Сатья Саи Баба мощнее суммы всех электростанций ми

Глушков
http://www.proza.ru/2017/04/26/120
Сатья Саи Баба мощнее суммы всех электростанций мира

По > http://vahini.org/sss/i/wave.html
 = 9-й главе < 1-го тома <   книги профессора Кастури [3] :
 Kasturi, Narayana. Sathyam Sivam Sundaram I–IV
 _о Жизни и Деяниях Саи = Сатья Саи Бабы _ПреПодобного Иисусу Христу [1].

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Сатья Саи Баба мощнее суммы всех электростанций мира
2. Ссылки
3. Приложение 1. Англоязычный подлинник ВСЕЙ 9-й гл.1-го тома (источник)
4. Приложение 2. Русскоязычный изданный перевод ВСЕЙ этой главы
     о ЧудоТворениях Саи с детства до 34-х лет (2-й источник)


1. Сатья Саи Баба мощнее суммы всех электростанций мира

Саи=САТЬЯ САИ БАБА ПРЕПОДОБНЫЙ ИИСУСУ ХРИСТУ [1]
> в целях целительной и оберегающей помощей людям_ практически ежедневно
_как и Иисус Христос _Создавал (=Материализовал=ЧудоТворил) [2];

в день Саи Создавал около 400 ГРАММ различных предметов
( как посчитал редактор журнала Саи в течение 40 лет _профессор Кастури [3])
_общей массой (соответственно: за всю Его земную Жизнь)    БОЛЕЕ ДЕСЯТИ ТОНН
_и было немало случае мгновенного создания Им предметов массой В СОТНИ ГРАММ
и ПреПодобно Иисусу Христу кормил Созданной Им пищей > множества прибывших к Нему паломников (о чём есть и в этой же 9-й главе 1-го тома Кастури)
            
_при этом не следует забывать
>   что современные НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НЕ МОГУТ СОЗДАТЬ НИ ГРАММА, ни молекулы, ни атома и ни даже частицы вещества
+> а если бы как-то они бы и смогли, то (легко посчитать по формуле Эйнштейна Е=МС2 ) для создания даже ОДНОГО ГРАММА вещества им потребовалась бы  энергия, РАВНАЯ производимой ВСЕМИ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯМ МИРА В ТЕЧЕНИЕ ГОДА

>   СЛЕДОВАТЕЛЬНО
>   Сатья Саи Баба _как и Иисус Христос _ был в тысячи раз мощнее годовой мощности суммы всех электростанций современного мира.

2. ССЫЛКИ
Перед текстом приведен многократно чудотворный АвтоФотоПортрет Саи=Сатья Саи Бабы из публикации
http://www.proza.ru/2014/12/25/257  (Трижды чудотворное Селфи Саи=Сатья Саи Бабы для россиян, России и всего  мира)_в которой рассказана чудотворная история создания этого Сэлфи.

[1] Об ИСАИ=Иисусе и Саи
 >  http://www.proza.ru/2016/02/18/292  Воплощения ЯЕдиногоЯ>>>ИСАИ=Иисус и Саи
  =Иисус Христос и ПреПодобный Ему >>>Саи =Сатья Саи Баба.
 > http://www.proza.ru/2013/06/27/1215  Новое Пришествие ЯЕдиногоЯ  ИСАИ…

 О САМОВОСКРЕСЕНИИ > ЯВЛЕНИЯХ > и ВОЗНЕСЕНИИ Иисуса Христа :
>   http://www.stihi.ru/2017/04/24/68  Сатья Саи Баба доказал Вознесение Иисуса Христа
 > 
 >   https://ru.wikipedia.org/wiki/Явления_Христа_ученикам
 > https://ru.wikipedia.org/wiki/Вознесение_Господне  .

 О СТРАНСТВИИ  ИИСУСА ХРИСТА НА ВОСТОК ПОСЛЕ САМОВОСКРЕСЕНИЯ:
 > http://www.proza.ru/2017/04/02/161  Сатья Саи… >Иисус…проповедовал до Малайзии
 > http://www.e-reading.club/book.php?book=146071  Хасснайн Фида _В поисках исторического Иисуса
 >  http://www.proza.ru/2016/04/27/230   Усыпальницу Иисуса … в Индии удостоверил Саи
 >  http://www.proza.ru/2013/06/27/1215  Новое Пришествие ЯЕдиногоЯ  ИСАИ…
 _разд 3. Новое Воплощение ЯЕдиногоЯ=Према Саи пойдёт по местам  Иисуса в Индии…
http://www.proza.ru/2017/04/23/168
Сатья Саи Баба… ОДНОВРЕМЕННО В  ДВУХ ТЕЛАХ… В ДВУХ МЕСТАХ…

[2]  О Создании:
Создание (с заглавной буквы здесь означает) =Материализация=ЧудоТворение
= мгновенное создание Волей Творца > материальных вещей и Духовных сущностей
< посредством Духовных технологий (именуемых в современной науке: ПараПсихология
с заглавной буквы –в отличие от парапсихологии экстрасенсов=магов);

Примеры Созданий (=Материализаций=ЧудоТворений) приведены во всей литературе об ИСАИ=Иисусе Христе и Саи (=Сатья Саи Бабе и Ширди Саи Бабе),
 в первую очередь в Библии и во всех Священных Текстах
например:
> https://ru.wikipedia.org/wiki/Чудеса_Иисуса_Христа  _перечень Созданий Иисуса Христа
> http://scriptures.ru/sss_1.htm   _описания Созданий=Чудотворений _Саи до 34-х лет
> http://www.proza.ru/avtor/vg891&book=15#15 ЧудоТворения  ЯЕдиногоЯ ИСАИ …
> http://www.proza.ru/2017/04/23/168 Сатья Саи Баба СРАЗУ В 2х МЕСТАХ В 2х ТЕЛАХ .

[3]О Создании более фунта (=более 400 грамм) в день только лишь одного Священного Пепла=Вибхути _ Кастури сообщает в 3-м абзаце ПРИЛАГАЕМОЙ НИЖЕ 9-й главы
(«9. The Wave of the Hand» =«9. Мановение Руки»
_эта глава о ЧудоТворениях=Материализациях Саи) 1-го тома книги :
The Life of Bhagavаn Sri Sathya Sai Baba _Sathyam Sivam Sundaram ,
   written by  N. Kasturi, M.A., B.L.
  =Жизнь Господа Счастья (=Бхагавана Шри) Сатья Саи Баба      
  _Естинность_ЖизнеТворность_Красота (=Сатьям_Шивам_Сундарам)
>  http://vahini.org/sss/sss.html    > Part 1 > 9. The Wave of the Hand
> http://vahini.org/sss/i/wave.html  (Англоязычный подлинник).
Русскоязычный изданный перевод:
 >  http://scriptures.ru/sss_1.htm   >  Глава 9    Мановение Руки
> http://scriptures.ru/sss_1.htm#9

КАСТУРИ= Нараяна Кастури (Narayana Kasturi _1897 -:-1987)
http://www.proza.ru/2012/06/02/875  Кастури _ЖизнеВестник ИСАИ_автор первых 4-х томов ЖизнеВестия Жизнеописания Саи=Сатья Саи Бабы
http://en.wikipedia.org/wiki/Narayana_Kasturi
http://en.wikipedia.org/wiki/Sathya_Sai_Baba_bibliography 
http://ru.wikipedia.org/wiki/Библиография_Сатья_Саи_Бабы


            3. Приложение 1. Англоязычный подлинник источника
>  http://vahini.org/sss/i/wave.html
= 9-й гл.1-го тома  <   книги профессора Кастури [3] :
 Kasturi, Narayana. Sathyam Sivam Sundaram I–IV
 _о Жизни и Деяниях Саи = Сатья Саи Бабы _ПреПодобного Иисусу Христу [1].

                9. The Wave of the Hand
Even as a child, Baba had the miraculous power of getting things from "nowhere". He surprised His playmates by taking peppermints and sweets from empty bags. In spite of His requests to keep this a secret, the news spread among the elders, and when they inquired how He got them, Baba remained silent. Later, when pressed by His friends, He said that a certain angel obeyed His slightest wish. This was, of course, to ward off further queries, because the villagers were satisfied by such an answer. They began to admire Him as a specially blessed boy, to be watched with care and treated with respect. Even at school Baba helped many classmates with a piece of rubber or pencil which He materialized by a Wave of the Hand. When any of them complained of an illness or pain, Baba "got" green leaves "from the Himalayas", as He told the boys, and made them chew them and swallow the juice. Some elders called it magic and even characterized it as black magic, warning the children that they should not have anything to do with Satyanarayana.


It was only after the Announcement that Baba regularly "took" Vibhuti and began giving it for a variety of purposes to all who came to Him. Baba has often spoken of the significance of this Vibhuti. Since it is materialized out of nothing and since the Ash is specifically associated with Siva, it is reverentially known by devotees as Kailasa Vibhuti, the sacred Ash of Siva who resides on Mount Kailasa. It is named Vibhuti since it endows one with prosperity; Bhasma - "ashes" because it burns away all sins; Bhasitam - "brightened" because it increases one's spiritual splendor; Ksharam - "destruction" since it removes danger; and Raksha - "protector" for it is an armor against the machinations of evil spirits. This is how the Vibhuti is praised in the Brihad Jabala Upanishad, one of the ancient spiritual texts. Baba says Vibhuti is also a constant reminder of the evanescence of the body which, ultimately, is reduced in cremation to a potful of ash!
[Watch Baba distributing Vibhuti]

Thousands of devotees and visitors have witnessed the miracle of the Vibhuti. It is indeed an inexplicable, ultra-scientific wonder! It is produced so casually, informally, gracefully, quietly, and so naturally that one might well miss the significance of the blessing. The right palm of Baba's Hand is held down on a slight angle - a wave or two, scarcely noticeable ; the fingers close to arrest the fall of the Vibhuti which has already materialized. The wonder product is handed to the recipient, as a token of Baba's blessings, and applied to the forehead. At an average rate of a minimum of one pound per day, the quantity of Vibhuti thus produced "out of the elements" by His Will must now have reached the astounding figure of over five tons !

