Вы верите в справедливый мир?

Борминская Светлана
"Психология обвинения жертвы
С точки зрения социальной психологии, обвинение жертвы основано на так называемой вере в справедливый мир. Вера в справедливый мир — это когнитивное искажение, при котором человек верит в то, что любое действие вызывает закономерные и предсказуемые последствия. Для такого человека невыносима мысль о том, что несчастье может произойти с кем-либо совершенно незаслуженно. Как показал первооткрыватель феномена веры в справедливый мир Мелвин Лернер, чтобы избежать признания ошибочности своих представлений о справедливом устройстве мира, люди реинтерпретируют несправедливое событие, связывая его с поведением или свойствами жертвы и тем самым одновременно обвиняют и принижают её".(это цитата - (с).

И вы знаете, я вдруг вспомнила (и в общем-то немного удивилась, так как не формулировала для себя это до сегодняшнего дня), что не верю в справедливый мир очень давно. Я себя очень хорошо помню маленькую, я мало изменилась с тех пор (серьёзно).
При этом у меня было хорошее детство и мои самые близкие родные по самому большому счёту были вменяемые люди. Это очень важно для меня до сих пор - вменяемость человека. Его понимание жизни без принижения себя и болезненного возвышения над другими. По маленькому счёту, конечно, и ели мы не с фарфора и жили не в шале и не сказать, что дома была идиллия идиллическая. Но вот насчёт безопасности и того, что я видела, живя дома - родные были нормальными и очень честными, как большинство небогатых работающих и непьющих людей. И они не были циниками ни один. То есть мне никто не внушал про несправедливость мира.
И любили смеяться (не насмехаться над кем-то, а именно юморить). И читать любили абсолютно все (имея 3 класса образования, 7 классов и т. д.).

Но в "сусальный справедливый мир" я даже в детстве не верила. Типа - вот будешь хорошая во всём и всё будет хорошо, а если нет, то будет как с тем дядей или тётей. Нет, я понимала, что если человек пьёт, как свинья, или вообще не учится и не работает, то хорошего с ним 90% не будет, но в то же время я уже знала, хотя мне никто не объяснял, что даже если человек - Голубь с большой буквы, у него всё равно многое может быть плохо, ну складываться так жизнь - хреново и ещё хуже.

Зато я верила и до сих пор верю в теорию вероятности - счастье надо искать и если долго искать - вполне возможно найти. Вот сколько надо счастья тебе - столько и искать всю жизнь по своему списку в голове или сердце (у кого где, может и в других местах). И верить, что оно найдётся и что-то обязательно делать для этого, а не сидеть сиднем, не ныть и не злословить.

И в себя верить.
И не обращать внимания, если кто-то не верит в тебя. То есть не заморачиваться чужими тараканами.