Глава 1. Референдум

Светлана Мотина
После обеда, в назначенный час, собрались все заинтересованные сопалатники в большой беседке. Пока ждали Василия, переговаривались между собой о разном.
Федька: «… что творится, что творится, вы себе не представляете, совсем эти медучреждения обнаглели, что хотят, то и творят, нормальному человеку и лечиться уже негде, куди ни обратишься, везде одни мошенники сидят и только в карманы и заглядывают, чтобы им за все процедуры платили…, а говорят, что наша медицина бесплатная…, какая же она бесплатная, если так дерут со всех сторон…, как жить с такой медициной…?»
Марь Ванна: «… да, согласна с тобой полностью…, вот мне моя подруга рассказала, что в созданной мошенниками «медклинике», диагнозы ставил автомеханик. В Пензе по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере задержаны сотрудники и руководители организации, позиционировавшей себя как «международная медицинская клиника».
Федька: «…а чем эта клиника занималась…?»
Марь Ванна: «…сначала звонят по телефону и приглашают на бесплатное обследование, а потом, после процедур, которые должны были быть, по их же звонку, бесплатные…, предъявляют счет на оплату наличными , а если нет при себе денег…, а их и нет, так как приглашали на бесплатное обследование…, то предлагали взять кредит в банке…!».
Федька: «… значит не недо брать трубку телефона, если видишь, что номер не знакомый…».
Марь Ванна: «…да я, в последнее время,  даже телефон не беру, когда звонят с незнакомого номера…, а вообще думаю так, если бы после первого случая провели проверку, то не было бы столько обманутых людей…!»
Пётр: «…да что вы говорите, тут и государственная медицина правдой и неправдой старается вытянуть деньги: то направление не дают, то по направлению всё равно нужно ждать полтора месяца, а то посылают куда подальше, т.е идите лечитесь в своих районных поликлинниках, что вы сюда приехали, здесь в области всё платное…!»
Наталья: «…А я знаю про эту организацию…, я так на бесплатный массаж лица сходила. Попытались мне внушить, что я самая что ни на есть уродливая тётя на свете, которой надо срочно делать пилинги, маски, электрофорез какой-то, чтобы меня муж не бросил. Когда я сказала, что он меня любит, они сказали : скоро заведёт любовницу и бросит…, если я, конечно же, не возьму кредит в банке тысяч на 200,  и не начну спасать себя …! Мне повезло, что у меня отличное чувство юмора, а так же опыт работы в косметических салонах..! Я ушла…, немного потянув резину…, мол, может не так всё и плохо, пусть уходит этот муж, который мне и так надоел…! Короче, свалила я от них..!».
Федька: «… нужно писать жалобы во все инстанции…, кто нибудь да и обратит внимание и предпримет какие-то меры…,»
Марь Ванна: «… а куда писать, ты знаешь, посоветуй…, я вот скольких людей знаю, куда только они не писали и не подавали в какие только суды, идут только отписки…»,
Пётр: «…Да что тут посоветуешь. На суд жаловаться практически некуда – он у нас “независим”. Единственная возможность – обжаловать выше областного суда. Больше, практически, ничего нельзя сделать. Жалобы же. Это у нас обычная практика – пересылать их тому, на кого жалуются. Поэтому одну жалобу нужно пересылать сразу мест в 10, не меньше, а потом уже жаловаться на тех, кто отписался, отправил жалобу тем, на кого и жалоба была. Дело муторное, но у нас только так…».
Федька: «…ну ты даёшь, писать жалобу на того, кто отписался, потом на следующего. Жалоб должно быть МНОГО! Это как с собакой – нужно вдолбить в голову, что проще разобраться, чем отвязаться…!».