Every idea has an inherent tendency to manifold itself in physical form. It all depends on the will, whether it is human or divine. Baba wills; it is done!

The Vibhuti may also be placed on the tongue, mixed with water and drunk as a specific against illness. It may be carried as a talisman. A devotee from South America had written that every night she went to bed with a packet of Vibhuti in her palm. Invariably she dreamed that her palms were resting at the feet of Lord Krishna. It is difficult to enumerate all the curative and alleviatory purposes to which recipients put the Vibhuti which Baba produces by a Wave of the Hand.

The Vibhuti He gives is also of innumerable kinds, suited to the purposes for which created. Sometimes it is in the shape of a hard cube, or often powder, fine, grainy or flaky. It may be fragrant or pungent, salty, sweet or tasteless, white or blackish, or of any of the intermediate shades. Sometimes, when He waves His Hand, it materializes - container and all! When a person left for England for higher studies, Baba gave him Vibhuti in a silver container with the additional blessing, "This will never become exhausted!" His Will, thousands of miles away, can replenish the Ash in a container by a pre-dated expression of His desire. When the Vibhuti is to be taken as a medicine for a long period, as during pregnancy, Baba asks the person to bring a receptacle,  and by a light tap on the surface, the vessel becomes full of Vibhuti. When he gathers his devotees on the sands, as at Chitravathi or the river bed of Kaivalya at Venkatagiri, or on the beach at Kovalam in Kerala, or Kanyakumari in Tamil Nad, or on the river Godavari, He digs into the sand playfully with His Fingers. A huge cube of Vibhuti hiding there, He rescues, powders and distributes to all present. He may take the sand itself in both His Hands and pour it onto a plate. That which falls on the plate is not sand, but fine fragrant Vibhuti.

Baba's entire physical frame seems to be suffused with Vibhuti. When He is taken in a procession on Vijayadasami, the tenth day of the light-half of the month Asvina, and other festival days, thousands have clearly seen fine Vibhuti falling from His brow onto His eyelids and cheeks. When He leaves the body and goes to save His devotees. Vibhuti often emanates from His face, mouth, thumbs, toes or forehead. He merely raises His thumb and makes a mark on one's forehead, and the Vibhuti is there for all to see.

There have been instances in which devotees have dreamed that Baba came to them and applied Vibhuti on their brows, and found on awakening that the Ash was actually there! Some dreamed that Baba put Vibhuti on their tongues, and when they awakened, they found Vibhuti in their mouths! Baba signifies His Presence at the residence of His devotees by scattering the tell-tale Vibhuti on the floor of the shrine where His picture is kept. When Baba presents a Vision of Himself to save someone from an impending calamity, He invariably uses Vibhuti to effect a cure.

Once during a Dasara Festival a certain visitor from Telengana received an urgent telegram from home, informing him that his father-in-law had had a stroke and that his condition had created anxiety. Baba asked him not to worry. A similar wire came the next day, and Baba agreed to his going alone, leaving his wife to watch the festivities even though she was the daughter of the stricken man and the most needed at his bedside. When the son-in-law left, He gave him Vibhuti to apply to the father-in-law's forehead. He had materialized it by a Wave of the Hand. About eight o'clock the next evening, Baba was discussing the timings of the trains by which the son-in-law was proceeding to the sick-bed. Quite suddenly He sat up and said, "You have all gone wrong. The train won't take him fast enough. He will not reach the place before 9:00 p.m. Oh! "What a pity!" Then with a wink of the eye, He "left" the body and was "gone." He was "away" for about half an hour. When He "returned," He was so happy that He had applied the Vibhuti Himself to the sick man in Telangana. "Did you use the same Vibhuti that the son-in-law was carrying with him?" He was asked. "Yes, you will know that when he returns," He said. "Ask him, and he will say that the packet was empty when he went to the sick man." And so it was. On return, he related the story of his discomfiture; how he was blamed for being careless; how they rubbed their fingers over the folded paper in order to collect at least the tracings of the holy Vibhuti; and how they failed in that desperate endeavor!

Baba sometimes performs Consecration or ceremonial bath for the silver figure of His "previous body" which is kept at the temple. A small wooden pot, artistically carved and painted, is filled with Vibhuti for this purpose. Holding it overturned above the image, Baba puts His Hand into the vessel in order to ensure an even flow of Sacred Ash. By contact with His Hand, the flow of Vibhuti continues long after the quantity originally produced is exhausted. Twirl after twirl brings down fresh showers of Vibhuti from the receptacle until the image is emerged in the fragrant powder, and the Ash mounts to unexpected heights. Finally Baba puts the wooden pot away, out of sheer physical exhaustion, so to say!

Regarding the Sacred Ash, another type of incident often occurs, although it is not exactly an illustration of the Wave of the Hand. Whenever a sincere devotee passes away, Baba gives His Darshan at the last moment and enables the person to enjoy eternal peace. On such occasions, symbolic of death, destruction, and the end of the temporary and the  evanescent, there issues Vibhuti from the mouth of the person Baba blesses. On Saturday, November 15, 1958, at 5:20 in the afternoon, Baba was reading from a letter to those  around Him. Suddenly, with a shout meaning, "Yes," He fell to the floor and was practically lifeless. Ten minutes later He moved a little and coughed three times, but they were not coughs; they were three puffs which emanated from His Mouth, bringing out quantities of Vibhuti to a distance of more than a foot and a half! Five minutes later, Baba got up, and without any sign of exhaustion or confusion, resumed the previous conversation. He was asked to reveal where He had been, and replied, "I have been to the city of Dehra Dun. The mother of Krishna, the doctor, who comes here frequently, passed away at 5:30 p.m. Krishna was there at the bedside. She had placed her fingers on her pulse and announced to all, 'This is my last breath.' They are singing songs of God in that room. She had a peaceful death. I gave her Darshan at her last moment."

On Monday, when the postman came to Prasanthi Nilayam, he had with him a letter from Krishna to Baba. Krishna wrote, "My mother drew her last breath on Saturday at 5:30 p.m. We were chanting during her last hours, which was her wish. She was remembering you constantly!" What a miracle this! Baba anticipated the moment of death, answered the prayers of a panting soul, described at the Nilayam 1500 miles away the happenings in the Dehra Dun room within minutes; even the emanation of Vibhuti, symbolic of the destruction of the evanescent material of the physical body when the soul is freed from bondage!

The Vibhuti is but the continuation in this incarnation of the Udi or Ash which Sai Baba of Shirdi gave as His boon to those who went to Him. Sai Baba of Shirdi used to take the ash from the hearth fed perpetually with fuel, so that He could have live cinders for the Udi, says Sathya Sai Baba.

Baba materializes whatever He wills by a Wave of His Hand. He says that what He produces is already in "Sai Stores," and that His "workmen" are so quick, they manufacture in the fraction of a moment even the most complicated artistry He thinks of and deliver it into His Hand!

Once Baba materialized a gold medal to be given to an accomplished violinist whose recital was just concluding. Baba showed the medal to those around Him. Even as they were admiring its size, beauty and shine, He said, "Oh, the name has to be inscribed," and He closed His Palm. Opening it immediately, He showed the medal to all. They were amazed at the miracle. The inscription, "Presented by Bhagavan Sri Sathya Sai Baba to Vidwan T. Chowdian," was deeply engraved thereon in English, complete with the day and the date. Showing the medal to us, Baba said, "See how quick are my workmen!"

Baba blesses artists who perform at the Nilayam during festivals and other occasions with gifts such as rings, necklaces, medals, and brooches. With the Wave of His Hand, there is a special appropriateness in the gifts. Nadaswaram Vidwan, a piper, was given a ring with an inset picture of Siva. It was found that his ancestors for many generations had been temple musicians, that his family had been given certain lands in perpetuity in return for their services, and that the form of the Lord worshiped in that temple was Siva. The Siva on the ring was a replica of the icon in his Village!

"I shall give you a Ganesa figurine; take it home and worship it," He told a visitor. It was an image of Ganesa, the God who removes obstacles, in the standing posture. "You have this form of Ganesa in your shrine room, is it not?" Baba asked as He handed it to him. The man answered, "Yes, it is".

It is not proper for the recipients to weigh or evaluate the gifts. for they are not of the earth at all. Once a musician who received a necklace studded with precious stones started on his way home to discuss its value and decide its worth. It was lost mysteriously; it simply was not around his neck! Chastened by the experience, he returned immediately to Prasanthi Nilayam. Chiding him gently, Baba "took" before his eyes the self-same necklace and presented it again to him.

Things that Baba gives can never be lost. A devotee, while returning to Hyderabad from Puttaparthi, discovered her luggage had been stolen at night, somewhere near Mahbubnagar. She reported this to the railway police. Two days later she was called upon to identify her belongings, for the thief had been apprehended and the luggage recovered. Imagine her surprise when she found every article intact except the rosary Baba had materialized and given her! She sent a message to Baba by wire. Baba replied that the rosary had come to His possession, because it could not be stolen! Who can describe her joy at getting the same rosary a second time from Baba's Hands!

A devotee, C. N. Padma, writes, "It was twelve years ago. One evening Baba took all those who were at the old temple to the sands of the river. After the chanting He called me, and while consoling me about my personal problems, He materialized a rosary and handed it to me. He had already given me one, and I kept it at my home in a silver box. When He gave me another, I was alarmed that my situation may have worsened, since He felt I needed additional protection. So I asked Him, 'Why, Baba, why a second rosary for me?' He said, 'This is the one I gave you last! You left it at home in that silver box; it was 'stolen' yesterday. Here, keep this safe!' It was true. When I went home, I found the house broken into and the Silver box gone."

