Из цикла-портреты- Служитель истины

Александр Землинский
Служитель истины
1
Высшее человеческое совершенство стало смыслом его жизни.
4 ноября 1632 года в свободном Амстердаме в семье купца родился мальчик – божественный подарок. Дорога в Амстердам не была усеяна розами и успехом для этой семьи. Нет! Напротив, в горькие годы испанской инквизиции, во времена правления Фердинанда и Изабеллы, семья его деда бежала в южную Францию, в Нант. Но и там бесовская волна настигла её, и пришлось бежать дальше. Принял изгоев свободный Амстердам, дав им кров, возможность заниматься любимым делом и определённый достаток. А семья взяла фамилию по названию того испанского города. К тому же подобные семьи способствовали благосостоянию города своей предприимчивостью в делах, широким образованием и сплочённостью своей еврейской общины.
 Весьма религиозный отец, женатый четыре раза, успешный купец и почётный член общины, вторая жена которого подарившая ему двух дочерей и сына, в основном был занят делами. Мальчиком занималась мать. Слабого, болезненного отрока, получившего при рождении имя Борух, что значило Благословенный, не слишком увлекали шумные ребячьи игры. Им он предпочитал уединённые и сосредоточенные размышления о том, что видел вокруг. Учителя общинной школы сразу заметили незаурядные способности мальчика. А тот в школьные годы скрупулёзно изучает Библию, Талмуд и увлекается поэзией. Однако этого ему показалось мало. И он стал посещать частную школу, где изучают языки, историю искусств и где царит совершенно другая атмосфера. Атмосфера свободы! В это время на него огромное влияние оказал преподаватель латинского языка Франциск ван ден Эйден, своими воззрениями считавшийся вольнодумцем. Да и семейная обстановка дома учителя несколько смущала молодого человека. Особенно его дочь, с которой было так интересно говорить на многие темы, которая так много и так увлечённо вела их беседы. Борух всё больше и больше погружался с фантастической настойчивостью и интересом в кладезь духовных ценностей книг: «Речи» Цицерона, «Анналы» Корнелия Тацита, «Нравственные письма» Сенеки, «Жизнь 12 Цезарей» Светония и другие, всё, что доселе было ему недоступно. Особенно огромное влияние произвели на него труды Рене Декарта, который стал для него одним из главных его нравственных учителей. Знаменитое: «Я мыслю, значит я существую» стало основой всей философской позиции Бенедикта. Так, по-европейски теперь звучало его имя.
2
Подобное вольнодумство не могло пройти мимо руководителей еврейской общины, ранее благоволивших к молодому Бенедикту. Это ещё усугубилось тем, что он стал отделять себя от любой системы религиозного направления, царивших в те времена в свободной Голландии, будь то кальвинизм или христианство в традиционном виде.
Отступничество сына и его война с религией, вызвавшая всеобщее осуждение, весьма болезненно отразилось на отце, который в марте 1654 года умер. Бенедикт очень тяжело переживал его смерть. Он даже предпринял шаги к налаживанию отношений с общиной, которая даже пригласила его для праздничных чтений Торы. Подобная толерантность вполне была возможна со стороны общины. Был не забыт ещё урок с другим отступником Уриэлем Акостой, когда удалось поколебать его воззрения.
Однако увещевания Бенедикта на заседании духовного совета не возымели своего действия. Тогда ему был дан срок, поразмыслить над своими заблуждениями, но Бенедикт не покаялся. Община предала его анофеме, причём в самой суровой степени, что по библейским понятиям было равно значению «истребление». Община изгнала его из своей среды.
Бенедикт принимает решение покинуть Амстердам и порвать все отношения с общиной. Так продолжалось некоторое время. Однако,  он возвращается на короткий срок, и всем становится ясно, что Бенедикт может прожить самостоятельно и без общины.
Применив свои обширные знания в области физики, Бенедикт научился прекрасно шлифовать стёкла, изготовляя качественные линзы. Его изделия пользовались успехом, но эта работа занимала много времени и сил. А главное, отвлекала его от научных трудов.
3
В 1660 году он вновь покидает Амстердам и поселяется в селении Рейсбурге, вблизи известного университетского центра в Лейдене. Здесь Бенедикт пишет свой литературный труд, увы, единственный, вышедший при его жизни. Это трактат «Основы философии Декарта».