Пётр: «…тогда давай разберёмся…, на что чаще всего  жалуются…, каковы причины таких жалоб…?. Несмотря на то, что общение доктора и пациента должно быть направлено на улучшение состояния больного, иногда происходят иные ситуации. Найти взаимопонимание в некоторых случаях не получается. Пациенты вынуждены писать жалобы. Наиболее часто в адрес врачей звучат обвинения в: халатности; отказе медицинского работника принимать пациента; плохом отношении к больному; неправильном лечении, повлекшем за собой серьезные осложнения или смерть пациента; неверном диагнозе; несвоевременном оказании помощи пациенту; неудачном оказании помощи (плохо или с нарушениями проведенная операция); нерациональном назначении препаратов (самые дорогие лекарства с исключением отечественных аналогов). Хоть раз в жизни, но каждый сталкивался с ситуацией, в которой врач вел себя в «лучшем случае» недобросовестно, а в худшем, речь вообще можно было вести о нарушении прав человека. И поэтому вопрос, где такие действия можно обжаловать, совсем не праздный для тысяч и тысяч пациентов…!».
После обеда, Василий,  медленным  прогулочным шагом, подражая походке Вована, прошёлся по аллее, наслаждаясь пением птиц и шумом листвы, подошёл к большой беседке, где уже собрались некоторые сопалатники, держащие в руках бумажные листочки, в которых, по-видимому, был написан текст воззвания о возврате Вована. Василию стало даже интересно, что же могли написать люди, прожившие долгое время здесь с Вованом и так желавшие его возвращения, что безропотно пошли и написали эти письма, тут он впервые осознал, как трудно будет заменить Вована.
Пока велись между собой такие разговры и другие беседы, в беседку подтягивались и другие сопалатники с листочками, которые заготовили для правильного  написания письма или жалобы. В беседке наступила тишина,  и все взгляды направились на подошедшего Василия,  которого все ждали с нетерпением в ожидании его дальнейших действий и на вопрос: «…как правильно составить жалобу и куда её нужно потом подать…?», Василий пояснил: «…Давайте попробуем разобраться: как правильно составить жалобу на врача и куда ее нужно потом подать?», и, оглядев всех присутствующих, с достоинством произнёс: «… Прошу передавать свои письма, в порядке очереди, без шума и толкания друг друга…, действия такие…, подошли, листочки положили на стол, отошли и сели на скамейку в ожидании. Когда последний положит на стол своё письмо, начнем читать и обсуждать каждое…, всем всё понятно…?».
Федька: «… да понятно…, давай начнём уже…, а то так и до ужина не закончим…»,
Витёк, косо посмотрел на Федьку и  подумал про себя: «… а этому только бы пожрать вовремя…, каким был, таким остался…, прямо как из песни…, разве с таким можно что-то сделать…, а тем более вернуть Вована…!».
Пётр: «… подождите, если у нас Референдум, то и повестка дня должна быть утверждена и в ней перечислены все те вопросы, которые мы хотим обсудить…, а то, как-то не серьёзно получится…, не Референдум, а просто сборище какое-то…!»
Василий, оглядывая всех присутствующих, предложил: «…я не против, давайте предлагайте вопросы, которые мы хотим обсудить…»,
Витёк: «… ну какие-такие вопросы…, мы же хотим, чтобы наше руководство вернуло нам Вована…, а что, есть ещё какие-то вопросы…?».
Василий: «…да, ты прав, что главный вопрос – это вопрос о возврате Вована…, но мы ещё говорили о том, кому будем направлять свои письма-жалобы в первую очередь…, и самое важное, в какой форме нужно писать такие письма…! Важно не только "что", но и "куда" жаловаться на врачей. Существует несколько подходящих инстанций, в каждую из которых можно (а порой и просто необходимо!) обратиться сразу же, не тратя время и нервы на пустые споры и дискуссии. Структура медицинской, как, в общем, и любой другой государственной, структуры иерархична. Минздрав России, кстати - высшая ступень этой лестницы. Обращаться с жалобами следует по восходящей, начиная с нижней ступени. Первое место, куда жаловаться на врачей больницы, это кабинет заведующего отделением. Если дело принимает более серьезный оборот - идите к главврачу. "Прыгать через голову" сразу же обычно нет никакой нужды.
