Центр Цицерон, Санкт-Петербург. Из опыта работы

Елена Плюснина
Интервью  с директором Центра диагностики и психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка «Цицерон» Мариной Николаевной Теречевой проводит Плюснина Елена Михайловна.

Е.М.:  Марина Николаевна, расскажите, пожалуйста, об истории возникновения Вашего Центра, как давно это было?

М.Н.: Центр «Цицерон» был основан 30 августа 2004 года (http://www.ciceroncenter.ru/). Он создавался для оказания квалифицированной помощи детям, нуждающимся в логопедическом сопровождении, а также для разработки эффективных объективизированных методик диагностики и коррекции высших психических функций и речи ребенка.
На сегодняшний день запрос родителей на предоставление профессиональной помощи значительно изменился. Следовательно, и спектр предоставляемых услуг в решении проблем расширился. Преобладающим направлением в работе Центра сейчас является комплексное сопровождение детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Е.М.:   Какая главная идея (или) инновационный продукт был положен в основу?

М.Н.: Главной идей является комплексный междисциплинарный подход в психолого-педагогическом сопровождении ребенка.
Для каждого ребенка специалисты Центра формируют индивидуальный маршрут целенаправленного психолого-педагогического сопровождения. Это делается на основе индивидуально-личностного подхода с учетом объективизированных результатов диагностического обследования, Консилиум специалистов отслеживает динамику развития и вносит, при необходимости, коррективы для достижения более весомых и стойких результатов.

Руководствуясь данной идеей, была создана первая профессиональная программа для специалистов службы сопровождения – «Цицерон.ЛОГО диакорр».
Мы не стоим на месте – направления диагностической и коррекционно-развивающей работы Центра постоянно увеличиваются.
Мы предлагаем для решения проблем в развитии ребенка психолого-педагогические технологии, которые гармонично и эффективно сочетают в себе традиционные и инновационные методы и методики. Многие  технологии являются авторскими, разработанными специалистами нашего Центра и имеют запланированный положительный результат.

Е.М.:   По названию Центра можно заметить, что особое внимание уделяется также работе с семьей…

М.Н.: Особенностью коррекционно-развивающей работы Центра является индивидуальный, целенаправленный подход в работе с семьей. Семья – это место, откуда ребенок приходит и куда возвращается – это среда в которой он живет и взаимодействует со своими родными или не взаимодействует ...  Изменения, произошедшие с ребенком в результате коррекции, должны быть приняты и поддержаны семьей.

Это изменения во взаимоотношениях всех членов семьи.
Это изменения в требованиях, предъявляемых ребенку.
Это закрепление и поддержка достигнутого ребенком результата.
В противном случае, ребенок, возвращаясь в «старую» среду, возвращается и к прежней модели поведения, не ценит достигнутые результаты, не закрепляет их, имея низкую мотивацию к развитию, или вообще не хочет обучаться. Один он не в силах измениться.

Е.М.:   Что подразумевает под собой «сопровождение семьи»?

М.Н.: Сопровождение семьи осуществляется на основе комплексного подхода и объединяет работу таких специалистов как: семейных психолог, специалист по телесно ориентированной психологии, специалист по биоакустической коррекции.
Данный этап является подготовительным к основному - психолого-педагогическому, объединяющему усилия логопеда, дефектолога, психолога, педагогов по творческому развитию ребенка и др.

Е.М.:  Центр активно использует наряду с традиционными методиками современные инновационные технологии. Вами и специалистами Вашего Центра созданы уникальные диагностические и коррекционные компьютерные программы серии «Цицерон.ЛОГО диакорр», уже широко зарекомендовавшие себя в психолого-педагогическом сообществе в рамках всей страны. Расскажите, пожалуйста, об этой стороне деятельности Центра «Цицерон»?

М.Н.: Центр Цицерон объединил опытных, высокопрофессиональных специалистов, неравнодушных к проблемам семей, имеющих детей с ОВЗ и ТНР. Каждый специалист, обладая авторскими разработками, приемами, методиками, готов поделиться с коллегами своим опытом работы. Многие наши специалисты успешно совмещают научно-педагогическую и научно практическую деятельность, совершенствуя тем самым работу в Центре «Цицерон».
 
Современность, предъявляя свои требования к уровню технического прогресса в том числе и в сфере коррекционного образования, подвигает специалистов к «модернизированию» своих авторских разработок, придавая им статус инновационных.
Инновационными могут быть как процесс подачи материала, организация проведения занятия так и сама методика.  Наш Центр заслуживает особого внимания и в том, что мы успешно сочетаем традиционные и инновационные технологии, которые позволяют проводить коррекционно-развивающие занятия на повышенном уровне мотивации, объективизировать полученные результаты.

В Центре широко используются и здоровьесберегающие технологии с биологической обратной связью (БОС): биоакустическая коррекция (БАК), биологическая обратная связь (БОС) по опорной реакции, БОС по дыханию и др.
 
Биотехнологии и их развитие  – это будущее человечества – неинвазивные и немедикаментозные методики профилактики возникновения нарушений, коррекции, нормализации и совершенствования нарушенных функций с опорой на резервные и компенсаторные функции организма – это здорово, и это работает!
 
Данные технологии высокоэффективны в диагностике и коррекции речи, высших психических функций, функционального состояния организма. Специалисты нашего Центра не только являются авторами методик с применением БОС, но и одними из первых внедряли технологии БОС в систему образования Санкт-Петербурга и всей страны (http://odub.tomsk.ru/portals/0/elib/resouch/BD/2/0042.pdf ).
Подробно о технологиях диагностики и коррекции устной речи изложено в монографии «Модель классификации объективных методов и методик диагностики устной речи с использованием аппаратных средств», изданной в 2014 г.
   
