Почему я научился считать ходы

Аким Урманцев
(Рассказ из цикла «Летучие мгновения нашей жизни»)

Было замечено, что есть такие точки на планеты, где разным людям в разное время при этом хочется делать нечто одно и то же. Например, у «Медного Всадника» всегда хочется улыбаться молодоженам. А на Эйфелевой башне – всем хочется плюнуть с высоты. В Венском лесу – танцевать. А вот на Волге, говорят, людей тянет рисовать…
 Как-то мой дед решил потрафить своей семье и купил путевку на круиз по Волге. Лайнер был шикарный, трофейный. Начало 1950-х - дед был еще молод, бабушка была молода, их старшая дочка ходила в седьмой класс, а младшая, моя будущая мама, ходила в пятый. Все предвкушали чудесный отпуск. И вот день отплытия настал.

 Круиз был долгий, дети стали скучать. Тогда моя бабушка решила, что девочки обязаны заняться рисованием. Она посадила их на стулья, раздала альбомчики, кисточки, краски. А лайнер проплывал мимо старинного русского города Кинешма. Прекрасная колоритная фактура: плесы, живописные повороты реки, церкви, домики. Девочки занялись процессом с удовольствием, но у сестры рисунки были явно симпатичнее. И проходящие мимо отдыхающие подсматривали через плечо и говорили моей маме: «Чего-то у тебя не получается. Смотри, сестра как рисует!» Художника может обидеть каждый – поэтому мама встала и ушла искать деда. А он в это время на корме «расписывал пульку» в солидной компании. Мама примостилась за спиной своего отца и стала наблюдать. Дед как-то обучил ее правилам преферанса, поэтому она понимала тонкости игры. В какой-то момент бабушка позвала деда по каким-то делам. Он не мог ослушаться бабушку, но и пульку «разбивать» было не прилично. У него возникло решение, хотя и рискованное.

- Я отлучусь не надолго. Пусть дочка за меня поиграет! – сказал он своим компаньонам.
- А ты заплатишь, если она проиграет?
- Еще посмотрим, кто проиграет! – отшутился дед, хотя и прикинул в голове, на сколько рублей его отлучка может ему встать.

И случилось неожиданное: школьница не только не проиграла, но даже выиграла. Когда дед вернулся – он был очень доволен дочкой. Он часто любил по жизни испытывать судьбу, и радовался, когда риск оправдывался.
Прошло десять лет. Колесо истории довернулось до того момента, когда я должен был появиться на свет. Но возникла заминка: в мои «задачи» среди прочего входил и «выбор» крови – можно было остановиться на отцовской, а можно было на материнской. Со всеми причитающимися крови аксессуарами: резус, группу, кровяные тела и прочее. На пять ходов вперед я тогда считать не умел, поэтому по скудоумию «выбрал» отцовскую кровь. А она по стечению обстоятельств вступила в конфликт с материнской. Поэтому в утробе я все девять месяцев усиленно боролся за жизнь, разруливая этот конфликт двух кровей, и как-то… «дотянул» до родов. Когда я все-таки появился на свет, то выглядел совершенным «бухенвальдом». Врачи в роддоме были в шоке: что делать с таким диагнозом - они не знали. В учебниках советской медицины этот случай еще не был описан. Взять на себя ответственность за радикальные методы никто не решался. Мама была в обморочном состоянии. Единственный в семье, кто стал активно действовать, был дед. Он вытряс из врачей, кто в городе из медицинских светил может помочь. Они назвали две фамилии – профессор Тур и профессор Абезгауз.

- А где их можно сегодня найти?
- Не знаем. Попробуйте в Центральной детской клинике. Там, может, подскажут домашний адрес. Они еще в Педиатрическом институте читают лекции…
Дед рванул по названным адресам. Везде – облом. Оказалось, что Тур в отъезде, а где Абезгауз? Время неумолимо утекало. Настал вечер.  Последний адрес из списка – Педиатрический институт. Уборщица предположила, что Абезгауз сегодня читал лекцию и вроде еще из здания не выходил:
- Пальто весит на вешалке... А вот, кстати, и он!
 Дед бросился к спускающемуся по лестнице усталому старичку: «Перед Вами стоит вся семья – помогите, спасите внука. Врачи не знают, что делать. Мы вас отвезем в роддом, посоветуйте что-нибудь!»
- Знаете, у меня уже нет сил, сегодня был трудный день… - начал профессор
- Мне кажется, мы с вами где-то встречались, - дед ухватился за соломинку.
- И мне ваше лицо знакомо… А! Я кажется вспомнил. Мы с вами играли в преферанс во время круиза по Волге. Ваша дочка еще у нас выиграла. Помню.
- Гримаса ситуации как раз в том, что именно она сейчас в роддоме.
- Да?! Поразительное совпадение! Тогда поехали - посмотрим, что там с Вашим внуком.
Абезгауз меня осмотрел и велел срочно делать полную замену крови. Под его ответственность. На следующий день я уже немного от чах. А второе полное он отменил, заменив на частичное переливание.
Мой дед его робко спросил:
- А ребенок будет нормальный?
- Если дед нормальный, то и внук будет нормальный, - пошутил профессор
В общем, я выкарабкался. С Божьей помощью, а также моего деда и доктора Абезгауза.

Прошло еще пол столетия. Я в качестве подарка на день рождения предложил маме совершить круиз на лайнере по Волге. И вот проплываем мы мимо Кинешмы: мама рассказывает мне эту давнюю историю, леденящую мою непутевую кровь. И мне стала открываться причина, почему родители меня с трех лет с непонятным упорством заставляли играть в шахматы. Чтобы я научился, наконец, считать на пять ходов вперед.

Я посмотрел на Волгу, проплывающую мимо Кинешму, и почему-то потянуло сделать зарисовки этого волжского городка. Хотя вот рисовать меня родители не учили…