There was the incident of Srimati Sakamma's diamond ring. Some years ago she had hurried to Puttaparthi for the Dasara Festival. In the confusion of packing, she misplaced a seven-stone diamond ring. Discovering its absence too late for any search to be made, she informed Baba about it. Baba simply made fun of the whole affair, cracked a joke or two, and heartily laughed at her loss. Months later Baba was visiting her coffee-seed-curing factory. Sitting in the kitchen of a small house behind it, and while sipping coffee, He said,  "Oh, Sakamma, you want that diamond ring, don't you? Well, here it is!" With those words, He patted the wall, and lo, the ring was there in that Hand! That Hand is certainly Divine!

Sometimes that Hand is dipped in water, and the water becomes gasoline on which a car can be driven for miles. Once while motoring to Bangalore, the gasoline tank became empty near Chicballapur. Baba sent one of the men in the party to a water tank by the side of the road. He returned with mere H2O! Baba dipped His Finger into the can and stirred it a bit. The contents were emptied into the gas tank. The car was driven merrily along mile after mile, the engine  not recognizing any difference at all. On another occasion when the diesel oil supply ran short for the dynamo which produced electric power for illumination during festivals, and when it was too late to send anyone for diesel oil twenty miles away, He dipped His Hand in water, and diesel oil was there!

Another miracle of the same nature was performed at Horsley Hills where a few devotees spent several wondrous days in His august company. Every morning Baba went into the jungle to a flat-topped boulder upon which He sat and discoursed. One day, as He walked there, He picked up a piece of rock of a peculiar geological formation; it looked more like a closely packed bundle of dry macaroni. He had the stone in front of Him while discoursing. When He concluded, He said, "I shall sweeten your tongues a bit." He took the stone in His Hand. Amazingly, it had become a lump of sugar-candy, a closely packed bundle of dry macaroni-like sugar-candy. It was as if every molecule of that stone had been transformed by His Will into a molecule of sugar. No one has ever seen sugar crystallizing in long thread-like bits! But this was not chemistry! This was Divine Alchemistry!!

Srimati Sakamma once broke her eyeglasses at Puttaparthi and was having great difficulty. Baba materialized a pair of the same prescription for her.

It was Sri Krishna's birthday festival, a day which is considered specially auspicious. Baba was with devotees at Madras who were making elaborate preparations. The hall was decorated and invitations were sent to nearby friends. Baba came and sat on a special seat, temporarily erected at one end of the hall, near the shrine during the worship. Just before the close, He stood up, and everyone rose with Him. He lifted both Hands above His Head. The throng of devotees was expectantly watching His Hands, for they had not seen Him in that pose during a festival. It appeared rather strange, but before they had time to wonder, He was holding in His Hands a huge glass bowl beautifully designed with birds spreading their wings. Baba placed the heavy bowl near the shrine on the platform. "Special sweets from Brindavan, the birthplace of Krishna," He announced. In that bowl were forty-three different varieties of sweets!

One day Baba crossed the Chitravathi River in two jeeps filled with devotees and drove into the reserve forest. When the jeep failed to climb the road, Baba walked with the party for about six miles along the upper reaches of the river. At last they came to a beautiful area, right in the midst of the forest. There were steep rocky banks on three sides, a large flat slab of rock to sit upon, and the river gurgled merrily along. All partook of the food they brought  and drank tea prepared by some enterprising young men. Baba "made" a big piece of sugar-candy to sweeten their mouths. Then He waved His Hand, and all present opened their eyes wide to a miracle. He manifested a packet of photographs of Himself and proceeded to give one to each. There were exactly sixteen photos and sixteen men! Occasionally He has manifested larger packets for larger parties, and always the numbers agree!

Another incident that illustrates the divine in Baba happened at Cape Comorin in 1958. Sitting on the beach with a small group of devotees, Baba asked a person who had earlier in the day purchased and perused a book on the pilgrim center, what the book said about the local temple. He related the story of a diamond which once upon a time adomed the nose-stud of the Goddess in the temple. The diamond shone so brightly that pirates could see it from the sea! He described the pirates' greed and how they carried off the diamond during a raid. Baba asked, "Do you want to see it? It is just a matter of minutes and I can send it back before its absence is noticed." He patted the sand in front of Him - there appeared a huge diamond in His Hand! It was shown to everyone present, then just disappeared from the Hand to which it had come! Every miracle of His is done so unostentatiously, with a smile of surprise lighting up His Face as the object materializes.

A devotee had a rupee note which he had kept because it contained the autograph of a friend. One day, through sheer carelessness, he mixed it up with his other rupees and inadvertently spent it in Bangalore. The discovery of his loss made him morose. A week later, when Baba learned about this, He said, "Don't worry; it has not reached Bombay. I can see where it lies. I shall get it for you." The Hand waved; the rupee note, the same one, was handed over to the young man at Puttaparthi.

Baba bas materialized copies of the Gita and given them to devotees. When He made a copy for an old nearsighted devotee, He said, "See, it is printed specially for your sake in big bold letters," and it was! Giving a visitor, a professor who was a doctor of science, a copy of the Gita "from the sands," He said, "You do not know the Devanagari script, and so it is in Telugu. Take it." He has given for daily worship emblems of Siva and images of Lord Krishna, also images of other forms of God worshipped in Hindu homes. He also produces crucifixes and plates with mystic markings, all iconologically and artistically perfect, and all made by a Wave of the Hand!

He gives photographs of Himself - alone or with Sai Baba of Shirdi - or of the chosen Deity of devotees. Some of these photographs are very unique. There was once materialized a photograph of Sri Ramakrishna Paramahamsa with four Sai Baba of Shirdi pictures on a square in the region of his heart and Sri Sathya Sai Baba in the center of that form! Once Baba gave a devotee a pair of silver sandals which materialized miraculously on His Feet.

Baba takes delight in recommending to inquirers that they chant the Name and meditate on the Form of the Lord which most appeals to them. He has come not to supplant or destroy but to implement and fulfill.

One evening on the river sands a visitor was wearing a badge bearing a representation of a saintly couple, Kusuma and Haranath. Baba gave a short account of their lives and said they spread the message of holy chanting. Even as He was speaking, He "took" from the sands a lovely silver icon, Kusuma and Haranath, standing on a coiled serpent under its spread hood! There was a dot of actual saffron on the brow of Kusuma. On another occasion He gave a devotee who worshiped Him as Siva, a large colored shell with the word Siva-sayi carved on it! Baba also expresses His love and wisdom by encouraging everyone to march bravely along the path he has chosen for himself.

Sandalwood images, silver icons, silver sandals, ivory figures, idols in the sacred alloy of five metals, emblems of Siva in blood-red stone, green or blue topaz or sapphire have all been created and given. He has also given gem-set rings and lockets of different varieties as the need or mood of the moment dictates. Very often when he sees a devotee wearing a gem-set ring, he laughs at him for bearing the burden of a stone without asking for wages! Taking such a ring in His Hand, He strokes it with His Palm. The gem vanishes, and left in its place is a portrait of Sai Baba of Shirdi, Sri Sathya Sai Baba, or both. Or it may be Sri Rama, Sri Krishna, or any of the other Forms of God.

At Venkatagiri there is a sheet of postage stamps which underwent this miraculous transformation many years ago. Seeing the sheet with the earthly emperor, Baba said in fun, "Why do you have a set of such things?" Even as He was making the remark, His Hand gently passed over the paper, and as He lifted it, every figure miraculously changed; the illustration and the price vanished; the picture of Baba was imprinted on every stamp, and the inscription was "Sri Sathya Sai." If He gets the idea of initiating an aspirant with a sacred mantra, He just rolls a piece of paper, handy at the moment, into a sharp pointed needle-like instrument. In a second it is transformed into silver or ivory, with the added decoration of the image of the Deity invoked by the mantra. He proceeds to write on the tongue of the aspirant the mystic syllables and then presents the instrument to the person to be kept as a reminder of the Grace of the Guru!

His Hands have another miraculous power, to increase and multiply whatever He wants by mere contact. For instance, Baba multiplies food when the quantity is insufficient for the people present. He wills; He contacts; the vessel becomes full. One such scene was on Vijayadasami Day in 1950, which is the last day of Dasara. From the town of Anathapur several devotees had brought with them two baskets of freshly plucked Tulsi leaves. They were sitting around the baskets, making long thick garlands with the leaves. Baba passed that way when their work was almost finished and the containers almost empty. He asked the group, half in fun and half in earnest, "Exhausted? Are you game for another two baskets of Tulsi?" They jumped at the idea. He bent down and placed His Hands within each basket. When He stood erect, the baskets were miraculously filled to overflowing with fresh green Tulsi leaves!

It becomes clear why Baba Himself serves sweets and other items on occasions when thousands visit and are fed at Prasanthi Nilayam. He gives food plentifully, and there is always an abundance. Plenty is the hallmark of that Hand.

While on processions, Baba, seated on the flower-bedecked palanquin, takes in His Hand the petals of flowers from the garlands offered Him and throws them over the heads of the devotees. What falls on the ground below? Peppermints, one time; coins, another time; portraits of Sai Baba of Shirdi or Sathya Sai Baba, or of both, another  time. One cannot predict what or when! Such is the mystery of that Hand. A number of devotees still possess the articles they collected on November twenty-third, 1950, during the procession from the Old Temple to Prasanthi Nilayam, inaugurated that day. These articles remain unsullied  and bright for generations, since they are as substantial as other material objects.

The monk Amritananda related that he was suffering from chronic asthma, an illness which Baba diagnosed was caused and aggravated by incorrect practice of Hatha Yoga. During the months he remained at Puttaparthi, the drugs Baba gave him kept away the spasms and the Swami was practically freed from the dread affliction. Referring to these drugs, the Swami said, "The first two days He gave me Ash which He 'took' by a Wave of the Hand. 0n the third day there came into His Hand a golden-colored heavy powder which He put into my mouth. Then He turned to the four quarters, and with each Wave of the Hand, He 'manifested' quantities of a copper-colored powder which He applied to my back and chest. Afterwards He 'took' Ash and poured it into my hand, asking me to swallow a little when the spasm occurred. Another day He 'took' tender, soft, hairy roots of a plant and asked me to chew and swallow them.