Е.М.:  Да, это первая книга об инновационных технологиях в логопедии и дефектологии. Она стала Лауреатом Международного конкурса на лучшую научную книгу в гуманитарной сфере в 2015 г.. В ней есть описание и компьютерной программы «Цицерон.ЛОГО диакорр». Расскажите в двух словах о программе.

М.Н.: Это первая профессиональная программа для специалистов. Её новизна заключается в том, что она является одновременно и диагностической и коррекционной и предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
 
Преимуществом программы и ее инновационным компонентом является наличие архива обученных и прошедших профилактическую коррецию,  автоматизированных выводов по каждому разделу программы, солидный блок статистики - обработанные результаты предоставлены в виде индивидуальных и групповых отчетов, в виде текстовых выводов и диаграмм, и в виде документа «Речевая карта».
 
В программе заложен алгоритм выставления оценки, который фиксирует каждый ответ ребенка и объективизирует полученный результат в виде индивидуального паспорта психолого-педагогического развития.
 
По сути это технология и как любой технологии ей свойственен принцип избыточности информации – это подробные авторские анкеты «Анамнез пациента», «Строение и подвижность речевого аппарата» и др., наличие около 900 коррекционно-развивающих упражнений.
 
Данная программа ставит на качественно новый уровень работу специалиста -  модернизируя, одновременно облегчает ее. И самое главное – она нравится детям!   
Центр «Цицерон» успешно сотрудничает на протяжении своего существования с дошкольными и школьными образовательными учреждениями Санкт-Петербурга в области применения инновационных технологий, получая положительные результаты у детей с когнитивными, психо-эмоциональными, речевыми проблемами.
 
В детских садах  программу «Цицерон.ЛОГО диакорр» успешно используют не только в диагностике и коррекции речи и высших психических функций, но и для подготовки к обучению в школе – созданы кружки «Цицерон», куда дети подготовительной группы с удовольствием ходят на протяжении года и в первом классе показывают хорошие результаты по чтению, письму, счету.
 
Е.М.:  Ни для кого не секрет, что современные дети стали меньше читать. Есть ли в Вашем Центре методики, способствующие не только обучению технике чтения, но и пониманию прочитанного и приобщению к чтению?

М.Н.: В нашем Центре работает «Студия чтения и письма», в которой в игровой занимательной форме детей подготавливают к осознанному чтению и грамотному письму. Обучение проводится  по авторской методике кандидата педагогических наук  Елены Михайловны Плюсниной, подтверждающей свою результативность в течение 15 лет и обладающей пролонгированным эффектом ( http://mpk-song.ru ).

Занятия предназначены для детей дошкольного (с 4-х лет) и младшего школьного возраста, проводятся в индивидуальной и групповой форме.  Методика эффективна в т.ч. для детей, имеющих особые возможности здоровья.
   
Для поддержания интереса к обучению в методике используются авторский дидактический материал: карточки, плакаты, игры. Дидактическая игра-конструктор «Читаем, считаем и пишем без запинки» не имеет аналогов в мире.
 
Дети учатся чтению и письму одновременно. Это дает возможность облегчить процесс овладения грамотой. А самое главное – им нравится это делать!
В результате прохождения курса занятий дети:
1. Обучаются чтению:
; формируют правильную технику чтения: без пропусков и замен букв, слогов, окончаний; интонационно выделяют начало и конец предложения;
; понимают смысл  прочитанного и могут его пересказать;
; любят читать, увеличивают объем словаря, накапливают знания, совершенствуют коммуникативные навыки;
2. Обучаются грамоте:
; предупреждают возникновение и корректируют ошибки языкового, слогового, звуко-буквенного анализа и синтеза; оптической дисграфии.
 
Дети обучаются не только осознанному чтению, но  и грамотному письму!
Авторская педагогическая технология обучения начальной грамотности имеет и  компьютерную программу, предназначенную для обработки полученных результатов. Объективизация результатов дает возможность специалисту более точно подобрать коррекционно-развивающий материал по чтению и письму индивидуально для каждого ребенка. В арсенале программы большой набор дидактического материала  - от  красочных слоговых таблиц  до 450 развивающих упражнений, большинство из которых в дидактике используются впервые.

Е.М.:  Как формировался творческий коллектив?

М.Н.: Сначала это было содружество единомышленников, которое до сих пор существует, а потом стали приходить специалисты, знакомые по предыдущим сферам деятельности. У нас хороший профессиональный коллектив, позитивный и жизнерадостный. Каждый специалист работает с семьей и ребенком, пытаясь достичь максимального взаимопонимания, работая не с нарушенными функциями, а с самим ребенком. И с детьми, и с родителями у нас складываются доверительные отношения, что помогает повышать мотивацию занятий.
 
Е.М.:  Я знаю, что Вы постоянно повышаете свою квалификацию и квалификацию своих сотрудников. Расскажите, как это помогает в работе.

 М.Н.: Мы осуществляем на постоянной основе научно-практическое сотрудничество с Федеральным центром повышения квалификации специалистов «Институт междисциплинарных исследований». Это позволяет использовать лучшие и новейшие компьютерные технологии, созданные в России, постоянно повышать квалификацию специалистов Центра «Цицерон» и получать положительные результаты в работе.

Е.М.:  Желаем вашему Центру дальнейших успехов!