Если проблему не удается решить на местном уровне, следующей ступенью становятся центральные органы здравоохранения…, если дело принимает серьезный оборот.  Конечно, хочется верить, что основная проблема только в том, куда жаловаться на врачей…, но на самом деле еще не факт, что соответствующая инстанция ответит (хотя и должна).  В таком случае документы передаются в гораздо более серьезный орган, осуществляющий надзор за органами государственной власти и их работой, а именно - в прокуратуру. Подача заявления в прокуратуру - законное право гражданина, однако такая жалоба уже будет подаваться прежде всего на инстанции, не пожелавшие ответить на жалобы на врача…».
Марь Ванна: «… ну хорошо, а если этот врач частного медучреждения, тогда что делать…?»
Василий: «…Сегодня нередки случаи, когда и врачи частных клиник позволяют себе правонарушения в отношении пациентов. И у последних возникают справедливые вопросы: а на таких специалистов можно жаловаться? И куда жаловаться в этих случаях?
Первое, на чем нужно сделать акцент, это на общем характере рекомендаций по инстанциям обращений на врачей-нарушителей. И не важно, где они работают — в государственных ли, частных ли структурах, в больницах или поликлиниках.
Пётр: «…Но на врачей частных медицинских компаний есть и еще одна управа — плюсом ко всем вышеперечисленным. На таких специалистов (а точнее, на клиники, где они работают) можно жаловаться еще и в Роспотребнадзор. Этот орган имеет полномочия контролировать деятельность всех ИП и юрлиц, предоставляющих гражданам услуги за деньги (если иное не предусмотрено законом)…!»
Василий: «…На основании поступившей жалобы Роспотребнадзор проверку непременно инициирует. А в ходе нее специалисты этого органа обязаны будут установить: действительно ли было совершено правонарушение? И если да, виновных привлекут к ответственности.
Федька: «…как же может наказать Роспотребнадзор, обладающий, казалось бы, только контролирующими полномочиями…?»
Василий: «…На деле этот орган вполне может привлечь виновных к административной ответственности, а также обратиться в другие инстанции, наделенные соответствующими законными правами для принятия более суровых решений по подобным обращениям.
В любом случае через месяц после подачи жалобы Роспотребнадзор даст официальный исчерпывающий ответ заявителю, о том, какие шаги были предприняты по его обращению. В том числе гражданин будет уведомлен, если его заявление было передано на рассмотрение в какой-то иной орган…».
Пётр: «… ну не знаю как Роспотребнадзор работает, а вот по телеку сказали, что похожий орган,  Валентина Матвиенко раскритиковала в пух и прах, и это Роскомнадзор.
А раскритиковала она работу Роскомнадзора из-за того, что ведомство недостаточно активно решает вопросы по пресечению нелегального контента в интернете: «Вы — орган исполнительный власти, который за это отвечает. Вы отвечаете за эту сферу и вы должны действовать энергично, используя все возможности. Где ваша активность?». «Может, они не теми направлениями занимаются, не приоритетными? Может, нам дать оценку работе федерального агентства?», — заявила Валентина Матвиенко. «Вам президент дает поручения, Госдума, Совет федерации, а вы что сами не понимаете, что вы должны на результат работать, а не на процесс? Пока складывается впечатление отсутствия всякой инициативы и заинтересованности в решении этих острых вопросов», — отметила она».
Федька: «… ну и что ты этим хочешь сказать, что все такие органы плохо работают…?»
Пётр: «…ну не знаю, может и есть, которые нормально работают, только что-то их не видно и не слышно…».