 On another day He gave me a midget version of banana which I had never seen before in India, Ceylon, Malaya, or in the Himalayas. He gave me a date fruit without seed! He 'took' a handful of leaves which He squeezed. He collected the juice in a vessel He materialized, then commanded me to drink it.

"Another time He waved His Hand, and I saw a bundle of greenish leaves. He passed them to me with a twinkle in His eyes and asked me to eat all of them. I was shocked to find that the underneath of the leaves had small sharp thorns. When I looked at Him imploringly, thinking, 'do you really want me to eat all this, thorns included?' He melted a little and stretched out His Hand, saying, 'Give them back to me.' I placed the leaves in His Hand; He gave them again to me. There was not a single thorn! Not even a vestage or indication that the plant was of such species. Gleefully, I ate it all. A few days later He called me into His room, and when He waved His Hand, a sizeable quantity of green leaves again appeared. 'A very good specific,' He said, 'coming straight from the Himalayas.' Keeping half of them, He placed the other half in my hand, saying, 'Come on! Chew and swallow.' They were terribly bitter, and I had to draw on all my ascetic strength to perform the task allotted me. Oh, how I prayed in my heart that He would stop with that and not force me to eat the horrible half portion He had kept in reserve! But He showed no kindness and gave me the balance of the leaves, commanding, 'Finish this also.' Reinforcing myself with all my courage, I placed in my mouth the second installment. Could one believe - by longer contact with His Divine Hand the second half had become inexpressibly sweet, sweeter than sugar cane or honey! He laughed at my joy and relief, and I came to know that the ways of the Lord are truly inscrutable." This genuine report is from an aged renunciate, who was long with Ramana Maharshi and who was learned in Veda and Vedanta.

Whenever Baba elects to give patients a medicine or curative drug, He waves His Hand and procures pills, powders, bottles of mixtures, ointments, syrups, oils, or fruits. Sometimes out of sheer fun, He might throw a fruit toward one, and when the happy recipient actually catches the gift, another species of fruit might arrive in his hand! He might make a gesture of throwing without anything seemingly in His Hand. The person to whom the throw is directed must be wary, for a fruit is on its way! When someone was seized with a sneezing bout, He called him to His side and "took" some sweets which He gave him to swallow. When another was suffering from fever for quite a long time, Baba, nearing the bedside, waved His Hand and "took" something which He deliberately placed in the hand of the patient who sat up reverentially to receive it. It was a big bumble bee which flew away, along with the fever!

When a devotee asked for permission to leave Puttaparthi early so that he might attend a convocation to receive  a diploma, Baba said, "I shall give it to you now here!" and waved His Hand. A miniature diploma, exactly reproducing all the details of the actual one awaiting him at Madras, was in His Hand!

A Mysore devotee had arranged for family worship of Baba at Puttaparthi on the day of the festival of Gowri in  1961. He searched the village and also Bukkapatnam for all the auspicious articles the worship required. He was able to secure everything except black beads. Baba came for the worship, and the overjoyed couple was immersed in the worship of His Feet. They did not notice a large black ant running over the heap of flowers around His Feet. He saw it,  lifted it up gently, and held it between His Fingers. "What, are you offering worship with ants instead of flowers?" He asked in fun. He handed the ant to the mistress of the family; she held out her palm to receive it, but what she received was not a black ant. Instead, through His Grace, from that Hand were given two black beads!

Another astounding example of the divinity of that Hand occurred one evening when Baba casually approached a half-open window in His room. He noticed an electric table lamp on the sill. No one was aware of His intentions. Those present saw Baba wave His Hand. When they rushed near to see what was emanating, He showed them His Palm in which rested a color film portrait of Himself! Evidently, He willed for something transparent to be a part of the lamp shade. He held it up to the light. Some remarked that the background of the picture could have been a little more prominent; some said that the hair was a little awry; one remarked that the face was not freshly shaven! He silenced all such comments by declaring, "My dear fellows, you don't see, it is my photo, just as I am now, with this dress, this background, this half-open window, this door, this door curtain, this switch." As they watched, the wonder grew! It was as if in the millionth of a second, someone had come with a camera, focused it, and snapped a color film photograph, developed, washed and dried it, and delivered it into the Hands of Baba!

One evening at Prasanthi Nilayam, while talking about the kinship between man and other animals, and about the various theories of the origin of man, Baba said that the human animal is more related to tree dwelling apes than to the ground dwelling varieties. He spoke of a tailless, hairless, tree dwelling Simian. When an interested listener, a professor of anthropology, could not quite grasp the type, Baba waved His Hand, and there was a small model of the Simian to which He had referred. The miniature, a work of art and scientific accuracy, is with Him now.

At Thippegondanahalli, the lake near Bangalore, some devotees had enjoyed a quiet morning with Baba. After a long discussion on the doctrine of rebirth and the nature of the soul, Baba materialized a small silver screw-top vessel full of amrita and distributed it to the group. He then gave the container to a man and his wife who were shortly leaving for England. When He noticed the disappointment of the couple at receiving only an empty vessel, He took it from them, and without even the Wave of the Hand, gave it back. It was full of the precious nectar!

Afterwards the party went to the reservoir which supplies water to Bangalore. While the engineer was describing the history of the project and pointing out the two rivers which joined at the spot and the pinnacle of the temple which had been sunk in the lake created by the dam, Baba stood listening at the water's edge. Suddenly He dipped His Hand in the water and then held up His Palm containing some of it. To everyone's surprise, Baba's Palm held a lingam, shining in the sun, with sandal paste and bilva leaf on it, as if He had taken it from a shrine where worship was being offered it! He turned to a member of the group: "Take this and worship it every day. You worship Siva, do you not?" Indeed the man was a member of the sect which worshiped the form of Siva as represented in the temple at the confluence of the rivers.

When Baba blesses His devotees and agrees to their arranging the marriage of their children at Prasanthi Nilayam in His immediate presence, He sometimes creates a  golden disc and gives it to the bridegroom to be auspiciously tied around the neck of the fortunate bride. A Wave of the Hand, and the disc strung on a saffron-colored string is there in a moment. Sometimes when the ear-piercing ceremony is performed, Baba even materializes a sharp pointed bent gold wire with which the ear lobe is pierced and which serves as an earring for the child. It is impossible to enumerate all the capabilities of the Wave of that Hand!

When Baba decides to resort to surgery to cure an illness or defect, He waves His Hand, and the instruments needed are there in His Palm.

Another incident shows how the Wave of the Hand can transmit this miraculous Divine Power - to another person's hand. It happened some years ago when Baba was in His teens. With a large number of devotees He had gone across the river to a garden near Saheb Tank. Food was prepared and eaten. The party was returning to the village as darkness was fast falling on the river banks. Suddenly, while they were passing a bush, Baba ahead of the others, something streaked across the sands and coiled itself around Baba's right foot! "A snake, a snake!" arose the cry. A cobra bit Baba's right toe, uncoiled itself in an instant, and fled like an arrow along the sands. Baba said, "Let it go," but those who were angry at the cobra pursued it, desiring to kill it. Baba shouted, "Go," in a commanding tone, and the snake sped into the darkness and was seen no more. Meanwhile the effects of the bite were becoming apparent. Baba appeared faint and fell to the ground. Some men ran to the village to inform Pedda Venkapa Raju. Another, who knew the address of a magician residing a mile away, ran to get his help. Baba made some gestures to one of the two devotees trying to render first aid, to wave his hand. The devotee did so, and felt a thrust inside his palm. There emerged a talisman. Baba signaled to him to apply it, together with the froth from His Lips, to the wound. He did as ordered. Within a matter of seconds a "well" Baba got up, to the intense relief of every one, and began to talk as though nothing had happened to break the bliss of that happy day.

Just then, the parents and others came running with a huge armory of drugs, magic rites, roots, pieces of gramophone records, bottles of specifics sold in village fairs, and last but not least, the celebrated magician who lived a mile away. Baba jokingly greeted them all.

Baba later explained He could have "taken" the talisman, but since He never uses for His own benefit anything He materializes out of His own Hand, He had to convey His Grace to another hand.

It has been said about Sai Baba of Shirdi, "While the devotees took leave, Baba gave Ash as Prasad, besmeared some of it on the foreheads of the devotees, and placed His boon-conferring Hand on their heads." Sri Sathya Sai Baba also does this. His Hands confer the boons the devotees deserve, and have the healing touch to wipe out disease, ward off evil, and rewrite destiny!

     4. Приложение 2. Русскоязычный изданный перевод
          вышеприведенного Англоязычного источника
         > http://scriptures.ru/sss_1.htm#9 (Русскояз.)
=9-й главы 1-го тома книги профессора Кастури [3] :
 Кастури Н. Истина, добро, красота. (Сатьям, Шивам, сундарам).
 История жизни Сатья Саи Бабы. Том 1.1926—1960
     _о ЧудоТворениях Саи с детства до 34-х лет

                Глава 9 Мановение руки
    Еще ребёнком Сатья Саи отличался чудесной способностью добывать предметы из ниоткуда. Он, бывало, удивлял Своих сотоварищей, доставая из пустого ранца сласти и мятные лепёшки. Несмотря на Его просьбы сохранить это в тайне, новости распространялись среди взрослых, и когда те стали интересоваться, откуда Он всё это берёт, Сатья долгое время отмалчивался. Позже, уступив назойливым вопросам приятелей. Он сказал, что одно сельское божество – Грама Шакти – выполняет Его малейшие желания. Это предохранило Его от дальнейших расспросов, так как сельских жителей вполне устроил такой ответ. Они принялись восторгаться Им как мальчиком, удостоившимся особого благословения, которого надо беречь и уважать. Ещё учась в школе, Сатья помогал одноклассникам, "материализуя" мановением руки резинку или карандаш. Когда кто-нибудь жаловался на болезнь или боль, Сатья "доставал" зелёных листьев – "с Гималаев", как Он говорил детям, и велел им жевать их и глотать сок. Кое-кто из старших называл это "магией" и даже "чёрной" и запрещал детям "водиться" с Сатьей, но кто может запретить Бога?

