смоленск и Северские земли оставались за Польшей; ей выплачивалась контрибуция 20 тыс. рублей. Польский король наконец признал Михаила законным русским царем и отказался от притязаний на московский трон.

В царствование Михаила Федоровича Романова сложными были и отношения с Турцией. Донские казаки часто нападали на турецкие крепости, а крымские татары совершали не менее частые набеги на русские южные земли. В 1637 г. донские казаки завладели турецкой крепостью Азов. Казаки отразили 24 приступа 200-тысячной турецко-татарской армии. В 1641 г. казаки обратились за помощью к царю, однако Россия не могла пойти на обострение отношений с очень сильной Турцией, да и в казне не было денег. По решению Земского собора 1642 г. казакам было предложено оставить Азов.

Несмотря на многочисленные войны при первом Романове, Россия расширяла свои связи с Западом: в страну приезжали иностранцы, особенно немцы; Запад продавал огнестрельное оружие; в русской армии служили наемные офицеры и солдаты; стали выписываться специалисты и ремесленники. Голландский купец А. Виниус основал близ Тулы первый завод для производства железных и чугунных изделий. Из известных иностранцев в России в эти годы побывал А. Олеарий**, описавший свое путешествие в Московию.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА

После смерти Михаила Федоровича престол занял его 16-летний сын Алексей, царствовавший с 1645 по 1676 гг. Он был выбран на царство людьми всех чинов Московского государства. В отличие от Михаила Федоровича гласных или негласных ограничений его власти высказано не было. Полагают, что причиной такого избрания был личный характер юного царя, отличавшегося, по свидетельству современников, благодушием, и получившего за что в истории прозвище “Тишайший”. Однако есть документальные свидетельства, опровергающие эту характеристику царя.
 
Алексей Михайлович свои усилия направлял на укрепление самодержавия. В подражание Ивану Грозному, основавшему в годы опричнины Особый двор государев, Алексей Михайлович создал Приказ тайных дел, в котором допрашивали людей по малейшему подозрению и с пристрастием. Решающую роль при втором Романове играли фавориты Б. И. Морозов и И. Д. Милославский, раздававшие наиболее выгодные должности своим родственникам.
 
В государстве по-прежнему не хватало средств на военные запросы. Для их изыскания правительство пошло на новое увеличение налогов. Крестьяне, не имевшие возможности их выплачивать, целыми деревнями скрывались в лесах, посадские люди селились в городах на “белые” земли, с которых тягло не взималось. На ушедших и убежавших объявлялся сыск. Если их обнаруживали, то они возвращались в тягловые слободы. Продолжалась политика закрепощения, сроки “урочных лет” увеличивались.

Не всегда принятые правительством меры давали ожидаемый результат. Оно отменило стрелецкий налог – главный прямой налог и ввело налог на соль (1646 – 1647 гг.), используемый как косвенный налог в некоторых западных странах. Налог на соль значительно превышал ее рыночную цену. Соляная торговля в стране сократилась и принесла казне не прибыль, а убыток. Это объяснялось падением уровня продажи соли из-за непомерных цен и порчи хранившихся на складах ее запасов (она таяла при длительном хранении). Убыточной для казны оказалась рыбная ловля, поскольку запасы рыбы без соли портились, а население в основном питалось соленой рыбой. Решено было взыскать недоимки за три года. Недовольство народа вылилось в соляной бунт в Москве (1648 г.).

В середине XVII в. обострились социально-классовые противоречия в городах, прошла волна стихийных восстаний. С 1630 по 1650 гг. восстали жители 30 городов – Великого Устюга, Новгорода, Воронежа, Владимира, Курска, городов Сибири. Но восстания были подавлены правительственными войсками, а их активные участники казнены.

“СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ”. УКРЕПЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ

Крупным событием общественно-политической жизни России XVII в. стало составление и принятие “Соборного Уложения” царя Алексея Михайловича, для подготовки которого была создана особая комиссия. “Соборное Уложение” было принято 29 января 1649 г. и скреплено подписями патриарха Иосифа, представителей высшего духовенства (12 подписей), бояр (15 подписей), 277 выборных земских людей. В нем содержалось около тысячи статей, сгруппированных в 25 глав. Это был первый русский законодательный памятник, изданный типографским способом тиражом 2 тыс. экземпляров. Его рассылали для руководства всем воеводам по городам и во все московские приказы. Оно было написано простым, точным языком и представляло собой свод законов Российского государства того времени. “Соборное Уложение” было переведено почти на все европейские языки. Действовало оно до 1832 г., а отдельные его положения – до начала XX в.
 
