Буруктал

Валерий Пономарев
С утра в гараже, в курилке моторного цеха, длинного приземистого сооружения из бетона, горячо обсуждали свежую новость.
- Вчера не за что не про что убили в городе моего соседа Сашку Истомина - взволнованно рассказывал токарь из Городища Володя Черняк.-Он в этом году закончил школу, поступил в сельскохозяйственный институт. Сидел в кафе, к нему подошел парень, попросил у него на минутку сотовый телефон сделать срочный звонок. Отошел к окну и стал обзывать нехорошими словами своих собеседников. Потом вернул телефон Сашке. И мгновенно исчез ,как будто сквозь землю провалился. Через пять минут Сашке позвонили на его сотовый телефон и попросили выйти из кафе. Он вышел и получил удар по голове. Как зафиксировали вызванные медики со скорой, не совместимый с жизнью. Завтра будут хоронить.
Все услышанное произвело на всех собравшихся гнетущее впечатление. Даже большой любитель побалагурить Есаул что -то пробурчав под нос, пошел переодеваться в свой автобус.
Я уже вторую неделю стою на ремонте и с нетерпением ожидаю, когда мне с центрального склада с Сулака снабженцы со дня на день привезут поршневую. Я уже давно притер клапана на головках и теперь ожидаю нужную мне запчасть. Главный инженер Савин и механик колонны Кравец знают о моей проблеме, и я давно успокоился. Торопиться мне некуда, потому что это ничегонеделание почти не отражается на моей зарплате, так как в гараже я работаю на полставки, а на моей основной работе мне каждый день аккуратно ставят восьмерки. Тем более сейчас стоит зима, самая плохая пора для водителей, когда с утра ,прежде чем завести машину, ее приходится почти час проливать горячей водой. Да и на объектах, которые находятся в степи, сейчас несладко, холодный пронизывающий ветер, как наждаком, обжигает щеки и уши. Так что я считаю, что мне немного пофартило, хотя с утра до вечера приходится возиться железками, а не ездить по бескрайним степям. Здесь есть один существенный плюс - я работаю в тепле.
Я не тороплюсь переодеваться и все услышанное обсуждаю, как иногда пафосно выражаюсь, строчкой из Высоцкого - со своим соседом по камере -
Мишкой Петровым, который немного старше меня, но на вид очень коренастый и крепкий ,который как я, тоже ждет какую -то нужную запчасть. В отличии от меня, Мишка весь извелся от ничегонеделания, так как у него от закрытых путевых листов зависит зарплата. А на ремонте водители получают копейки.
- Не повезло парню, - говорит Мишка. - Рядом не оказалось никого, кто бы его смог защитить.
Я с Мишкой соглашаюсь. Это только в сериалах Добро побеждает Зло, а в жизни, к сожалению, все происходит наоборот.
Я иногда непроизвольно начинаю говорить цитатами и сообщаю Мишке следующее: - Упадок стремительнее прогресса!
Мишка со мной соглашается и добавляет:
- По моему, рановато в России объявили мораторий на смертную казнь. Раньше преступники знали, что за злодейские убийства их ждет неизбежное наказание, а теперь только длительный срок заключения с надеждой на снисхождения от властей.
Я соглашаю с Мишкой и говорю ему, что наше телевидение - это настоящий университет для начинающих убийц. На днях я зашел в бытовку и посмотрел работающий телевизор. Ведущий как раз рассказывал о том ,чтобы избавиться от следов преступления на берегу водоема, жертве необходимо проткнуть живот и бросить ее в реку или в озеро. И она никогда не всплывет.
- Преступники у нас распоясались по одной причине - говорит мне Мишка, что не получают настоящего отпора. Они волки, а остальные все овцы. Я когда-то лично прочувствовал это проблему, когда прошлой осенью ездил на уборку урожая на восток области - в совхоз « Буруктальский». И Мишка мне поведал следующую историю.
- Поехал я туда своим ходом на своем ЗИЛе. Ехать туда далековато, где -то семьсот километров. Я почти сутки добирался. Но, слава богу, все обошлось без поломок. Приехал на центральную усадьбу совхоза, доложился о своем прибытии нашему представителю от «Газдобычи» Копылову, мол, жду дальнейших распоряжений.
Дело в том, что мой ЗИЛ никакой погоды на уборке урожая не делал, так вместо кузова у меня стояла металлическая будка.
- Меня пока по бригадам возить будешь, - сообщил мне Копылов.- А там дальше посмотрим. Иди пока занимай койку в общежитии.