   Только после того, как Баба возвестил о Себе, Он стал регулярно "добывать" священный пепел – вибхути и раздавать его для разных целей всем, приходившим к Нему. Он часто говорил о значении этого вибхути. Поскольку пепел материализуется из ничего и поскольку он особым образом связан с Шивой, бхакты почтительно называют его Кайласа-вибхути (Кайласа – Обитель Шивы). Его называют бхути, или вибхути (благая божественная сила), так как он приносит человеку благополучие; бхасма (пепел) – так как он испепеляет грехи; бхаситам (сила, власть, величие, слава) – так как он наделяет духовной силой; кшарам (неуязвимый) – так как он устраняет опасность и ракша (охраняющий) – так как это оружие против проделок злых духов. Так превозносится вибхути в Брихад Джабала Упанишаде. Саи Баба говорит, что это также постоянное напоминание о бренности тела, ибо, в конце концов, оно обратится в горсть пепла!

   Со дня Провозвестия и по сей день тысячи преданных последователей и просто посетителей были свидетелями этого чуда творения вибхути. Это поистине невыразимое чудо, не доступное для науки! И оно совершается так легко, неритуально, так изящно, спокойно и естественно, что вполне можно упустить всю значимость такого благословения. Правая ладонь обращается вниз ровно, или под некоторым уклоном – одно-два едва заметных мановения, пальцы закрываются, чтобы не дать упасть уже материализованному пеплу, и чудный продукт вручается тебе или наносится на лоб. При среднем объёме – минимум в фунт за день, количество вибхути, произведённого таким образом "из стихий" Его волей, должно было бы теперь достигнуть поразительной цифры в целых четыре тонны!

   Говорят, любая мысль отличается присущей ей склонностью проявляться в физической форме, и то, о чём мы думаем, имеет определённую тенденцию происходить на самом деле. Всё зависит от того, чья это воля: одно дело – моя или ваша, и совсем другое – Божественного существа. Баба желает – и это сделано! Вибхути, который Он даёт всем как знак Своего благословения, следует бережно хранить; его наносят на лоб в качестве средства от болезней; его берут на язык или смешивают с водой и пьют; носят как талисман. Одна преданная последовательница Бабы из Южной Америки писала, что всякий раз, как она садилась по вечерам медитировать с пакетиком вибхути в ладони, у неё неизменно бывало видение, будто ладони её – у стоп Самого Господа Кришны. Трудно даже перечислить все те цели – исцеления и возвышения, ради которых принимают вибхути, сотворенный "мановением руки" Саи!

   Вручаемый Им вибхути бывает доброй сотни видов, возможно специально предназначенных для той цели, ради которой Он в каждом конкретном случае его творит. Иногда это твёрдые кубики, но чаще – порошок, мелкий, зернистый или слоистый. Он может быть просто ароматным или с острым запахом; солёным или горьким, сладким или безвкусным; белым, темноватым или любого промежуточного оттенка. А иногда тем же мановением руки Он заодно создаёт и вместилище для пепла – маленькую шкатулку или коробочку! Когда один из бхактов уезжал в Англию для дальнейшей учёбы, Саи вручил ему вибхути в серебряной коробочке, к тому же с особым благословением: "Вибхути в ней никогда не иссякнет!" Ибо воля Его может действовать и за тысячи миль, и по Своему желанию Он будет вновь наполнять коробочку. Иной раз, когда вибхути приходится принимать как лекарство в течение долгого времени, как скажем, во время беременности, Саи просит принести какую-нибудь пустую ёмкость и после легкого постукивания по её внешней поверхности она наполняется вибхути. Когда же Баба собирает Своих приверженцев на песчаном берегу реки или океана. Он как бы играючи погружает в песок пальцы и извлекает оттуда большой кубик вибхути, который затем растирается в порошок и раздаётся всем присутствующим. А бывает, что Он набирает песку в пригоршню и сыплет его на блюдо, и на блюде – уже не песок, а ароматный вибхути.

   Можно сказать, что весь физический организм Саи кажется буквально пропитанным вибхути, так как когда Он следует по праздникам в торжественной процессии, то тысячам людей ясно видны тонкие струйки вибхути, стекающие с Его век, щёк, со лба Его, а иной раз, когда Он оставляет тело, чтобы даровать даршан Своим далёким бхактам, то вибхути источается с лица Его, из уст, с большого пальца, с пальцев ног или же со лба. Частенько, когда Он хочет нанести пепел на лоб Своего последователя, Он просто прикладывает к его лбу палец – и все видят там вибхути. Да что там! Бывали случаи, когда бхакты видели во сне, как Баба является и наносит им пепел в область межбровья, и по пробуждении действительно обнаруживали там вибхути. Или им снилось, что Саи кладёт им вибхути на язык, а когда просыпались, во рту у них оказывался вибхути! Баба отмечает Своё присутствие в доме Своих приверженцев тем, что рассыпает своего рода "сигнальный" вибхути перед алтарём, там, где стоит Его портрет, или же оставляет пакетик священного пепла на полу. Когда Саи удостаивает кого-то Своим даршаном, чтобы уберечь от грядущей беды, Он неизменно при этом применяет вибхути.

   Три года назад во время празднества Дасары один преданный получил из дому срочную телеграмму, извещавшую, что у его тестя инсульт и он в тяжёлом состоянии. Баба попросил его не тревожиться, но такая же телеграмма пришла и на следующий день, и Баба согласился на его отъезд. Однако его жене, которой как дочери больного следовало в первую очередь быть у его постели, Баба велел остаться в ашраме. Когда этот человек уезжал, Саи вручил ему вибхути и наказал, чтобы тот приложил его ко лбу больного тестя. Конечно же, Он материализовал его мановеньем руки. Но на другой день около восьми вечера, когда зашёл разговор о расписании поездов, Он вдруг встал и сказал: "Вы же все ошиблись. Поезд не довезет его так скоро. Раньше девяти он не доедет до места. Какая жалость!" И в мгновение ока Он оставил тело и "ушёл". Отсутствовал Он с полчаса, а когда "вернулся", то был явно счастлив, что Ему удалось Самому приложить пепел ко лбу больного. "Так вы воспользовались тем самым пеплом, который вёз с собой его зять?" "Да, – ответил Он. – Вы узнаете об этом, когда он вернётся. Спросите его, и он скажет, что когда он добрался до дома, пакетик был пуст". Так оно и было. По возвращении тот рассказал о своём замешательстве и чувстве вины за то, что был так неосторожен; как все домашние усердствовали, постукивая пальцами по сложенной бумажке, чтобы собрать хотя бы какие-то остатки священного пепла, и как у них ничего не вышло даже после самых отчаянных попыток!

   Иногда Баба совершает церемониальное омовение серебряной фигуры – изображения Своего "прежнего тела", хранящейся в мандире. Небольшая деревянная чаша с чудесной резьбой и рисунком наполняется вибхути, и, держа её перевернутой, Баба вкладывает в сосуд руку и вращает ею, чтобы обеспечить ровный поток священного пепла. От прикосновения Его руки вибхути продолжает сыпаться и после того, как первоначальное количество его иссякнет; каждое новое вращение приносит свежий приток вибхути из чаши, пока вся фигура не будет засыпана порошком, и кучка "пепла" не вырастет до внушительной высоты; тогда Баба, по причине, можно сказать, чисто физической "усталости", отставляет чашу в сторону.

   В связи с вибхути нужно упомянуть об особых случаях его появления, не связанных непосредственно с мановением руки. Когда какой-нибудь искренний бхакта Бабы умирает, то в этот последний миг Саи, находясь у его смертного одра, даёт ему Свой даршан, что позволяет насладиться Миром вечным. В таких случаях из Уст тела, оставленного Саи, исходит священный пепел – вибхути, — как символ смерти, уничтожения и конца всего временного и преходящего! Один такой случай живо возникает в памяти автора. Была суббота 15 ноября 1958 года. В начале шестого вечера Саи читал нескольким окружающим чьё-то письмо. Внезапно, будто в ответ на зов, Он громко воскликнул: "Ха!" и упал на пол. В течение десяти минут Он не подавал никаких признаков жизни, а потом пошевелился и трижды "кашлянул" – если вообще это можно было назвать кашлем: Он резко выдохнул, распространив вибхути на расстояние почти в полметра! Пятью минутами позже Саи поднялся и без всяких признаков усталости или замешательства продолжил чтение с того места, на котором остановился перед "уходом". Когда же Его стали одолевать просьбами – рассказать, где Он побывал. Он удостоил окружающих ответом: "Я был в Дера-Дуне (городе на севере Индии) у матери доктора К. Она скончалась в 17.30. Вы наверняка знаете обеих: они часто приезжали сюда. Когда мать умирала, дочь находилась у её постели и держала руку на её пульсе. "Это её последний вздох", – объявила она всем. Все, кто был в комнате, пели бхаджаны. Смерть была мирной. Я дал ей даршан в последний миг её жизни". Потом был воскресный день, а во вторник, 18 ноября, когда в Прашанти прибыл почтальон, у него было письмо для Бабы от доктора К., где говорилось: "Мама умерла в субботу в пол-шестого вечера. По её просьбе в её последние часы мы пели бхаджаны. Она постоянно вспоминала Вас!" Разве это не чудо – предвосхищение момента смерти в ответ на моленья скорбящей души, описание через несколько минут всего, что произошло в Дера-Дуне, и само появление вибхути из уст Бабы – как символа разрушения бренного тела в момент освобождения души от рабства!

   Вибхути Бабы обладает своего рода преемственностью: это тот же пепел (уди), который в качестве благословения давал в своё время обращавшимся к Нему Ширди Саи Баба.

   Тот обычно брал пепел из очага, в котором постоянно поддерживал огонь, – "чтобы, – как говорит Сатья Саи, — у Него всегда были красные угольки для кальяна".

   Мановением руки Саи "материализует" всё, что пожелает. Он говорит, что всё это уже готово "на складе Саи" и что у Него такие хорошие мастера, что буквально за долю мгновенья произведут самую искусную вещь, какую Он задумает, и отдадут Ему прямо в руки!

