Из цикла-портреты-Легенда и быль

Александр Землинский
Легенда и быль

О трагической истории с князем Петром Михайловичем Голицыном впервые упомянул А.С. Пушкин в «Замечаниях о бунте», которые он представил императору Николаю I в 1835 году. «Князь Голицын, нанёсший первый удар Пугачёву, был молодой человек и красавец. Императрица заметила его в Москве на бале (1775г.) и сказала: «Как хорош! Настоящая куколка». Это слово его погубило. Шепелев (впоследствии женатый на одной из племянниц Потёмкина) вызвал Голицына на поединок и заколол его, сказывают, «изменчески». Молва обвиняла Потёмкина».
Генерал-майор князь Пётр Михайлович Голицын наиболее отличился в подавлении пугачёвского восстания, добыв победу под крепостью Татищевой 22 марта 1774 года. Это позволило разгромить армию самозванца и снять долгую блокаду с Оренбурга.
Князь П.М. Голицын был женат на Екатерине Александровне Долгоруковой, родной внучке фельдмаршала князя Михаила Владимировича Долгорукого. Императрица неоднократно обращала внимание на его красоту, выражая прилюдно похвалу его прекрасной наружности. Потёмкин, будучи неофициальным мужем императрицы, недолюбливал князя Голицына за придворные успехи и ещё за какие-то другие личные обиды. Далёкая молва гласит, что он решил отделаться от Голицына и нашёл человека, который был готов выполнить это злодейство ради покровительства Светлейшего, фаворита царицы. Этим человеком стал Пётр Амплеевич Шепелев. Он вызвал Голицына на дуэль под каким-то предлогом, убив его изменческим образом. В дальнейшем он получил руку племянницы Потёмкина – Надежды Энгельгардт, путь к богатству и чинам. Такова молва.
А.С. Пушкин, изучая материалы пугачёвского бунта, воспользовался распространённой версией данного трагического случая в жизни лично князя Голицына и реакции на него тогдашнего высшего света.
Своим замечанием Пушкин невольно бросил тень на Потёмкина. Но вот, если бы он более внимательно сопоставил даты событий, то оказалось бы, что «молодой человек» – это уже тридцатишестилетний генерал, успевший овдоветь, к тому же старше Потёмкина, пусть на год, но старше. Версия, что он является молодым соперником Потёмкина, становится при этом сомнительной.
Как выяснилось позднее исследователями исторических документов, императрица заметила «князя-куполку» не на балу, а на официальном приёме в Москве, куда она приехала вместе с Потёмкиным и где был дан приём для генералитета. Здесь Екатерина II возложила на генерал-майора князя Голицына орден святого Александра Невского. Читавшие Пушкина, приняли легенду на веру. Да, и у гениев бывают неточности.

Дальнейшее изучение документов той эпохи, выявило истинное положение этой запутанной детективной истории. Было найдено и опубликовано письмо императрицы к обер-полицмейстеру Москвы Архарову, написанное ею на пути в Москву из Европолча. В нём упоминалась просьба Петра Михайловича Голицына к императрице о сатисфакции на майора Лаврова. И, главное, просьба императрицы, что не следует освобождать последнего из заключения до приезда её в Москву. Видимо, Лавров в это время был в заточении и полностью во власти обер-полицмейстера. Ссора Голицына с Лавровым была настолько серьёзной, что привлекла внимание самой императрицы. Вывод напрашивается само собой: видимо майор Лавров – значительное лицо в этой истории «князя-куколки», погибшего в ноябре 1715 года. Понимая, что молва обвинит Потёмкина, императрица с особым вниманием отнеслась к этому делу.
Позднее, в дальнейших исследованиях, появилась фигура Дмитрия Андреевича Шепелева, сын которого женился на племяннице Потёмкина, что говорит о том, что молодой Шепелев несомненно имел значительное состояние и чин. Но и это оказалось неверным! Ведь у А.Д. Шепелева не было сына. А, вот племянник был!  Это Шепелев Пётр Амплеевич. Именно он был женат на племяннице Потёмкина. И хотя молва утверждает, что это произошло сразу после дуэли с Голицыным, документы того времени отметили дату 1779 год 13 ноября. Этот факт делает легенду о «злодействе» Потёмкина сомнительной.
В 1901 году во Франции был издан личный дневник барона де Корберона, современника тех событий, поверенного в делах в России. Из дневника явствует, что барон был в гостях у князя Волконского, отца невесты князя Голицына, который был убит неким Лавровым и которого завтра будут хоронить. Это было записано под 19/24 ноября 1775 года.