«Буруктальский» - детище бурных хрущевских реформ, когда по приказу из Кремля в начале 50 -х годов были привезены с музыкой и песнями эшелоны первоцелинников, распаханы в одночасье необъятные просторы, по которым разгуливали стада овец. Первоцелинников расселили в сборнощитовые дома, сняли даже художественный фильм «Иван Бровкин на целине», которое с ностальгией по хорошим временам смотрит старшее поколение. Слов нет, что среди первопроходцев было и немало по -настоящему преданных идее преобразований людей, которые сутками не вылазили из -за рычагов тракторов, но были, к сожалению, и такие, кто хотел затеряться в человеческой массе, так как в стране была объявлена знаменитая беривская амнистия и миллионы преступников оказались на свободе.
К приходу зимы часть первоцелинников разбежалась по своим уютным городам, распахав огромные территории степей, и вот за нашим Оренбургским Газпромом закрепили шефство над одним из крупнейших хозяйств области» Буруктальским», чтобы предприятие на посевную и уборку присылало своих людей. Все это делалось в приказном порядке, так что было небольшое количество счастливчиков, кто не разу не побывал на целине.
Я ,пишущий сейчас эти строки, четыре раза удостоился поработать в зерновом хозяйстве, так что о чем рассказываю, очень хорошо знаю.
От себя хочу добавить, что по -основному месту работы нам выплачивали зарплату, потом дни проведенные на целине, засчитывались как отгулы и если бы не бытовые неудобства, то простым работягам даже было выгодно ездить на целину.
Еще об одной проблеме хочется сказать особо - это проблема преступности. Как -то так исторически сложилось, что близлежащий Орск криминального материала на целину поставлял с избытком.
Трудно было встретить среди орчан людей с нормальной биографией, потому что среди них было множество сидельцев и фактом своего пребывания в тюрьме они чрезвычайно гордились, и среди них существовала некоторая кастовость.
Впрочем, я как всегда, увлекся. Предоставляю слово Мишке.
- После обеда Копылов пришел ко мне в общежитие и сказал, чтобы я через пять минут был у машины.
- Хорошо - ответил я Копылову и стал собираться в путь - дорогу.
Не помню, сколько мы с Копыловым ездили по отделениям, но я хорошо запомнил, как подъезжая к третьему отделению, я увидел группу молодых парней, которые силком вытаскивали женщин из общежития и сажали их в кабины двух машин. Шум стоял страшный, потому что женщины царапались, визжали. Как могли, давали отпор своим незваным ухажерам, но последних это не останавливало и они продолжали, как кочевники при набеге, тащить своих несчастных жертв к машинам.
У англичан есть пословица, вся суть сводится к тому, что жертва должна расслабиться и получить удовольствие. Но наши газдобычинские женщины расслабляться не собирались и удовольствие весьма сомнительного качества им тоже получать не хотелось.
Боксерские навыки мне здорово пригодились в этот раз, потому что через пять минут мои соперники с побитыми рожами сели в свои машины и уехали, пообещав вернуться для расправы со мной.
- А они и вправду вернутся, - сказал мне Копылов. - Тебе мой совет , отгони машину в балку и на вечер схоронись, а то они тебя покалечат.
Народ дурной! Их даже наш участковый боится!
Конечно, я мужик крепкий ,от двух - трех человек отобьюсь, но с семерыми точно не справлюсь. Как -то не разу не пасовал, а тут впервые в жизни пришлось призадуматься. Защищать меня никто не собирался и тот же Копылов, дав свои советы, через пять минут сел на попутный самосвал и уехал, как не в чем не бывало, на центральную усадьбу,
мол, ты заварил эту кашу, ты ее и расхлебывай.
- Что делать! - думал и думал я. - Может воспользоваться советом Копылова. Домашняя снедь у меня не закончилась.
Я завел свой ЗИЛ и поехал в степь . Наступала ночь.
Как потом мне рассказывали очевидцы, через полчаса после моего отъезда на трех машинах примчалось человек десять возбужденных орчан для расправы со мной. Не найдя меня на месте, они, как азартные охотники, устремились в погоню.
Видно Всевышний в ту ночь был на моей стороне, так как одна из машин вскоре опрокинулась в овраг, а две - одна из них была бензовоз - столкнулись друг с другом. На следующее утро Копылов отправил меня обратно в Оренбург.
Рабочий день начался .Уже с тряпкой и ведром уборщица по кличке Графиня шла наводить порядок в туалете. Мы тоже пошли к своим машинам.