   Автору вспоминается один особенно волнующий случай. Для одного известного скрипача Саи "добыл" большую золотую медаль с тем, чтобы после концерта вручить ему. Он показал медаль окружающим и, когда они стали выражать свой восторг по поводу её величины, красоты и блеска, вдруг заметил: "Да, но ведь надо же написать имя!" – и зажал медаль в ладони. Тут же раскрыв её, Он снова показал медаль всем, и те буквально онемели от нового чуда. На медали была выгравирована надпись по-английски и с указанием даты: "Подарена Бхагаваном Шри Сатьей Саи Бабой Видвану Чаудия". "Видите, как быстро работают мои мастера!" – сказал Саи, показывая нам медаль.

   Дарами, обретёнными мановением руки, Саи благословляет всех артистов, принимающих участие в празднествах Прашанти. Это кольца, ожерелья, медали, броши и тому подобное. Каждый дар имеет особое значение. Так Надасвараму Видвану было вручено кольцо с образом Шивы. Из рассказа выяснилось, что тот был потомственным храмовым музыкантом в Тирувенгаду, где его семье, в награду за традиционное служение, издавна принадлежали храмовые земли, и что в том храме поклонялись Агорешваре — Благосклонному Шиве. Образ Шивы на кольце был копией Шивы в храме его предков!

   На мангала-сутре, сотворённой для невесты из касты вайшьев, был узор в форме Парамешвары, а на том, что был вручен невесте из касты надаров — образ Венкатараманы! "Я дам тебе Ганешу, забери его домой и молись пред ним", – сказал Он одному посетителю. Это была фигурка стоящего Ганеши. "Ведь такой Ганеша у тебя в комнатке для пуджи, не так ли?" – спросил Саи, вкладывая ему статуэтку в руку!

   Одному человеку, которому Баба подарил статуэтку Кришны, жрец велел совершить абхишеку Рудре (ипостаси Шивы), чтобы предотвратить надвигающуюся беду. Тот так и поступил в строгом соответствии с Писаниями. Спустя месяц он прибыл в Прашанти, и когда его позвали на интервью, Саи сказал ему: "Я принял пуджу, совершённую тобой". Бхакта не мог припомнить, чтобы он совершал какую-то пуджу именно для Бабы, и в его уме зашевелились сомнения. Тогда Баба сказал: "А та пуджа, что ты провёл по совету жреца?" – и, взмахнув рукой, материализовал лингам — символ Шивы. Вручая его, Саи спокойно и без всякого гнева проговорил: "А Кришна, которого Я дал тебе, вернулся ко Мне! Не беспокойся".

   Получившему дар не следует пытаться его оценить или взвесить, ибо эти предметы – неземной природы. Однажды музыкант, получивший ожерелье, усеянное драгоценными камнями, на пути домой стал шутливо обсуждать его качество и возможную стоимость. Оно таинственным образом пропало – его просто не оказалось на шее! Опомнившись, музыкант тут же вернулся в Прашанти, и Саи, мягко упрекнув его, "извлёк" у него на глазах то же ожерелье и снова презентовал ему.

   Предметы, подаренные Саи, также невозможно потерять. Одна женщина, возвращаясь домой в Хайдерабад, обнаружила, что ночью, где-то около Мабубнагара, у неё украли чемодан, и обратилась в дорожную полицию. Через два дня её вызвали опознать вещи, поскольку вора задержали и чемодан нашёлся. Представьте её удивление, когда она нашла все вещи в целости и сохранности, кроме чёток, которые "материализовал" и вручил ей Баба! Она послала Ему телеграмму, и Он ответил, что чётки вернулись к Нему, так как никакой вор их украсть не может! Как описать её радость при получении во второй раз тех же чёток из рук Бабы!

   Один бхакта пишет: "Это было двенадцать лет назад. В тот вечер Баба повёл всех присутствовавших в Старом мандире на берег реки. После бхаджанов Он подозвал меня и, беседуя со мной о моих личных проблемах и утешая, "добыл" из песка талисман и вручил мне. Он уже давал мне точно такой же, и я хранил его в серебряной шкатулке в алтарном уголке своего дома. Когда же Он дал мне второй, я встревожился – видно, моя ситуация ухудшилась, раз Он считает, что я нуждаюсь в дополнительной защите, и спросил Его: "Свами, зачем второй талисман?" "Да это тот же, что Я дал тебе раньше, – ответил Он. – Ты оставил его дома в серебряной шкатулке, а вчера её украли. Вот, береги этот талисман". Так оно и было. Когда я вернулся домой, оказалось, что двери дома взломаны и серебряная шкатулка пропала вместе с другим серебром!"

   Или взять, к примеру, случай с бриллиантовым кольцом. Лет пятнадцать назад Сакамма так торопилась в Прашанти на праздник Дасары, что в суете сборов потеряла подаренное Бабой кольцо с семью бриллиантами. Она слишком поздно заметила его отсутствие и сообщила об этом Саи. Тот поднял её на смех, отпустил пару шуточек и от всей души посмеялся над её рассеянностью. Спустя несколько месяцев Он посетил её кофейную фабрику, и, сидя на кухне служебного помещения и потягивая кофе, вдруг заметил: "А ты ведь хочешь вернуть то бриллиантовое кольцо, не так ли? Ладно уж, вот оно!" С этими словами Он похлопал по стене, и в руке Его оказалось кольцо! Это поистине божественная рука!

   Если рука эта погрузится в воду, вода может стать бензином, на котором машина идёт много миль, словно на настоящем. Раз на пути в Бангалор бензобак опустел посреди дороги, и Саи действительно послал кого-то с канистрой к водоему у обочины! Принесли воды – простой Н2О, Саи погрузил в канистру руку, а точнее – просто обмакнул палец и немного пошевелил им. Затем "воду" залили в бак, и машина понеслась, резво преодолевая мили, а мотор даже не заметил разницы. В другом случае, когда попросту не хватило машинного масла для двигателя, который давал ток, обеспечивая иллюминацию праздника, и было уже поздно посылать кого-то за двадцать миль, рука эта окунулась в воду – и машинное масло нужного сорта было готово.

   Свидетелем другого чуда того же порядка довелось быть автору этих строк. Это было в Хорсли Хиллз, где небольшой группе преданных посчастливилось пробыть несколько дней в божественном Присутствии. Каждое утро Баба отправлялся в джунгли к плоскому валуну, садился на него и беседовал с бхактами. Однажды на пути к этому месту Он подобрал кусок камня необычной геологической формации. Камень был похож на пачку плотно уложенных сухих макарон. Пока Саи говорил, камень лежал перед Ним, а в конце беседы Он заметил: "Мне хочется немного усладить ваш язык", – и взял камень в руку. И он стал комком леденцов, пачкой плотно уложенных, похожих на макароны леденцов, как будто все молекулы камня по Его воле обратились в молекулы сахара. Никто не видел, чтобы сахар, кристаллизуясь, образовывал такие длинные тяжи. Но это была не химия! Это была божественная алхимия!

   А однажды в Путтапарти, когда Сакамма, сломав очки, терпела уйму неудобств, Саи "раздобыл" очки, в точности подходящие по диоптриям, и вручил ей!

   На День рождения Кришны Баба приехал в Мадрас, и праздник почитался особенно благоприятным. Его последователи совершили тщательные приготовления: украсили зал, разослали живущим поблизости бхактам приглашения. Явился Саи и сел на специальное сиденье у алтаря, временно воздвигнутого для пуджи. Перед самой арати (церемонией возжигания огня) Баба поднялся, и все встали вместе с Ним. Выпрямив руки. Он поднял их высоко над головой, и толпа последователей, затаив дыхание, следила за Его руками, так как прежде Его никогда не видели в такой позе. Это было необычно, но не успели они и подивиться, как в руках у Него оказалась большая стеклянная чаша, сверкавшая в ярком электрическом свете, с прекрасным узором и изображением птицы, распростершей крылья. Чаша казалась довольно тяжёлой, и Баба поставил её на помост, где был алтарь. "Специальный прасад из Бриндавана!" – возвестил Он. В той чаше оказалось сорок три (!) разных вида сладостей, непривычных для вкуса обитателей юга Индии.

   Однажды Баба с группой последователей, заполнивших два джипа, выехал за реку – в заповедный лес. Когда проезжая дорога закончилась, Баба пешком прошёл около шести миль вверх по течению Читравати, и вся группа вышла, наконец, к живописному месту посреди леса: крутые скалистые берега с большой плоской каменной плитой, как раз чтобы удобно усесться, а рядом – говорливо журчащая речка. Все занялись едой, которую захватили с собой, и чаем, приготовленным расторопной молодежью. Саи "добыл" большую плитку леденцов – "усладить уста", затем последовало очередное мановенье руки – и у всех глаза раскрылись от удивления. Он "извлёк" пачку Своих фотографий и передал каждому из присутствующих по снимку. Их оказалось ровно шестнадцать, и как раз шестнадцать человек и были с Ним в тот день. В других случаях, когда группа бывала больше, больше оказывалось и фотоснимков, но всегда по числу присутствующих.

   Еще одним примером Его божественной шакти (силы) может служить случай, произошедший в 1958 году в Каньякумари. Сидя на берегу океана с небольшой группой приверженцев, Баба спросил у человека, который успел в тот день приобрести и внимательно просмотреть книжечку об этом центре паломничества, что там сказано о прибрежном храме. Тот рассказал историю об алмазе, который когда-то был вставлен в серёжку на носу у фигуры богини. Он так ярко сверкал, что с моря его увидели пираты. Это возбудило их алчность, и в один из набегов они похитили алмаз. Баба спросил спутников: "А хотите его увидеть? Это – дело нескольких минут, и Я смогу отправить его обратно, пока его отсутствие не будет замечено". Сказав так, Он похлопал по песку перед Собой – и в руке у Него оказался огромный алмаз. Баба показал его всем присутствующим, а затем алмаз исчез – из той же руки, в которой появился! И всё это так легко, как все Его лилы, так непринуждённо, с таким лукавым удивлением на лице при появлении желаемого!

