Совмещенная профессия

Аким Урманцев
(Рассказ из цикла «Директорские будни»)

Считается, что когда работник директору жалуется на инфляцию, «давно, мол, не поднимали расценки», «уже пора прибавить оклад» - надо предложить освоить совмещенную профессию. За что и будет прибавка к зарплате.

А тут оказалось, что я и сам мог совместить свою должность. И пропустил возможность! История произошла лет десять назад, но узнал о ней совсем недавно. В середине рабочего дня секретарша сообщает мне: «Звонит какой-то Игорь из Хайфы. Фамилию не расслышала. Соединять?» Ну, конечно, соединять.
Игорь К. работал у меня еще на предыдущей площадке подсобником. Биография у него любопытная. Долгие годы он был егерем в тихвинских лесах, с людьми общался мало, слегка одичал. Потом егерское хозяйство подпало под реформу, его ставку сократили, он оказался без работы и подался в Питер. Как-то через знакомых попал ко мне в типографию, попросился на любую работу. Взяли его подсобником - тихий, не пьющий, по виду - старательный.

Было у него только одно условие – попросил выделить какой-нибудь угол на работе для ночевки, потому что в съемных комнатах он никак не мог ужиться с соседями. Понятно, что таким угрюмым людям лучше жить в одиночку. Комнатку на производстве я ему нашел. Чего не помочь человеку – да и работать будет допоздна, если потребуется, заодно и за зданием присмотрит ночью. Работал он хорошо, молча, много. Брал только один выходной на неделе.

Правда, потом заметили, что этот выходной стал приходиться сугубо на субботу. Оказалось, что какими-то зигзагами судьбы его во время прогулки по городу занесло на Лермонтовский проспект. Там он увидел нашу питерскую синагогу. Здание его заинтересовало, он зашел туда и… решил принять иудаизм. Что им двигало – не понятно, но факт такой состоялся. А потом через пару лет по религиозной линии репатриировался в Израиль, где успешно живет до сих пор. Так что хорошего подсобника мы потеряли.

И вот прошли года - вдруг звонит:  что-то видимо важное. После нескольких общих фраз «как дела», «как жизнь», «как работается» - он сказал, что очень хочет рассказать мне одну давнюю историю.

Когда он тогда в Питере решил принять иудаизм - надо было пройти обязательную процедуру обрезания. Ее делает специальный хирург – моэль. Игорь записался на прием, пришел вовремя. А староста синагоги ему говорит:

- Моэль уехал, сегодня обрезаний не будет
- А когда будет?
- Не скоро. Он уехал по нескольким городам. Вернется только через месяц.
- О-о-о! Долго ждать! – расстроился Игорь.
- А Вы где работаете? – спросил староста.
- В типографии.
- А как зовут вашего директора?
- Аким Альбертович
- О! Так вот он Вам и сделает обрезание! Обратитесь к нему!
- Как?!! Аким Альбертович?!! Он – директор типографии, а не хирург. Вы уверены, что он делает обрезание?
- А Вы хорошо его знаете? Он может совмещать специальности. Он всегда находится на рабочем месте?
-  Да, нет, не всегда, в командировки уезжает.
- Вот видите. Он уезжает делать обрезание. Он с бородой?
- Да!
- Он спокойный, рассудительный?
- Да!
- Он на джипе ездит и с собой дипломат носит?
- Да!
- Вот видите. Все совпадает. Точно-точно! Попросите – не стесняйтесь! Он сделает не больно и качественно!

Игорь ушел из синагоги в диком смущении. И хотелось поскорее приобщиться к Б-гу, а не ждать месяц. Но и меня стеснялся. Помучался он, бедолага, и все-таки решил дождаться «штатного» моэля. Сделал у него обрезание. А на выходе из синагоги встретился все тот же староста.
- Ну Вы как? Сделали обрезание?
- Да, вот только что, здесь.
- Поздравляю! К своему директору так и не обратились?
- Нет, как-то не смог…
- А как фамилия Вашего директора?
- Урманцев
- А-а! Да, это не он. У того моэля, про которого я думал, фамилия Коршенбойм. Но Вы своему директору скажите, что мы можем его обучить этой специальности. И рекомендации дадим.

Но Игорь постеснялся мне тогда это сказать и держал в себе десять лет.

 Вот, оказывается, а я мог получить «совмещенную профессию». И клиентуру бы получил. И спрос на эту работу был – очередь выстраивалась на месяц. Не то, что в полиграфии!..