Первые пять глав “Уложения” содержали статьи о государственном праве: впервые было разработано понятие о государственном преступлении, ограждались личность Государя, честь Государева двора; подлежала наказанию подделка государственных актов и монет; защищалось православие, за нарушение предписаний предусматривались очень суровые меры наказания – отсечение руки, сожжение на костре, пытки и т.д.

“Уложение” регламентировало несение служб, выкуп пленных, паспортный режим, таможенную политику, положение различных слоев населения. Землевладение закреплялось как привилегия господствующего феодального класса. Ограничивалось церковное землевладение, что отражало тенденцию подчинения церкви государству. Посадское население прикреплялось к посадам.

Важнейшим разделом “Уложения” была глава XI – “Суд о крестьянах”. Феодалы получили возможность бессрочного сыска беглых крестьян. Крепостное право получило законодательное оформление – отменялся Юрьев день, феодалы полностью могли распоряжаться собственностью и личностью крестьянина. Наряду с частновладельческими (помещичьими) крестьянами крепостное право распространилось на черносошных (государственных) и дворцовых (удельных) – им запрещалось покидать свои общины. Единицей взимания налогов становился крестьянский и посадский двор. “Уложение” свидетельствовало о централизации государственной власти и движении России по пути установления абсолютной монархии.

ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА УКРАИНЫ И БЕЛОРУССИИ: ВОССОЕДИНЕНИЕ С РОССИЕЙ

В середине XVII в. украинский и белорусский народы усилили борьбу за воссоединение с Россией. Западные и юго-западные земли – Белая Русь (Белоруссия) и Малая Русь (Украина) так же, как и русские (смоленские, черниговские, новгородские) земли были включены по Люблянской унии 1569 г. в единое польское государство – Речь Посполитую. На этих землях происходило насильственное ополячивание населения, насаждались польские учреждения, законы, язык, обычаи. Территория делилась на воеводства во главе с воеводами и старшинами. Земля концентрировалась в руках польских шляхтичей и ополячившихся украинских и белорусских помещиков. Православные открыто преследовались со стороны католиков. Тройной гнет (крепостнический, национальный и религиозный) украинцев и белорусов вызвал массовые народные выступления. В освободительном движении участвовало крестьянство, казачество, часть мелкопоместного дворянства и духовенства. Пик освободительной борьбы украинского и белорусского народов пришелся на 40 – 50-е гг. XVII в. Особую роль в этой борьбе сыграла Запорожская Сечь – организация украинских казаков за порогами Днепра, куда стекались беглые крестьяне.

Запорожские казаки охраняли территорию от набегов крымских татар. До 1654 г. это была казачья “республика” с верховным органом, возглавляемым вечевой радой. Польское правительство ради привлечения казаков на свою сторону записывало их в особые списки (реестры) и платило жалование. Однако именно запорожские казаки начали вооруженную борьбу за освобождение от польских захватчиков. Возглавил это движение Богдан Хмельницкий, избранный гетманом Запорожской Сечи. В эту борьбу влились белорусы и население оккупированных русских земель. С самого начала своей деятельности Хмельницкий поддерживал идею союза с Россией, но для реализации этого плана момент был трудный из-за сотрясавших Россию городских восстаний. По этой причине участие России ограничивалось оказанием Украине экономической помощи и дипломатической поддержкой.

Чтобы обезопасить себя с юга, Хмельницкий заключил договор с крымским ханом, что лишало польского короля союзника. Борьба Хмельницкого против польского господства была длительной и шла с переменным успехом. Выступление войск Хмельницкого началось в 1648 г. По заключенному с Речью Посполитой в 1648 г. Зборовскому миру Хмельницкий был признан гетманом Украины. От лица всего народа Хмельницкий обратился к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять под свою защиту Украину. По решению собрания представителей украинского народа – Переяславской Рады (1654 г.) Россия признавала выборность гетмана Украины, местного суда и других органов власти, подтверждала сословные привилегии украинского дворянства, право Украины устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме Польши и Турции. Численность войска увеличивалась до 60 тыс. человек. Налоги должны были поступать в царскую казну.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА

Такое решение Переяславской Рады вызвало несогласие Речи Посполитой, и она продолжила войну с Россией. Эта война завершилась Андрусовским перемирием 1667 г. Речь Посполитая вернула России Смоленские и Черниговские земли. Польша признала воссоединение Левобережной Украины и Киева с Россией, хотя значительная часть украинских и белорусских земель оставалась за Речью Посполитой.
 