Предложенный им метод исследования научной теории Декарта, вызвал широкий интерес к нему, как к философу, создав прочный интерес в научном мире. Интерес учёных и студентов Лейденского университета сначала нравится ему, однако назойливость мешает его научным изысканиям и раздражает его. И Бенедикт в начале 1663 года перебирается в Ворбург, где находилось тогда голландское правительство.
Как оказалось в дальнейшем, этот выбор стал для Бенедикта весьма успешным. Вокруг него быстро образовался кружок высокообразованных людей, где одним из главных стал известный голландский политик Ян де Витт. К этому времени стремительно растёт популярность Бенедикта. Этот «еретик» оказался в нужное время в самом центре Европы свободомыслия, каковым явилась Голландия. Философские беседы его обладали силой убеждения, сочетая гуманистическое начало со строго математическим фундаментом.
Аскетическая бедность учёного удивляла многих его друзей. Некоторые желали подарить ему, своему кумиру значительную сумму денег, другие предлагали дома для улучшения его условий работы. Но гордый Бенедикт твердо отклонял великодушие друзей, объясняя, что это будет отвлекать его от научных занятий.
В это время, будучи участником и во многом вдохновителем математического кружка, Бенедикт по настоянию Яна де Витта пишет «Богословско-политический тракт», на что ушло пять лет. Трактат был опубликован инкогнито, без его подписи, как произведение неизвестного автора. Но подобная наивность оказалось секретом полишинеля. Стиль работы угадывался точно, и авторство скрыть было невозможно. Религиозные силы вновь обрушились на Бенедикта, и лишь вмешательство Яна де Витта спасло его от серьёзных неприятностей.
4
В Европе назревали трудные для Голландии времена. Франция стала грозить интервенцией. Людовиг 14-ый готовился к новым завоеваниям. В самой Голландии вспыхнула яростная внутриполитическая борьба. Боролись оранжисты и сторонники авторитарного режима. На этом драматическом фоне Бенедикт, разделявший идеалы республики вынужден был перебраться в Гаагу. Здесь, в бедной мансарде, снятой за скромную плату, он мог вести тихую и непритязательную жизнь кабинетного учёного.
Увы! Всё оказалось призрачным. В начале 1672 года французская армия вторглась в страну, и к середине года более трети территории было ею захвачено. Осенью фанатичная толпа набросилась на улице на Яна де Витта, ложно объявив его пособником французов, и зверски растерзала его. Бенедикт был тяжко опечален, узнав об этом. Гнев его был настолько высок, что он написал страстное воззвание против сделавших это оранжистов и хотел уже расклеить его. Но мудрый хозяин дома, к счастью, запер дверь его комнаты и тем спас ему жизнь!
Несмотря на войну, Бенедикт получает приглашение от командующего французскими войсками принца Конде приехать к нему в Утрех. Там тогда находилась его ставка. Бенедикт едет. По приезду в ставку, ему делается заманчивое предложение: посвятить одно из его произведений Людовику XIV. Разумеется за очень высокое вознаграждение. Но Бенедикт отказывается. Однако по возвращению в Гаагу, он незаслуженно получает осуждение, как пособник врагов, побывавший в их стане. А в это время правящий принц Оранский издаёт указ, в котором резко осуждает людей, которые подрывают авторитет Священного Писания.
Даже в атмосфере непризнания и деспотизма и кажущегося забвения учёного, его имя и труды продолжают будоражить просвещённых людей Европы. В 1673 году Бенедикта просят возглавить кафедру в Гейдельберском университете. Он отказывается от столь почётного предложения, сославшись на то, что должен завершить капитальный труд-тракт «Этика». Этот труд философа показывает Бенедикта как верующего человека, утверждающего, что «всё сущее – в Боге, и ничто не может существовать без Бога». Он всегда утверждал, что истинно верующий человек не тот, кто творит Добро из страха наказания, а тот, кто творит Добро, повинуясь велению совести.
Последние годы Бенедикт провёл в уединении, изредка общаясь со своими учениками. В середине февраля 1674 года, после обострения наследственной болезни, его не стало.
5
Бенедикт Спиноза. Мыслитель, достигший глубочайшего проникновения в таинства философии, неподражаемый представитель высокого начала. Бескорыстный защитник и последователь основных понятий философии, объединивший Высшую Мудрость с Высшей Любовью.

12.10.2014.