   У одного из преданных была банкнота в рупию, которую он хранил отдельно, так как на ней был автограф друга, но так случилось, что он смешал её с другими и оплатил очередную покупку. Когда это обнаружилось, то он помрачнел, приуныл и опечалился. Примерно через неделю Саи "узнал" об этом и сказал: "Не тревожься! Сейчас она уже в Бомбее. Я вижу, где она и сейчас добуду её для тебя". Мановенье руки – и банкнота, та самая, была вручена молодому человеку, принявшему так близко к Сердцу эту утрату!

   В перечне всего, что материализовал Саи мановеньем руки, следует упомянуть и чётки из рудракши с бусинами, обвитыми золотыми нитями, подаренные Им Свами Шивананде. Дарил Он самые разные чётки, в том числе из рудракши и тулси, и многим другим, – для постоянного повторения имени Божьего. Для ежедневного чтения и размышления Он создавал и дарил Своим бхактам священную Гиту. Когда Он "достал" таким образом экземпляр Гиты для одного близорукого бхакта, Он сказал ему: "Смотри! Она отпечатана специально для тебя – большими чёткими буквами", – и так оно и было! А вручая экземпляр Гиты, извлечённый "из песка", другому бхакту, Баба промолвил: "Ты ведь не знаешь санскрита, так что книга напечатана на телугу. Возьми ее". Для проведения ежедневной пуджи Он создавал лингамы, разнообразные фигурки Кришны, Даттатрейи, Рамы и других божеств, обычно почитаемых в индийских домах, а также распятия, всевозможные предметы культа, шалаграмы (используемый при богослужении черный сферический камень), рудракши, пластинки с чакрами (священными дисками)! Все это – на высоком художественном и иконографическом уровне, и все – одним лишь мановеньем руки! Одному из последователей Он вручил пару серебряных сандалий, которые чудесным образом "материализовались" за минуту до этого на Его стопах!

   Дарит Он и фотографии – Свои или вместе с Ширди Саи, а также изображения богов-покровителей Своих последователей. Некоторые из этих изображений просто уникальны ввиду неповторимой символики и композиции. Так однажды Баба материализовал фотопортрет Рамакришны с образом Ширди Саи в области сердца и с портретом Самого Сатья Саи внутри этого образа.

   Бабе доставляет радость дарить людям их Иштам, то есть образ Господа, наиболее близкий им. Он "пришёл не нарушить или разрушить, а дополнить и исполнить". Когда во время одной из бесед на берегу Баба заметил у одного из посетителей значок с изображением святой пары – Кушумы и Харанатха, Он коротко поведал бхактам историю их жизни. Они, по Его словам, распространили весть о нама-сан-киртане (воспевании Имени), а в Харанатхе воплотился Сам Гауранга (Господь Чайтанья). Не прерывая рассказа, Баба "извлёк" из песка чудесный серебряный "образок" с изображением этой святой пары, стоящей на свернувшемся змее, прямо под его раскрытым капюшоном! Видно было даже пятнышко кумкума в межбровье Кушумы. В другой раз Он подарил бхакту, поклонявшемуся Ему как Шивасаи — Шиве в образе Саи, большую цветную раковину с выгравированной на ней надписью "Шивасаи"! Так Баба проявляет Свою любовь и мудрость – поощряя каждого смело следовать избранным путём.

   Фигурки из сандалового дерева и слоновой кости, серебряные статуэтки, лингамы из хрусталя, мыльного камня, зелёные, красные или из голубого топаза или сапфира – все это возникало и раздавалось. Дарил Саи и кольца с драгоценными камнями и медальоны доброй сотни разновидностей, какие диктовала необходимость или настроение момента. Нередко, завидев на чьей-то руке кольцо с большим камнем, Саи упрекал владельца в суетном тщеславии, и взяв кольцо в руку и проведя по нему ладонью, превращал камень в портрет Ширди Саи, Самого Сатьи Саи или Обоих, Рамы, Кришны или же какой-то другой образ Божий.

   В Венкатагири хранится блок почтовых марок, который много лет назад претерпел подобное чудесное превращение. Увидев марки с изображением одного земного правителя, Саи шутя заметил: "Ну для чего вам целый набор таких вещей?", – а рука Его уже легко скользила над бумагой, и когда Он поднял её, оказалось, что изображения чудесным образом поменялись: обозначение категории и стоимости пропало, а на каждой марке запечатлелось изображение Бабы и надпись: "Шри Сатья Саи". Если у Него возникает идея посвятить какого-то искателя в священную мантру. Он просто тоненько – в иголочку – скатывает какой-нибудь оказавшийся под рукой клочок бумаги, и тот мгновенно превращается в пластинку из серебра или слоновой кости, украшенную образом божества данной мантры. Затем Он переходит к начертанию на языке просителя соответствующего мистического слога и даже даёт ему в дар "священный инструмент" в память о милости гуру!

   У Его рук есть и другая чудесная способность – увеличивать и умножать одним прикосновением всё, что Он пожелает. Потому-то Саи и берёт на Себя распределение присутствующим чего-то, чего явно недостаточно для их числа. Проявление воли, прикосновение – готово! Сосуд полон. Можно описать один такой случай, свидетелем которого довелось быть автору. Это было в день праздника Виджаядасами в 1950 году. Несколько бхакт из Анантапура принесли две корзины свежесобранных листьев тулси (базилика) и, сидя рядом с корзинами на корточках, плели большие гирлянды для праздничного украшения. Саи случилось проходить мимо, когда дело их еще не было завершено, а корзины почти опустели. И Он полушутя-полусерьезно спросил их: "Что? Кончается? А как насчёт ещё пары корзин?" И когда те буквально подскочили от такого заявления, Он наклонился и подложил руки под дно каждой корзины. Когда же Он поднялся, корзины были полны свежей травой доверху! Теперь ясно, почему Баба Сам раздаёт беднякам еду и сласти в дни, когда их кормят в Прашанти. Он в изобилии потчует ими тысячи новоприбывших, и еды всегда хватает и даже остаётся!

   Поистине, знак руки Его – изобилие. В торжественных праздничных процессиях на Шиваратри и Виджаядасами Баба, сидя в украшенном цветами паланкине или в джипе, собирает лепестки с предложенной Ему гирлянды и сыплет их на головы собравшихся. И что, по-вашему, при этом падает на землю? Иногда – мятные леденцы, иногда монетки, а то и изображения Ширди Саи, Самого Саи или Их Обоих – тут невозможно предсказать, когда что! Такова тайна этой руки. Многие бхакты по сей день хранят у себя предметы, собранные во время торжественной процессии от Старого мандира к Прашанти в честь открытия нового ашрама 23 ноября 1950 года. Они могут сохранить их в целости для своих потомков, поскольку все они так же вещественны, как и любой материальный объект!

   Мне кажется, небезынтересно будет упомянуть здесь о том, что произошло со Свами Амританандой (брахманом по рождению, посвящённым в санньясу его святейшеством Нарасимхой Бхарати Свами из ордена Шанкарачарьи), который лично рассказал автору о своём общении с Бабой. Он страдал хронической астмой, которую – согласно диагнозу Бабы – усугубил неверной практикой хатха-йоги. За те месяцы, что он пробыл в Путтапарти, средства, которые ему давал Саи, избавили его от спазмов, и он уехал практически здоровым, освободившись от этой ужасной болезни. О применявшихся средствах он рассказал так: "Первые два дня Баба давал мне вибхути, "добывая" его мановеньем руки. На третий день в руке Его возник золотистый тяжёлый порошок, который Он и высыпал мне прямо в рот. Затем Он обернулся на все четыре стороны, с каждым взмахом руки создавая некоторое количество порошка цвета меди, который приложил мне к спине и груди. После этого Он "добыл" мягкие, нежные, покрытые ворсинками корешки какого-то растения и предложил мне разжевать и проглотить их. В другие дни Он давал мне какое-то крохотное карликовое горное растение, которого я никогда прежде не встречал ни в Индии, ни на Цейлоне, ни в Малайе, ни даже в Гималаях. Давал Он мне и плод карджуры, в котором не было косточки(!); Он "доставал" горсть каких-то листьев, тут же отжимал их, собирая сок в материализованный для этого сосуд; предлагая мне этот сок выпить.

   В какой-то из дней Он покрутил рукой, и я увидел в ней пучок зеленоватых листочков. Он велел мне съесть все это – где-то унции три-четыре – и, бросив на меня лукавый взгляд, вручил их мне. Я был поражен, заметив, что листочки усеяны снизу мелкими острыми шипами, и когда я умоляюще промолвил: "Вы действительно хотите, чтобы я съел это вместе с шипами?" – Он несколько смягчился и протянул руку со словами: "Дай-ка их Мне". Я вложил их Ему в руку; Он вернул их мне – на них не оказалось ни единого шипа! Даже никаких следов или знаков того, что растение было колючим; так что я их охотно съел. Несколько дней спустя Баба позвал меня к Себе в комнату и "добыл" довольно большое количество каких-то зелёных листьев. "Очень хорошее лекарство! – сказал Он. – Прибыло прямо из Гималаев!" Отделив половину, Он вложил остальное мне в руку и сказал: "Ну давай – жуй и глотай!" Это была жуткая горечь, и мне пришлось пустить в ход весь свой опыт аскезы, чтобы исполнить то, что было приказано. О, как я молился от всей души, чтобы Он повременил и не заставлял меня съесть оставшуюся половину!

   Но нет, на сей раз никакой снисходительности Он не проявил. Отдавая мне оставшиеся листья, Он велел: "Доешь и это!" Собрав всё своё мужество, я положил в рот вторую порцию, но, верите ли? – от более долгого соприкосновения с Его рукой эта половина стала невыразимо сладкой – слаще леденцов или мёда! Он посмеялся моей радости и облегчению, а я на опыте узнал, что пути Господни неисповедимы..." Этого дословного отчёта старого санньясина, который долгое время провёл рядом с Раманой Махарши, был сведущ в Ведах и Веданте, по-моему, вполне достаточно, чтобы вдохнуть веру в самого закоренелого скептика.