Во время многолетней войны с поляками Россия вновь попыталась выйти к Балтийскому морю и начала войну со Швецией. И хотя русские войска осадили Ригу и заняли несколько городов по заключенному в 1661 г. со шведами Кардисскому миру (у города Тарту), Россия выхода к Балтийскому морю так и не получила.
 
В XVII в. большое беспокойство причиняло России Крымское ханство. Захваченный в 1637 г. Азов казаки удерживали пять лет. В 1681 г. был заключен Бахчисарайский мир, по которому границей между Крымом и Россией признавался Днепр; 20 лет Крымское ханство обязалось не поддерживать врагов России. Но в 1686 г. Россия сама расторгла договор, так как Россия и Польша после заключения “Вечного мира” объединили свои усилия для борьбы против Турции и ее вассала – Крымского ханства.

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ

В XVII в. взаимоотношения между церковной и светской властью усложнились. В русском обществе нарастало недовольство церковью, поддерживающей порядки, усиливающие угнетение простого народа, а также неблаговидным поведением многих церковнослужителей и отсутствием единообразия церковной службы. В религиозных книгах и церковных обрядах накопились существенные разночтения, священные каноны толковались противоречиво. В каждой местности были свои традиции совершения культа. Порядок проведения богослужения расходился с греческим чином. Таким образом, назрела необходимость реформы церкви.

Церковная реформа была осуществлена патриархом Никоном в период с 1653 по 1655 гг. Она унифицировала церковные обряды и установила единообразие богослужения для всех православных церквей. Так, обычай креститься двумя пальцами был заменен троеперстием, слово “аллилуйя” во время молитвы должно было произноситься не дважды, а трижды, двигаться вокруг аналоя*** следовало теперь не по солнцу, а против него. Также были внесены изменения на греческий лад и в облачение русского духовенства (архиерейский посох, клобуки и мантии). Все священные и богослужебные книги исправлялись по греческим образцам, для богослужения допускались иконы только греческого письма.

Реформа Никона было полностью поддержана Алексеем Михайловичем, его царедворцами, представителями высшего духовенства. Но у Никона оказалось много противников, часть феодалов и церковнослужителей выступили с протестом против реформы. Против реформы выступали члены “Кружка ревнителей благочестия” (Аввакум Петров) в Москве, Суздале и других городах. В результате в русской православной церкви произошел раскол. Так называемые старообрядцы (раскольники) не признали реформу Никона, требовали возврата к прежним обрядам и традициям. На стороне старообрядцев оказалось множество горожан, крестьян, стрельцов, опасавшихся ухудшения своего положения, поэтому раскол церкви стал формой социального протеста народных масс. Многие из не принявших реформу Никона бежали в отдаленные районы страны (Север, Заволжье) и основывали там раскольничьи поселения. Протестом было и Соловецкое восстание 1668-1676 гг.

Сторонники старой церкви сжигали себя живьем. В знак протеста в 1675 – 1679 гг. было зарегистрировано 37 самосожжений, в которых погибло около 20 тыс. человек. Созванные Земские соборы 1654 и 1656 гг. официально одобрили все положения церковной реформы, осудили раскольников, отлучили их от церкви. Защитников старой веры заточали в монастыри, ссылали. Ревностным раскольником был священник Аввакум. В 1653 г. его с семьей сослали в Тобольск. В 1663 г. его вернули в Москву, но он продолжал борьбу с официальной церковью. В 1664 г. он был опять сослан в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме, там он написал собственное жизнеописание (“Житие”); по царскому указу был сожжен.
 
Движение староверцев стало антиправительственным, оно пополнялось сторонниками из числа обездоленных и суеверных людей. Социальный протест раскольников по сути направлялся в фанатизм, аскетизм, мистику; сторонники раскола отрицали все новое и иноземное, враждебно относились к светской культуре, знаниям (хотя благодаря староверию сохранилось много письменных памятников прошлых веков). 