Марь Ванна, подняв руку, как принято на собрании, обратилась к ведущему: «… Я согласна с предыдущим оратором, что у нас не всё так хорошо, как хотелось бы, поэтому у меня вот какой вопрос, который я хочу внести в повестку дня…,  мы знаем, как обстоит дело с медициной в нашей стране. Образ хамоватой медсестры и не особо внушающего доверия врача уже въелся в головы жителей постсоветского пространства. Но если хамство - это только верхушка айсберга и произошло что-то, чего нельзя оставить без внимания? Куда жаловаться на врачей? Причем официально, и желательно - с ответными действиями…?».
Колька: «… да, да, да…, и я согласен с Марь Ванной, что и врачи и медперсонал стали такими хамовитыми, просто неприятно вспоминать, но, если пошёл такой разговор, то и я тоже расскжу об одном инциденте…, как-то звоню в  клинику: «…  Алло, доктор, я по вашему совету купил клизму, куда ее теперь?». Он мне отвечает: «…Налейте в нее воды и засуньте ее себе в зад!», представляете что говорит…!».
Марь Ванна: «… ну, а ты что, ответил ему или нет…, я бы на твоём месте такое ему сказала, что он меня на долго бы запомнил…!».
Колька: «…нет, я просто сказал, что — Доктор, я пожалуй перезвоню, когда у вас будет хорошее настроение...».
Марь Ванна: «… ну и дурак, такое нельзя спускать, вот они поэтому и хамеют с нами, что мы с ними культурно обращаемся…!», я ещё раз убеждаюсь, что надо жаловаться…!».
Василий: «…Именно ответ на этот вопрос мы и рассмотрим на нашем референдуме…, но сначала определим ещё один вопрос – это обязанности медицинского работника, так как это очень важно.  Работа в сфере медицины тесно связана с морально-этическими нормами. Это значит, что грубость и хамство недопустимы для врача. В обязанности представителей этой профессии входит не только лечение, но и профилактика заболеваний, а также пропаганда здорового образа жизни. Деятельность врача осуществляется в интересах его пациента, под чем, в числе прочего, понимается врачебная тайна, помощь и ответственность. Если любой из этих пунктов каким-либо образом был нарушен, вопрос, куда жаловаться на врачей, становится весьма актуален
Основные права человека касательно медицинского обслуживания указаны в сорок первой статье Конституции Российской Федерации…!».
Витёк: «…а зачем нам знать все эти статьи…?, ещё Вован рассказывал об этом законодательстве и об этих трёх буквах, которые статьями называются…, что это такая яма, что, когда что-то ищешь…, то только время теряешь…, а когда найдёшь, то даже забудешь для чего искал…!»
Федька: «…Предупрежден - значит вооружен! Все помнят эту поговорку? В данном случае под этим подразумевается совет,  заранее подготовиться и "вооружиться" знаниями своих прав и обязанностей медицинских работников…»
Витёк: «… ну тогда разъясните, каким образом пишется жалоба на врача или медработника…, наверное на простом листке наше письмо не примут? А как првильно надо писать…, есть ли стиль или форма написания такой жалобы…?»
Федька: «… а помните,  как мы писали письмо правительству…, но там был свой стиль, который подсказал сам Вован…, да-а-а-а…,  и где он сейчас, наш незабвенный Вован…, из-за него мы здесь сегодня и собрались…», и оглянулся на Витька, который начал шмыгать носом., а остальные зашумели, поддакивая, что вспомнили… ,
Василий, отдёрнув Федьку, ответил: «… слушайте  меня внимательно, обращаю ваше внимание на то, что нарушать режим мы не имеем право и, в связи с этим,  предлагаю следующее: …так как мы не знаем как пишут, в таком случае, письмо-жалобу, в каком стиле, то, сейчас мы все расходимся по палатам и процедурным кабинетам, спокойно ужинаем,  я, тем временем, точно узнаю форму таких писем-жалоб, а утром, после завтрака и процедур снова собираемся здесь, в беседке, для продолжения обсуждения данного вопроса…, есть возражения…, если нет, то расходимся…».