   Всякий раз, как Баба пожелает дать кому-то лекарство, мановение руки тут же "приносит" пилюли, порошки, бутылочку микстуры, специальное целительное растительное масло или плод. Для бездетной пары Он "материализует" какой-нибудь плод и предлагает съесть его, разделив пополам. Иногда Он шутки ради может просто бросить кому-то свежий плод, а когда счастливый получатель ловит этот дар, в руке его оказывается совершенно другой! А может Он и сделать вид, будто бросает что-то, хотя в руке у Него ничего нет, но тем не менее тому, кому Он бросает, следует быть внимательным, так как брошенное может быть "в пути". Когда на одного человека напал приступ чихания, Саи отвел его в сторонку, "добыл" ломтик каких-то сластей и велел съесть. А когда другого человека довольно долго мучила лихорадка. Баба приблизился однажды к его постели и мановеньем руки "раздобыл" что-то, что вложил осторожно в руку пациента, который благоговейно приподнялся в ожидании "панацеи". И что же оказалось? Это был большой мохнатый шмель, который тут же улетел!

   Когда один из бхакт попросил у Бабы позволения пораньше уехать, чтобы успеть на торжественный акт вручения университетского диплома. Баба сказал: "Я вручу его тебе прямо здесь!" Он взмахнул рукой, и в ней оказался маленький дипломчик – точная копия в миниатюре настоящего диплома, ожидавшего студента в Мадрасе! Один бхакта из Майсора собрался устроить в Путтапарти пуджу, посвящённую Бабе, в день праздника Гаури. В Парти и Буккапатнаме ему удалось найти для ритуала всё необходимое, кроме чёрного бисера. Этот бисер считается особо благоприятным для замужних женщин, но в семье бхакты его не оказалось. Баба пришёл на пуджу, и обрадованная пара была настолько поглощена ритуалом, что не заметила большого черного муравья, бегавшего по охапке цветов у ног Бабы; но Он-то его видел! Саи осторожно поднял муравья и, зажав его между пальцами, со смехом осведомился: "Это что же такое? Вы предлагаете пуджу с муравьями, впридачу к цветам?" – и передал муравья хозяйке. Та протянула руку, чтобы взять его, но то, что она получила, было вовсе не чёрным муравьем! Это были две чёрные бусинки из бисера!

   Говоря об этой руке, я не могу удержаться и не привести еще один удивительный пример, свидетельствующий о божественности любого её движения. Примерно полгода назад Баба, приблизившись к полуоткрытому окну Своей комнаты, случайно взглянул на стоявшую на подоконнике лампу, и Ему явно пришла в голову какая-то идея, о сущности которой, естественно, не ведал никто из присутствующих. Они увидели лишь мановенье руки, и, бросившись к Нему, чтобы посмотреть, что за этим последует, увидели Его цветную фотографию. Очевидно, Ему хотелось "произвести" что-то прозрачное, чтобы наклеить на абажур. Он поднёс снимок к свету, и кто-то из окружающих заметил, что фон изображения мог бы быть более чётким; кто-то сказал, что волосы на снимке слегка растрёпаны; один набрался смелости и заявил, что лицо не свежевыбрито! Баба пресек все эти замечания, сказав: "Дорогие мои, вы только посмотрите – это же Моё фото как Я есть сейчас: в этой одежде, в этой комнате, с этим освещением, полуоткрытым окном, этой дверью и занавеской на ней, с этим выключателем!" – и чем больше мы вглядывались, тем более возрастало наше удивление! Действительно, как будто в тысячную долю секунды кто-то явился с фотоаппаратом, навёл фокус, щелкнул – и сделал цветной снимок, проявил его, промыл, просушил и вручил в руки Саи! Поистине дивны деяния этой божественной руки!

   Однажды в Прашанти в беседе о родстве между человеком и другими животными и о разных теориях по поводу происхождения человека Баба заявил, что животное под названьем "человек" имеет более тесное родство с древесной обезьяной, чем с теми видами, что живут на земле. Он говорил о бесхвостой и безволосой человекообразной обезьяне, обитающей на деревьях, и когда один заинтересованный слушатель, оказавшийся профессором антропологии, никак не мог понять, что же это за вид, Баба покрутил рукой и произвел крохотную модель обезьяны, о которой шла речь. Эта фигурка – шедевр искусства и анатомической точности – до сих пор находится у профессора.

   Иногда в праздник Виджаядасами совершается абхишекам серебряной статуи Ширди Саи. Перед тем, как обсыпать фигуру вибхути, Баба "материализует" лингам и возлагает его на голову статуи. Иногда это происходит и на Шиваратри. Баба часто производит лингамы мановеньем руки и раздает их в качестве объектов поклонения.

   Мне вспоминается такой интересный случай. Дело было под Бангалором. Несколько преданных Бабы, жаждавших провести в Его обществе тихие утренние часы, увлекли Его туда – разумеется, с Его милостивого согласия. После беседы о карме, перерождении и природе души Саи "достал" из ниоткуда маленький серебряный сосуд, полный амриты и, распределив нектар между всеми присутствующими (их было человек восемь-десять), передал пустой сосуд одному из них, которому скоро предстояло вместе с женой ехать в Англию. Когда же Он заметил разочарование на их лицах, Он забрал сосуд и тут же вернул его, даже не взмахнув рукой. И он снова был наполнен драгоценным нектаром!

   Потом они всей группой поехали на водохранилище, снабжающее город водой. Пока инженер рассказывал историю этого проекта, показывая на прежние русла двух соединившихся рек и верхушку храма Сангамешвары, который оказался на дне водоёма, возникшего после возведения плотины, Баба стоял у края воды и слушал. Вдруг Он наклонился и, зачерпнув в ладонь немного воды, обернулся к одному из членов группы, почитателю Шивы. И тут все с удивлением увидели, что на ладони у Саи сияет на солнце хрустальный лингам с сандаловой пастой и листком бильвы, как будто Он достал его прямо из затопленного храма во время пуджи! "Возьми его и совершай ежедневно над ним пуджу, — сказал Саи этому человеку. – Ведь ты поклоняешься Сангамешваре, не так ли?" И действительно, так оно и оказалось.

   Когда Саи благословляет Своих бхакт и даёт согласие на то, чтобы дети их провели брачные церемонии в Прашанти в Его непосредственном Присутствии, Он иногда "извлекает" мановеньем руки мангала сутру — особую нить, которую носят замужние женщины, и вручает её жениху, чтобы тот повязал её на шею невесте как благоприятный знак. Одно движение – и "тали" или "ботту" на шнурках шафранового цвета готовы! А иногда на церемонии прокалывания ушей Саи материализует специальное острое приспособление для протыкания мочки, уже загнутое, которое потом и служит ребенку ушным колечком. Как перечислить все возможности мановенья руки! Когда Баба решает Сам провести операцию, чтобы излечить кого-то от болезни или устранить какой-то дефект, то следует мановенье руки – и необходимые инструменты уже у Него в ладони. Когда Он желает выразить Свои любовь и расположение, рука эта дарит сласти, "добытые" из простого песка или воздуха.

   Всякая глава должна иметь конец, так что придётся закончить и эту – и завершить её рассказом ещё об одном случае, который покажет, что мановенье этой руки может передать божественную силу и другой руке! Это случилось лет шестнадцать назад, когда Баба был, как принято говорить, ещё "подростком". С большой группой последователей Он отправился в сады у пруда Сахеб за рекой. Приготовили пищу, поели, и возвращались уже в сумерках. Вдруг, когда они проходили мимо какого-то куста, Баба впереди, а другие за Ним в почтительном отдалении, раздалось шипение и что-то обвилось вокруг правой стопы юного Сатьи. Раздались крики: "Змея, змея!" Змея ужалила Сатью в палец, вмиг развернула своё кольцо и стрелой устремилась в пески. "Пусть уходит", – сказал Баба, но люди, разгневавшись на кобру, погнались за ней, намереваясь поймать и убить. Тогда Баба повелительным тоном вскричал: "Уходи!", и змея скользнула во тьму и исчезла из виду. А тем временем действие укуса становилось заметным: Сатья зашатался и упал! Кто-то побежал в деревню – сообщить Его отцу; кто-то побежал за магом, жившим примерно в миле оттуда. Саи же знаками показывал одному из двух преданных, пытавшихся оказать первую помощь, чтобы он взмахнул рукой, – так же, как Он Сам, и, сделав это, тот, как он мне рассказал позже, ощутил в ладони резкий толчок, и в ней возник "талисман". Саи знаками показал: приложить его к ране вместе с пеной, выступившей у Него на губах. Тот сделал, как было велено. И через считанные секунды Баба встал, к великому облегчению своих спутников. Когда Он заговорил как ни в чём не бывало, как будто ничего не нарушало радости того счастливого дня, они сами заново вернулись к жизни.

   В это время прибежали родители и все прочие с целым арсеналом лекарств, магических заклинаний, корешков, битых граммофонных пластинок, бутылочек с деревенскими снадобьями, наконец, ни более, ни менее – с тем знаменитым магом, что обитал неподалёку. Баба, живой и здоровый, вышел им навстречу, отпуская шуточки по поводу их рвения.

   Впоследствии Баба объяснил, что и Сам мог бы "добыть" талисман, но поскольку Он никогда не использует для Себя ничего из того, что "добывает" собственной рукой, Он благословил на это другую руку.

   Хемадпант говорил о Ширди Саи Бабе: "Когда последователи Его уезжали, Баба давал им в качестве прасада пепел – уди, нанося его на лоб бхакта и возлагая Свою дарующую благо руку ему на голову". Шри Сатья Саи Баба делает то же. Руки Его дарует те блага, какие заслуживают последователи. Прикосновение этой руки Его отличается целительным действием. Оно может вылечить болезнь, отразить зло, изгнать беса и заново переписать судьбу.

Глушков   http://www.proza.ru/avtor/vg891    26.04.2017