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА С. РАЗИНА

С развитием товарно-денежных отношений увеличивались барщина и оброк, росли налоги. Страну часто постигали стихийные бедствия – моровая язва**** (1654 г.), неурожаи и массовый голод. В поисках лучшей доли крестьяне бежали в Заволжские степи, Донской край.
 
Предвестником крестьянской войны было выступление 500 казаков во главе с атаманом Василием Усом, который в 1666 г. начал поход с Дона через Воронеж и Тулу. Они намеревались предложить московскому правительству свои услуги – служить в войсках для участия в войне с Польшей и получать за это жалование. По мере продвижения отряд Уса пополнялся новыми крестьянами, бежавшими от своих господ, а также посадскими людьми. Численность отряда выросла до 3 тыс. человек, однако атаман вынужден был вернуться на Дон. Многие из участников этого похода присоединились к повстанцам Степана Разина. Такая широкая поддержка восставших казаков свидетельствовала о созревании условий для антифеодального выступления. В 1667 г. донской казак Степан Разин с отрядом пошел вверх по Дону, обосновался у Царицына, захватил Яицкий городок, затем достиг морем Персии. Попытка персидского шаха уничтожить его отряд потерпела неудачу.

В 1667 – 1669 гг. действия Степана Разина были еще стихийными выступления бедного казачества, не видевшего иного пути, как силой добывать себе средства для пропитания. Но слава Степана Разина разрасталась, численность его сторонников увеличивалась, и царские воеводы не осмеливались начать с ним битву, поскольку опасались, что служилые люди перейдут на его сторону. С 1669 г., когда он стал контролировать весь Дон до города Черкасска и обосновался в Кагальницком городке, в движении открыто проявился антиправительственный характер. Оно было многосословным, в него входили люди разных национальностей. Разин обещал уничтожить рабство и освободить крестьян от бояр и дворян.
 
Эти требования отражали уровень самосознания бунтовавших, они верили в добрую царскую власть (в доброго царя) и даже распространился слух, что вместе с Разиным идут сын царя Алексей (умер в 1670 г.) и бывший в опале патриарх Никон. После взятия Царицына восставшие заняли Астрахань, без боя овладели Саратовом и Самарой. На время осады Симбирска (которая затянулась) приходится наивысший подъем народного движения. К этому времени территория, охваченная крестьянской войной, была огромной: с севера на юг – от Нижнего Новгорода до низовьев Волги, с запада на восток – от Слободской Украины до Заволжья. Сражение за Симбирск было кровопролитным. С побежденными расправлялись жестоко: рубили всех подряд, раненых топили в Волге, пленных предавали мучительной смерти. Преданный домовитыми казаками Степан Разин попал в плен.
 
Патриарх Иоасаф отлучил Разина от церкви, предав анафеме. Закованного в цепи его под конвоем 4 июня 1671 г. доставили в Москву, а 6 июня казнили. Документы о восстании Разина доставлялись в Москву в Приказ Казанского дворца, там же находились подлинник приговора и сыскное дело. Но кремлевский пожар 1701 г. уничтожил все архивные материалы. В бумагах Тайного приказа сохранилась лишь запись с десятью вопросами, написанная самим государем Алексеем Михайловичем, – по этим вопросам допрашивали Разина.
 
После казни Разина крестьянская война не остановилась. Отдельные отряды повстанцев выступали во многих городах и селах Поволжья, но были подавлены. Крестьянская война была сигналом к переменам в социально-экономической жизни и подтолкнула государственную власть к преобразованиям. Она вынудила российское правительство укреплять существующий строй. Для этого усилили власть воевод на местах, провели реформу податного населения, крепостничество распространилось на южные районы страны.          

Примечания.
 
*Михаил Борисович Шеин – русский полководец, военный и государственный деятель, главнокомандующий русской армией в Смоленской войне 1632 – 1634 гг., казнен по государственному указу в Москве на Красной площади в апреле 1634 г. по обвинению в неудачном развитии осады Смоленска.

**Адам Олеарий – немецкий путешественник, географ, историк, математик, физик, магистр философии, является конструктором Готторпского глобуса (первого в мире глобуса-планетария диаметром 3,1 метра, памятника науки и техники).

***Аналой – употребляемый при богослужении высокий четырехугольный столик с покатым верхом; иногда аналои бывают складными. Аналой стоит посреди каждого православного храма перед иконостасом.
 
****Моровая язва – острое инфекционное заболевание, в результате которого умерли десятки тысяч человек.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.