А дальше описывается история, почти правдоподобная, о том, как некоторое время назад Голицын ударил палкой офицера Шепелева. Тот тогда проявил спокойствие, но через несколько месяцев, переведясь в другой полк, приехал в Москву к князю домой, потребовав у него удовлетворения, сопроводив это пощёчиной. Князь велел своим слугам вывести Шепелева вон, и, казалось, дело было окончено. Удивление всех тому, что князь не захотел драться на дуэли, было удовлетворено тем, что князю не подобает выходить на поединок со своим подчинённым. В дальнейшем прошёл слух, что князь будет драться с Лавровым, который был главным виновником всего и настроил Шепелева. Однако, Лавров обратился к Голицыну с вопросом: «с какой это стати, князь, вы такое выдумали про меня?» Князь Голицын вспылил и вызвал его на дуэль. Оружием были выбраны пистолеты. Пока секунданты медленно заряжали оружие, надеясь, что дуэлянты помирятся, Лавров стал оправдываться и объяснять, что он здесь ни при чём. Голицын, раздражённый этим, выхватил шпагу и напал на соперника. Лавров, защищаясь, нанёс князю две раны своей шпагою. От этих ран князь Голицын умер через несколько дней.
Из записок де Карборона явно видно, что изменнического убийства не было. И Голицын стал жертвой собственной грубости и вспыльчивости.
Однако, и эта версия событий сомнительна. И вот почему.
В архивных документах сохранилось «Дело о секунд-майоре Лаврове». В подробном описании событий Лавров говорил о своей службе в полку, где князь Голицын был корпусным генералом и где он получил прилюдно удар палкой по голове от него. После чего он был вынужден уйти в другой полк. Позднее посещает князя в Москве, у него дома, с желанием получить от князя «удовлетворения обиды». Но князь обходится с ним весьма жестоко, избив его с помощью слуг, заперев в погреб и, в конце концов, сдав его полиции. Лавров клятвенно заверяет, что кроме собственной претензии за удар палкой, у него ничего на князя не было.

Назревал суд. Голицын, понимая, что будут неблагоприятные разговоры, подал прошение на высочайшее имя. Императрица, получив прошение, поделилась сомнениями с Потёмкиным. Непоследовательность описания и тон прошения усомнил Екатерину II. Потёмкин же не собирался вообще мстить своему мнимому сопернику Голицыну, а хотел лишь передать это дело в суд. Так оно и получилось. Делопроизводство суда было нескорым. Императрица со своей стороны считала, что виновны оба драчуна. К тому же сам Голицын в октябре 1775 года просил в обращении к Потёмкину «не чинить военного суда над Лавровым», подозревая нежелательного резонанса в обществе и армии.
Пока князь ждал решения, а Лавров находился под стражей, состоялась злополучная дуэль, где был убит князь Голицын.
Становится очевидным, что де Корберон в своих заметках просто перепутал эти странные для француза имена: Лаврова и Шепелева.
А что Пётр Амплеевич Шепелев? Некоторое время судьба свела его с Голицыным в одном полку. Так же, впрочем, как и с Лавровым. Но Лавров, после оскорбления его Голицыным, перевёлся в другой полк. А Шепелев и Голицын воевали вместе против польских конфедератов, а затем против Пугачёва. Неуравновешенный, вспыльчивый князь Голицын не обоснованно  подозревал Шепелева в том, что это он настроил Лаврова против него. Попытка Шепелева оправдаться привела к дуэли. Да, именно на их дуэли секунданты не спешили заряжать пистолеты. Они ждали, что дуэлянты помирятся. Но вспыльчивый Голицын, в нарушении всех законов дуэли, кинулся на Шепелева с обнажённой шпагой. Тот, защищаясь, нанёс ему смертельную рану.
История этой дуэли не в пользу Голицына. И понятно, почему Шепелев не понёс никакого наказания.

Императрица, щадя честь голицынской фамилии, повелела не предавать огласке это дело.
Шепелев в 1783 году женился на овдовевшей племяннице Потёмкина, участвовал в русско-турецкой войне, при Павле I стал полным генералом и сенатором. Умер в возрасте 78 лет в 1816 году.
Такова история «князя-куколки» и событий тех далёких лет.
Как часто легенда становится Историей. Вот и Александр Сергеевич Пушкин позволил себе пересказать её в этом случае. Хорошо, что порой архивные материалы способны открыть истину, вопреки молве. Но там, где нет документов, властвует легенда. И как часто она становится Историей.

P.S.
Но не только История, но и география напоминает о делах предков. У Петра Михайловича Голицыа был сын, родившийся в 1764 году. Михаил Петрович Голицын прожил долгую жизнь – 84 года, был тайным советником, шплатмастером, действительным камергером, владел усадьбой Пехра-Яковлевское. На этом месте в Москве сейчас раскинулся Сад Баумана, островок природы среди городских дебрей:

Между двух Бассманных,
Выстроенных в ряд,
Притаился странный
Баумана сад.

Дивное пространство,
Втиснутое вдруг
В это постоянство
Городских разрух…

18.05.2015.